Буклет для родителей "Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года"
материал по развитию речи (средняя группа)

Чеснокова Ольга Григорьевна

Задачи воспитания звуковой культуры речи у детей пятого года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Буклет377.07 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи воспитания

звуковой культуры речи у детей пятого года

C:\Users\Кирилл\Desktop\__.png

Звуковая культура речи – понятие, которое включает в себя все, что обеспечивает правильное звучание речи. Воспитание звуковой культуры речи подразумевает: развитие правильного звукопроизношения и словопроизношения, с целью чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата.

     Необходимо уделять особое внимание сложным звукам: свистящим, шипящим, звукам [л] и [р]; отчетливо произносить слова и фразы; формировать навык умелого пользования интонационными средствами выразительности.    

     Формировать высокий уровень развития у дошкольников речевого слуха, который дает им возможность и самим шире применять разные средства выразительности: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов.

     Развивать речевое дыхание (удлиняется выдох, гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд, свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд, ребенок произносит фразы, состоящие из большего количества слов).

     Совершенствовать работу

артикуляционного и голосового аппаратов (достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата у детей этого возраста дает им возможность осуществлять более точные движения языком, губами, которые создают условия для правильного произношения трудных звуков).

     Развивать фонематическое восприятие (формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия). Дети способны узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

     Развивать речевой слух (развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности, дети неплохо подражают взрослым, точно передавая их интонацию, улавливая на слух различные оттенки их речи).

Ребенок к концу года должен уметь:

  • правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
  • различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  • делить слова на слоги;
  • дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  • определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  • произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание.

Для примера ряд упражнений и игр

«Хлопни в ладоши, когда услышишь звук (ш)»

- М – Р – Ш – О – Ф – Ш – Х – Ш - ….

- ма – ши – на – бу – сы – ши – пы - …

- шар – хор – сыр – шум – лук – шаг - …

Игра с предметными картинками (мишка, неваляшка, машина, шарик, клюшка)

Вопрос ребёнку: Какой звук есть в названии игрушек? Угадай на каком месте находится звук Ш (в начале, в середине, в конце слова)

Угадай какая игрушка лишняя? (по картинкам)

- Мишка, неваляшка, кубики, клюшка.

- Шар, машина, хлопушка, ведёрко.

Игра «Придумай слово»

Цель: развитие фонематического слуха.

Ход игры: нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова. Например: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово — пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]».

Игра «Поймай слог»

Цель: развитие слухового внимания и его быстроты.

Ход игры: «бросаем» ребёнку слог, а он должен «превратить» его в слово. Например: ПА – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т. д.

Игра «Раздели правильно»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Ход игры: необходимо сказать ребёнку, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: автоматизация изолированного звука, развитие речевого дыхания и кинестетических ощущений.

Ход игры: ребенку предлагается помочь герою пройти по дорожке, изолированно произнося заданный звук. Необходимо следить за правильным распределением дыхания во время передвижения по дорожке.

Желаем Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативно - методическая работа с педагогами " Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста ".

Консультация для педагогов " Воспитание звуковой  культуры  речи  у детей  дошкольного возраста  ". Основные этапы и направления работы по развитию речи дошкольников....

Консультация "Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста".

Консультация будет полезна как для педагогов, так и для родителей. Даны различия таких понятий как "фонематический слух" и "фонематическое восприятие" Представлены возрастные нормы развития фонематиче...

Воспитание звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста

Воспитание звуковой культуры речи у детей - одна из ведущих работ по развитию речи у дошкольников. Зачастую мы становимся свидетелями того, что педагогам массовых общеразвивающих групп приходится рабо...

Консультация для воспитателей "Игровые методы и приемы воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни"

Воспитание звуковой культуры речи является одним из важных направлений в работе по развитию речи. Основная цель - научить ребенка правильно произносить звуки родного языка и правильно пользоваться гол...

воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни

рекомендации педагогу для работы с детьмираннего возразраста...

Воспитание звуковой культуры речи у ребенка третьего года жизни

Повышение личного профессионального мастерства и компетентности, создание условий для овладения детьми правильной речью....

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. ТЕМА: «Звуки И – Ы».

г. НевинномысскКонспект непосредственной образовательной деятельности «Речевое развитие» Звуковая культура речи для детей II года обучения (5-6 лет) с ЗПР. Приоритетная образовательная обл...