Консультация для воспитателей и родителей «Воспитание детей третьего года жизни»
консультация

СЕЛИВАНОВА ИРИНА ГРИГОРЬЕВНА

Начало  на учебный год. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_detey_tretego_goda_zhizni.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей и родителей

«Воспитание детей третьего года жизни»

 

Начался новый учебный год. Наши дети за лето заметно подросли, стали более организованными, у них выработались новые навыки, привычки. Но по – прежнему основой воспитания на третьем году жизни является правильно составленный и четко проводимый режим дня. В этом возрасте здоровый, нормальный ребенок должен спать в течение суток 12-13,5 часов из них среди дня 2-2,5 часа. В выходной день следует строго соблюдать ясельный режим дома. Помните, что нарушение привычного режима дня вызывает различные отрицательные изменения в настроении и поведении ребенка (отказывается есть, долго засыпает, капризничает).

Детям на третьем году жизни необходимо прививать элементарные гигиенические привычки: мыть руки перед едой и когда они загрязнятся, пользоваться только своим полотенцем. У нас в яслях у каждого ребенка есть свое полотенце. Все дети знают свои метки. Все любят умываться, но не у всех получается правильно. Детей надо обучать правильным действиям при умывании. Необходимо показать ребенку как нужно смочить руки и намылить их мылом, потом смыть. Упражнение в одних и тех же действиях под постоянным контролем взрослых приводит к формированию навыков.

Очень важно своевременно приучать ребенка к самостоятельности. Совсем не правы те родители, которые делают за ребенка все сами, чрезмерно опекают его. Иногда приходится слышать такие рассуждения, что рано еще предъявлять какие-либо требования к малышу, он еще такой маленький, «научится когда вырастет, будет делать все сам». Такие рассуждения приносят ребенку лишний вред. Нужно всячески поощрять желание ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться, показывая ему как это сделать: «расстегни сама пуговки, а затем снимай пальто», или «дай я сниму тебе ботинки , а ты будешь снимать потом штанишки».Надо учить ребенка снимать и одевать одежду в определенной последовательности, складывать аккуратно, замечать неопрятность в одежде

Быстро собираются на прогулку (………….) Несколько слов хочу сказать и о родителях. Приводят ребенка в ясли, разденут и все комом положат одежду в шкаф. Надо все складывать аккуратно, стопочкой, чтобы вашему ребенку легче было одеваться на прогулку. Необходимо обращать на все внимание ребенка.

Развитие речи и знакомство с окружающим: дети должны знать свое имя и фамилия, называть по имени и отчеству своих воспитателей, няню. Правильно пользоваться словами обозначающими предметы домашнего обихода (одежда, мебель, игрушки ) и их назначение (на кровати сидят, за столом сидят и занимаются, в тарелку наливают суп…), обращать внимание на состоянии погоды: светит солнце, падает снег, дует ветер) . Знакомить с некоторыми животными и особенностями их поведения (рыбки плавают в воде, птицы летают, куры клюют зернышки…..).

Ребенок 2-3 лет старается все увидеть, хочет многое узнать и понять т.е. проявляет большую любознательность. Он всюду «лезет», задает массу вопросов, часто мешая и надоедая взрослым. Его интересует все: « А как это сделали?», «А почему она плачет?», «Куда спряталось солнышко?». Взрослый должен использовать все эти вопросы для лучшего и правильного понимания ребенком окружающего. Но родители часто отделываются от вопросов ребенка ничего не значащими ему фразами («Акак ты это сделал?— отвечают «взял и сделал», или на вопрос «Почему?» - «Нужно так»). Такие ответы ничего кроме обиды и разочарования у ребенка не вызывают и в результате он перестает обращаться со своими вопросами к родителям. Родители, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения встречающихся явлений развивают у него пытливость ума, еще большее стремление понять, узнать.

Очень привлекает ребенка в эти годы труд окружающих его близких. Он хочет делать все, что делает его мать , отец, бабушка: сядет мама писать ,и ему надо, моет бабушка посуду и он просит . участие ребенка в деятельности взрослых является неисчерпаемым источником обогащения всего его поведения. Нельзя одергивать ребенка и отгонять его от себя постоянными окриками « не мешай», «не надо» или «ты весь испачкаешься, испортишь платье». Наоборот нужно привлекать ребёнка к работе. Давать доступные поручения «отнеси картошку на кухню», «принеси мне тряпочку чтобы вытереть стол». Не следует трудовые поручения превращать в игру. При вашем правильном поведении он уже в этом возрасте способен по-разному вести себя в игре и труде. В этом возрасте нужно воспитывать элементарные трудовые умения. Обязательно надо отметить значимость труда. Объяснить ребенку для чего помыли посуду, подмели дорожку около дома, убрали мусор. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание помочь.

