«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни» + презентация
презентация к уроку (младшая группа) на тему

Исакова Инна Алексеевна

Содержание:

        Введение……………………………………………………………………………….3

1.      Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики……………………………………………………………………………5

2.      Влияние изобразительной деятельности на развитие речи……………………...7

3.      Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики…………………………….10

4.      Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредствам развития мелкой моторики…………………………  ..…20

5.      Заключение……………………………………………………………………...…23

Библиографический список………………………………………………………

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №90 комбинированного вида»

«Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни»

Автор:  Исакова Инна Алексеевна

воспитатель

г. Каменск -Уральский  2018г.

Содержание:

        Введение……………………………………………………………………………….3

  1. Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики……………………………………………………………………………5
  2. Влияние изобразительной деятельности на развитие речи……………………...7
  3. Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики…………………………….10
  4. Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2-3 летнего возраста посредствам развития мелкой моторики…………………………  ..…20
  5. Заключение……………………………………………………………………...…23
  6. Библиографический список………………………………………………………25

Введение

Хорошо развитая речь - залог успеха ребенка в будущем.Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Формирование устной монологической речи в раннем детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Формирование речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет пользоваться им в дальнейшем.

Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». [1, с.128]

Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «сороки - белобоки») приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположены множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. [2, с.48]

Первой формой общения первобытных людей были жесты, особенно велика здесь была роль руки - она дала возможность путем указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляционной речью. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функции руки и речи шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующие совершенствования речевых реакций стоят в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства.

Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка формировалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным.

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знания - психологи, лингвисты, физиологи, дефектологи и др. Ими получено большое количество разных фактов, предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Работы эти содержат много ценного и для практики.

Выше сказанное и позволило мне сформулировать тему моей работы: «Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни».

В настоящее время эта проблема приобрела особую актуальность, ибо процесс воспитания и обучения требует постоянного совершенствования методов работы по формированию речи детей раннего возраста, которые в свою очередь способствуют общему развитию ребенка.

Проанализировав внешнюю среду  актуальность состоит в том, что родители мало уделяют внимание развитию мелкой моторики; родители практически не играют с детьми в пальчиковые игры; родители редко дают детям ИЗО материалы в домашних условиях; Родители не проявляют интерес к рисунку и не «читают» детские «каракули».

Проанализировав внутреннюю среду актуально то, что  диагностика показала большое количество детей с низким уровнем развития речи., развития психических процессов. Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе.

Цель : Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путем развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность.

В соответствии с целью выдвинуты следующие задачи:

- развивать мелкую моторику пальцев рук, уровень сенсорного развития.

- Обогащать малышей яркими впечатлениями при ознакомлении с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями.

- Воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка).

- воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что волнует , радует; стремление поделиться впечатлениями, чувствами с окружающими его людьми.

- Помогать детям осваивать доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования

1. Взаимосвязь формирования речи детей раннего возраста с развитием мелкой моторики .

Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками - этим органом всех органов.

  Джордано Бруно

 Уровень формирования мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития ребенка. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, мышление, связная речь. Поэтому уже в раннем возрасте важно развить механизмы, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости, все эти факторы имеют большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего детства.

  Продолжая аналогию руки с мозгом, можно сказать: именно мелкие мышцы рук, подобно высшим отделам головного мозга, обеспечивают работу мысли и функцию речи.

 Моторика - это вся сфера двигательных функций (т.е. функций двигательного аппарата) организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психологические аспекты [17]. Одним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики .

Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно - кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является - двигательная.

 И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое. «Мне даже кажется, что я никогда не думаю словом, а всегда мышечными ощущениями» [12].

  По мнению И.П. Павлова: «Речь - это, прежде всего мышечные ощущения, которые идут от речевых органов в кору головного мозга» [11].

  Уровень формирования речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы . Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее - от пальцев. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь [13].

 Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.

 Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

 Выдающийся русский просветитель XVIII века Н.И. Новиков еще в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами, у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития».

 Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли также придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи малышей.

  Как показывают наблюдения, в овладении движениями рук большую роль играет подражание. Э. Франус различает три вида подражательных реакций:

  повторение собственных движений

  повторение знакомых движений взрослого

  повторение новых движений.

  Повторение собственных движений выражается в том, что ребенок начинает вертеть перед лицом одной рукой, затем другой, затем снова первой и т.д. Примеров такого самоподражания можно видеть очень много. Знакомые, заученные ранее движения (например, игру в «ладушки») ребенок имитирует очень охотно, когда взрослый начинает проделывать их . Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками [9].

 Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей, двигательной и ручной. По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга .

  Простые движения рук убирают напряжение с рук, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит - сформировать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев рук. Эта концепция лежит в основе современных теорий, разрабатываемых учеными. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Она является, собственно, ее частью. Передняя центральная извилина мозга - это так называемая двигательная проекционная зона, отсюда идут приказы сделать то или иное движение. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Особенно наглядно огромная пальцевая проекция кисти руки видна на так называемом гомункулусе Пенфилда. Величина проекции кисти руки, близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка мелкой (тонкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевая область формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

 Упражнения для мелкой моторики улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечно - сосудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус.

  Взрослые, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка.

 Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»), не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

 Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук. Со стороны может показаться, что ребенку протянуть руку к предмету, достать и взять его настолько просто, что это не заслуживает особого внимания.

