Консультация для воспитателей "Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы".
консультация на тему

Клюева Ирина Александровна

Консультация для воспитателей "Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_predposylok_uchebnoy_deyatelnosti.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование предпосылок учебной деятельности посредством художественной литературы. (Слайд №1)

Одной из главных задач современного образования является воспитание будущего школьника-исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к решению, владеет методами поиска, умеет сам добывать знания, т. е. у него должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. (Слайд№2). Чтобы решить эту задачу, необходимо создать в детском саду условия для саморазвития и самореализации каждого ребенка. Известно, что предпосылки учебной деятельности формируются в различных видах детской деятельности, таких как игровая, познавательно-исследовательская, продуктивная, а также восприятие художественной литературы. И эта деятельность должна быть организована так, чтобы ребенок активно действовал, вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решал вопросы проблемного характера. Задумавшись над вопросом,  «С помощью какого средства можно достичь таких результатов, не забывая об уникальности и самоценности детства?», можно сказать, что таким средством может стать народная сказка. (Слайд №3).

Сказка входит в жизнь ребенка с самого детства и остается с ним на всю жизнь. Социальная, художественная и педагогическая ценность народных сказок несомненна и общепризнанна. Сказки учат детей сопереживать героям, размышлять над их поступками, делать простейшие выводы.

На примере русской народной сказки «Колобок», (слайд №4)  я покажу,  как можно формировать у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Сюжет сказки несложен, знаком любому малышу, но стоит внимательно вчитаться в сказку, и окажется, что многое в ней непонятно и неизвестно. С данной целью в старшей группе был реализован проект «Путешествие по сказке «Колобок». (Слайд №5)

И так. Вы верите в чудеса, в сказку? Конечно, верите! А в то, что сказка может творить чудеса? Не верите? Ну что же  мы попробуем доказать Вам, что чудеса могут быть. Давайте закроем глаза. Послушаем музыку и перенесемся в далекую страну «Детство», где совершим путешествие по сказке «Колобок». (Слайд №6)

Дети очень любят сказку, а сказка, инсценированная самим ребенком, надолго остается в памяти. Детям нравится драматизировать сказку, перевоплощаясь в различных персонажей.

Вспомнив сказку, мы с ребятами задумались над тем, всегда ли сказка заканчивается тем, что добро побеждает зло. Короткая, но яркая жизнь всеми любимого Колобка трагически оборвалась при встрече с хитрой лисой. В чем же секрет успеха Колобка?! Почему все герои сказки непременно хотят его съесть?! Как понять сегодня смысл слов «амбар», «сусек», «пригоршня» или «пряжон»? А что означает само слово «колобок»? Почему Колобка всегда рисуют круглым? Чем объяснить такую форму внешнего вида главного героя сказки? И как спасти любимого героя? (Слайд №7).

Детям было предложено  исследование сказки с целью выяснить:

1.        Что значит слово «колобок»?

2.        Значение устаревших слов «амбар», «короб», «сусек» и т.д., имеющихся в тексте сказки «Колобок», но редко употребляемых в современной речи, почти позабытых и непонятных сегодня.

3.        Секрет выпечки Колобка – кулинарного изделия из теста, исходя из текста сказки. Сделать свою попытку испечь колобок.

4.        Придумать способы спасения Колобка.

Мы с ребятами  предположили, что Колобок является национальным сказочным героем, и считаем, что он не заслуживает такого наказания от хитрой лисы. На наш взгляд, необходимо спасти Колобка и сделать счастливый конец русской народной сказки.

Следующим этапом (слайд №8) работы со сказкой стала исследовательская деятельность по выяснению значений различных слов, встречающихся в тексте. С этой целью было проведено «Путешествие по сказке «Колобок».  Ребята узнали значения старинных слов, назначений предметов обихода.

Физкультминутка.

Колобок, колобок             (Идут в полуприсяде, руки на поясе).

Колобок румяный бок                (Бегут, руки на поясе).

По дорожке покатился                (Изображают животных).

И назад не воротился                   (Изображают игру на балалайке).

Встретил мишку, волка, зайку    (Пляшут, разводят руками).

Всем играл на балалайке             (Изображают игру на балалайке).  

У лисы спел на носу-                   (Разводят руками).

Больше нет его в лесу.

В ходе исследовательской деятельности по сказке Колобок, мы так полюбили главного героя, что нам захотелось изменить концовку так, чтобы колобок остался жив и здоров.(слайд № 9) Поэтому следующим этапом в работе над сказкой стало умение сочинять сказки, умение выражать свою исследовательскую деятельность, мыслительные способности через различные виды детской  деятельности. (слайд №10, 11).Предложите свои варианты спасения Колобка.

Работе с родителями в проекте заключалась в следующем:(слайд№12) это выступление на род. собрании, приглашение в участие в проекте, найти рецепт приготовлении колобка.

Завершающим этапом работы со сказкой стало развлечение «Старая сказка на новый лад» (слайд №13). Ребятам мы показали кукольный театр колобок на новый лад, а  дети принесли колобки, приготовленные дома, и рассказали, как они их пекли.(Слайд№13, 14). А вы знаете рецепт колобка?  Так же ребятами были представлены книжки-самоделки «Колобок» на новый лад со счастливым концом.(Слайд №15). Всем детям, участвовавшим в проекте, были вручены благодарности.

Сегодня, я вам показала, как можно формировать предпосылки учебной деятельности посредством русской народной сказки «Колобок».

По такому же принципу можно использовать и другие народные сказки  («Заюшкина избушка» знакомятся со свойствами снега, «Рукавичка»: выясняют, могут ли все герои поместиться в обычной рукавице, «Каша из топора» узнают можно ли приготовить кашу из топора). (Слайд №16).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что народная сказка является эффективным средством формирования предпосылок учебной деятельности. Не зря существует поговорка: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Вот так, мы подарили себе и теперь дарим вам маленькое чудо. А чудо-это миг, когда сказка становится былью (угощение колобками).

Рефлексия.

Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам оценить представленную работу. Выберите,  пожалуйста, то, как вы поступите с информацией, которую сегодня услышали.

 «Чемодан» - если все, что вы услышали,  вам пригодится в дальнейшем

«Мясорубку» - если, на ваш взгляд, информация полезна, но ее надо переработать.

«Корзина» - если все, что вы услышали, вам никогда не пригодится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

«Формирование предпосылок учебной деятельности посредством развития мелкой моторики руки у детей младшего дошкольного возраста»

Одной из задач ФГОС ДО является формирование предпосылок учебной деятельности. Поэтому в ходе образовательной деятельности я широко использую приемы и методы развития мелкой моторики рук....

Консультация для родителей "Всестороннее развитие детей посредством художественной литературы"

Уважаемые родители, ознакомившись с данной консультацией, каждый из вас сможет научиться эффективному использованию художественной литературы для всестороннего развития своего ребёнка....

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому важно донести до родителей , что очень важны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться предста...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-этических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспита...

Консультация для родителей «Нравственное воспитание детей посредством художественной литературы»

Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качеств...

КОНСУЛЬТАЦИЯ (консультационный пункт) «Нравственное воспитание дошкольников посредством художественной литературы»

В формировании любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребёнка будут складываться представления о сущности нравственного качества,...