система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Поминова Юлия Сергеевна

Предмет исследования - фольклор, старинные праздники, традиции, художественные промыслы, организация предметной среды - источники и средства национальной культуры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическое пособие20.73 КБ

Предварительный просмотр:

презентация «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи»

1 слайд  Тема работы «Приобщение детей к русской национальной культуре в условиях дошкольного учреждения и семьи».

2 слайд  Цель исследования - обоснование необходимости приобщения детей к общечеловеческим ценностям - к культуре своего народа.

3 слайд  Объект исследования - национальная русская культура как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Предмет исследования - фольклор, старинные праздники, традиции, художественные промыслы, организация предметной среды - источники и средства национальной культуры.

   

4 слайд   Задачи исследования:

-           анализ современных концепций и программ по исследуемой проблеме;

-         анализ теоретических подходов возможности ознакомления детей с культурой своего народа;

-           разработка системы игр, занятий и другой деятельности по ознакомлению детей с культурой своего народа.  

5 слайд  Диагностика. Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий приобщения детей дошкольного возраста к национальной русской культуре. В связи с поставленной целью в нашей работе рассмотрено состояние исследуемой проблемы в педагогической литературе, анализа идей и взглядов авторов К.Д.Ушинского, И.А.Ильина, А.П.Усовой, В.А.Сухомлинского, Г.Н.Волкова мы можем сделать выводы. К проблеме приобщения детей к русской национальной культуре обращались как в прошлые, так и в настоящее времена. Анализ литературы и передового педагогического опыта показал, что в настоящее время многие педагоги обращаются к данной проблеме.  

Изучение взглядов педагогов, психологов, программ, позволили нам определить основные направления в экспериментальной работе. Экспериментальная часть нашего исследования была направлена на выявление и формирование знаний детей о национальной культуре. Нами были проведены три эксперимента: констатирующий, формирующий и контрольный. Суть работы - обогатить знания и опыт детей, внести в него традиции, обычаи. Констатирующий эксперимент позволил нам установить уровень знаний детей о русской национальной культуре. Для выявления знаний старшими дошкольниками о народном творчестве авторы предлагают разные задания, на основе которых мы составили свою диагностику.

6 слайд  Диаграмма. Дети знают очень много считалок, предлагают свои варианты, но с другими жанрами мало знакомы. Спрашивают: « А что такое пословицы?». Путают между собой: «Пословиц я не знаю, а поговорки знаю» и называют  либо считалочку, либо потешку. Очень мало детей, которые могут объяснить значение пословиц, доказать отгадку. Дети практически не знают колыбельных песен. На вопрос, «Какие колыбельные песни ты знаешь?», поют любые песни, называя их «ласковыми», либо «Спят усталые игрушки…». Плохо дети ориентируются в традициях своей семьи, мало знают народные праздники и как их отмечают. В эксперименте приняли участие десять детей контрольной группы и десять детей экспериментальной группы. В процентном соотношении уровни развития детей в контрольной и экспериментальной группах представлено в виде диаграммы. Видно, что разница в обеих группах незначительная. Поэтому можно считать, при прочих равных условиях на начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей в контрольной и экспериментальной группах был приблизительно одинаков.

Таким образом, мы выяснили, что работа по приобщению дошкольников к национальной русской культуре проводится в пределах программы, но родители и педагоги не используют полностью развивающий потенциал национальной русской культуры. Итак, мы еще раз убедились в том, что комплексная методика по приобщению детей к национальной культуре просто необходима. На основании полученных результатов для эксперимента было отобрано 10 детей старшей группы детского сада: 6 человек средний уровень, 4 детей низкий уровень, высокий  уровень ни одного.

7слайд  Цель формирующего эксперимента: создание предметно-развивающей среды, использование устного народного творчества в деятельности детей, приобщение к народным праздникам и традициям. В формирующем эксперименте мы использовали занятия, разработанные ОЛ.Князевой, Н.В.Алёшиной, О.С.Ушаковой, Н.В.Гавриш, народные игры, беседы с детьми, разработанные Э.Сусловой. Так же малые формы фольклора использовались в воспитательно-образовательной работе с детьми и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты).

8 слайд     Схема работы с детьми.

9 слайд          Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • На тщательном, обусловленном возрастными особенностями детей, отборе материала;
  • Интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление дошкольников с окружающим  и социальной действительностью, различные игры);
  • Активного включения детей;
  • Использование развивающего потенциала  малых форм фольклора в приобщении национальной культуре.

10 слайд  Диаграмма. Чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику знаний детей о народном творчестве по той же форме, параметрам и показателям. Сравнительный анализ обеих групп показал, что у детей экспериментальной группы в ходе эксперимента значительно повысился уровень знаний и по показателям обогнали контрольную группу.

11 слайд    В процессе работы были замечены такие изменения:

  • У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх- потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок;
  • У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа опытно-экспериментальной работы, можно прийти к выводу, что приобщение детей к национальной русской культуре возможно, дети проявляют интерес, если: педагоги совместно с семьей сами будут проникнуты чувством к русской национальной культуре и ее пониманием, и смогут донести ее особенности до детей, подтвердилась. Если организована систематическая работа со старшими дошкольниками, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию.

12слайд   Результаты

                       

  • Дети принимают активное, осмысленное участие в русских народных праздниках, с удовольствием исполняют русские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах.
  • Дети знают и называют предметы русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.
  • Дети знают произведения УНТ,  используют в активной речи  заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки и т.д.
  • Дети ориентируются в мире русских  народных сказок, самостоятельно распределяют роли, готовят атрибуты для обыгрывания.
  • Играют в русские народные подвижные и хороводные игры, знают и выполняют правила.
  • Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской народной культуре.

13,14,15,16,17,18,19,20  слайды    фотографии

21 слайд  Заключение

Вся работа, выстроенная в определенную систему, позволяет сформировать у дошкольников элементарные, необходимые и доступные для дошкольного возраста представления о родном крае, о русской народной культуре в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный педагог в системе образования. Развитие креативности как фактор развития личности ребенка.

Статья о роли социального педагога в образовательной организации и о важности развития креативности как фактора более лучшей адаптации детей в современном обществе и постоянно меняющимся жизненным сит...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»

Тема  духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, сегодня одна из наиболее актуальных. Духовно-нравственное воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, ...

Тренинг для воспитателей "Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников: воспитать патриота России, воспитать патриота Новомосковска "

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже не уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с горд...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, как важнейший элемент формирования личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины

В статье освещена важная роль нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте и описаны некоторые формы работы по данной теме...

Деловая игра для педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Мы - граждане России»

Цель: расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия в старшей группе по патриотическому воспитанию "Патриоты России"

Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.Задачи:- Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, ...