Дидактические игры для ознакомления детей раннего возраста со свойствами предметов
учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна

«Живые цветочки»

(для детей 2-3 лет)

 

Цель:

Ø Расширять знания детей о мире цветов.

Ø Развивать культуру речи, логическое мышление, цветовое восприятие, ориентировку в пространстве.

Ø Закреплять представление о цвете и оттенках.

Ø Воспитывать любовь к природе.

Материал: картонные цветочки, окрашенные в хроматические, ахроматические и оттеночные цвета.

 

Ход игры.

Воспитатель раздает детям цветы.

Воспитатель. Как называются ваши цветы?

Дети. Мак, ромашка, одуванчик, василек, астра.

Воспитатель. Рассмотрите, каких цветов и оттенков ваши цветы.

Дети. Мак – красный, ромашка – белая, одуванчик – желтый и так далее.

Воспитатель предлагает детям наложить цветы на панно в соответствии  со своим цветком.

 

Рекомендации по использованию в практике работы. Панно «Живые цветочки» применяются на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речи, познавательному развитию, по рисованию, на прогулке летом «Рассматривание клумбы с цветами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Во саду ли, в огороде»

(для детей 2-3 лет)

 

Цель:

Ø расширять знания детей о растительном и животном мире,

Ø развивать культуру речи, логическое мышление, цветовое восприятие, мелкую моторику рук,

Ø воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие.

 

                                                       Ход игры.

 

На стене висит панно. Оно закрыто покрывалом. Дети сидят на стульях лицом к панно. Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Педагог открывает панно и рассматривает с детьми картину. Затем  предлагает малышам отправиться  в сад и огород.

В процессе игры дети с помощью воспитателя обыгрывают персонажей картины (поливают вместе с собачкой цветы из лейки и собирают вместе с зайцем в корзинку морковь).

 

Рекомендации по использованию в практике работы.

Панно «Во саду ли, в огороде» используется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речи, познавательному развитию, театральной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дидактический коврик «Веселая поляна».

(для детей младшего возраста от 2 до 3 лет)

Цель:

Ø Учить детей ориентировке на плоскости;

Ø Активизировать, обогащать и развивать словарный запас;

Ø Развивать мелкую моторику рук, сенсорные и творческие способности, логическое мышление;

Ø Закреплять знания о форме, цвете, величине, счете;

Ø Формировать образные представления;

Ø Воспитывать самостоятельность и творчество;

Материал:

-               поролон,

-               пряжа (зеленого, коричневого, белого, красного, черного, серого, желтого, синего цветов),

-               молния,

-               пуговицы разного цвета и размеров,

-               контактная лента черного и белого цвета,

-               материал: тафта голубого и зеленого цветов.

 

Ход игры.

Вариант 1

Воспитатель рассказывает детям сказку. По словесной инструкции воспитателя дошкольники самостоятельно выкладывают дополнительные детали на коврик.

Пример.

Воспитатель говорит: «Ёжик пошел гулять по дорожке к домику за грибочками». Дети выкладывают последовательно детали: ежик, дорожка, домик, грибы и т.д.

 

Вариант 2

Воспитатель предлагает детям создать самостоятельно картинку на коврике, используя дополнительные детали: деревья, грибы, цветочки, дорожка, солнце, дождик, тучка, ежик, бабочки.

С помощью воспитателя дети составляют рассказ, состоящий из 2-3 предложений.

Рекомендации по использованию дидактического коврика «Веселая поляна». Коврик «Веселая поляна» применяется на занятиях по развитию речи, по познавательному развитию, в различных играх и в самостоятельной деятельности детей.

Размер коврика 1x1 м2. Фон для аппликации зеленого и голубого цвета. Детали из различных тканей и пряжи пристегиваются на пуговицах, прикрепляются на «липучках» и молнии.

 

Воздушные шары

 

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материал.

Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики.

Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками — ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Ход игры.

 Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на флане­леграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось — синий шарик привязан к синей ни­точке» и т. п.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрячь мышку

 

Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах.

Словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 X 15 см), посередине белый квадрат (8X8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цве­тов — дверцы (10Х10 см), большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера — цветные листы 10X8 см, белые квадраты на них 5X5 см, цветные квадраты 6X6 см .

Ход игры.