 Но какими бы простыми не казались эти действия, нужно отметить: у ребенка первых месяцев жизни они еще отсутствуют, младенец еще не может выполнять координированные, целенаправленные действия. Ведь в первые месяцы жизни все движения ребенка, в том числе и движения рук, носят безусловно - рефлекторный характер, то есть возникают без целенаправленного волевого усилия - они не преднамеренны.

Целенаправленные, преднамеренные действия возникают у ребенка в процессе воспитания и обучения его взрослыми.

  Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, И.П. Павлов и др.

 Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, головы, рук, подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

  Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки, есть еще одна речевая зона мозга.

 Речь перестраивает все психические процессы ребенка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения.

2. Влияние изобразительной деятельности на развитие речи.

Многие ученые отмечали, что рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой и мыслительной деятельности детей. Русский педагог К. Д. Ушинский писал в свое время, что картина является могучим средством "развязывания" языка ребенка: он задает вопросы о том, что видит на картине, делится своими впечатлениями.

Особенно большое значение придается связи рисования и мышления, так как рисование представляет собой, по сути дела, тоже рассказ, но только не словами, а изобразительными средствами. Это очень отчетливо можно видеть уже у детей в возрасте около трех лет: не только показываемая картинка, но и собственный рисунок (как бы ни был он примитивен с нашей, взрослой точки зрения) стимулирует мыслительную деятельность ребятишек.

Этот важный факт влияния изобразительной деятельности на речевую и мыслительную часто не учитывается не только родителями, но и работниками детских учреждений. Постоянно приходится наблюдать, что во время уроков рисования в детском саду воспитательница останавливает говорящих детей, не позволяет им "отвлекаться от работы болтовней". На самом же деле рисование и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга, и словесное описание того, что ребенок изображает, нужно даже поощрять.

Речевая (и мыслительная) деятельность малыша активируется и при простом рассматривании готовых картинок. Дети охотно сочиняют по ним целые истории, причем развитие сюжета определяется именно рисунком.

Почему же рисунок оказывает такое стимулирующее действие на деятельность мозга ребенка?

Прежде всего нельзя забывать, что мышление детей первых лет жизни есть по преимуществу мышление образное, и рисунок, давая наглядную основу, существенно облегчает процесс "сцепления" ассоциаций. Кроме того, наглядность и образность, а часто и красочность рисунка влияют на эмоциональную сферу ребенка: возникновение под карандашом или кисточкой изображения доставляет ему удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, что облегчает протекание ассоциативных процессов.

Этапы развития детского рисунка. 

Итальянский психолог К.Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия доизобразительного этапа – стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули – обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений  рукой с карандашом. В этот период ребенок не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например яблоко, просто невозможно. Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисуют с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности. Стадия каракуль длится по- разному, иногда проходит достаточно быстро, но всегда в это время ребенок ищет и осваивает три линии: горизонталь, вертикаль, учится замыкать круг. Он учится ориентироваться на листе  бумаги и особая проблема в это время -остановиться. Ребенку приходится специально осваивать это умение: не вести бесконечную горизонталь, от кухни до входной двери по стене, через весь коридор, а остановить руку вовремя. По рисункам видно , как это сложно дается. Самый известный тип каракулей – бесконечная спираль; взрослые пытаются её по-своему интерпритировать, говорят: «Это он рисует звук, движение…» - на самом деле ребенок просто пытается вернуться в ту точку, с которой рука начала движение.

Часто стадию каракулей или стадию «мараний» сравнивают с младенческим гулением, возникающим задолго до появления речи, когда, порождая разнообразные новые повторяющиеся и беспорядочные звуки, ребенок стремительно овладевает «звуковой материей». Каракули заканчиваются в тот момент, когда появляется замкнутый контур – «круг».

Вторая стадия доизобразительного периода – от2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка – каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках не возможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений так таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром. В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности. Стадия каракулей важна как раз тем, что ребенок овладевает движениями своей руки.

Примерно в возрасте 3-5 лет начинается изобразительный период.

Можно использовать приемы нетрадиционного рисования и лепки: рисование пальчиками; рисование ладошкой; рисование кисточкой; рисование на манной крупе; рисование песком; рисование чем угодно; лепка из пластилина; лепка из соленного теста; лепка из съедобного теста; лепка из глины; налеп на картоне из пластилина; сочетание лепки с аппликацией на картоне.

3. Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики.

Пальчиковая гимнастика необходима детям с самого раннего возраста, как мощный стимул для формирования речи, и один из вариантов радостного, теплого, телесного, эмоционального развития ребенка.

Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики, направленные на развитие мелкой моторики и формирование речи у детей раннего возраста

Комплекс 1

В комплексе 1. Предложены упражнения способствующие активизации и обогащению словаря в основном именами существительными и глаголами, каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию «Зайка и ушки», «Прятки», «Черепаха». Упражнения состоят из коротких слов четверостиший текста для более легкого запоминания детьми слов упражнения «Собака», «Кошка», «Гусь», «Лошадка», «Птенчики», что способствует развитию интереса к этим игровым упражнениям.

Собака. -Развитие мелкой моторики, координации движений, стимуляция работы большого и указательного пальцев. Обогащения словаря - имена существительные с уменьшительным суффиксом.

У собачки острый носик, -Правая ладонь на ребро, на себя

Есть и шейка,- Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе.

Есть и хвостик. -Мизинец попеременно опускается и поднимается. Кошка

А у кошки ушки, -Средний и безымянный пальцы

Ушки на макушке, -упираются в большой.

