Влияние методов педагогического воздействия на адаптацию детей третьего года жизни к ДОУ.
статья

Васильева Наталья Сергеевна
«…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в душевный мир ребенка». В.А.Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние методов педагогического воздействия на

адаптацию детей третьего года жизни к ДОУ.

Каждому, кто работает в детском саду, известно, что начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, т.к. это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят разлуку с мамой, грустят, оказавшись в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей. Тяжело и родителям, которые видят неутешное горе своего любимого малыша. Нелегко приходится и персоналу дошкольного учреждения: дети плачут, цепляются, не дают работать, а воспитателю нужно успеть все, сделать по режиму, хоть на время успокоить малыша, дать остальным передохнуть от крика.

Адаптация – приспособление организма к новой обстановке, для ребенка детский сад несомненно является новым пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

С проблемой привыкания детей сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Были разработаны щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков. Но все предлагаемое лишь несколько смягчало остроту проблемы.

Мы безжалостно отрываем ребенка от матери, погружаем это беспомощное существо в незнакомою обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем не единой точки соприкосновения с привычной жизнью. Но, надо понимать, что ребенок 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками,  она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребности ребенка во внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный.  

Страхи ребенка перед чужими людьми - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.

Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот проходит легко – у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. 

Всегда нелегко привыкают к яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.

Воспитатели должны понимать сущность процесса адаптации  ребенка к условиям общественного воспитания. Ведь до сих пор некоторые считают, что слезы и капризы ребенка во время поступления – это результат его избалованности, изнеженности. Их обращение с ребенком резко отличается от того, к которому он привык дома. Более того, они советуют и родителям обращаться с ребенком так же. Не правы и те, кто расценивает беспокойство, слезы, испуг ребенка как неизбежное состояние в период адаптации. Некоторые дошкольные работники трудности адаптации объясняют возрастом и рекомендуют в раннем и младшем дошкольном возрасте воспитывать ребенка только в семье, что также неправомерно.

   В.А.Сухомлинский писал: «…твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в душевный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при обращении к вновь поступившим детям.

   По статистике, сегодня к услугам дошкольного учреждения родители в основном обращаются, когда малышу исполняется 1,5-2 года: ребенок уже живет по режиму с одним дневным сном, самостоятельно передвигается, понимает обращенную к нему речь взрослого, может как-то рассказать о своих проблемах, не столь существенно зависит от помощи взрослого. Но и эти положительные сдвиги в развитии не могут дать малышу весомую помощь в столь критическом для него положении. Он испытывает крайнюю степень неприятия и даже панику, когда чужой взрослый собирается произвести с ним  какие-то манипуляции. Отказывается принимать помощь незнакомца, когда тот пытается накормить его, с трудом может проглотить 2-3 ложки, не различая вкуса пищи. Находясь в нервном возбуждении, он не чувствует голода. Фактически в течение всего времени пребывания в группе малыш остается голодным. А кормить насильно нельзя.

У детского сада, как у первой ступени образования, достаточно много функций. Главной задачей, которую ставят перед собой сотрудники образовательного учреждения - это всестороннее развитие личности ребенка.

Во время образовательной деятельности, которая предусмотрена программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, у него расширяются знания, умения, навыки, которые необходимы для всестороннего развития. Помимо учебных умений, в детском саду ребенок приобретает свой первый опыт жизни в коллективе сверстников. Педагогически обоснованное развитие ребенка, планомерное и целенаправленное, происходит в течении всего периода дошкольного детства.

Таким образом, работа воспитателя включает в себя следующие критерии:

1. Формировать у детей представление о занятиях, как о важной деятельности для приобретения знаний, чтобы у них вырабатывалось активное поведение во время непосредственной образовательной деятельности. Дети проявляют внимание к словам воспитателя и более тщательно выполняют задания.

2. Формировать такие качества, как настойчивость, старательность, ответственность, самостоятельность. Когда эти качества сформировываются, ребенок прилагает больше усилий для овладевания знаниями и навыками.

3. Формировать  у ребенка положительное отношение к сверстникам, осознание значимости активного участия в коллективной деятельности.

4. Формировать навыки организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива. При наличии этих навыков ребенок становится более самостоятельным в выборе игр, занятий.

Чтобы адаптационный период проходил спокойно, ребенок не должен ощущать беззащитность. Поэтому необходимо присутствие близкого вплоть до окончания адаптационного периода. Нужно разработать рекомендации для родителей, которые помогут им выстроить линию поведения со своим ребенком. Введение ребенка в новые условия жизни должно быть гибким, вариативным, основанным исключительно на оценке поведенческих практик. Первое знакомство с детским садом у ребенка как правило короткое - один-два часа. У каждого малыша свой ритм адаптации, поэтому рекомендуется постепенно увеличивать время его пребывания в детском саду. Например, сначала он приходит только на утренние занятия и потом уходит домой. Обед и дневной сон в этом случае проходит в домашней обстановке. Со временем ребенок начинает обедать в дошкольном учреждении, а к окончанию адаптационного периода и спать днем вместе со сверстниками. На время адаптационного периода необходимо скорректировать режим дня. Первые пару недель занятия, которые предусмотрены сеткой , заменить на игры, наблюдения, подвижные игры. Воспитатель должен работать без напряжения, спокойно, каждого ребенка встречать доброжелательно. Чтобы не причинять эмоциональный дискомфорт, нужно ограничить посещение группы другими сотрудниками детского сада, такими как музыкальный руководитель, завхоз и т.д.