Игра: игра доставляет ребенку много радости и удовольствия, но игра не только забава. Она имеет большое значение для физического и умственного развития ребенка. Ребенок 2-3 лет в своей игре обычно подражает тому, что он видит и слышит. Нужно содействовать развитию игр, в которых дети подражают деятельности окружающих людей (шофер водит машину, мама кормит детей, врач лечит). Развивать умение связно передавать в игре 2-3 последовательных эпизода (с куклами гуляют, кормят, укладывают спать). Со второй половины года способствовать тому, чтобы дети брали на себя определенную роль (шофера, доктора). А как часто мы видим, что ребенок совсем не умеет играть один. Он деятелен только тогда, когда с ним занят взрослый. Что не нужно делать для того, чтобы ребенок умел интересно, разнообразно с пользой для своего развития самостоятельно играть? Прежде всего надо серьезно отнестись к подбору игрушек. В первую очередь нужны игрушки, при помощи которых он мог бы воспроизводить видимые им действия. Кукла с различными предметами для игры с ними (посуда, мебель, кукольная одежда), игрушечные животные и птицы (заяц, петушок, собака и т.д.). Разборные игрушки (матрешка, пирамидка, мозаика) вызывают разнообразные у детей действия сними, знакомят с различными свойствами предметов (цвет, форма, величина) и развивают движения пальцев и кисти рук. Дети любят и подолгу занимаются со строительным материалом. Нужно побуждать детей строить постройки (заборчик, стол, стул). С ребенком нужно обыграть постройку. Построили дорожку, пусть матрешки ходят по ней друг к другу в гости или едут маленькие машинки. Можно построить комнату для куклы Алёны и обставить её мебелью. Спросить детей, что они построили, учить играть с постройкой; называть необходимо детали из чего построили (кубики, кирпичики, призма). Закрепляйте с ребенком дома знания и умения, которые они получили у нас в яслях на занятиях по конструированию. Хочется всем родителям дать совет, что ни в коем случае не следует давать в распоряжение ребенка сразу много игрушек. Часть игрушек должна быть убрана и время от времени следует менять их. Надо приучать ребёнка бережно обращаться с игрушками. Нельзя, например, разрешать ребенку бросать куклу на пол, рвать книжки и т.д.

Надо приучать ребенка после игры убирать игрушки на место. Всякая сломанная игрушка должна быть, если это возможно починена на глазах ребёнка. Всё это воспитывает аккуратность, бережное отношение к вещам. Детям полезно в этом возрасте разнообразно двигаться. Поэтому у них должны быть такие игрушки, как мячи, коляски, игрушечные машинки. Ребёнка надо приучать играть без взрослых, но следует помнить, что играть целый день один он не может. Опыт ребёнка ещё очень мал, он не знает, что делать с ними или другими игрушками. Нужно не только время от времени общаться с ребёнком, а обязательно несколько раз в день заниматься с ним, показывая как можно играть с той или иной игрушкой, учить ребёнка использовать игрушки по назначению. Приучайте ребёнка использовать в игре предметы- заменители. Не выбрасывайте кусочки меха, катушки от ниток, различные колёса от машин, кусочки поролона. Кусочек меха- может заменить вашему малышу игрушку собачку, зайчика, мышку, из остатков поролона ребёнок будет жарить картошку, когда порежете его квадратиками и кружочками, шарик - заменит ему яблоко, орешек и т. д.).

Предметы - заменители развивают воображение детей, помогают заменить недостающую игрушку или предмет в игре. У нас в яслях с детьми проводятся занятия по развитию речи. На третьем году продолжается быстрое развитие речи ребёнка. Словарь его растёт с каждым днём. Ребёнок как бы на лету ловит и повторяет не только новые слова, но теперь уже и целые обороты речи, легко запоминает стихи, песни. Активный словарь ребёнка.