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цве­тов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»: «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.

Детям раздается по одному листочку — «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ва­ших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки». Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить поло­жение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправ­лена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо игра­ли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допу­щены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек». При повторном проведении игры детям раздается по три «до­мика». Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.

 

 

 

Подбери по цвету

Вариант 1.

Дидактическая   задача.   Закреплять   представления   о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назна­чения).

Материал. У каждого ребенка карточка (30 X 20 см), разде­ленная на шесть клеток (10 X 10 см) разных цветов; мелкие картон­ные силуэты игрушек — по одному каждого цвета.

Ход игры.

 Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это — что? (Показывает крас­ную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит ма­шины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает. «Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая — красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек.

«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Приклады­вает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

Вариант 2

Дидактическая задача. Закреплять   представления   о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назна­чения).

Материал. Кукла. Раздаточный: те же карточки-«коврики», по две игрушки-силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета. Кроме картона, следует использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т.д.).

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету»: «Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каж­дой клеточке спрячется по две игрушки. Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом — оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней по­смотрим, как вы подобрали игрушки».

В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного мате­риала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно».

 

Вариант 3

Дидактическая задача. Та же, что в первом и втором варианте игры, только используются не предметные игрушки, а гео­метрические формы.

Материал.   Кукла.   Раздаточный:   карточки-«коврики»,   по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

 

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только я вам раздала не игруш­ки, а фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть по две фигурки одинакового цвета, на такую же клеточку вы их положите. Есть и по три фигурки одного цвета, значит, на такой же клеточке их нужно положить рядом. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится».

Кукла Таня подводит итог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Украсим елочку

 

Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Материал. Планшет (30 X 50 см) с графическим изображе­нием елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.

Ход игры.

 

Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети,— говорит воспитатель,— совсем недавно, на ново­годнем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками.

Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас — игрушки опреде­ленных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблю­дают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые. Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОРМА

Какие бывают фигуры!

Вариант 1

 

Дидактическая задача. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты.

Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов — по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

 

Ход игры.

Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзи­ночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынима­ет красные и синие круги и квадраты.) Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают

нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку.

«Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это — квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, — палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол — палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспита­тель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.

«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-ни­будь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.

Кукла Таня хвалит детей, правильно выполнивших задание.

 

Вариант 2

 

Дидактическая задача. Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоуголь­ник, круг — овал.

 

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фи­гуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Разда­точный: по две фигуры каждой формы меньшего размера.

Ход игры.

 

Как и на предыдущем занятии, используется игровой прием (кукла приносит фигуры). Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке — треугольник. Опять проводится обследование формы путем обведения контура фигуры пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям отобрать треугольники и сло­жить их вместе.

Затем сопоставляет квадрат с прямоугольником, дошкольники обводят фигуры пальцем, выясняют, что прямоугольник похож на квадрат, но длиннее. Дети складывают вместе сначала квадраты, потом прямоугольники.

Аналогично проводится сопоставление овала с уже знакомым кругом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери фигуру

 

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подби­рать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометри­ческих форм приемом обведения и накладывания.

Материал.

·        Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.

·         Раздаточный; карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

 

Ход игры.

Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и оши­бочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложи­те все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисован­ными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении — класть.

В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме — круг, квадрат, овал, треу­гольник, прямоугольник».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Найди предмет такой же формы

 

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треуголь­ник, прямоугольник, овал), по три-четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

 

Ход игры.

 

Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические фигуры, на втором — предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет».

Педагог катит обруч к ребенку (первым следует выбирать наибо­лее смышленого воспитанника). Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается; если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Вызванный ребенок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет перекладывают рядом с кру­гом. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предла­гает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геометрическое лото

 

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воз­душный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина).

 

Ход игры.

 

В игре принимает участие пять детей. Воспи­татель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением пред­метов нужной формы.

Воспитатель помогает детям правильно на­звать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоуголь­ная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу- Затем дети меняются образцами друг с другом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Найди цветок для бабочки»

 

Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Материал; четыре цветка, выполненных из картона (красный,синий, желтый ); четыре плосткостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти  сови цветы- посадить на такой  цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

 

Игра «Спрячь мышку»

        

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

Материал: плосткостные домики-норки красного, синего,  желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога « двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти

 

 

 

 

 

 

Игра «Чудо –паровоз»

        

Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.

