Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"
консультация на тему

Харитонова Светлана Викторовна

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться голосолвым аппаратом. При произношении различных звуков у детей развивается подвижность артикуляционного аппарата, слуховое восприятие, речевое дыхание, сила голоса. Чем раньше будет начата работа по воспитанию звуковой культуры речи, тем лучше будут результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_i_priemy_vosp.zvuk_._kultury_rechi.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей 3 года жизни.

С детьми 3-го года жизни при проведении работы по воспитанию звуковой культуры речи основное внимание уделяется уточнению и закреплению произношения гласных звуков «а, о, у, и», согласных «м, п, б, т, д, в, ф, к, г», т.е. звуков, наиболее простых в артикуляционном отношении и доступных для произношения детьми данного возраста.

    Как осуществляется планирование работы и какие игры можно для воспитания звуковой культуры речи?

Сентябрь – налаживание контакта с детьми, адаптация детей в группе, проведение игр на развитие зрительного и слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики.

Октябрь, первые две недели – уточнение и закрепление произношения звука «а».

    С целью подготовки к произношению звука и для развития подвижности артикуляционного аппарата провожу игру «Птичка и птенчики». Показываю картинку, на которой изображена птичка, кормящая птенцов: «Вы будете птенчиками, а я – мамой – птичкой. Птичка принесла зернышки, и все птенчики открыли клювы». Когда дети открывают рот, можно положить на кончик языка витаминку. Упражнение выполняется несколько раз. Движения выполняет только нижняя челюсть, язык и губы спокойны, рот открывать спокойно, без напряжения. Можно проводить эту игру под проговаривание стихотворения:

Кушать птенчики хотят,

Маму ждут, но не шумят.

Ротик на замок закрыт.

Очень тихо все сидят.

Мама зернышко несет!

Открывайте шире рот!

    Для уточнения и закрепления звука «а» проводятся игры «Покачаем куклу», «Доктор Айболит». Показываю детям игровые действия с куклой, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», побуждая делать то же самое, произнося звук «а». В другой игре к Айболиту приходят знакомые детям игрушки: зайка, неваляшка. «У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет зайка?» Можно соотнести игрушки со звукоподражанием: зайка – «а», неваляшка – «а».

    Далее дети произносят звукоподражания со звуком «а»: ав-ав, га-га, ква-ква.

Октябрь, вторые две недели – уточнение и закрепление произношения звука «у».

    Для подготовки к произношению звука провожу упражнения «Слоник», «Дудочка». Дети вытягивают губы вперед под проговаривание стихотворений:

На слоненка погляжу,

Губы хоботком сложу.

В дудочку подую я,

Посмотрите на меня.

    Необходимо следить, чтобы при вытягивании губ вперед не вытягивалась вперед нижняя челюсть.

    Для уточнения и закрепления произношения звука использую игры: «Волк воет», «Самолет гудит», «Паровоз», «Кто пришел?», «Позови мишку, волка». Дети соотносят игрушки со звукоподражанием «у»:

Загудел паровоз: «У! У! У!»

        И ребяток повез: «У! У! У!»

«У! У! У!» - летит самолет,

«У! У! У!» - так песенку поет.

    Затем дети закрепляют произношение звука в звукоподражаниях: му-му, ду-ду, бум-бум, тук-тук, сопровождая произнесение звукоподражаний игровыми действиями.

Ноябрь, первые две недели - уточнение и закрепление произношения звука «о».

    Для подготовки к произношению звука провожу упражнение «Шарик». Дети округляют и выдвигают губы вперед, изображая шарик. Для вызывания, уточнения и закрепления звука использую игру «Кукла заболела»:

Заболела куколка,

Надо ей поспать.

Заболела куколка,

Начала стонать: «О-о-о!»

    Дети произносят звук «о» на выдохе. Для контроля выдоха при произнесении звука можно сдувать с ладони перышко, пушинку. Звук соотносится с игрушкой, например, с белкой. Провожу игры: «Кто пришел?», «Позови белку».

    Для закрепления звука в звукоподражании дети произносят звукоподражание «ко-ко» в игре «Курочка»:

Курочка цыплят искала

И к себе их подзывала: «Ко-ко-ко-ко-ко».

    Произносят звукоподражание «ой-ой» в игре «Котик испугался»:

Котик маленький гулял

И собачку увидал.

«Ой! Ой! Ой! Ой!» -

Испугался котик мой.

Ноябрь, вторые две недели - уточнение и закрепление произношения звука «и».

    Для подготовки к правильному произношению звука дети выполняют упражнение «Улыбаемся»:

Улыбнулись губки,

Показались зубки.

Губы улыбнулись,

К ушкам потянулись.

    Необходимо следить, чтобы дети улыбались без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.

    Для вызывания произношения, уточнения и закрепления звука провожу игру «Петрушка». Под чтение стихотворения детям демонстрируется улыбающийся игрушечный Петрушка:

Посмотрите, как Петрушка

Тянет ротик прямо к ушкам.