Большую тревогу должно вызывать, если ребёнок на 3 году почти ничего не говорит или мало говорит. Запаздывание речи вызвано в основном тремя причинами: заболеваниями ушей и носоглотки, заболеваниями нервной системы и наконец недостатки воспитания, когда ребёнок растёт «запущенным», не получает должного внимания, когда с ним не занимаются. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речи, начавшиеся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к деятельной задержки умственного развития ребёнка. Речь помогает ребёнку глубже воспринимать окружающий мир. Например, увидев мяч, ребёнок не только возьмет его в руки и будет им играть, как он это делал в более ранним возрасте, но и назовём его большим или маленьким, спросит чей он, можно ли его взять, какого он цвета. Ребёнок 3 лет постоянно задаёт вопросы Когда? Зачем? Где?

С ребёнком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним очень полезно детям. Объясняя изображение или рассказывая, взрослые должны давать образцы правильной речи. С большим удовольствием дети слушают рассказы из жизни о других детях, о животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки такие, как «Курочка ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Козлята и волк». Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. Малышам нужно читать короткие стихи. Это в первую очередь стихи, прибаутки, потешки.

«Водичка- водичка», «Наша Маша- маленька», «Как у нашего кота», «Кисонька- мурысенька»; произведение советских писателей «Игрушки» А. Барто; «Снег, снег кружится», «Флажок». Высотская «Споём мы дружно песню». Бродский «Солнечные зайчики» и т. д.

Желателтно, чтобы стихотворения закрепляли непосредственные впечатления ребёнка. Например, он видит за окном снег, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про снег. Не нужно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают ; если стихи время от времени повторять. Дети учатся от взрослых не только словам, но и речевым оборотам, подражают даже их манере говорить. Недопустимо употреблять в присутствии ребёнка те слова, которые мы не хотели бы слышать из его уст.

В группе ежедневно проводится два занятия, длительностью по 15 минут; для этих занятий группа детей делится на две постоянные подгруппы. В основном все дети активно отвечают на вопросы воспитателя по сказке или картинке. Были отставания в развитии речи у отдельных детей (в индивидуальной беседе с ними говорилось об этом). Но сейчас эти дети стали заниматься намного лучше. Но некоторым родителям нужно ещё обратить на это особое внимание. Мы будем беседовать с ними индивидуально, постараемся помочь им своими советами. Итак, дети трёх лет к концу года должны рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке. Дети должны уметь говорить не торопясь, внятно, отвечать на несложные вопросы взрослых.

С этого года у нас вводится два новых занятия: рисование и лепка. На занятиях по рисованию дети учатся правильно держать карандаш, кисточку, проводить вертикальные и горизонтальные линии, замкнутые округлые линии. Учим ребёнка замечать нанесённые линии на бумагу, понимать, что эти линии и их простейшие комбинации могут быть изображением предметов. Учим относиться к рисунку, как к результату своей работы. Учим детей на занятиях различать и правильно называть основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, чёрный, белый). Занимаясь с ребёнком, учите его не просто водить карандашом по бумаге, мять пластилин и беспорядочно нагромождать кубики, а лепить, рисовать и строить что-то определённое (например рисовать дорожку, дождик, шары, флажок). Надо учить его узнавать и называть то, что он рисует, лепит, строит.

Больше общайтесь и играйте со своими детьми, закрепляйте умения и навыки полученные на занятиях в детском саду. Помните, что ранний возраст- это период детства, когда у ребёнка закладываются основы физического и психического здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая встреча с родителями . Развитие и воспитание детей третьего года жизни .

Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитиеречи и повышение ее во всем поведении ребенка , развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно...

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей третьего года жизни"

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяются тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания....

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни ".

Консультация по теме "Особенности развития речи детей третьего года жизни "....

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни по средствам дидактической игры

В статье раскрывается актуальность данной темы на сегодняшний день.Расматривается важность использования дидактических игр в сенсорном воспитании детей третьего года жизни .Раскрывается структура дида...

Физическое воспитание детей третьего года жизни в условиях адаптивноразвивающей образовательной среды

в статье обосновывается необходимость разработки здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих физическому и психическому развитию ребенка третьего года жизни в условиях адаптивно-раз...

"Педагогическая модель физического воспитания детей третьего года жизни в адаптивно-развивающей образовательной среде "

в статье рассматривается педагогическая модель физического воспитания детей раннего возраста, основанная на организации адаптивно-развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организ...