         Материал: плосткостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого; пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов( по 2 шт. каждого цвета)

         Ход игры: Предложить детям помочь паровозику- починить его (подарить ему новые колеса)

Варианты выполнения задания:

а) подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;

б) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого)

в) подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

 

 

 

Игра «Найди друга»

        

Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

         Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен

            Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: « У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

 

 

 

Игра «Фигурка-заплатка»

    

     Цель: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность.

     Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого цветов соответствующей формы

     Ход игры: рассмотреть карточку с геометрическими фигурками, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия

 

Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»

        

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности; знать и обозначать словом величины: широкая, короткая

Материал: деревянные кирпичики красного, желтого; игрушки – машины желтого, красного цветов

Ход игры: Педагог предлагает построить разные дорожки:  узкую желтую дорожку  для желтой машины, широкую  красную дорожку для красной машины, и наоборот.

 

 

 

 

 

 

Игра «Сложи картинку»

         Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.

         Материал: карточки с аппликацией  гусеницы, цыпленка, домика, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.

         Ход игры: Дети рассматривают картинку и ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей

5) Игра « Пирамидка»

         Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.

         Материал: пирамидка среднего размера  с колечками разного диаметра красного, синего, желтого, белого цветов.

Ход игры: педагог разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее заново.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 (Образец картинки)

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Части картинки)image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образец и части картинки (игра «Сложи картинку)

 

 

 

 

image

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Звягина Ольга Николаевна                

Дидактические игры

для ознакомления детей

раннего возраста со свойствами предметов

«Живые цветочки»

(для детей 2-3 лет)

Цель:

  • Расширять знания детей о мире цветов.
  • Развивать культуру речи, логическое мышление, цветовое восприятие, ориентировку в пространстве.
  • Закреплять представление о цвете и оттенках.
  • Воспитывать любовь к природе.

Материал: картонные цветочки, окрашенные в хроматические, ахроматические и оттеночные цвета.

Ход игры.

Воспитатель раздает детям цветы.

Воспитатель. Как называются ваши цветы?

Дети. Мак, ромашка, одуванчик, василек, астра.

Воспитатель. Рассмотрите, каких цветов и оттенков ваши цветы.

Дети. Мак – красный, ромашка – белая, одуванчик – желтый и так далее.

Воспитатель предлагает детям наложить цветы на панно в соответствии  со своим цветком.

Рекомендации по использованию в практике работы. Панно «Живые цветочки» применяются на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речи, познавательному развитию, по рисованию, на прогулке летом «Рассматривание клумбы с цветами».

«Во саду ли, в огороде»

(для детей 2-3 лет)

Цель:

  • расширять знания детей о растительном и животном мире,
  • развивать культуру речи, логическое мышление, цветовое восприятие, мелкую моторику рук,
  • воспитывать бережное отношение к природе, трудолюбие.

                                                       Ход игры.

На стене висит панно. Оно закрыто покрывалом. Дети сидят на стульях лицом к панно. Звучит мелодия русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

Педагог открывает панно и рассматривает с детьми картину. Затем  предлагает малышам отправиться  в сад и огород.

В процессе игры дети с помощью воспитателя обыгрывают персонажей картины (поливают вместе с собачкой цветы из лейки и собирают вместе с зайцем в корзинку морковь).

Рекомендации по использованию в практике работы.  

Панно «Во саду ли, в огороде» используется на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, по развитию речи, познавательному развитию, театральной деятельности.

Дидактический коврик «Веселая поляна».

(для детей младшего возраста от 2 до 3 лет)

Цель:

  • Учить детей ориентировке на плоскости;
  • Активизировать, обогащать и развивать словарный запас;
  • Развивать мелкую моторику рук, сенсорные и творческие способности, логическое мышление;
  • Закреплять знания о форме, цвете, величине, счете;
  • Формировать образные представления;
  • Воспитывать самостоятельность и творчество;

Материал:

  • поролон,
  • пряжа (зеленого, коричневого, белого, красного, черного, серого, желтого, синего цветов),
  • молния,
  • пуговицы разного цвета и размеров,
  • контактная лента черного и белого цвета,
  • материал: тафта голубого и зеленого цветов.

