Задача воспитателей и родителей - помочь детям увидеть своеобразие, тайну и красоту растений
статья на тему

Великанова Ирина Анатольевна

Статья по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_velikanova.docx15.49 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАЧА ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ – ПОМОЧЬ ДЕТЯМ УВИДЕТЬ СВОЕОБРАЗИЕ, ТАЙНУ И КРАСОТУ РАСТЕНИЙ

в соавторстве с Н.И. Смирновой

Формирование заботливого отношения к природе, сочувствие к ней, побуждает детей к практическим действиям, провоцирует поисковую деятельность. Знания, которые приобретает дети в ходе такой деятельности, складываются в систему, острее становится наблюдательность детей и желание бережно обращаться с природой.

Большинство воспитателей считают важным специально формировать у дошкольников заботливое отношение к окружающему, однако при этом они недооценивают развивающую и воспитывающую роль самой природы. Это приводит к тому, что на практике она не используется в полной мере для целенаправленного воспитания заботливости. Обычно в работе с детьми воспитатели чаще применяют не очень эффективные средства и методы. Даже в тех случаях, когда они побуждают дошкольников к проявлению заботливости по отношению к природе, они не аргументируют свои требования экологической целесообразностью.

Родители детей, как и воспитатели, не отрицают важность необходимости формирования у детей заботливости, однако часто они не знают, где ребенок может проявить ее, и не создают соответствующих условий.

Зеленый мир комнатных растений заинтересует ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром растений. Задача взрослых - помочь детям увидеть своеобразие, тайну и красоту растений. Умение рассматривать растения, видеть их своеобразие и красоту, замечать различные признаки и состояния - это задача не только эстетического, но и умственного, а также нравственного воспитания ребенка.

Комнатные растения - это не только лаборатория познания и наблюдения круглый год, но и каждодневная возможность доказать и показать свое бережное отношение к этому чуду природы, украшающему наш быт.

Наблюдая за растениями, ребенок учится распознавать совершенно иную, чем человеческая, форму жизни, начинает видеть в растении особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с добавлением удобрений. Дети начинают понимать эстетику живого с экологических позиций: красивое растение – это здоровое растение, которое находится в среде, полностью соответствующей его потребностям. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, как жизнь растений зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы и правильного ухода. Внешние признаки растений определяют не только его декоративность, но и указывают на степень его обеспеченности всеми жизненно необходимыми условиями. Один из секретов неувядающей красоты растения кроется в любви и бережном уходе за  цветами – это и познается детьми в уходе за комнатными растениями. Ухоженные растения - это показатель заботы о них детей и педагогов.

         Наблюдения в уголке природы целесообразно сочетать не только с практической деятельностью ребенка, но и с рисованием, выполнением развивающих заданий с использованием художественной деятельности. Взрослый рисует вместе с ребенком и одновременно объясняет способы изображения растений. Содержательное наблюдение за растениями приведёт ребенка к решению эстетических задач. Таким образом, на базе познания у дошкольников начинает формироваться внимательное, заинтересованное, бережное отношение, которое является важным аспектом нравственно-этического становления человеческой личности.

         В отличие от растений животные обладают определенным своеобразным поведением. Они могут ходить, бегать, лазать, плавать, летать, едят и пьют почти как люди, слышат и видят, то есть воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Наблюдение за поведением животных всякий раз может рождать эстетическое наслаждение, если взрослый обращает на это внимание. В наблюдениях за животными воспитатель должен научить детей понимать их поведение, что животное испытывает в данный момент: страх, боль, радость, удовольствие, чувство голода и т.д.

Для выявления представлений детей о способах проявления заботливости можно давать детям поручение позаботиться о ком-либо (например, о животном), предложить нарисовать на тему «Я забочусь о….». Полученные результаты говорят о том, что у детей есть желание проявлять заботу об объектах природы, но как это сделать, они не знают, и не всегда правильно определяют потребности живого организма.

Понимание поведения животных – основа для воспитания бережного и заботливого отношения к ним. Самое главное – научить ребенка правильному обращению с животным: мягкости, неназойливости, умению считаться с желаниями животного.

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Природа - великий учитель!

При формировании заботливого отношения к окружающему используются разнообразные методы и приемы.

Общеизвестно, что одними из наиболее эффективных являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживания.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. Эффективность ознакомления детей с природой заключается в том, чтобы «погрузить» детей в любимую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон  для восприятия «природного» содержания.

Второй значимый момент связан с выработкой отношения детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом. Психологи рассматривают игровую деятельность как проявление сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет.

Детям можно предложить условия для развертывания сюжетно-ролевой игры «Доктор Айболит». Эта игра позволяет выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе животным, увидеть имеющиеся у детей умения оказывать помощь нуждающимся.  Через игру отрабатываются полученные знания о способах проявления заботы.

Эффективно использовать проблемные ситуации, которые позволяют ребенку проявить заботу о животных, растениях. Дети должны представить, как будет чувствовать себя животное (растение) в определённой ситуации, и оказать ему свою помощь, проявить заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей и родителей "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РИСОВАНИЮ ДОМИКА ПОД ДИКТОВКУ"

Обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию домика под диктовку.  Воспитатель говорит детям, что и как рисовать, а сам рисует на отдельном листе, т.ч. всем детям было видно. Дети ...

Консультация для воспитателей: «Взаимоотношение родителей и детей».

Когда в семье подрастает малыш, перед родителями часто встают вопросы: «Как построить нормальные отношения с ребенком?», «Что сделать, чтоб он слушался?», «Можно ли попра...

Конспект совместной деятельности взрослых (воспитателей группы, родителей) и детей 5-6 лет, «Беда у Скворца».

Цель: формирование бережного отношения к природе, закрепление знаний детей о весне, о птицах, развитие речи и коммуникативных навыков.Задачи:развивать положительные нравственные качества, побуждающие...

Консультация для воспитателей и родителей: «Современные дети, современные игры».

Консультация для воспитателей и родителей:«Современные дети, современные игры».Говоря о современных детях, то, прежде всего, нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо игра...

Как помочь детям увидеть свои успехи и достижения?

Создание каждому ребенку условий, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознания своих способностей, и тем самым увеличить веру в себя и как итог, получить...