Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
методическая разработка на тему

Остапенко Людмила Александровна

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в работе с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161, структурное подразделение №6

Семинар – практикум

«Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Воспитатель 1 категории

Остапенко

Людмила Александровна

 октябрь 2015 г.

Москва 2015-2016

Семинар – практикум

«Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в работе с детьми.

Задачи:

  • проанализировать систему работы ДО  по ознакомлению дошкольников с народным искусством;
  • знакомство и изучение литературы, способствующей формированию знаний  об искусстве народных промыслов;
  • описать практические советы педагогов по приобщению дошкольников к народному искусству;
  • выявить знания педагогов о методах и формах знакомства детей с музеями и выставками народного изобразительного искусства;
  • расширить знания  воспитателей о практических методах воспитания у детей ценностного отношения к народному искусству.

№ п/п

Содержание

форма

План проведения

регламент

1

«Система работы ДО  по ознакомлению дошкольников с народным искусством»

Лекция

14.10.2015

1. Сообщение теоретического материала:

а) народное искусство;

б) устное народное творчество;

в) народные промыслы кистевой росписи;

г) разнообразие русской игрушки.

2. Обзор литературы по теме

3. Задания для воспитателей.  Подготовить видео экскурсию или презентацию для детей на тему: «Музеи и выставки народных промыслов»

30 мин

2

Практическое занятие «Систематизация знаний педагогов о методах и формах развития интереса воспитанников к изобразительному искусству путем посещения музеев и выставок»

Семинар-практикум

21.10.2015

1. Практические советы для педагогов по приобщению дошкольников к народному искусству

2. Демонстрация наработанного материала по теме (домашнее задание – видео или презентация).

3. Анкета для воспитателей «

50 мин

3

Чаепитие «Русская чайная»

Круглый стол

28.10.2015

1. Отчет воспитателей о проделанной работе.

2. Подведение итогов семинара.

40 мин

Лекция «Система работы ДО  по ознакомлению дошкольников с народным искусством»

Лекция составлена по материалам  О.А. Соломенниковой «Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством».

Необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития эстетической культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений и рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает сильное воздействие на ребенка, который, по образному выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.

         В настоящее время народное искусство широко применяется в художественном воспитании детей. Подлинные образцы народного творчества и современные произведения декоративного искусства используются на занятиях и в оформлении детских садов.

Наличие художественно-творческих способностей у детей является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.
           Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению труднейших задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.

Основные задачи ознакомления детей с народным искусством.  Расширять представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастерство русского народа. Познакомить с приемами работы народных мастеров. Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Учить видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства. Формировать эстетический вкус. Развивать творчество и фантазию, ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Совершенствовать технические умения и навыки рисования. Показать взаимосвязь народного декоративно-прикладного, устного и музыкального искусства.

Задачи приобщения дошкольников к устному народному творчеству. Расширять знания детей о разнообразии произведений фольклора. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства. Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение. Учить видеть красоту окружающего мира. Обращать внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить самостоятельно придумывать загадки. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.

Задачи овладения практическими умениями создания предметов народного творчества. Закреплять умение рисовать декоративные элементы – точки, кружки, полоски, волнистые линии, листочки, ягодки и т. д. Учить самостоятельно изготавливать из бумаги тычок-печатку для рисования кругов разного диаметра.

Знакомить детей с особенностями построения геометрического и растительного орнаментов; учить придумывать узоры для бумажных силуэтов. Закреплять умение лепить из глины декоративные изделия конструктивным, комбинированным и пластическим способом; украшать глиняные изделия способом налепа, процарапывания и росписи.

Тема 1. Народное искусство

 Дети посещают мини музей «Русская изба» . Играют в дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами. Слушают народную музыку. Рассказывают потешки, пословицы и поговорки.

Тема 2. Волшебная Дымка

   Знакомятся с Дымкой. Изготавливают из скрученной полоски бумаги большой и маленький тычки для рисования. Рисуют элементы дымковской росписи с помощью печатки-тычка. Рисуют дымковские узоры на различных бумажных силуэтах с помощью кисти и печатки-тычка. Лепят и расписывают дымковскую уточку, коня и барышню.

Тема 3. Русские народные потешки

 Дети слушают, заучивают и рассказывают потешки. Рассматривают иллюстрации к произведениям малого устного фольклора. Знакомятся с творчеством художников-иллюстраторов. Копируют иллюстрации художников. Придумывают и рисуют иллюстрации к потешкам. Оформляют книжки-самоделки.

Тема 4. Филимоновские свистульки

   Дети знакомятся с творчеством филимоновских мастеров. Рисуют элементы филимоновской росписи: полоски, елочки и цветы. Расписывают бумажные силуэты филимоновских игрушек. Лепят и расписывают филимоновскую красавицу и курицу-свистульку.

Тема 5. Рисуем отгадки к народным загадкам

Загадывают, отгадывают, придумывают загадки; рисуют отгадки.