И скажите: «И, и, и» -

Ротик к ушкам растяни!

    Затем Петрушка прячется, и дети возвращают губы в обычное положение. При появлении Петрушки дети снова улыбаются.

    Для соотнесения звукоподражания с игрушкой использую игры: «Как кричит лошадка?», «Позови лошадку».

    Далее дети произносят звукоподражания со звуком «и»:  би-би, динь-динь, пи-пи.

Декабрь – закрепление произношения звуков «а, о, у, и»,  вызывание, уточнение, закрепление произношения слогов-звукосочетаний «ау, уа».

    Дети изображают губами артикуляционный уклад гласных звуков, произносят их, соотнося с игрушками в играх «Кто пришел?», «Кто ушел?», произносят звуки «а, о, у, и» громко и тихо, повторяют звукоподражания с этими звуками.

    Для вызывания звукоподражания «уа» использую сюрпризный момент: из-за ширмы или из «чудесного» мешочка появляется игрушка-пупсик. Объясняю: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!» Как плачет малыш?» Можно качать куклу, приговаривая:

Плачет куколка: «Уа!»

Моя куколка больна.

     Следить, чтобы при повторении звукоподражания дети произносили оба звука плавно, на мягком выдохе.

    Для вызывания звукоподражания «ау» проводится игра «В лесу». Показываю картинку и объясняю: «Дети заблудились в лесу, надо позвать их: «Ау!» Затем дети зовут с помощью данного звукосочетания игрушки. При произношении слога звук «у» надо выделять, произнося его длительнее, на мягком выдохе.

Январь – уточнение и закрепление произношения звуков «м, п, б».

    При произнесении звука «м» дети сначала произносят звук с сомкнутыми губами, далее изображают, как мычит корова, произносят другие звукоподражания с этим звуком.

    Для подготовки к произношению звука «п» провожу упражнение «Рыбка». Дети открывают и закрывают рот, не напрягая при этом губы:

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

    Для вызывания звука использую упражнение «Помолчим»:

Губы мы соединим,

Очень тихо посидим,

Воздух в носик надувайся,

«П» сквозь губы прорывайся!

    Необходимо следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки, не напрягались. Можно при произнесении данного звука изображать лопнувшую хлопушку: сжимать и разжимать пальцы правой руки.

    После отработки произношения звука «п» перехожу к вызыванию, уточнению, закреплению произношения звука «б». Провожу упражнение «Голосок»:

«Б» легко произнеси,

Голосок свой подключи!

    Если озвончение звука идет трудно, то используется тактильный контроль: прикладывание руки ребенка к гортани, чтобы он ощутил, как дрожит домик голоса – горло, например, при произношении гласных звуков.         Объясняю, что также должен дрожать домик при произнесении звука «б».

    Дети закрепляют произношение звуков «п-б» при проведении разнообразных игр и упражнений. В игре «Колыбельная Любе» дети укачивают куклу, закрепляют произношение звука «б», напевая колыбельную:

Баю-баюшки-баю,

Баю Любоньку мою!

Бай-бай-бай-бай!

    В игре «Цыплята и машина» используются игрушечные машина и цыплята:

Цыплята пели – пи, пи, пи!

Машина загудела – би!

Цыплята испугались – ой!

И убежали все домой.

    При проведении упражнения «Боба заболел» дети повторяют слова со звуком «б»:

Бобе больно - ой, ой, ой!

Бобе больно – он больной!

    Далее дети произносят звуки «п-б» в словах-названиях игрушек и картинок.

Февраль – уточнение и закрепление произношения звуков «т, д».

     Для подготовки к произношению звука «т» дети стучат языком в верхние зубки, сначала беззвучно, затем с произнесением звука:

Кто же так стучит – «тук-тук»?

Язычок, наш верный друг.

В дверку постучим с тобой:

Той, той, той!

    При произношении звука «т» дети могут изображать, как работает пишущая машинка, стуча указательными пальцами по столу.

    Затем произносят звукоподражания, называют игрушки и картинки, в названиях которых есть звук «т».

    После отработки произношения звука «т» перехожу к уточнению произношения звука «д», в случае необходимости с присоединением тактильного и слухового контроля. Провожу игру «Строим дом»:

Мы построить дом хотим,

Работу язычкам дадим.

Молоточки мы возьмем,

        Дружно гвоздики забьем,

«Д» легко произнесем.

    Дети ударяют кончиком языка по верхним зубам:

«Д» легко произнеси,

        Голосок свой подключи!

    В случае затруднений дети прикладывают руку к гортани для ощущения работы голосовых складок.

    Затем называют звукоподражания, игрушки, картинки, в названиях которых имеется звук «д».

Март – уточнение и закрепление произношения звуков «ф, в».