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке. -Указательный и мизинец подняты вверх.

Мышка - Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Обогащение словаря. Обучение построению фразовой речи.

Серенький комок сидит ,-Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

И бумажкой все шуршит. -Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки - Развитие оптико - пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев. Активизация словаря: зайка, уши, глаголов скачет, прыгает. Обучение построению фразовой речи.

Ушки длинные у зайки, -Пальчики в кулачок.

Из кустов они торчат. -Выставить вверх указательный пальцы

Он и прыгает и скачет, -Ими шевелить в стороны.

Веселит своих зайчат.

Лошадка - Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Обогащение и активизация словаря.

У лошадки вьется грива,- Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец к верху. Сверху на нее накладывается леваяладонь под углом, образуя пальчиками гриву.

Бьет копытами игриво.- Большой палец к верху. Два больших пальца образуют уши.

Идет коза рогатая - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря.

Идет коза рогатая,- Правой рукой изображать рога, вытянув

Идет коза бодатая.- вперед указательный палец и мизинец.

Ножками топ - топ!- Кончиками пальцев обеих рук ударять по столу или по коленям.

Глазками хлоп - хлоп! -Хлопать в ладоши.

Кто каши не ест,- Грозить пальчиком

Молока не пьет,

Того коза забодает, забодает. -Изображая рога, делать движение вперед к детям.

Гусь- Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Активизация словаря: гогочет.

Гусь стоит и все гогочет, -Предплечье вертикально.

Ладонь под прямым углом.

Ущипнуть тебя он хочет. Указательный палец опирается на большой .Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве.

Петушок стоит весь яркий, Ладонь вверх указательный палец опирается на большой.

Гребешок он чистит лапкой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Птенчики в гнезде

Птичка крылышками машет -Обхватить все пальчики правой и летит к себе в гнездо. руки левой ладонью

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно. -Шевелить руками.

Прятки - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного.

В прятки пальчики играли -Ритмично сгибать и разгибать пальцы

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали. -Усложнение: поочередное сгибание каждого пальчика на обеих руках.

Улей - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Обогащение словаря: улей, пчелы, жужжат.

Вот маленький улей, где пчелы -Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному.

Спрятались, никто их не увидит

Вот они показались из улья

Одна, две, три, четыре, пять! З - з - з - з - з! -Пальцы разжаты и разведены в стороны.

Черепаха-Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Обогащение словаря: черепаха. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Вот моя черепаха, она живет в панцире -Руки сжаты в кулаки, большиепальцы внутри.

Она очень любит свой дом

Когда она хочет есть, то высовывает голову. -Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.

Когда хочет спать, то прячет ее обратно.

Данный комплекс способствует развитию координации движений, стимулирует работу больших и указательных пальцев обеих рук «Мышка», «Птенчики в гнезде», а также развитие пространственной функции «Идет коза рогатая», «Петушок», «Улей», умение ориентироваться относительно себя в пространстве «Коза», «Улей», «Собака»; развитие зрительного внимания.

Комплекс 2

На лужок -  Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

На лужок пришли зайчата, -Сгибание пальцев в кулачок в ритме потешки

Медвежата, барсучата, -При перечислении животных сгибать

Лягушата и енот пальцы на обеих руках поочередно.

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

Моя семья - Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Этот пальчик - дедушка, -Дети держат руки зажатыми в кулачки о ткрывается большой палец

Этот пальчик - бабушка,- Открывается указательный палец.

Этот пальчик - папочка, -Открывается средний палец.

Этот пальчик - мамочка, -Открывается безымянный палец.

Этот пальчик буду я -- Открывается мизинец.

Вот и вся моя семья. -Дети сжимают и разжимают кулачки

Сорока - Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного.

Сорока, сорока,

Кашу варила, -Указательным пальцем правой

Деток кормила: -руки водить по ладони левой.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала. -Сгибать поочередно каждый палец,

А этому не дала: -кроме мизинца.

«Ты дров не рубил, -Показать мизинец

Ты воды не носил,

Ты печь не топил.

Ничего не получил». -Грозить пальчиком и качать головой

Поиграем в пальчики - Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Обучение согласованию существительного и прилагательного.

Большаку дрова рубить, -Загибать по очереди все пальцы

А тебе воды носить, -на обеих руках.

А тебе печь топить,

А тебе тесто месить,- Загибать по очереди все пальцы на обеих руках

А малышке песни петь.

Песни петь да плясать,

Родных братьев потешать. -Шевелить пальцами обеих рук.

Пальчик - мальчик  - Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

- Пальчик - мальчик, где ты был? -Показать большие пальцы на обеих руках.

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, -Затем поочередно соединять их

С этим братцем песни пел. -с остальными пальцами.

Вышли пальчики гулять - Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; формирование умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли пальчики гулять.- Поочередное сгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять - Поочередное сгибание пальчиков в кулачки,

В домик спрятались опять- начиная с мизинца.

Замок -Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи

На дверях висит замок.

Кто его открыть не смог? -Пальцы в «замочек».

Мы замочком постучали, -Затем стучать о стол «замочком»

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили -Затем круговые движения «замочком»,

И открыли! -Показать ладошки.

Капустка - Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы ладоней обеих рук. Активизация словаря

Мы капустку рубим - рубим, -Движения прямыми ладонями вверх - вниз

Мы капустку солим - солим, -Поочередное поглаживание подушечек пальцев

Мы капустку трем - трем, -Потирать кулачок о кулачок

Мы капустку жмем - жмем. -Сжимать и разжимать кулачки.