Тема 6. Городецкие узоры

Дети знакомятся с городецким промыслом. Рассматривают изделия народных мастеров. Играют в дидактические игры. Слушают народную музыку. Рисуют элементы городецкой росписи – растительные орнаменты (листик, купавка, розан), птиц и лошадей. Расписывают бумажные силуэты и деревянные изделия городецкими узорами.

Тема 7. Русская народная сказка

Дети слушают и рассказывают русские народные сказки. Участвуют в театрализованных представлениях по сказкам. Рассматривают и рисуют иллюстрации к сказкам. Смотрят фильмы-сказки по видео и телевизору. Копируют иллюстрации знаменитых художников.

Тема 8. Русская народная песня

 Дети слушают и поют русские народные песни. Играют на народных инструментах. Отображают в рисунке содержание русских народных песен.

Тема 9. Русский народный костюм

   Дети рассматривают выставку «Русский народный костюм». Играют с куклами в национальной русской одежде. Участвуют в театрализованных представлениях. Показывают модели русской народной одежды. Украшают бумажные силуэты русского народного костюма.

Тема 10. Голубая Гжель

 Дети рассматривают выставку гжельских изделий. Знакомятся с творчеством гжельских мастеров. Рисуют гжельские узоры и гжельские розы. Лепят и расписывают поделки из глины.

Тема 11. Золотая Хохлома

Дети знакомятся с хохломским промыслом. Рисуют растительные элементы росписи. Составляют хохломские узоры. Расписывают деревянные изделия.

Тема 12. Русская матрешка

 Дети знакомятся с русской матрешкой. Посещают выставку матрешек. Слушают русскую народную музыку. Играют в дидактические игры. Расписывают и рисуют матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана. Рисуют придуманных матрешек.

Тема 13. Жостово

   Дети знакомятся с жостовским промыслом. Рассматривают жостовские подносы. Расписывают узорами изделия из папье-маше различной формы.

Тема 14. Сказки

   Деятельность детей. Дети слушают, рассказывают русские народные сказки и рисуют иллюстрации к ним. Инсценируют сказки.

Тема 15. Каргопольские игрушки

Рассказать о происхождении данного промысла (г. Каргополь Архангельской области). Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Дать представления об особенностях каргопольской росписи: цвета неяркие, приглушенные, северные – серый, розовый, желтый, оранжевый, красный; гамма сдержанная.

Тема 16. Полхов-майданские игрушки

   Рассказать детям о происхождении данного промысла (с. Полхов-Майдан и с. Крутец Нижегородской области). Показать разнообразие игрушек-тарарушек: матрешки, кони-тройки, шкатулки, грибы, вазочки, солонки, поставцы и т. д. Учить детей выделять характерные особенности полхов-майданских игрушек-тарарушек. (Полхов-майданские матрешки тоньше и выше семеновских и загорских. Лицо разрисовано только черной краской, туловище – огромными пятилепестковыми цветками при помощи надводки: предварительный узор наносится тушью, а потом заливается цветом.

Тема 17. Богородские деревянные игрушки

   Рассказать детям о происхождении данного промысла (с. Богородское близ города Сергиев Посад Московской области). Показать особенности художественной резьбы по дереву богородских мастеров. Рассказать, что материалом для изготовления богородских деревянных игрушек служит мягкая древесина осины, ольхи и липы. Показать взаимосвязь изделий народных мастеров с творчеством известных русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Крылова (композиции выполняются по произведениям этих писателей).

Тема 18. Сергиевопосадские матрешки

Показать и учить выделять характерные особенности загорской (сергиевопосадской) матрешки (образ русской девушки, изображенной то в цветастом платке и сарафане, то с букетом цветов, то в полушубке и шали с кистями; наиболее распространены шести-, восьми-, двенадцатиместные матрешки; характерно сочетание четкого рисунка, нанесенного способом выжигания, с яркой окраской узоров и природным золотистым цветом древесины в фоне) в сравнении с семеновской и полхов-майданской матрешкой. Формировать эстетическое отношение к русскому сувениру – матрешке. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. Учить украшать бумажный силуэт матрешки.

