Методики, направленные на измерение гендерной устойчивости дошкольников
материал по теме

Жирова Екатерина Николаевна

Представленные методики позволят педагогу выявить уровень сформированности гендерной устойчивости у дошкольников по трем показателям: полоролевая идентификация, сформированность представлений детей о специфике использования предметов в соответствии с полоролевым поведением, полоролевая воспитанность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodiki.doc634 КБ

Предварительный просмотр:

Методики, направленные на измерение гендерной устойчивости дошкольников

  1. Стандартизированная беседа «Мальчики и девочки»  по Н.Е. Татаринцевой

Цель:  выявление представления детей об особенностях образа «Я» в соответствии с гендерной принадлежностью.

Содержание беседы с дошкольниками

1. Как тебя зовут?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Мальчик и девочка – одинаковые или разные?

4. В какие игры играют мальчики, а в какие – девочки?

5. С кем интереснее играть – с мальчиками или девочками?

6. Какие девочки (мальчики) тебе нравятся?

7. Когда вырастешь, будешь мамой или папой  (тётей или дядей)?

8. Кто в семье самый сильный?

9. Кто в семье создает уют в доме?

10. Что в семье делают папа и мама?

Ответы детей фиксировались в протоколе. При последующем анализе за каждый верный ответ детям начислялся 1 балл.

Оценка результатов беседы:

  • 9-10 баллов – высокий уровень сформированности представлений о гендерной принадлежности;
  • 5-8 баллов – средний уровень сформированности представлений о гендерной принадлежности;
  • 0-4 балла – низкий уровень сформированности представлений о гендерной принадлежности.

2. Тестовое задание «Выбор игрушки»

Цель: выявление представлений детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

Суть эксперимента заключается в том, что мальчикам и девочкам предлагаются различные карточки с изображением игрушек (машинки, куклы, посуда, кубики, солдатики, скакалки и пр.). Ребенок должен сначала назвать игрушки, потом разложить их в две коробки: в красную — игрушки для мальчиков, в синюю — игрушки для девочек. Свои действия ребенок сопровождает пояснениями.

Оценка результатов тестирования:

 Высокий уровень — ребенок самостоятельно выполняет задание, действия сопровождает пояснениями. Средний уровень – ребенок справляется с заданием с небольшой помощью взрослых, действия частично сопровождает пояснениями. Низкий уровень – ребенку требуется помощь педагога, действия не поясняет.

Описание: 4I2K6HKCHUA.jpgОписание: 4VR5GJrl1N4.jpgОписание: 9HwiCKLw2ds.jpgОписание: fGrFFQ-d3H4.jpgОписание: g7vB1Kfi1p4.jpgОписание: HWfXClPM8_A.jpgОписание: kpCh3p0Id6M.jpgОписание: KWVKiMqSbEo.jpgОписание: L7pyPRuagj0.jpgОписание: lfdtKBaHAik.jpgОписание: mPFXDT-ba10.jpgОписание: nwHdN0teMIQ.jpgОписание: OGOwedH1LAo.jpgОписание: pYz5h81dcDc.jpgОписание: qEvMrvigZfA.jpgОписание: rzPwr6z_xXY.jpgОписание: yCokBeppDJs.jpgОписание: zoXhnF-P_yk.jpg

  1. Стандартизированное наблюдение по И.П. Шелухиной

Цель: определение соответствия поведения детей в естественных условиях жизнедеятельности мужским и женским признакам и качествам личности.

В ходе наблюдения отслеживались:

1. Сформированность представления дошкольников о своём гендерном образе;

2. Сформированность представления о различиях полов;

3. Наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;

4. Сформированность представлений от элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и к сверстникам своего и противоположного пола;

5. Наличие качеств мужественности и женственности;

6. Постоянство в проявлении способов поведения, соответствующих гендерной принадлежности, в различных ситуациях жизнедеятельности.

Оценка показателей полоролевой воспитанности детей осуществлялась по следующим критериям:

  • наблюдаемые характеристики преимущественно оцениваются 3 баллами – высокий уровень соответствия поведения ребенка его гендерной принадлежности;
  • наблюдаемые характеристики преимущественно оцениваются 2 баллами – средний уровень соответствия поведения ребенка его гендерной принадлежности;
  • наблюдаемые характеристики преимущественно оцениваются 1 баллом – низкий уровень соответствия поведения ребенка его гендерной принадлежности.

Наблюдение

(критерии полоролевой воспитанности дошкольников)

Высокий уровень:

  • представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
  • адекватные представления о различиях полов (во внешности, в поведении (дети знают, что мальчики и мужчины должны быть смелыми, честными, храбрыми, не должны постоянно и по любому поводу плакать, быть защитниками и т.д., девочки должны быть добрыми, ласковыми понимающими, отзывчивыми, заботливыми, не должны драться, должны носить платья, юбки и т.д.);
  • наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры (интерес к поведенческим проявлениям взрослых своего и другого пола, интерес к внешнему виду взрослых, интерес к поведению взрослых в семье, интерес к социальным ролям взрослых в зависимости от пола);
  • наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола (признаки женственности – отсутствие излишней суеты, ориентация на взаимоотношения, предпочтение игрушек для девочек (настольные игры, куклы мягкие игрушки и т.д.), предпочтение женской одежды, прически, аккуратность, отсутствие желания руководить, ориентация на «девичьи» игры (дочки – матери и т.д.), отсутствие потребности во вступление в конкуренцию, низкий уровень агрессивности, женственные манеры (движения тела, поступь, эмоциональность, жестикуляция, звук голоса, мимика, смех); признаки мужественности – храбрость, смелость, самостоятельность, непосредственность, простота, уважительное отношение к девочкам и женщинам, целеуствемленность, настойчивость, внешний вид);
  • наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности (представлено выше);
  • постоянство проявления мужского (женского) поведения в различных реальных и игровых ситуациях (девочки: скромность, нежность, мягкость, терпение, умение мирно разрешать конфликтные ситуации; мальчики: способность постоять за себя, выносливость, эмоциональная устойчивость, культура поведения по отношению к девочкам).

Средний уровень:

  • представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • представления о различиях полов частичные – о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
  • фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
  • наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
  • отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

  • представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • отсутствие представлений о различиях полов;
  • отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
  • проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика С. Лиепинь для изучения устойчивости, распределения и переключения внимания

Методика диагностики устойчивости, распределения и переключения внимания...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

     В современной науке используются два термина:       Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Развитие эмоциональной устойчивости дошкольников средствами физической культуры.

Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает важное место....

Игры, направленные на развитие психологической устойчивости

Рекомендации педагогам и родителям по организации игр для развития у детей психологической устойчивости....

Игровые методики, направленные на развитие коммуникативного поведения старших дошкольников

В наше бурное время, не владея навыками коммуникации, человеку трудно будет адаптироваться к социальной среде. В данной публикации представлены коммуникативные упражнения, которые просто необходимы тр...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...