Ход игры.

Вариант 1

Воспитатель рассказывает детям сказку. По словесной инструкции воспитателя дошкольники самостоятельно выкладывают дополнительные детали на коврик.

Пример.

Воспитатель говорит: «Ёжик пошел гулять по дорожке к домику за грибочками». Дети выкладывают последовательно детали: ежик, дорожка, домик, грибы и т.д.

Вариант 2

Воспитатель предлагает детям создать самостоятельно картинку на коврике, используя дополнительные детали: деревья, грибы, цветочки, дорожка, солнце, дождик, тучка, ежик, бабочки.

С помощью воспитателя дети составляют рассказ, состоящий из 2-3 предложений.

Рекомендации по использованию дидактического коврика «Веселая поляна». Коврик «Веселая поляна» применяется на занятиях по развитию речи, по познавательному развитию, в различных играх и в самостоятельной деятельности детей.

Размер коврика 1x1 м2. Фон для аппликации зеленого и голубого цвета. Детали из различных тканей и пряжи пристегиваются на пуговицах, прикрепляются на «липучках» и молнии.

Воздушные шары

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами путем подбора по образцу.

Словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материал. 

Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15X0,5 см) шести цветов. Шесть кругов таких же цветов (диаметр 10 см). Это ниточки и шарики.

Раздаточный: полоска белой бумаги с наклеенными цветными полосочками — ниточками в спектральном порядке, шесть кружков тех же цветов.

Ход игры.

 Воспитатель сообщает детям, что они будут играть в игру «Воздушные шары»: «Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещает на равных расстояниях вертикально шесть полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета». Берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему, хвалит: «Вот как у Тани хорошо получилось — синий шарик привязан к синей ниточке» и т. п.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал (кружочки на подносиках), и ребята самостоятельно проделывают ту же работу. Воспитатель проходит по рядам и предлагает исправить допущенные ошибки.

Спрячь мышку

Дидактическая задача. Закреплять у детей представления о шести цветах.

Словарь: названия шести цветов спектра — «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20 X 15 см), посередине белый квадрат (8X8 см), на котором нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов — дверцы (10Х10 см), большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера — цветные листы 10X8 см, белые квадраты на них 5X5 см, цветные квадраты 6X6 см .

Ход игры.

Воспитатель говорит детям, что они будут играть в игру «Спрячь мышку»: «Сначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики (расставляет три домика на демонстрационной доске, рядом кладет шесть квадратов всех цветов). Видите, в окошки выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку». Вызывает по очереди трех детей и предлагает им «закрыть окошко» (прикалывает булавками цветные квадраты), выясняет, все ли окошки хорошо закрыты. Если кто-либо допустил ошибку, вызывает ребенка для ее исправления. «Теперь никто не видит окошки?» Достает спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей»: «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит, не найдя мышку.

Детям раздается по одному листочку — «мышкиному домику» (сидящим рядом следует давать листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячете своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших подносиках, квадрат такого же цвета, как домик вашей мышки». Когда все дети выполнят задание, кошка снова «идет на охоту». Воспитатель крадущимся шагом с кошкой в руках проходит по рядам и смотрит, у кого мышка «плохо спряталась». При этом надо дать возможность детям, которые ошиблись, исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой.

В конце игры подводится итог: «Все сегодня очень хорошо играли, все спрятали своих мышек, только некоторые ребята (называет имена) ошиблись (указывает, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек». При повторном проведении игры детям раздается по три «домика». Сидящим рядом детям даются листочки разных цветов.

Подбери по цвету

Вариант 1.

Дидактическая   задача.   Закреплять   представления   о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Материал. У каждого ребенка карточка (30 X 20 см), разделенная на шесть клеток (10 X 10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек — по одному каждого цвета.

Ход игры.

 Воспитатель: «Дети, мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину.) Правильно, машина. А это — что? (Показывает красную.) Правильно, тоже машина. А чем они отличаются? (Держит машины рядом.)» Если дети затрудняются в ответах, воспитатель помогает. «Они совсем одинаковые? А в чем разница? Правильно, одна из них синяя, а другая — красная, они отличаются по цвету». Так же выясняются цвета остальных игрушек.

