"Педагогическая модель физического воспитания детей третьего года жизни в адаптивно-развивающей образовательной среде "
статья

Антонова Ольга Васильевна

в статье рассматривается педагогическая модель физического воспитания детей раннего возраста, основанная на организации адаптивно-развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx124.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ В АДАПТИВНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Антонова Ольга Васильевна
соискатель , заместитель заведующей
МАДОУ «Д/С № 22 «Город детства»
Московская обл.

Аннотация: в статье рассматривается педагогическая модель физического воспитания детей раннего возраста, основанная на организации адаптивно-развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организациядошкольное образованиефизическое развитие ребенкаребенок раннего возрастаадаптивно-развивающая образовательная среда.



Физически и психологически развитый ребенок – это практически достижимая норма развития и форма становления его личности. Современные программы и методические разработки по физическому воспитанию детей раннего возраста ориентированы на оздоровление и физическую подготовку ребенка соответственно возрастным стандартам. При этом не учитывается тот важный фактор, что биологические и психические механизмы комплексного развития ребенка в раннем детстве предстают в дифференцированном виде, интенсивно формирующимися; что процесс физического воспитания сопряжен с высокими темпами формирования физиологических и психологических структур ребенка, чувствительностью его организма и психики как изначальной целостности к средовым воздействиям [5]. В педагогических программах наблюдается недооценка образовательной среды в физическом воспитании детей раннего возраста. Места занятий физической культурой, физкультурное оборудование, инвентарь и пособия, дидактические материалы, предметы быта, средства для индивидуальных занятий, микропространства для индивидуальных занятий физическими упражнениями, маршруты передвижения в пространстве, санитарно-гигиенические, организационные, социальные, психолого-педагогические условия физического воспитания выступают разрозненными элементами системы физического воспитания. Это не позволяет в полной мере реализовать развивающий кумулятивный эффект образовательной среды как ресурса оздоровления, физического и психического развития ребенка.

Также в педагогических программах констатируются, но активно не учитываются особенности раннего онтогенеза, которые заключаются:

- в целостности ребенка как единого телесно-духовного организма, которая проявляется в сопряженности физического, сенсорного, моторного и речевого развития детей;

- в возникновении предметного восприятия действительности и связанных с ним наглядно-действенных форм мышления и памяти;

- в формировании ситуативно-делового типа общения ребенка со взрослым, появлении самосознания в виде восприятия себя активным субъектом жизнедеятельности (я сам) и выделения своих отличных от взрослого желаний (я хочу, я не хочу) [2].

Создание адаптивно-развивающей образовательной среды в дошкольной образовательной организации средствами физического воспитания во многом зависит от организации специализированных условий, способствующих формированию системы ценностных ориентаций ребенка в виде первоначальных представлений, знаний, умений и навыков, направленных на сохранение, укрепление здоровья, овладения фондом жизненно-важных движений и развития физических способностей, их социализацию, индивидуализацию. Оно предполагает комплексное применение здоровьесберегающих и развивающих образовательных технологий [2].

Предположив, что осуществление процесса физического воспитания в условиях адаптивно-развивающей образовательной среды будет способствовать своевременному не только физическому, но и психическому развитию детей третьего года жизни, мы попытались создать экспериментальную педагогическую модель.

Основная идея педагогической модели заключается:

- в создании развивающего физического воспитания основанного на признании движения фактором, приводящего к избыточности анаболических процессов, обеспечивающих рост и развитие организма детей [4];

- на приятии сопряженности и высокой динамики физического и психического развития детей раннего возраста, понимания социальной ситуации развития как разрешения противоречия между направленностью ребенка на предмет и невозможности самостоятельного овладения его смысловой и операциональной стороной и, как следствие, обращение к взрослому – носителю культурного назначения и способа действия с предметом, возникновения предметно-распределительного действия, определяющего основные линии развития ребенка раннего возраста: моторики, восприятия и речи [3];

- на понимании того что элементы физической культуры, сосредоточенные в адаптивно-развивающей образовательной среде в виде социально-гигиенических, предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических ресурсов способствуют наиболее полной реализации приспособительных возможностей и потенций физического и психического развития ребенка третьего года жизни [1].

В структуру модели входят концептуально-целевой блок, блок средств, методов и форм физического воспитания, блок средовых комплексов, блок мониторинга развития и здоровья ребенка (рис. 1).

