"Зачем играть с детьми?"
материал на тему

Шаулина Ирина Владимировна

В данном материале я хочу рассказать,как и зачем надо играть  с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zachem_igrat_s_detmi.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Зачем играть с детьми?»

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

                                                                                           Сухомлинский В. А

Вы, конечно, знаете, что игра – это важнейшая форма активности ребенка. Психологи  утверждают, что развитие ребенка происходит только в том случае, если он сам активно включается  в разные виды деятельности. Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания  и психического развития вид деятельности.

   При переходе от младенчества к раннему, а от него и к дошкольному возрасту происходит смена ведущих видов  деятельности. За этот небольшой период жизни дети овладевают элементарными формами общения, начинают ориентироваться в мире окружающих их вещей, осваивают основные способы действий с разнообразными предметами быта, игрушками. Именно в этот период ребенок приобретает главные человеческие качества и у него начинает формироваться определенное отношение к окружающему миру.  После года начинается новый этап развития ребенка. Младенчество вооружило его умением смотреть, слушать и управлять движениями рук. С этого времени ребенок чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми.

- с 2-х до 3-х лет:
• Сначала ребенка знакомьте с предметами (например, кукла или машинка).
• Учите выполнять действия с этими предметами (куколку надо побаюкать, а машинку везти)
• Усложняйте правила игры, появляются несколько предметов и несколько действий: куклу сначала баюкают, затем укладывают в кровать (появляется второй предмет и второе действие), накрывают одеялом (появляется третий предмет и третье действие).
• У ребенка до трех лет еще не сформировалось свое «Я». Ребенок отождествляет себя со взрослыми, поэтому он проецирует взрослую жизнь на себя через игру. Хотя это еще не полноценная игра, а только ее начало – в игре отсутствует диалог.

Игра вносит разнообразие в монотонную деятельность и позволяет детям отдохнуть,  снимает напряжение и развивает интеллектуальные и творческие способности ребенка. Особое значение имеют игры для самых маленьких. Все пальчиковые игры  развивают мелкую моторику, зрительную и кинестетическую память, - это тоже способ приобщения ребенка к воображаемому миру. Для маленьких - это самые примитивные ситуации, но разыгрывать их могут только старшие, взрослые. Они не учат игре, они к игре приобщают, и весь это опыт игры входит в первую очередь в подсознание ребенка, а уж потом - и в сознание, в память.

 Подсознание - кладовая образов, ситуаций, чувств и впечатлений, не слов, но интонаций и эмоций. Правое полушарие человеческого мозга с момента рождения уже готово воспринимать все это, поэтому дети, не зная языка, понимают ваши чувства. Именно через правое полушарие ребенка взрослые могут знакомить его с миром, и путь этот - игра.

 Дошкольники с помощью обучающих игр овладевают навыками самоконтроля, произвольной концентрации внимания. Обучающие сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные, настольно-печатные игры в любом возрасте раскрепощают, учат рассуждать и применять свои знания на практике, по-разному подходить к одной и той же проблеме, развивают гибкость мышления, креативность и психологическую устойчивость. 
Именно поэтому так важно как можно больше играть с детьми. Ведь игра – это еще и замечательная возможность лучше узнать наклонности и интересы своего ребенка, с пользой провести свободное время и установить теплые дружеские отношения в семье.

Ведущая деятельность (по возрастной периодизации Эльконина) ребенка будет:
до 1 года: эмоциональное общение с матерью
1 год – 3 года - предметное манипулирование (и здесь уже очень важны пальчиковые игры)
3 года – 6(7) лет:(по возрастающей) - игра предметная; сюжетная игра; сюжетно-ролевая игра
6(7) лет – 10(12) лет: учебная деятельность
11/12 лет – 14/15 лет: межличностное общение со сверстниками
Продолжительность игры зависит от возраста и особенностей развития ребенка. С малышами не рекомендуется играть более 10-15 минут. Для детей 5-6 лет время занятий можно постепенно увеличить, тем самым подготавливая ребенка к школе. Интересный способ игры - интерактивный. Лучше всего, если ребенок играет в паре с мамой, папой, с воспитателем,  сверстником. Именно при работе в парах  позволяет внести в игру элементы соревновательности, рождают волю к победе. К тому же здесь существует возможность поменяться ролями: ребенку на время стать педагогом, а педагогу-ребенком. Когда ребенок сам пытается научить чему-то свои игрушки или вас, говорит и рассуждает, он понимает и запоминает в несколько раз больше информации, чем когда слушает.
Перед началом любой игры вам следует рассказать подробнее о правилах: сколько человек играет, какая игра  ждет, что нового дети в ней смогут узнают, как нужно играть, кто считается победителем и т.д. Обязательно хвалите и поощряйте ребенка за проявленную сообразительность и наблюдательность, за те усилия, которые он приложил, чтобы найти правильный ответ. Отмечайте особенно значимые результаты каким-нибудь маленьким призом. Покажите ребенку, что вы искренне гордитесь им, тогда у него будет стимул к освоению более сложного материала. Если ребенку трудно даются какие-то задания, а также если игра не вызывает у него особенного интереса, он вяло и неохотно отвечает на вопросы, не стоит его ругать или  наказывать.

Вполне возможно, что вы выбрали игру слишком простую для ребенка или слишком сложную. Обе этих крайности не принесут пользы, а лишь разовьют неуверенность в собственных силах. Когда задания вызывают у ребенка затруднения, помогите ему. Но не делайте все за ребенка, лишь дайте несколько подсказок, направьте его деятельность и размышления в нужную сторону. Игры интенсивно вовлекают ребенка в иное психологическое состояние, рождают чувство азарта, активизируют интеллектуальные процессы. Поэтому не останавливайте игру, когда ребенок особенно возбужден и увлечен игровой ситуацией, ходом действий. И, конечно, обязательно помните, что игра – это добровольное занятие. Играть нельзя по приказу, это не долг и не обязанность. Не заставляйте ребенка играть только потому, что так решили вы. Доверьте ему самому выбрать себе игру, заинтересуйте его новыми открытиями, которые ждут его в ней, и вы увидите, с каким удовольствием ваш ребенок учится, играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Зачем играть в театр?"

Вид проекта: творческий.Продолжительность проекта: средней продолжительности.Сроки реализации проекта: декабрь 2011-март 2012 г.Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели групп...

Как и зачем играть с ребёнком?

Рекомендация родителям детей от 1 -3 лет...

зачем играть с детьми в мяч?

консультация для родителей "Зачем играть с детьми в мяч?"...

Беседа с родителями Тема: «Зачем играют дети» Воспитатель Шашкова Светлана Григорьевна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Беседа с родителями Тема:  «Зачем играют дети»Воспитатель Шашкова Светлана ГригорьевнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Статья для родителей. Зачем играть с детьми в пальчиковые игры?

В данной статье я постаралась показать роль и важность пальчиковых  игр для развития речи детей, начиная с ранеего возраста....

Консультация для родителей "Сюжетно - ролевые игры или зачем играть с ребенком"

    «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого - деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэто...

Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период

Игры с детьми1 младшей группы в адаптационный период...