Первый этап адаптационного периода, подготовительный, начинается за несколько месяцев до прихода ребенка в образовательное учреждение. Весной заведующий собирает родительское собрание, где знакомит их с персоналом группы, рассказывает о традициях и задачах учреждения, проводит экскурсию по детскому саду, показывая музыкальный и физкультурный залы, кабинеты дополнительного образования и группы, которые будут посещать их дети.

Старший воспитатель рассказывает о причинах стрессового состояния, которые могут быть вызваны возрастными особенностями ребенка, дает рекомендации, помогающие детям спокойно принять новые условия жизни. Например, дома соблюдать режим дня, соответствующий режиму группы. Знакомит с меню детского сада, чтобы родители внесли в домашний рацион питания новые для ребенка блюда. Советует по возможности привить ребенку навыки самообслуживания. Предложить оставлять ребенка ночевать у бабушки, посещать новые площадки, знакомиться со сверстниками и ходить к ним в гости. Это расширит его ориентировку в ближайшем окружении.

Родителей уже на этом этапе очень интересует, как долго продлится адаптационный период и как скоро мама сможет выйти на работу? На самом деле, это зависит от того, насколько правильно они подготовили малыша к этому значимому периоду его жизни.

За две недели до начала второго этапа адаптационного периода, когда детей принимают в группу, проводится второе родительское собрание. На этом собрании рассказывают о режиме дня, о необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни. родители узнают, что у каждого ребенка свои сроки адаптации, которые зависят от его индивидуальных особенностей и от того, как его родители подготовили к этому этапу. Так же сообщается о том, что адаптационный период будет проходить под контролем педагогов и медицинского персонала. Но для успешного проведения этого периода необходимы слаженные действия всех взрослых - и воспитателей, и родителей. Одно из главных условий успешной адаптации - присутствие мамы.

Старшая медсестра дает рекомендации по профилактическим мероприятиям с детьми (рацион питания, витаминизация, щадящий режим т т.д.), рассказывает родителям о причинах, из-за которых дети все же могут заболеть.

Старший воспитатель рекомендует в оставшееся до прихода детей в дошкольное учреждение дни формировать у них положительное отношение к детскому саду. Не следует пугать ребенка: «Не хочешь есть сам? Вот пойдешь в детский сад – там тебя быстро выучат!». Следует говорить: «Учись есть сам – тогда тебя возьмут в детский сад». Все члены семьи должны радоваться, удивляться: «Смотри-ка, а Танюшка совсем большая стала, уже в  детский сад собирается! Там хорошо, весело, интересно!». Можно вспоминать яркие события из собственной «детсадовской» жизни; придумывать истории о том, как игрушечный мишутка отправился в детский сад. так же можно рассказать, какие задачи ставят перед собой взрослые на этом этапе адаптационного периода.

Необходимо рекомендовать маме стиль поведения в первые дни совместного с ребенком посещения учреждения: не следует прижимать ребенка к себе и брать на руки, чтобы не вызывать тревоги и напряжения; необходимо помогать воспитателю в наиболее сложных режимных моментах, таких как сборы на прогулку, спокойно относиться ко всем предложениям сотрудников образовательного учреждения. ни в коем случае не подменять воспитателя в учебном процессе - не устраивать игры, хороводы и т.д. Главной задачей мамы является формирование положительного отношения к воспитателю. Она должна внушать ребенку, что воспитатель добрый, с ним интересно. Родители являются главными помощниками в решении текущих задач в процессе адаптации.

Как известно, детство человека – самое продолжительное по отношению ко всем остальным представителям живых существ на Земле. По мере развития науки о ребенке изменялись качественная характеристика каждого этапа и представление о продолжительности детства.

На основе психологической возрастной периодизации построена педагогическая периодизация, заложенная в структуру образовательных учреждений: ясли, детский сад, школа. А внутри каждого типа учреждений – еще более детальное разделение на группы: от рождения до 3 мес.; 3-5 мес.; 5-9 мес.; 9 мес. – 1 год; 1 год – 1,5 года; 1 год 6 мес. – 2 года; 2-3 года; 3-4 года; 4 года – 5 лет; 5-6 лет; 6-7 лет.

Задачей педагогической науки и практики является разработка стратегии воспитания и обучения ребенка с учетом его возрастных возможностей. Чтобы помочь становлению и развитию личности, нужно знать возрастные возможности и особенности ребенка.

Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни резко изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психо-эмоционального напряжения, потому что он оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного общения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.

Для профилактики дошкольной дезадаптации в последнее время создаются различные специализированнее классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в воспитании по отношению к детям как готовым, так и не готовым к ДОУ, чтобы избежать в дальнейшем серьезных психологических проблем у ребенка и школьной дезадаптации.