    Для подготовки к правильному произношению звука «ф» провожу упражнение «Зайчик»:

Ушки – на макушке,

А зубки – на губке.

    Нижняя губа прижата к краям верхних зубов, верхняя губа слегка приподнята, образуется как бы «заборчик».

    Для вызывания звука использую игру «Ветерок»:

Ручки вверх поднимай,

Тихо носиком вдыхай.

Ручки вниз опускай,

«Фф» - как ветер напевай!

    Можно предложить такую игру: дети изображают, как ветер качает деревья, машут руками над головой, произнося звук «ф».

    От данного звука перехожу к произношению звука «в» с присоединением тактильного и слухового контроля в случае необходимости. Провожу упражнение «Сильный ветер»:

Сильный ветер налетел,

Голосок у нас запел.

Ручку к шейке прижимай,

Голосочек подключай!

В-В-В…

    Для закрепления произношения звука использую игру «Вьюга»:

Начинает вьюга выть,

«В-в-в» - ребятам говорить.

    Звук «в» произносится тихо.

Злая вьюга налетела

И сердито загудела.

    Звук «в» произносится громко.

Ветер начал затихать,

Вьюга стала умолкать.

    Звук «в» произносится тише.

    Далее дети при произношении звука могут махать руками над головой, изображая, как воет вьюга и качает деревья.

    Затем произносят слоги, слова со звуком «в».

Апрель – уточнение и закрепление произношения звуков «к, г».

    Для вызывания произношения звука «к» проводится игра с язычком «Прятки». Дети высовывают язык, затем прячут его, отодвигая назад в рот:

Язычок пошел гулять,

В домик спрятался опять.

    Затем, с силой выдыхая воздух, произносят звук «к». При произношении звука дети могут изображать, как стреляет игрушечный пистолетик: указательный палец поднимают вверх, большой палец помещают под прямым углом к указательному. Далее называют слоги, слова с этим звуком.

    От данного звука перехожу к звуку «г», в случае необходимости с присоединением тактильного и слухового контроля. Провожу игру «Гуси, гуси, га-га-га…»

    Далее дети называют слоги со звуком «г», игрушки и картинки с данным звуком.

    Для закрепления умения правильно произносить звуки «к-г» с использованием игрушек (лошадь, курица, рыбка, голубь) провожу игру «Утром», побуждая детей при повторном чтении стихотворения договаривать звукоподражания:

Вот лошадь на лугу:

-уИ-го-го, и-го-го!

Курочка-несушка:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

Голуби над крышей:

Гуль-гуль-гуль!

Ну а рыбка в море –

Ни гу-гу!

Май – закрепление произношения всех пройденных звуков: «а, у, о, и, м, п, б, т, д, ф, в, к, г».

    Проводятся игры, четко произносятся звукоподражания и слова с этими звуками.

Очень хорошо помогает в закреплении правильного произношения звуков проговаривание чистоговорок:

А-а-а – мы увидели кита.

А-а-а – увидали паука.

У-у-у – я лечу, лечу, лечу.

У-у-у – я лечу куда хочу.

О-о-о – надеваю я пальто.

И-и-и – прыгают кузнечики.

Ма-ма-ма – это мама моя.

Му-му-му – люблю маму мою.

Па-па-па – палка у меня.

Ба-ба-ба – у меня труба.

Бу-бу-бу – купили мне трубу.

Та-та-та – мы увидели кота.

Ту-ту-ту – молоко дадим коту.

Да-да-да – холодная вода.

Ва-ва-ва – у меня голова.

Аф-аф-аф – вот какой жираф.

Га-га-га – у меня болит нога.

Га-га-га - у козы рога.

Ко-ко-ко – кошка любит молоко.

    Воспитание звуковой культуры речи у детей 3-го года жизни имеет большое значение для речевого развития детей: развивает подвижность артикуляционного аппарата, подготавливает к произношению более сложных звуков, способствует формированию у детей слухового восприятия, развитию речевого дыхания, силы голоса.

Используемая литература:

  1. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Чтобы чисто говорить, надо… - СПб.: «Паритет», 200 «Паритет», 2005.
  2. Репина З.А., Доросинская А.В. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. – Екатеринбург: УрГПУ, НПРЦ «Бонум», 1999.
  3. Фомичева М.Ф. Формирование правильного произношения у детей дошкольного возраста. – Москва, 1971.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»

Консультация для воспитателей«Методы и приемы формирования звуковой культуры речи»...

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста...

воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни

рекомендации педагогу для работы с детьмираннего возразраста...

Воспитание звуковой культуры речи у ребенка третьего года жизни

Повышение личного профессионального мастерства и компетентности, создание условий для овладения детьми правильной речью....

Консультация для педагогов на педагогический совет «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста»

Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...

Буклет для родителей "Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года"

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года...

Консультация для воспитателей на тему: "Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

Культура речи - это умение правильно, т.е. в соответствие с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми звуковыми средствами (в т.ч. интонацией, ...