Повстречались - Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря. Обучение построению фразовой речи

Повстречались два котенка:

«Мяу - мяу!», -Соединять поочередно все пальцы

Два щенка: «Ав - ав!», -правой и левой рук, начиная с мизинца.

Два жеребенка: «Иго - го!»

Два тигренка: «Р - р - р!»,

Два быка: «My - у!». -Показать рога, вытянув указательные пальцы

Смотри, какие рога.- и мизинцы.

Зайцы - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Скачет зайка косой. -Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить

Под высокой сосной. -Ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить.

Под другою сосной -Ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Скачет зайка другой. -Указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.

Целью большинства упражнений данного комплекса является развитие координации движений пальцев ведущей руки «На лужок», «Сорока»; формирование способности запоминать расположение пальцев рук в пространстве «Поиграем в пальчики», «Замок», , обучать детей точным движениям пальцев правой и левой руки «Зайцы», развивать умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца «Семья», «Вышли пальчики гулять», «Пальчик - мальчик». Обогащать и активизировать словарь, обучать умению согласовывать имена существительные и прилагательные «На лужок», «Пять пальцев», «Капустка», образовывать множественные числа существительных «Пять пальцев», «Повстречались», «Прогулка», построению простых предложений «Скачет зайка». Упражнения направлены на совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого «Прогулка».

Комплекс 3

Пальчики кивают - Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Активизация словаря

Вот и встретилась семья. -Руки на уровне груди, пальцы вверх,

Рад тебя увидеть я. -ладони смотрят друг на друга.

Всех мы в гости пригласили,- На каждую строчку кивание одного пальца

Всех здороваться учили.- по очереди 2 - 4 «кивка».

Может пальчик номер пять -Кивание одного пальца 2 - 4 «кивка».

В знак приветствия кивать,

Безымянный может ниже,

Средний силой не обижен,

Этот знает все на свете,

А вот этот любят дети.

Сидит белка на тележке - Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки: -Ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки,

Лисичке - сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке косолапому, -Поочередное сгибание пальчиков,

Заиньке усатому. -начиная с большого.

Прогулка - Обучение ребенка точным движениям пальцев правой и левой руки; развитие умения загибать пальчики в порядке очередности, начиная с мизинца; развитие умения договаривать выделенные слова. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Пошли пальчики гулять, -Пальцы обеих рук сжаты в кулачки, на первую строчку большие пальчики как бы прыжками двигаются по столу.

А вторые догонять. -По столу двигаются указательные,

Третьи пальчики бегом, -Движение по столу средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком. -Медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола,

Пятый пальчик поскакал -Мизинцы скачут

И в конце пути упал. -Хлопок обоими кулаками по поверхности стола

Цветок - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря

Вырос высокий цветок на поляне, -Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.

Утром весенним раскрыл лепестки. -Развести пальчики

Всем лепесткам красоту и питанье -Ритмичное движение пальцами вместе- врозь.

Дружно дают под землей корешки. -Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Дом и ворота  - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного.

Пальцы обеих рук под углом друг к другу

На поляне дом стоит, -широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Ну а к дому путь закрыт. -Большие пальцы обеих рук поднять вверх, внутреннюю сторону ладоней повернуть к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе; кончики средних пальцев соприкасаются.

Мы ворота открываем, -Ладони поворачиваются параллельно друг к другу.

В этот домик приглашаем. -То же, что на первую.

Апельсин - Развитие мелкой моторики, координации движений, зрительного внимания; развитие понимания эмоциональных состояний. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Мы делили апельсин -Дети двумя руками держат предполагаемый апельсин.

Много нас, а он один. -Показывают десять пальцев, а потом один.

Эта долька - для ежа, -Загибают большой палец руки.

Эта долька - для стрижа, -Загибают второй палец.

Эта долька - для утят, -Загибают средний палец.

Эта долька - для котят, -Загибают безымянный палец.

Эта долька - для бобра, -Загибают мизинец.

А для волка - кожура. -Бросают предполагаемую кожуру рукой.

Он сердит на нас - беда!!! -Изображают испуганный вид.

Разбегайтесь кто куда! -Делают движения руками в стороны.

Елка - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Елка быстро получается, -Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу).

Если пальчики сцепляются. -Пальчики выставляются вперед.

Локотки ты подними, -Локотки к корпусу не прижимаются.

Пальчики ты разведи. -Пальчики выставляются вперед.

Колокольчик - Развитие координации движений пальцев ведущей руки; развитие способности запоминать расположение пальцев в пространстве Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного.

Колокольчик все звенит, -Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены,

Язычком он шевелит. -Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Кулачок - Развитие мелкой моторики, координации движений; развитие воображения; стимуляция работы больших и указательных пальцев обеих рук. Активизация словаря. Обучение согласованию существительного и прилагательного. Обучение построению фразовой речи.

Как сожму я кулачок -Руки ребенка лежат на коленях ладонями вниз. Сжимаем руку в кулак.

Да поставлю на бочок -Ставим кулак большим пальцем вверх.

Разожму ладошку, -Распрямляем кисть.

Положу на ножку. -Рука кладется на колено ладонью вниз.

Задания направлены на преодоление ситуационной связанности и становление грамматической структуры речи «Елка», «Колокольчик», «Дом и ворота», на развитие мелкой моторики «Пальчики кивают», координации движений «В гости к пальчику большому»; развитие воображения «Апельсин», «Сидит белка на тележке»; на обучение построению фразовой речи «Кошка и собака», «Перестук», «Апельсин».