«А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она на ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета, она будет видна». Прикладывает поочередно красную машину к красной и синей клеточке и спрашивает детей, на какой из них машина «спряталась». То же проделывает с синей машиной.

Дети выполняют задание, воспитатель проверяет и оценивает результат работы.

Вариант 2

Дидактическая задача. Закреплять   представления   о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов (формы, величины, функционального назначения).

Материал. Кукла. Раздаточный: те же карточки-«коврики», по две игрушки-силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки разных цветов и разные игрушки одного цвета. Кроме картона, следует использовать и другие материалы (плотную ткань, пластмассу, пластилин и т.д.).

Ход игры.

Воспитатель напоминает детям, что они уже один раз играли в игру «Подбери по цвету»: «Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке спрячется по две игрушки. Подберите сначала красные игрушки и положите на красную клеточку, потом — оранжевые и так все остальные. Когда вы закончите, мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки».

В конце игры кукла Таня объясняет: «Сегодня вы подбирали игрушки по цвету, хотя они были совсем разные и из разного материала. Все очень хорошо играли, только сначала некоторые ребята ошибались, но потом они тоже все сделали правильно».

Вариант 3

Дидактическая задача. Та же, что в первом и втором варианте игры, только используются не предметные игрушки, а геометрические формы.

Материал.   Кукла.   Раздаточный:   карточки-«коврики»,   по две-три геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины (используются разные материалы).

Ход игры.

Воспитатель: «Дети, сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только я вам раздала не игрушки, а фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть по две фигурки одинакового цвета, на такую же клеточку вы их положите. Есть и по три фигурки одного цвета, значит, на такой же клеточке их нужно положить рядом. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится».

Кукла Таня подводит итог.

Украсим елочку

Дидактическая задача. Учить детей группировать оттенки (по два оттенка каждого из шести цветов), подбирать их по слову, обозначающему цвет.

Материал. Планшет (30 X 50 см) с графическим изображением елочки, силуэтные изображения игрушек (по два оттенка каждого цвета спектра) из цветной бумаги.

Ход игры.

Детям раздают силуэтные изображения елочных игрушек. На мольберт ставится планшет с изображением елочки. «Дети,— говорит воспитатель,— совсем недавно, на новогоднем празднике в детском саду, все вы весело танцевали вокруг красивой, нарядной елки, украшенной разноцветными игрушками.

Деду Морозу, который был на нашем празднике, очень понравилось, как вы рассказывали стихи, пели песни. Когда Дед Мороз уходил, он просил передать вам эту маленькую елочку. Давайте украсим ее разноцветными игрушками. У каждого из вас — игрушки определенных цветов. Я буду называть какой-нибудь цвет, и те из вас, у кого есть игрушка такого цвета, подойдет к елочке и повесит на нее. Сначала повесим на елочку красные игрушки». Дети, у которых есть красные игрушки, украшают ими елку. Остальные ребята наблюдают, правильно ли выполняется задание. За красными игрушками на елочку вешаются оранжевые, желтые, зеленые, синие, фиолетовые. Затем все вместе любуются нарядной елочкой и по просьбе воспитателя называют цвета игрушек, висящих на ней.

ФОРМА

Какие бывают фигуры!

Вариант 1

Дидактическая задача. Познакомить детей с двумя формами: кругом и квадратом. Учить обследовать геометрические фигуры (обводить пальцем контуры, называть их).

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные круги и квадраты.

Раздаточный: круги и квадраты из картона разных цветов — по три фигуры каждой формы для каждого ребенка (в конвертах).

Ход игры.

Воспитатель: «К нам в гости пришла кукла Таня. Она что-то принесла. Давайте посмотрим, что у нее в корзиночке. (Взрослый достает из корзиночки пакет, а из пакета вынимает красные и синие круги и квадраты.) Оказывается, она принесла нам разные фигуры. Вот это, дети, круг. Я обведу его пальцем, вот так. А теперь ко мне подойдет Лена и покажет кукле Тане, как надо обводить пальчиком круг. Правильно, Лена, садись. Давайте все вместе нарисуем пальчиками в воздухе кружок». Все делают

нужное движение. При необходимости воспитатель вызывает ребенка, не справившегося с заданием, и предлагает выполнить движение одновременно с остальными детьми, помогает ребенку.