В заключении необходимо подчеркнуть, что тип личности ребенка  обусловлен определенными условиями воспитания в семье, особенностями отношении, общения с ребенком, организации его деятельности, характером оценок близких, стилем жизни семьи и местом, которое в нем занимает ребенок.

В дошкольном возрасте на фоне благоприятной обстановки воспитания в детском саду могут создаться условия, когда влияние среды становится «патогенным» для развития личности, поскольку ущемляет его. Подобная ситуация возникает в случаях, когда имеется противоречие: между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре (последние оказываются ниже требований) или между ведущими потребностями ребенка (сформированными в семье) и сверстников.

Чтобы выявить общее эмоциональное состояние и уровень адаптации детей с начала посещения ими дошкольного учреждения я провела наблюдение.

Наблюдение проводилось в двух группах. Дети наблюдались в повседневной деятельности, в помещениях группы. Наблюдение проводилось по следующим пунктам: Реакция на изменение первичной ситуации, отношение к взрослым, познавательная и игровая деятельность, отношение к детям, аппетит, сон.

Критерии наблюдения выбраны с учетом  частных ситуаций, в которых находятся дети в детском саду, и по которым можно определить, как дети адаптировались.

Используя методы педагогического воздействия (убеждение, пример) в разных режимных моментах я изучила адаптацию детей третьего года жизни к дошкольному учреждению.

Во время наблюдения практически все дети вели себя адекватно, прислушивались к словам воспитателя и выполняли его просьбы. Отношение к детям и взрослым у ребят изменилось в лучшую сторону, они стали общаться как с воспитателями, так и со сверстниками.  

Им понравилось большое разнообразие игрушек, в которые они могут играть, находясь в детском саду. Конечно иногда, как в любом другом коллективе, случались и конфликты, когда сразу два-три ребенка хотели поиграть в одну игрушку. Но такие ситуации быстро разрешились.

Аппетит у всех нормализовался, детки съедали всю предложенную им еду. Правда они отказывались во время обеда от второго, но по опросам родителей, дома ребят кормя только супом, они к такому привыкли.

Спать стали практически все спокойно, только некоторые дети просыпались во время сна и начинали плакать, но их удавалось быстро успокоить.

Занятия проходили занимательно, ребята проявляли интерес и инициативу. Большой восторг вызывало рисование пальчиковыми красками. В конце дня ребята обязательно дарили свои работы родителям.

Во время прихода детей в детский сад никто не плакал, с родителями они расставались спокойно, без отрицательных эмоций, с улыбкой. Вечером ребята радовались приходу мамы, но домой уходить не хотели, приглашая родителей поиграть с ними еще в садике.  

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

Прежде чем ребенок пойдет в детский сад, надо основательно подготовиться.

В первую очередь нужно провести родительское собрание, на котором решаются многие проблемы, связанные с поступлением ребенка в детский сад: родители детально знакомятся с организацией жизни малышей в детском саду, режимом питания, с образовательной программой, с воспитанием у малышей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода ,показателями адаптации и т.д.

Обязательно надо подготовить малыша к жизни в детском саду, познакомить его с педагогами и сотрудниками дошкольного учреждения. Родители должны заранее перевести домашний режим жизни ребенка на режим детского сада, чтобы потом малышу было легче адаптироваться.

В начале свей работы я предположила, что педагогические методы воздействия, такие как убеждение и показ, могут способствовать адаптации детей третьего года жизни к дошкольному учреждению при постоянном их применении в режимных моментах.

Целью констатирующего эксперимента было выявление общего эмоционального состояния и уровня адаптации детей с начала посещения ДОУ. Для сравнения я взяла две группы детей, которые только начали посещать детский сад. Наблюдения показали, что адаптация и в одной и во второй группах практически одинакова, разница всего в несколько процентов.

В формирующем эксперименте использовались методы педагогического воздействия (убеждение и показ) режимных моментах, таких как воспитание КГН, сон, занятия и прогулка. Но методы эти использовались только в экспериментальной группе. Контрольная группа работала по «программе воспитания и обучения в детском саду».

Чтобы проверить эффективность влияния методов педагогического воздействия (убеждение и показ) на адаптацию детей 3го года жизни к дошкольному учреждению, был проведен контрольный эксперимент. Для сравнения я выявила общее эмоциональное состояние и уровень адаптации детей в конце процесса адаптации. Результаты меня порадовали. В группе, где использовались методы педагогического воздействия (убеждение и показ) для облегчения адаптации, адаптировались практически все дети намного быстрее и лучше. А в контрольной группе, где методы не использовались, адаптация прошла не очень успешно. К новым условиям жизни в детском саду приспособились меньше половины всех ребят.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что использование методов педагогического воздействия (убеждение и показ) в режимных моментах позволяет решить проблему адаптации детей третьего года жизни к ДОУ более эффективно.  

         

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Корчак Я. Как любить детей. – М., 1992.
  3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание: «Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»

Это родительское собрание доступно объяснит родителем о необходимости использовании фольклора в повседневной жизни....

Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей третьего года жизни

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания...

Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»

Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...