Обучение упражнениям должно осуществляться в процессе совместной деятельности со взрослым, необходимо обучать детей способам замещения реальных предметов при помощи положения пальцев и рук, что также способствует развитию воображения.

Пальчиковая гимнастика обладает комплексным воспитательным воздействием: она требует и умственных, и волевых, и физических усилий, и координации своих действий и конечно же (если ребенок по - настоящему включен в нее) приносит эмоциональное удовлетворение. Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, основных психических процессов, а также формированию речи детей раннего возраста.

4.  Рекомендации воспитателям по формированию речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста посредством развития мелкой моторики

Особенность работы с детьми раннего возраста является неэффективность любых чисто вербальных методов воздействия. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Даже не потому, что дети еще плохо понимают их, а потому что до 3 лет малыши не могут регулировать свое поведение посредством слова. Они живут только настоящим, и воздействия ситуации (окружающие предметы, движения, звуки) являются для них гораздо более сильными побудителями, чем значение слов взрослого . На первых этапах развития, речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, (или «единство слова и дела») очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию.

Из анализа программы традиционного содержания следует отметить, что задачи, касающиеся развития мелкой моторики детей, ставятся во всех программах. Содержание работы по формированию мелкой моторики представлено неполно, ни в одной из этих программ. Работа по развитию мелкой моторики необходима в дошкольном учреждении.Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что натуральное побуждение к действию над вещами у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития .

И.П. Павлов придавал тактильным ощущениям большое значение, ибо они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. Таким образом рука познает, а мозг фиксирует ощущения и восприятия, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегративные образы и представления .В народной педагогики созданы игры на основе развития движений рук «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая», «Угадай на ощупь», «Из чего предмет?», «Чудесный мешочек» и др. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие взрослые видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействия .

Для развития мелкой моторики в дошкольных учреждениях могут использоваться: шнуровки; пристежки; мозаика; бусинки, прищепки,  шнуровки, пуговицы разного цвета и размера; мелкие камни, ракушки для сортировки; выкладывание ; пальчиковые упражнения; веселые карандаши, пальчиковые краски.

Анализ различных пособий по развитию мелкой моторики в первой младшей группе позволил систематизировать игры направленные на развитие мелкой моторики, которые могут быть включены в пальчиковую гимнастику для детей раннего возраста.

Пальчиковая гимнастика может быть включена в режим дня. Например, ее можно провести утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально во время утренней гимнастики. А также перед выполнением обще развивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагалось «поиграть с предметом», например передавать мяч из рук в руки. Если детям предлагается комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка «Замок» очень эффективна пальчиковая гимнастика на физкульт минутках (три - четыре упражнения). На учебно - тренировочных занятиях пальчиковые упражнения выполняются в начале комплекса обще развивающих упражнений, а самомассаж кисти с помощью массажных мячей - в заключительной части.

На занятиях с использованием тренажеров и фитболов (коррекционных мячей) такжеиспользуются упражнения для пальцев. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу. Детям очень нравится показывать «театр в руке»: «На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели... (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).

На прогулке при плюсовой температуре можно после наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предложить с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки. В зачине подвижной игры или в ходе игры, например, в игре «Дельфин и рыбки» дети на каждую строчку зачина могут выполнять движения руками. На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук («Перемени предмет», «Передай мяч», «Посадка картошки).

Пальчиковые и ладонные игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного эмоционального развития. Эти игры растут вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, воспитатель играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной, воспитатель лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится вершителем игры, слова, и движения - все ему подвластно.

Таким образом, выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на формирование речевых умений, и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Эта гимнастика очень эмоциональна, увлекательна и способствует развитию речи, творческой деятельности. Поэтому пальчиковая гимнастика является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка.

Итак, по итогам моего наблюдения  были разработаны рекомендации для воспитателей, направленные на формирование речевых умений детей 2 - 3 летнего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.Обеспечить дальнейшее понимание речи окружающих- умение понимать будущее, прошедшее, понимать смысл речи не только при наглядной ситуации, но и вне ее.Совершенствовать активную речь детей - обогащать словарь, учить говорить предложения, пользуясь всеми частями речи, совершенствовать грамматический строй речи, улучшать ее произношение и эмоциональную выразительность.Расширять пользование речью - уметь передать словами свои впечатления, задавать вопросы и отвечать на них, расширять поводы речевого общения со взрослыми и детьми.Расширять ориентировку в окружающем.Развивать способность к обобщению, формировать у детей элементарные представления и понятия о явлениях природы, жизни животных, некоторых доступных пониманию детей явлениях общественной жизни, труде взрослых, времени, числе, пространственных отношениях, назначении предметов.Улучшать восприятие речи и слуховое внимание - умение хорошо слушать, что говорит взрослый, прослушать небольшой рассказ, стихотворение, различать звуки. Воспитывать навыки культурной речи – говорить негромко, не спеша, совершенствовать произношение.

Развивать мелкую (тонкую) моторику с помощью проведения пальчиковой гимнастики. При ее выполнении главное - это согласование ритма движений со стихотворным ритмом, а также нужно стараться вовлекать все пальчики, для выполнения упражнения как правой, так и левой рукой.