«Как называется эта фигура? Правильно, это круг. А вот это — квадрат. Я тоже обведу его пальцем, только теперь у меня палец двигается вот так: прямо, потом угол, — палец повернул вниз, снова повернул, и снова угол — палец пошел вверх. Теперь все вместе покажем пальчиком в воздухе квадрат». Далее воспитатель попеременно показывает картонные фигуры (круги и квадраты) и спрашивает их название у отдельных детей.

«А теперь достаньте фигурки из своих конвертов и разложите их на две группы: в одной квадраты, в другой круги». Если кто-нибудь ошибается, воспитатель предлагает обвести фигуру пальцем по контуру.

Кукла Таня хвалит детей, правильно выполнивших задание.

Вариант 2

Дидактическая задача. Познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником, давая их в паре с уже знакомыми: квадрат — треугольник, квадрат — прямоугольник, круг — овал.

Материал. Кукла. Демонстрационный: крупные картонные фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал. Раздаточный: по две фигуры каждой формы меньшего размера.

Ход игры.

Как и на предыдущем занятии, используется игровой прием (кукла приносит фигуры). Воспитатель показывает детям квадрат и треугольник, спрашивает, как называется первая фигура. Получив ответ, говорит, что в другой руке — треугольник. Опять проводится обследование формы путем обведения контура фигуры пальцем. Фиксирует внимание на том, что у треугольника только три угла. Предлагает детям отобрать треугольники и сложить их вместе.

Затем сопоставляет квадрат с прямоугольником, дошкольники обводят фигуры пальцем, выясняют, что прямоугольник похож на квадрат, но длиннее. Дети складывают вместе сначала квадраты, потом прямоугольники.

Аналогично проводится сопоставление овала с уже знакомым кругом.

Подбери фигуру

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Материал.

  • Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона.
  • Раздаточный; карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры.

Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?» Показывает овал, тоже обводит его пальцем: «А это какая форма?» То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет.

«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносиках. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали с нарисованными». Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении — класть.

В конце занятия воспитатель подводит итог: «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме — круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник».

Найди предмет такой же формы

Дидактическая задача. Учить детей сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами.

Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), по три-четыре предмета каждой из этих форм, обруч.

Ход игры.

Дети сидят на стульчиках полукругом. В центре расположены два столика: на одном — геометрические фигуры, на втором — предметы. Воспитатель рассказывает правила игры: «Мы будем играть так: к кому подкатится обруч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой формы, какую я покажу, а название этой формы скажет тот ребенок, которого он выберет».

Педагог катит обруч к ребенку (первым следует выбирать наиболее смышленого воспитанника). Ребенок, к которому подкатился обруч, выходит, воспитатель показывает круг и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет высоко поднимается; если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Вызванный ребенок выбирает кого-либо из сидящих, который говорит, что этот предмет круглой формы. Предмет перекладывают рядом с кругом. Затем воспитатель катит обруч к следующему ребенку и предлагает другую форму. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам.

Геометрическое лото

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу.

Материал. Пять карточек с изображением геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратной (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, картина).

Ход игры.

В игре принимает участие пять детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.

Воспитатель помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу- Затем дети меняются образцами друг с другом.

Игра «Найди цветок для бабочки»

Цель: учить различать цвета; обогащать речь словосочетаниями : «одинакового цвета»,» «такого же цвета».

Материал; четыре цветка, выполненных из картона (красный,синий, желтый ); четыре плосткостные фигурки бабочек такой же окраски, как цветы

Ход игры: Предложить детям помочь бабочкам найти  сови цветы- посадить на такой  цветок такого же цвета, чтобы их не видно было и никто не смог их поймать. В конце игры дети называют цвет бабочек и цветков.

Игра «Спрячь мышку»

        

Цель : продолжать обучать детей различению цветов, подбору одинаковых цветов на глаз с последующей проверкой( приложение, наложение); упражнять в выделении заданного цвета и правильно называть эти цвета.

Материал: плосткостные домики-норки красного, синего,  желтого цветов из картона с изображением мышки; картонные прямоугольники – «двери» аналогичных цветов

Ход игры: Детям раздаются домики с изображением мышки, у педагога « двери» разных цветов вперемешку. Педагог просит детей спрятать свою мышку от кошки и предлагает подобрать «дверь» такого же цвета, чтобы ее спасти

Игра «Чудо –паровоз»

          

Цель: учить детей конструировать с учетом цвета; выделять и называть части паровоза: колеса, вагоны; развивать мелкую моторику.