В концептуально-целевой блок входят цель, социальный заказ, теоретико-методологические основы и подходы педагогической модели, принципы и задачи физического воспитания детей третьего года жизни условиях адаптивно-развивающей образовательной среды.

 

https://phsreda.com/files/105585/105585.files/image001.jpg

Рис. 1. Педагогическая модель физического воспитания детей третьего года жизни в условиях адаптивно-развивающей образовательной среды

В ходе экспериментальной апробации педагогической модели процесс физического воспитания детей раннего возраста в условиях адаптивно-развивающей образовательной среды способствовал своевременному физическому, двигательному и психическому развитию детей раннего возраста.

Специально созданная среда в виде социально-гигиенических, предметных, пространственных, организационно-смысловых, социально-психологических условий успешного присвоения ценностей физической культуры в области физического воспитания выступает ресурсом наиболее полной реализации приспособительных возможностей и потенций физического и психического развития ребенка третьего года жизни.

Создание в процессе физического воспитания сенсорно-обогащенной среды, включение в занятия упражнений сопряженного характера на формирование основных движений, распознание и запоминание основных сенсорных признаков предметов и инвентаря оказало благоприятное влияние на физическое, двигательное и психическое развитие детей третьего года жизни.

Развивающий эффект экспериментальной модели проявился комплексно. Физическое развитие детей третьего года жизни отличалось высокими приростами тотальных размеров тела (длины, массы, окружности грудной клетки) и их гармонизации. В двигательном развитии наблюдались в статистически значимые приросты количественных показателей и улучшение качественных показателей основных движений: ходьбы, бега, метания, прыжка, лазания. В психическом развитии было зафиксировано возникновении у детей представлений о сенсорных эталонах величины, цвета, формы, целостного восприятия, появление целенаправленности перцептивных действий, перерастание манипулятивной в предметную деятельность, развитие мелкой моторики рук, в налаживании ситуативно-деловых отношений с взрослым и появлении индивидуального предметного действия.

В ходе исследования также выявлены особенности физического, двигательного и психического развития детей 2–3 лет. Они заключаются в высокой динамике, сопряженном характере физического, двигательного и психического развития, высокой чувствительности их организма и психики к санитарно-гигиеническим, организационным, предметным, пространственным, социально-психологическим условиям жизнедеятельности.

Список литературы

  1. 1. Антонова О.В. Оздоровление и развитие ребенка раннего возраста (ч. 1) / О.В. Антонова // Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции. – В 2 ч. – М., 2019. – С. 131–133.
  2. 2. Антонова О.В. Оздоровление и развитие ребенка раннего возраста (ч. 2) / О.В. Антонова // Современные технологии в физическом воспитании и спорте. Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. А.Ю. Фролова. – Тула, 2019. – С. 127–131.
  3. 3. Антонова О.В. Развитие детей третьего года жизни / О.В. Антонова // Дошкольник. Методика и практика обучения и воспитания. – 2020. – №6. – С. 43–56.
  4. 4. Антонова О.В. К вопросу о составлении комплексной психолого-педагогической программы обследования развития детей третьего года жизни / О.В. Антонова // Дошкольник. Методика и практика обучения и воспитания. – 2020. – №3. – С. 43–56.
  5. 5. Родин Ю.И. Научные основы здоровьесбережения детей дошкольного возраста / Ю.И. Родин. – М.: МПГУ, 2019. – 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая встреча с родителями . Развитие и воспитание детей третьего года жизни .

Наиболее характерной особенностью ребенка 3-го года жизни является развитиеречи и повышение ее во всем поведении ребенка , развитие познавательной потребности и в соответствии с этим развитие наглядно...

Консультация для родителей "Развитие и воспитание детей третьего года жизни"

Развитие детей и их поведение на третьем году жизни определяются тем, что они приобрели в первые два года, а также условиями воспитания и задачами воспитания....

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ИГР В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ Раннее детство – особый период становления органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Ранн...

Консультация для родителей Тема: «Физическая подготовка детей третьего года жизни».

Консультация для родителейТема:«Физическая подготовка детей третьего года жизни»....

Влияние методов педагогического воздействия на адаптацию детей третьего года жизни к ДОУ.

«…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в душевный мир ребенка». В.А.Сухомлинский ...

Физическое воспитание детей третьего года жизни в условиях адаптивноразвивающей образовательной среды

в статье обосновывается необходимость разработки здоровьесберегающих образовательных технологий, способствующих физическому и психическому развитию ребенка третьего года жизни в условиях адаптивно-раз...