Для реализации этих рекомендаций воспитателям, прежде всего, необходимо использовать естественные условия жизни и взаимоотношения с детьми во время игры, прогулки, кормления, укладывания спать. Необходимо обогащать чувственный опыт детей доступными впечатлениями и правильной организацией их самостоятельной деятельности. Наблюдая совместно с детьми за какими - либо явлениями или действиями взрослых на прогулке, рассматривая картинки, показывая им что - то, разговаривая по поводу их игры, необходимо не только называть отдельные предметы и действия, но объяснять их, устанавливать связь между отдельными фактами, определять свойства и назначение предметов.

Для развития обобщенного значения слов, формирования на основе речи понятий необходимо, одни и те же слова употреблять в различных сочетаниях и ситуациях. Например, вместо шаблонного ежедневно повторяемого предложения «Сейчас будем заниматься» можно сказать: «Сегодня мы будем лепить» или «Несите стулья, надо заниматься», «Сегодня будем заниматься рисованием». Вместо «Ешьте аккуратно» можно сказать: «Надо аккуратно кушать, чтобы фартучек был чистым». Необходимо говорить о том, что малыши могут чувственно воспринять, то есть что видят, что можно показать в натуре, на картинке или на игрушках. В то же время можно и даже нужно говорить с детьми, рассказывать им о таких событиях, которые никогда ранее в таком сочетании не воспринимались, но отдельные элементы которых знакомы детям. Эффективность, использования упражнений пальчиковой гимнастики необходимо проводить во время чтения детям стишков, сказок, рассказов, работы с ними над потешками, прибаутками, любым речевым материалом.

Таким образом, предложенные нами  рекомендации, оказывают влияние на формирование речевых умений детей раннего возраста посредством работы над мелкой моторикой руки.

5. Заключение

  Раннее детство - это особый период в жизни ребенка. В это время происходит стремительное психическое и физическое развитие, закладывается основа для дальнейшего формирования и становления ребенка как личности. Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года, очень значительны [17].

 Все процессы развития в раннем детстве тесно связаны с формированием речевых умений. Данный период детского развития является сенситивным для формирования именно этой психической функции. Формирование речевых умений на протяжении первых трех лет жизни ребенка, как показывают многочисленные исследования, - не просто количественное накопление словаря, но сложнейший нервно - психологический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым.

 На формирование речи оказывает влияние огромное количество факторов. Такие исследователи, как Н.М. Аксарина, А. Валлон, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже, Э.Г. Пилюгина, А.М. Фонарев, Н.М. Щелованов и многие другие доказали, что сенсомоторное развитие составляет фундамент умственного развития. Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на формировании речевых умений ребенка.

Речь малыша включена в его практические предметные действия и неотделима от них. Ребенок может говорить только о том, что он видит и что делает здесь и сейчас. Поэтому включенность слов в конкретные действия, очень важный принцип формирования активной речи. Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, нести в себе определенное значение и опираться на конкретную ситуацию. Создание такой речепорождающей ситуации активизирующей речь детей способствует пальчиковая гимнастика - эта специальная психолого - педагогическая задача должна решаться педагогом.

Главная задача воспитателя ДОУ состоит в том, чтобы создать условия для развития мелкой моторики ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. А также создать условия для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Ожидаемый результат:

Дети: Сформирован устойчивый интерес к ИЗО деятельности; сформированы игровые навыки с пальчиками; Сформирован устойчивый интерес к сенсорному материалу; Расширен диапазона игр с дополнительным материалом: бус, крышек, камешков и т.д. Научатся пользоваться ИЗО материалом; Смело и уверенно выполнят изобразительные действия; расширится диапазон познавательного индивидуального развития.

Педагоги: Повышение теоретического уровня и профессионализма; Внедрение современных методов и технологий по развитию ИЗО деятельности, речи у детей; Самореализация; Обобщение и распространение опыта.

Родители: Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития ИЗО деятельности; Совершенствуют в домашних условиях  навыки  пальчиковых упражнений, изобразительные действия, применяемых  в детском саду; Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений дома.

Результат: Дети   станут проявляют интерес к ИЗО деятельности,  будут стремиться заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать о своих интересах в рисунке. Станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям.

Перспективы дальнейшего развития во 2 младшей группе : Дополнить приёмы нетрадиционного рисования и лепки., создать в предметно-развивающей среде зону песка и воды для игры .,  столик  для рисования песком. камешками, бусами, крышками, пуговицами, ракушками и т.д., развивать интеллектуальные способности у детей, мышление, восприятие, внимание, память., расширить диапазон   ИТ в воспитательно-образовательной работе.

Эффект  развития в долгосрочной перспективе :- У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими.- Дети  легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых).-Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе. -Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек

 Необходима специальная, систематическая работа, способствующая развитию мелкой мускулатуры рук детей, формированию речевых умений, активизации интеллектуальной деятельности. Наиболее продуктивна, на наш взгляд, такая работа будет на занятиях, т. к. именно занятия представляют очень большой объем заданий для развития моторики руки и речевого материала. В процессе систематических занятий происходит полноценное формирование речи детей.