        Материал: плосткостные изображения паровоза и вагонов красного, синего, желтого; пробки от пластмассовых бутылок таких же цветов( по 2 шт. каждого цвета)

        Ход игры: Предложить детям помочь паровозику- починить его (подарить ему новые колеса)

Варианты выполнения задания:

а) подобрать колеса такого же цвета, как цвет паровоза и вагонов;

б) подобрать колеса контрастного цвета (по просьбе взрослого)

в) подобрать колеса такого цвета, какого хочет ребенок, но попросить его назвать цвет вагонов, паровоза и колес.

Игра «Найди друга»

        

Цель: продолжать обучать детей выбору цвета по образцу, действиям по звуковому сигналу, развивать внимание.

        Материал: флажки четырех цветов: красного, зеленого, синего, желтого; бубен

        Ход игры: педагог раздает детям по одному флажку. По сигналу бубна дети сначала разбегаются по комнате, затем останавливаются и ищут каждый свою пару: друга, у которого флажок такого же цвета. Дети с одинаковыми флажками берутся за руки, уточняют, например: « У нас флажки красные». В ходе игры педагог меняет флажки.

Игра «Фигурка-заплатка»

        

        Цель: упражнять детей в различении и сравнении фигур по цвету и форме, нахождении тождества и в выборе фигур из нескольких; формировать внимание, сосредоточенность.

        Материал: карточка с контурным изображением геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника; наборы геометрических фигур красного, синего, желтого, зеленого цветов соответствующей формы

        Ход игры: рассмотреть карточку с геометрическими фигурками, назвать их форму. Отобрать необходимые фигуры среди множества разноцветных, объяснить свои действия

Игра-упражнение ««Узкая и широкая дорожка»

        

Цель: Закреплять умение прикладывать кирпичики длинной стороной друг к другу, распределяя постройку по поверхности; знать и обозначать словом величины: широкая, короткая

Материал: деревянные кирпичики красного, желтого; игрушки – машины желтого, красного цветов

Ход игры: Педагог предлагает построить разные дорожки:  узкую желтую дорожку  для желтой машины, широкую  красную дорожку для красной машины, и наоборот.

Игра «Сложи картинку»

        Цель: упражнять детей в составлении целого предмета из его частей с опорой на цвет; учить анализировать элементарную контрольную схему: развивать пространственное мышление, волю, усидчивость.

        Материал: карточки с аппликацией  гусеницы, цыпленка, домика, гриба, снеговика. Детали изображений этих предметов таких же цветов.

        Ход игры: Дети рассматривают картинку и ориентируясь на цвет, составляют такое же изображение из предложенных деталей

5) Игра « Пирамидка»

        Цель: учить соотносить величину колец в заданной последовательности: учить анализировать результат; развивать усидчивость, настойчивость.

        Материал: пирамидка среднего размера  с колечками разного диаметра красного, синего, желтого, белого цветов.

Ход игры: педагог разбирает пирамидку и просит ребенка собрать ее заново.

        

 (Образец картинки)

(Части картинки)

 

Образец и части картинки (игра «Сложи картинку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактические игры на выявление и абстрагирование свойств предметов

в материале дана цель и  содержание дидактических игр, направленных на выявление и абстрагирование свойств предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с качествами и свойствами предметов.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17002561","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17002565","...

Консультация для родителей на тему: "«Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»

laquo;Ознакомление со свойствами предметов детей 3–4 года жизни, путем использования разнообразных дидактических средств»...

Конспект «Ознакомление с качествами и свойствами предметов» в средней группе.

Конспект «Ознакомление с качествами и свойствами предметов» в средней группе....

Педагогическая статья "Игры-эксперементирования как средство ознакомления со свойствами предмета детей старшего дошкольного возраста"

Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. Обществу просто необходимы дети, знания которых, полученные в результате собственного эксперимента,и...

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

СТАТЬЯ "ИГРЫ-ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СВОЙСТВАМИ ПРЕДМЕТА ДЕТЕЙ  СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...