Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей третьего года жизни
методическая разработка по теме

Житина Инна Валериевна

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей является развитие мелкой моторики. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Влияние развития мелкой моторики на формирование речи

 детей  третьего года жизни».

Методическая разработка

воспитателя Житиной Инны Валериевны

ГБДОУ детский сад № 64

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

                                                                   «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

                                                                                                                         В. Сухомлинский.

Введение.

     Работая в детском саду отмечаю большое количество детей, имеющих нарушения речевого развития. В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней, очень важно как можно раньше выявить и устранить эти нарушения, чтобы в будущем ребенок не испытывал трудности как в обучении, так и в общении со сверстниками.                                                                                                                                  

    Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы координация движений, ручная умелость, навыки самообслуживания. Таким образом, актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию речевой деятельности, развитию внимания, памяти, мышления, а также сохранению психического и физического развития ребенка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста распространены проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо.                                                                                                                    

      Главная причина этой проблемы - общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. К сожалению, сегодня родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле – аудио – видео…) они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно. Еще несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т. д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины. Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу». Шнурки и застежки, которые ребенок должен был ежедневно застегивать и завязывать, сменились удобными липучками. Мамы обрадовались и перестали учить малышей завязывать шнурочки. Но за все приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически! Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

1. Актуальность педагогического опыта.                                                                                                                                  

        Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. Ее актуальность обусловлена тем, что Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. Главная трудность, с которой сталкивается ребёнок впервые дни школьного обучения, заключается не в содержании знаний, а в изменении социальной позиции, смене ведущего вида деятельности. В связи с этим необходимо особое внимание воспитателя к подбору такого содержания, методов и приемов образования детей дошкольного возраста, которое обеспечивало бы полноценное развитие речи детей. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Поэтому, я считаю, что очень важно заботиться о своевременном формировании речи ребенка, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. Одним из наиболее эффективных средств речевого развития детей является развитие мелкой моторики. Обычно у ребенка, имеющего высокий уровень речевого развития, сформированы и навыки мелкой моторики. Это доказано исследованиями физиолога М. И. Кольцовой, которая установила, что развитие движений пальцев рук подготавливает почву для формирования речи. Опрос, анкетирование и беседы с родителями позволили определить, что в семье не всегда уделяется должное внимание развитию мелкой моторики пальцев рук у малыша. А уровень знаний и умений большинства из них в данной области невысок. Я думаю, что недостаточное развитие мелкой моторики, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к посещению ребенком детского сада, а потом и к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Что и побудило меня систематизировать и обобщить накопленный материал по теме: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством мелкой моторики». Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа и использование нестандартного оборудования по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.

2. Ведущая идея опыта и теоретическое обоснование.

                  Ведущая педагогическая идея моего опыта основана на организации интересной и содержательной жизни ребёнка в ДОУ. Чтобы воплотить мою идею в жизнь необходимо:

  • внедрение новых педагогических технологий в работе;
  • усовершенствование предметно-развивающей среды;
  • изготовление дидактических пособий;
  • создание на занятиях благоприятной атмосферы для работы с детьми;
  • каждое занятие должно быть результативным;
  • творческий подход, мастерство, желание и умение стимулировать активность детей на занятии, стимулировать их увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке усвоенного материала;
  • постоянный творческий поиск методов, форм и приёмов, которые будут увлекать детей, чтобы дети с радостью, увлечением, интересом стремились познать многогранность мира.

Систематические игры и упражнения, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают мощный толчок детям к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся, более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма. Нетрадиционное использование предметов, стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе, много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от простых жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

3. Цель и задачи. Цель работы: создать условия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
  • повысить интерес малышей к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру;
  • сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
  • совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.

Предполагаемый результат:

1. Усовершенствованная предметно – развивающая среда.

2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

4.Этапы накопления и систематизации опыта.

Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной, в группе создана предметно- развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты: - центр ИЗО деятельности, который содержит все необходимое для подготовки руки к письму, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки и другое);

- центр, где сосредоточенны разнообразные конструкторы, мозаики, пазлы, бросовый материал, различные инструменты;

- игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Свою работу по развитию мелкой моторики я начала проводить с детьми 1 младшей группы. В группу приходили дети “домашние”, у них не были сформированы навыки самообслуживания. Навыки самообслуживания у малышей я начала формировать под воздействием развития у детей общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна, как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость. В начале своей работы провела мониторинг состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, привлекая к работе родителей. При подборе игровых упражнений на развитие мелкой моторики с сопутствующим развитием речи я придерживаюсь следующих принципов:

1. Принципы доступности и индивидуальности.

2. Принципы последовательности и систематичности.

3. Принцип связи с жизненным опытом.

4. Принцип наглядности.

Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый материал для игр должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

Принципы последовательности и систематичности. Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю. Далее учитывается систематичность.

Принцип связи с жизненным опытом. От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д. Во время одевания и раздевания закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, развязывать шнурки.

Принцип наглядности. Учитывая возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами. Весь наглядный материал и дидактические игры, сделанный мною, имеют привлекательный внешний вид: приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. Постаралась создать среду, окружающую детей таким образом, чтобы она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

В группе создана необходимая предметно-развивающая среда, изготовлены игры и пособия для развития мелкой моторики, побуждая малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь. Проведение игр способствует развитию мелкой моторики рук, совершенствуют координацию движений, формируют сенсомоторные способности детей и развивают другие психические функции (внимание, мышление, память). Стараюсь развивать точность и координацию движений рук и глаз, совершенствовать развитие произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, памяти, речи детей. Учу действовать по словесным инструкциям, контролируя собственные действия. Работу организовывала через совместную и индивидуальную работу с детьми, работу с родителями.  

В своей работе с детьми я использую следующие виды упражнений и тренировок на развитие мелкой моторики: 

1. Пальчиковая гимнастика, игры-этюды с пальчиковым театром.

2.Составление фигур из счетных палочек.

3. Использование прищепок.

4. Использование сухого бассейна.

5. Нанизывание.

6.Шнуровка.

7. Игра с пазлами.

8. Вдавливание деталей в пластилин.

9. Сортировка круп.

10. Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком.

11. Использование мозаики.

12.Раскручивание и закручивание крышек.

13. Функциональные застежки.    

14.Самомассаж.

15.Определи на ощупь.  

16. Рисование и лепка.

На своих занятиях я стараюсь использовать нетрадиционные приёмы рисования и лепки, которые непосредственно влияют на развитие мелкой моторики дошкольников. Очень нравятся детям «рисование» фасолью, пальчиками, приемы пластилинографии.  К нетрадиционным относятся игры и упражнения с использованием «сухого» бассейна, использование природного материала (шишки, орехи, крупы, семена растений, песок, камни), игольчатых ковриков Ляпко, применение различных бытовых предметов (прищепки, решетки, щетки, расчески, бигуди, карандаши, резинки для волос ) и другого нестандартного оборудования. Нетрадиционный материал предоставляет широкие возможности: для тренировки мелких мышц кисти в различных видах деятельности, носящих игровой характер, для сенсорного развития детей.

Заключение.

Создала в группе необходимую предметно-развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики. Учитывала возрастные особенности детей. Получила поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада, которые помогли добиться поставленной цели. В результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Работая над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста, я добилась определённых результатов:  дети научились выражать свои мысли словом;  стали озвучивать выполняемые действия (это плавный переход от внутренней речи к внешней) ;  расширился активный словарь, что можно было наблюдать в самостоятельной речи детей; дети знают и играют в пальчиковые игры;  у детей развиваются мыслительные операции восприятие, память, внимание, мышление; в речи детей появились простые предложения; научились выполнять мелкие поручения; появилась уверенность при действии с мелкими предметами; дети стали лучше общаться друг с другом.

Динамика обучения показала, что развитие мелкой моторики, как средства формирования речи детей раннего возраста дает положительный результат. С помощью разнообразной предметно-развивающей среды дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи, интеллекта, мышления, подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

влияние развития мелкой моторики на формирование речи.

Информация для родителей о влиянии развития  мелкой моторики на формирование  и развитие речи у детей младшего возраста. Упражнения , потешки для разучивания....

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей

Актуальность:В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием...