Консультация "Причины детского обмана"
консультация (старшая группа) на тему

Петрушина Екатерина Сергеевна

Почему ребенок обманывае, пути решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл причины и методы детского обмана18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Причины детского обмана

Страх наказания. 

Дети боятся, что их накажут. Особенно если родители наказывают не в шутку и имеют в отношении детей нереалистичные ожидания. Например, мама хочет, чтобы пятилетняя дочка без напоминаний аккуратно складывала свою одежду и убирала со стола после еды. Когда ее спрашивают, сделала ли она это, она отвечает «да», даже если на самом деле об этом забыла. В результате мама жалуется на то, что ребенок врет, но под этим скрывается совсем другая проблема – завышенные ожидания по отношению к девочке. Ребенок просто справляется с ситуацией, как может. Учитывая, что девочка еще не все умеет и не имеет права голоса в семье, ложь – это просто способ адаптации.

       Когда в жизни ребенка много запретов.

Если в вашем лексиконе самое популярное слово «нельзя», то ребенок будет защищаться от этого ложью. «Это бабушка разрешила мне взять пирожное!» (а бабушки и дома не было). «У меня часы остановились, вот я и опоздал домой» и т.д. Для начала уменьшите количество запретов, оставив только те, что связаны с безопасностью и ключевыми моментами в режиме. Имея больше самостоятельности внутри определенных рамок, малыш будет чувствовать себя более свободным и, что важно, приобретет большую ответственность. Также ребенок с вашей помощью должен понять, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил).

Когда ребенок хочет показаться лучше, чем есть…

В дошкольном возрасте ребенок может рассказывать про свою невероятную силу, ловкость, ум, хотя взрослому будет очевидно: он выдает желаемое за действительное. Что это – ложь или фантазия? С точки зрения взрослого – ложь. С детской точки зрения – скорее, нет. Такая «ложь» дает возможность ребенку замахнуться на покорение новых вершин. Взрослому нужно поддержать реальное развитие способностей и, конечно, объяснить, что у каждого – свои таланты. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо показывать свои настоящие способности, чтобы не считали хвастуном. Но все же и этот симптом тревожен. Почему надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Возможно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки.

Под гнетом ваших ожиданий

Иногда ожидания родителей ложатся на детей тяжким грузом. Девочка желает учиться рисовать, а мама видит ее великой скрипачкой. Пока мамы нет дома, она с упоением рисует, а потом врет, что усердно занималась. Или ребенок с вполне средними задатками, которого хотят видеть «круглым отличником», начинает рассказывать о тотальной несправедливости учителей, оправдывая «недостаточный» уровень успехов. Это тревожный симптом. Подумайте, не противоречат ли ваши ожидания интересам и склонностям ребенка? Несправедливо заставлять его «вместо вас» достигать целей. У него свой путь, и, если вы поможете ему на этом пути, лжи будет гораздо меньше.

Ребенок сочиняет, но не обманывает, когда…
Придумывает во время игры. Например, что сломанная машинка – на самом деле секретный прибор. Игровые фантазии необходимы, ведь черезних в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта;

Рассказывает фантастическую историю. Возможно, он пересказывает свой сон, а может быть, просто у него «полет фантазии». Именно так становятся сказочниками и добрыми детскими писателями;

Выдумал что то  «безобидное», например что у него в коробке живет розовый слон. Или о том, что однажды летал как птичка. Сказочная и настоящая реальность переплетается, «раскрашивая» жизнь в более яркие краски;
Уверяет, что в доме живет монстр, которого он видел.
Такие фантазии, основанные на страхе, часты в возрасте 3–7 лет. В этом случае ребенку нужно помочь избавиться от страхов
.

Как воспитывать?

Сколько бы ни было педагогических приемов, воспитательных средств существует только три:

- отрицательная обратная связь (наказания, порицания, внушение и т.д. в случае неправильного поведения),

- позитивная (похвала, разные виды поощрений за правильное поведение)

- личный пример.


В случае, когда вы поймали ребенка на вранье, вы можете отругать его, наказать, лишить каких-то привилегий. На этот способ возлагаются наибольшие надежды: родитель ждет, что ребенок задумается и откажется ото лжи из боязни будущих наказаний. Для части детей, чувствительных и тревожных, безусловно, такой способ будет эффективен. Но, как мы уже знаем, боязнь наказания сама по себе провоцирует ложь.  Поэтому другая часть детей сделает только один вывод: врать нужно так, чтобы не попадаться. И продолжит оттачивать искусство лжи.

Конечно, вы можете применить и позитивную обратную связь: например, похвалить ребенка, когда, попав в ситуацию выбора, он все же нашел силы признаться и сказать правду. Или можете приводить ему в пример сильные личности (из кинофильмов, книг или жизни), предпочитающие правду лжи. Это, скорее, профилактический способ, и он не работает в «острой» ситуации.
Что касается лжи, главным способом ее предотвращения является личный пример. Вы никогда не убедите ребенка, что врать плохо, если просите его сказать, что вас нет дома, не желая отвечать на телефонный звонок. Или, вежливо отказываясь от приглашения в гости, куда не хотите идти, скажете, что плохо себя чувствуете. Дети чутко улавливают ложь в нашем с вами поведении, иначе откуда они узнали бы о ней? Определите, какой именно тип лжи применяет ваш ребенок, и присмотритесь к своему поведению. Как говорили древние, и в случае с ложью это на 100% верно, «начни с себя».
                                                              Педагог – психолог Петрушина Е.С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана."

Проект "Я скажу вам без обмана: краше нету сарафана." направлен на  воспитание у дошкольников интереса к культуре, традициям, истории родного края....

"Создание условий для интерактивного взаимодействия педагогов с целью обмена инновационным опытом, идеями, самообучения и взаимообучения для профессионального развития, повышения уровня профессиональной компетентности"

       На сегодняшний день все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в со...

Психология детского обмана

В статье ответ на вопрос: "Почему дети обманывают нас?" Описание зарождение обмана и методы предотвратить это....

Детские обманы

Постарайтесь вспомнить или представить себя в детстве, как после обмана один из родителей нависает над вами, что-то кричит или машет руками и ремнем. Вспомните, Ваши чувства, о чем вы думали, чего Вам...

Консультация для родителей на тему "Детские обманы"

Подготовила: Воспитатель Литвиненко Полина Андреевна...