Библиографический список

  1. Бабаева Н. У школьного порога - М.: Просвещение, 1994. - с. 128.
  2. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для  родителей и педагогов. - М.: Издательство АСТ, 2001. - 48.
  3. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г., Развиваю мелкую моторику. - Спб.: Питер, 2000. - с. 144.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь.
  5. . Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 93с.
  6. Т.Н. Ушакова и др., 1989. - с. 48.
  7. Запорожец А.В. Избранные психологические труды [Текст]: 2 том / А.В. Запорожец. - М. Просвещение, 1986. - 458 с.
  8. Ф.А. Сохин, 1978. - с. 50.
  9. Развивающие игры с малышами до трех лет/ Сост. Т.В. Галанова - Ярославль: Академия развития, 1998. - с. 103.
  10. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя - М.: Просвещение, 1979. - c. 194.
  11. Кольцова М.М. Движение и развитие сенсорной речи / М.М. Кольцова. - М.,   2000. - 210 с.
  12. Кольцова М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей. - М.: Педагогика. 1980. - с. 164.
  13. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.Н. Леонтьев. - М.: КомКнига, 2007. - 216 с.
  14. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж. Пиаже. - М., 1932. - 400 с.
  15. Психология детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. - М.,1964. - 468с.
  16. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер Н.Б. Венгер Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
  17. . Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
  18. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: методич. пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. - М.: Просвещение, 2007. - 143 с.
  19. Мухина В.С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. Ин - тов / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 272 с.
  20. Гаврилина С.Е. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. [Текст] / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, В.Н. Куров, М., 2003 - 180 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБ ДОУ « Детский сад комбинированного вида № 60» АГО «Влияние изобразительной деятельности и пальчиковых игр на развитие речи детей третьего года жизни » Исакова Инна Алексеевна Воспитатель

Слайд 2

Актуальность Анализ внешней среды Родители мало уделяют внимание развитию мелкой моторики Анализ диагностики показал большое количество детей с низким уровнем развития речи Анализ внутренней среды Родители редко дают детям в домашних условиях ИЗО материалы Экспресс- диагностика детей показала низкий уровень развития психических процессов Пальчиковая гимнастика мало применяется в педагогическом процессе Родители практически не играют с детьми в пальчиковые игры Родители не проявляют интерес к рисунку и не «читают» детские «каракули»

Слайд 3

Воспитывать у детей интерес к собственной изобразительной деятельности: желание рассказать в рисунке о том, что его волнует, радует; стремление поделиться своими впечатлениями, чувствами с окружающими его людьми. Помогать детям осваивать доступные для них способы изображения в рисовании, лепке; знакомить со свойствами материалов (краски, глина, карандаши) и элементарными приемами их использования . Обогащать малышей яркими впечатлениями при ознакомлении с миром вещей, природными явлениями, людьми и их действиями. Цель Осуществление непрерывного педагогического процесса по формированию у детей третьего года жизни активной речи путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя пальчиковые игры и изобразительную деятельность. Задачи Воспитывать у малышей интерес к предметам изобразительного искусства (иллюстрации в книжках, скульптура малых форм – статуэтки, художественно выполненная игрушка). Развивать мелкую моторику пальцев рук, уровень сенсорного развития .

Слайд 4

I этап. Адаптационно-практический - Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, и будет проявлять яркий интерес к изобразительному материалу и познавательные действия с ним . Обогащение играми уголка сенсорного развития, материалами – ИЗО уголка. II этап. Результативно-деятельный - Введение пальчиковых игр и упражнений во все виды учебной и бытовой деятельности. Педагогическое просвещение родителей о значении пальчиковой гимнастики для развития изобразительной деятельности, мышления, речи детей. III этап. Диагностический - Определение результата практической деятельности с детьми. IV этап. Итогово-перспективный - Обобщение опыта и разработка тактики последующих действий. Планирование и прогнозирование работы. Разработка планов работы с детьми по развитию мелкой моторики, изобразительной деятельности у детей 2 младшей группы. Создание развивающей среды.

Слайд 5

Разработка картотеки пальчиковых игр и упражнений. Разработка картотеки дидактических игр по развитию речи. Разработка ИТ картотеки «Пальчиковые игры», «Ознакомление с окружающим» Организация предметно-развивающей среды для реализации задач по ИЗО деятельности, сенсорному воспитанию. Консультационный материал для родителей.

Слайд 6

Знакомство с ИЗО материалом и действия с ним Подражание взрослому Интерес к следу, оставленному на бумаге Возникновение замысла Показ способов изображения в рисовании и лепке Знакомство со свойствами материалов и элементарными приёмами их использования

Слайд 7

Упражнение Постепенный показ Чёткое произношение Темп Расслабление Комплекс упражнений Домашнее задание

Слайд 8

Специальные упражнения для пальчиковой гимнастики Самомассаж пальцев рук Пальчиковые игры и упражнения на занятиях по развитию речи и других видах деятельности Развитие мелкой моторики пальцев рук Развивающие сенсорные игры

Слайд 9

Игры с мозаикой, конструктором, крупными пазлами Волшебная черепаха, Застёжки Панно «У курочки в гостях» Игры с бусами, прищепками Предметно развивающая среда Умные шнуровки «Красная пуговка» Пальчиковые упражнения и игры Весёлые карандаши, пальчиковые краски Уголок ряженья

Слайд 10

Дидактические игры Занятия по изобразительной деятельности Организованная форма обучения Занятия по развитию речи Музыкально-ритмическая деятельность Чтение стихов, потешек, сказок Двигательная деятельность Игры на развитие сенсорных умений

Слайд 11

Совместная деятельность Сюжетно-ролевая игра Театрализация Изобразительная деятельность Рассматривание картинок, иллюстраций и игрушек Разучивание пальчиковых игр и упражнений Чтение художественной литературы, рассказывание сказок Обыгрывание игрушек Прогулки по территории д/с, наблюдения

