Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста
консультация

Боярская Олеся Александровна

Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием окружающих и собственным. В работе с детьми (а особенно с уже имеющими нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_melkoy_motoriki.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста

     

      Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку нужно научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращение к нему речи, осуществлять контроль за вещанием окружающих и собственным. В работе с детьми (а особенно с уже имеющими нарушение речи) большое внимание необходимо уделять развитию функции мелких мышц рук.

Движения рук тесно связаны с речью, они являются одним из факторов его формирования. Связь движений руки с речью была отмечена еще в 1928 году. Позже, на основе специально проведенных опытов было выдвинуто мнение о том, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

     Тренировка движений пальцев рук детей улучшает не только двигательные возможности ребенка, но и развитие психических и речевых навыков. В свою очередь, формирование движений руки тесно связано с развитием двигательного анализатора и зрительного восприятия, различных видов чувствительности, пространственной ориентировки, координации движений и т.д.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Недаром во многих школах Украины существуют так называемые собеседования, тестирование во время которых среди других задач ребенку предлагаются задачи на определение уровня развития мелкой моторики. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Недостаточное развитие зрительного восприятия, внимания и, в частности, мелкой моторики, приводит к возникновению негативного отношения к обучению.

Именно поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, уделяющие определенное внимание упражнениям, играм, разнообразным задачам на развитие мелкой моторики и координации движений руки решают одновременно несколько проблем: во-первых, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, улучшают развитие речи малыша, в-третьих, готовят его к овладению навыками письма.

С самого раннего возраста необходимо начинать работу по развитию мелкой моторики. Уже в раннем детстве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте необходимо выполнять простые упражнения, сопровождающиеся стихотворным текстом (например, “Сорока”), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. п. и, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Помните, что малышам предлагаются упражнения в упрощенном варианте, доступные их возрасту. Более старшим детям задачу можно усложнять. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, ведь именно тогда будет достигнут весомый эффект от этих специальных упражнений. Задачи по развитию движений пальцев рук должны доставлять ребенку радость, не должны вызывать переутомления. Большое значение в этих играх-упражнениях имеет текст. Он должен быть веселым, доступным для детей данного возраста. Необходимо объяснять значение тех или иных движений или положений пальцев, заинтересовать детей в выполнении этих движений, создавать благоприятное эмоциональное настроение. Чтобы способствовать развитию пальцев рук и тем самым развивать речь вашего ребенка, можно предложить малышам следующие задачи:

• Разминайте пальцами пластилин, глину.

• Катать поочередно каждым пальчиком камни, бусинки, шарики.

• Нанизывать бусинки на тоненькую ленту, ожерелье.

• Сжимать и разжимать кулачки.

• Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и взрослый может продвинуть свои пальцы; и крепкие, которые не разжать.

• Двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу, сначала медленно, а затем быстро, словно они бегут. Упражнение производится сначала правой, а затем левой рукой.

• Показывать отдельно только по одному пальчику.

• Барабанить, постукивать всеми пальцами обеих рук по столу.

• Махать в воздухе только пальцами, не двигая ладонью.

• Хлопать в ладони тихо и громко, в разном темпе.

• Нанизывайте большие пуговицы на нить.

• Завязывать узелки на веревке.

• Застегивать пуговицы, крючки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки. Закручивать шурупы, гайки.

• Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.

• Сборка матрешек.

• Рисование в воздухе.

• Игры с песком, водой.

• Рисовать, раскрашивать, штриховать.

• Резать ножницами.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Эти игры очень эмоциональны, их можно проводить возвращаясь из детского сада, сидя в очереди к врачу, в транспорте и, конечно, дома. Они очень увлекательны и способствуют развитию речи и творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы воспроизводят реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук и речи.

"Пальчиковые игры" – это инсценировка каких-либо рифмованных рассказов, сказок с помощью пальчиков. Многие игры нуждаются в участии обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "справа", "слева", "вверх", "вниз" и т.п. В начале и конце игры необходимо включать упражнения на расслабление, чтобы снять излишнее напряжение в мышцах. Это может быть поглаживание от концов пальцев к ладони, легкое потряхивание, помахивание руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста.Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребенку нужно научиться руководить сво...

Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей раннего возраста

Влияние  развития  мелкой  моторики  на активную  речь  детей  раннего  возраста...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей третьего года жизни

Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается актуальным на сегодняшний день. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания...

Консультация для родителей: «Влияние развития мелкой моторики на активную речь детей дошкольного возраста»

В консультации предлагаются рекомендации по развитию мелкой моторики и влиянии ее на речь дошкольников....

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями

Проблема защиты детей от агрессивного, негативного воздействия со стороны современных средств массовой информации сейчас является крайне актуальной.Чтобы выяснить отношение родителей к данной проблеме...

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Предлагаю ознакомиться со статьёй учителя-логопеда Ефремовой С.Э., в которой она очень доступно рассказывает в каком возрасте ребёнок должен обладать определёнными навыками развития мелкой моторики и ...

Консультация для педагогов на тему: "Влияние развития мелкой моторики рук на речь детей дошкольного возраста". Апрель 2023 г.

Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, в частности - это движения пальцев и кистей рук.    Влияние мануальн...