2. Обзор литературы по теме

  1. Наталья Леонова «Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Русская матрешка». ФГОС. В учебно-методическом пособии даны рекомендации, представлен теоретический и практический материал для проведения работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями общеобразовательной программы дошкольного воспитания "Детство" и требованиями ФГОС ДО. Содержание работы спроектировано на основе интеграции познавательной, эстетической, интеллектуальной, речевой, игровой и двигательной деятельности детей и направлено на глубокое освоение всесторонних знаний дошкольников об одном из видов народных промыслов - русской матрешке. В пособии дан теоретический и практический материал для проведения с детьми образовательной деятельности по декоративно-прикладному искусству.
  2. Ирина Лыкова «Дымковская игрушка. Альбом для детского художественного творчества». Издание поможет педагогам начальных классов, воспитателям старших групп ДОУ, преподавателям художественных школ, руководителям кружков и различных студий, а также родителям организовать интересные занятия и полезный досуг детей.
  3. Татьяна Воронина «Потешки, прибаутки, заклички: играем и развиваемся». Потешки, прибаутки, шутливые песенки - это прекрасный материал для развития детей младшего возраста: так ребенок накапливает свой пассивный словарь, учится звукоподражанию, а дети постарше, которые смогут уже обыгрывать потешки по ролям, упражняются в общении и ведении диалога, тренируют свою память. В этой книге вы найдете различные потешки, заклички, прибаутки, которые сможете использовать при засыпании и пробуждении ребенка, при приеме пищи и на прогулках, при его знакомстве с животными, явлениями природы.
  4. Ирина Лыкова «Филимоновская игрушка. Художественный альбом для детского творчества». Пособий предназначено для ознакомления детей с народным творчеством в групповых и на индивидуальных занятиях в детском саду и дома. Предлагаемый в пособиях наглядный материал с успехом может быть использован на занятиях художественным творчеством.
  5. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Под ред. Караченцевой А.И. Здесь собраны тематические загадки, известные и не очень. Ответ на них можно не только угадать по фрагменту, но и найти на общем рисунке рядом. В представленной  книжке есть множество мудрых мыслей, собранных разными поколениями. Это пословицы и поговорки о семье, Родине, добре и зле, дружбе… Смысл одних высказываний понять нетрудно, над другими же придётся поразмыслить.
  6. Алевтина Чусовская «Знакомство с народным изобразительно-прикладным искусством в ДОУ». Предлагаемое пособие  поможет воспитателям и педагогам ДОУ познакомить детей старшего дошкольного возраста с гжельской росписью, дымковской игрушкой, городецкими мастерами, хохломой и др. На занятиях дети учатся различать виды народного искусства, приобретают навыки росписи, изготовления поделок. Все занятия построены в увлекательной форме, с привлечением сюжетов народных сказок, с музыкальным сопровождением и инсценировками. Все это способствует развитию эстетического вкуса детей.

3. Практические советы для педагогов по приобщению дошкольников к народному искусству

В процессе воспитания у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждения интересы к музеям и выставкам изобразительного искусства необходимо использовать следующие формы работы:

- в группах создавать специальную среду «Полочка народного декоративно - прикладного искусства»,  с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству;

-  не реже одного раза в полугодии проводить экскурсию в Мини музей «Русская изба» нашего детского сада;

- составить картотеку русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр;

- в уголках для родителей постоянно размещать материал по народному календарю, по русской кухне, по народным праздникам «Пасха», «Рождество», «Новый год», «Масленица» и др.;

- наряду с занятиями организовывать праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д.;

- особое внимание уделять укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Создание условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей. Что формирует положительное отношение друг к другу. 

4. Анкета для воспитателей «Народное искусство как средство эстетического воспитания дошкольников»

Цель: Выявить уровень осведомленности педагогов  данной темой, правильно построить дискуссию на Круглом столе.

№ вопроса

Вопросы анкеты

Ваш ответ «да»

Ваш ответ «нет»

Затрудняюсь / предложите свой вариант

1

Считаете ли Вы тему семинара – практикума «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства» интересной и актуальной?

2

Все ли виды народного искусства вам знакомы и не вызывают у Вас сложностей в осуществлении педагогического процесса? – если НЕТ, то какие?

3

Используете ли Вы в работе с детьми народные традиции? - если ДА, какие

4

Часто  ли Вы обращаетесь к сказкам, читая их вне НОД? – поясните свой ответ.

5

Сопровождаете ли действия детей или режимные моменты потешками, поговорками? – как часто используете этот прием, объясните.

6

Организовываете театрализованную деятельность в условиях возрастной группы? – как часто и почему?

7

Применяете ли Вы на прогулках и физкультурных занятиях народные подвижные игры? – какие и как часто?

8

Используют ли воспитанники в свободной изобразительной  деятельности знания, полученные на занятиях по ознакомлению с народным творчеством? – как часто?

9

Считаете ли Вы возможным ежемесячное проведение видеоэкскурсий по музеям и выставкам изобразительного искусства в условиях детского сада? – если да, то на каких условиях?

10

Все ли вопросы, касающиеся побуждения интереса детей к народному творчеству, были широко освещены на семинаре – практикуме? – если Нет, напишите Ваши пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАРОДНОМУ ИСКУССТВУ"

Цель:          вызвать у педагогов желание воспитывать детей на материале народного         искусства.Задачи:1....

Семинар практикум "Воспитание гуманных чувств и отношений у детей дошкольного возраста"

Проблема воспитания гуманных чувств и отношений изучалась в отечественной дошкольной педагогике довольно подробно и с разных позиций. Рассматривалось отношение ребенка к взрослым, к сверстникам, к дет...

Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству

Педагогические условия формирования у детей эстетического отношения к народному искусству...

Роль изобразительного искусства в развитии ребёнка. Виды и жанры изобразительного искусства.

 Изобразительное искусство играет огромную роль в развитие ребёнка,в формировании его как многогранной личности. Особое значение имеет один из видов изобразительного искусства-живопись,раз...

Семинар - практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"

Семинар --практикум "Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством народно - прикладного искусства"...