Слайд 12

Рисование пальчиками Рисование ладошкой Рисование кисточкой Рисование на манной крупе Рисование песком Рисование чем угодно Лепка из пластилина Лепка из солёного теста Лепка из съедобного теста Лепка из глины Налеп на картоне из пластилина Сочетание лепки с аппликацией на картоне

Слайд 13

Дети Родители Сформированы игровые навыки с пальчиками Сформирован устойчивый интерес к сенсорному материалу Расширен диапазона игр с дополнительным материалом: бус, крышек, камешков и т.д. Расширится диапазон познавательного индивидуального развития. Взаимодействуют с педагогами по вопросу развития ИЗО деятельности Совершенствуют в домашних условиях навыки пальчиковых упражнений, изобразительные действия, применяемых в детском саду Компетентность в вопросе развития речи у детей и применение пальчиковых упражнений дома Сформирован устойчивый интерес к ИЗО деятельности Научатся пользоваться ИЗО материалом Смело и уверенно выполнят изобразительные действия Педагоги Повышение теоретического уровня и профессионализма Внедрение современных методов и технологий по развитию ИЗО деятельности, речи у детей Самореализация Обобщение и распространение опыта

Слайд 14

Дети станут проявляют интерес к ИЗО деятельности, будут стремиться заниматься ею по собственной инициативе, рассказывать о своих интересах в рисунке. Станут общительнее, появится чистая, красивая речь, дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры, научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям. Для педагогов в детском саду будет собран методический материал, для успешной работы по развитию речи малышей при помощи ИЗО деятельности и пальчиковых игр и упражнений. Результаты Перспективы дальнейшего развития во 2 младшей группе Создать презентацию «Загадки» Дополнить приёмы нетрадиционного рисования и лепки. Создать в предметно-развивающей среде зону песка и воды для игры. И столик для рисования песком. камешками, бусами, крышками, пуговицами, ракушками и т.д. Развивать интеллектуальные способности у детей, мышление, восприятие, внимание, память. Расширить диапазон ИТ в воспитательно-образовательной работе. Эффект развития в долгосрочной перспективе У детей формируется устная речь, навыки речевого общения с окружающими . Дети легко адаптируются в любом обществе (как сверстников, так и взрослых). Отсутствие проблем в учебной деятельности в школе. Формируется нравственно-цельный, творчески мыслящий, инициативный человек.

Слайд 15

«УМ РЕБЁНКА НАХОДИТСЯ НА КОНЧИКАХ ЕГО ПАЛЬЦЕВ» В. СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 16

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА? Стимулирует развитие речи, способствует улучшению артикуляционных движений. развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребенка. Развиваются воображение и фантазия. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, исчезает скованность движений.

Слайд 17

ГРУППЫ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ I группа. Упражнения для кистей рук Развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений. Учат напрягать и расслаблять мышцы. Развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время. Учат переключаться с одного движения на другое.

Слайд 18

Стул Ножки, спинка и сиденье - Вот вам стул на удивленье. Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счет раз. Дом стоит с трубой и крышей, На балкон гулять я вышел. Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Слайд 19

II ГРУППА. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ УСЛОВНО СТАТИЧЕСКИЕ. СОВЕРШЕНСТВУЮТ ПОЛУЧЕННЫЕ РАНЕЕ НАВЫКИ НА БОЛЕЕ ВЫСОКОМ УРОВНЕ И ТРЕБУЮТ БОЛЕЕ ТОЧНЫХ ДВИЖЕНИЙ

Слайд 20

Лошадка У лошадки вьется грива, Бьет копытами игриво. Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Слайд 21

III группа. Упражнения для пальцев динамические . Развивают точную координацию движений. Учат сгибать и разгибать пальцы рук. Учат противопоставлять большой палец остальным.

Слайд 23

Тучка Тучка солнце повстречала, Поочерёдное сжимание в кулак («тучка») и разжимание (пальчики растопырены – «солнышко») ладоней обеих рук. Погостить его позвала. Приглашающий» жест правой рукой. Показать ладошку левой руки (пальчики растопырены «солнышко») «Нет!» - ей солнышко в ответ. Погрозить указательным пальцем правой руки. Тучка закрывает свет. Соединить кулачок правой руки («тучка») с ладошкой левой руки (пальчики растопырены – «солнышко

Слайд 24

Ёжик По тропинке, по дорожке «Рисуем» соединёнными ладонями обеих рук на столе тропинку. Разъединяем ладони - рисуем дорожку. Топают к нам чьи-то ножки. «Пошлёпать» ладошками по столу. Это ёж – колючий бок, Движения вправо-влево соединёнными ладонями (пальчики растопырить). По грибам большой знаток! Указательным и большим пальцами правой руки «нанизываем грибочки» на пальчики левой руки.

Слайд 25

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой. Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст).

Слайд 26

При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Слайд 27

Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Каковы особенности развития речи детей третьего года жизни"

Характеристика особенностей речи детей третьего года жизни , рекомендации родителям по развитию речи детей....

"Развитие речи детей третьего года жизни"

Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте.Развитие речи - самое важное приобретение ребенка в дошкольном детстве и самым тесным образом...

"Пальчиковая гимнастика", как средство развития речи детей третьего года жизни.

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли». (В.А. Сухомлински...

Обобщение опыта по самообразованию «Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»

Обобщение опыта по самообразованию:«Влияние художественного слова на развитие речи детей третьего года жизни»...

Презентация "Особенности развития речи детей третьего года жизни"

Третий год жизни ребёнка является важнейшим этапом в развитии речи. Овладение речью имеет огромное значение для психического развития малыша...