«Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»
статья на тему

Арбекова Нина Павловна

«Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.docx16.23 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников»

Обоснование выбранной темы:  и Интонационная выразительность речи играет особую роль в процессе общения, определяя как смысловое содержание речи, так и отношение говорящего к содержанию. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь.

 Знание компонентов интонации, схемы обследования и способов коррекции нарушений интонационной стороны речи поможет правильно построить логопедическую работу

Цель: Составить адекватное представление о формировании интонационной выразительности речи,    планировать логопедическую работу в соответствии с полученной информацией, прогнозировать возможный результат речевой коррекции.

Задачи:

  • Изучить теоретический материал о компонентах интонации, их функциях, характеристиках.
  • Изучить методы диагностики нарушений просодической стороны речи.
  • Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими фонетическое нарушение. Включить в работу упражнения и задания  по формированию навыка интонационной выразительности речи.

Список литературы для самостоятельного изучения:

  1. Архипова Е.Ф., Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. - М., 2008
  2. Гельм Е.И., Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией. // Логопед.2010. - №4
  3. Осипова Р.А., Формирование интонационной выразительности речи у старших дошкольников с ОНР. // Логопед.2013. - №6

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

Изучение научно-методической, учебной литературы

План изучения темы:

  1. Компоненты интонации. Функции. Характеристики.
  2. Развитие интонации в онтогенезе.

Особенности голосообразования у ребенка

  1. Нарушения интонации.
  2. Обследование интонационной стороны речи у детей:

а) обследование восприятия и понимания интонации;

б) обследование воспроизведения и употребления интонационных средств.

  1. Способы коррекции нарушений интонационной стороны речи.

В течение

учебного года

Творческое сотрудничество с коллегами

  1. Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация».
  2. Провести консультации для воспитателей:

1)«Общее представление об интонации. Компоненты. Онтогенез».

2)«Коррекция нарушений интонационной стороны речи. Практические упражнения и задания».

  1. Разработать рекомендации для воспитателей по использованию в работе с детьми голосовой и интонационной гимнастики.

В течение учебного года

октябрь

январь

Практическая деятельность

  1. Подобрать практический материал для работы над совершенствованием интонационной стороны речи.
  2. Изготовить атрибуты, дидактический материал для воспитания навыков правильного вдоха и выдоха.
  3. Изготовить атрибуты, дидактический материал для артикуляционно – мимической гимнастики.
  4. Пополнить картотеку речевого материала логоритмическими упражнениями.
  5. Конкурс чтецов детей старшей группы.
  6. Наглядная консультация для родителей: «Формирование интонационной выразительности у старших дошкольников».

В течение учебного года

февраль

Подведение итогов самообразования

  1. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за 2 года.
  2. Составить картотеку игр, пособий  по коррекции просодической стороны речи.

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с ОНР" (прилагается презентация с видеороликами занятий)

Данный материал напомнит педагогам  о том,  что представляет собой интонация;  рассмотрены направления работы; представлены виды упражнений по каждому направлению с  методическими ...

Презентация"Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников"

В данной презентации определены цель, задачи, направление работы по теме, предметно-развивающая среда для развития выразительности речи у дошкольников....

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ.

У детей со стертой дизартрией имеет место нарушение целого ряда просодических элементов речи, в процессе логопедического воздействия проводится работа по формированию интонационной выразительнос...

Формирование интонационной выразительности речи у дошкольников с дизартрией

У дошкольников с дизартрией обнаруживаются стойкие нарушения тех или инных компонентов просодической стороны речи. ...

Предметно-развивающая среда по формированию интонационной выразительности речи у дошкольников

Важно научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты и интонацию....

Кружковая работа логопеда по формированию интонационной выразительности речи старших дошкольников "Веселая риторика"

обучение дошкольника интонационной выразительности является необходимым компонентом процесса формирования у ребёнка речи в процессе логопедического воздействия....