Детские страхи
статья (подготовительная группа) на тему

Адарченко Наталья Анатольевна

Страх - древний спутник человечества. Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь.

По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи.

Детские страхи – это глубокие переживания детства, которые могут проявиться потом в более старшем возрасте.

Русский психолог А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте:

·        от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи;

·        на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников);

·        в 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх смерти;

·        от 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д. 
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее: 
не засыпает один, не разрешает выключать свет; 

ü часто закрывает уши ладонями; 

ü прячется в угол, за шкаф; 

ü отказывается от участия в подвижных играх; 

ü не отпускает маму от себя; 

ü беспокойно спит, кричит во сне; 

ü часто просится на руки; 

ü не хочет знакомиться и играть с другими детьми; 

ü  отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом; 

ü  категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

 

         Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Как нужно себя вести  с ребенком, который испытывает страх:

·        Первое и самое главное, необходимо выявить причину страха

·        Не высмеивайте страхи своего ребенка, иначе ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один, не стыдите его и не заставляйте побороть свой страх усилием воли. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.

·        Ни в коем случае не нужно запугивать  детей

·        Необходимо исключить  телепередачи и  чтение сказок, в которых есть зло .

·        Придумайте с ним сказки, в которых у главного  персонажа  были бы аналогичные страхи. Попробуйте помочь ему вместе с ребенком

·        Важно помнить, что словесные убеждения  неэффективны, поскольку ребенок  еще не может управлять  своим поведением и не владеет собой.

·        Детские страхи можно нарисовать, вылепить из пластилина и даже собрать из конструктора. Можно изобразить, то, что нас пугает на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет нам победить это существо.

·        Постарайтесь  проиграть пугающее малышей событие в специальной ролевой игре, где страшное и пугающие  стало бы веселым и интересным.

·        Не нужно ребенку напоминать о его страхах. А тем   более рассказывать всем о том, чего он боится

·        Не принуждайте ребенка делать то, что он не в силах  сделать.

Ищите свой способ  преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

 

Для борьбы с детскими страхами  можно организовать игры c детьми самостоятельно, без участия психолога. Естественно, только в случае, если речь идет o естественных возрастных страхах. Когда страхи настораживают вас своей чрезмерностью, необычностью, беспричинностью, а главное – отвлекают ребенка от реальной жизни, следует обязательно обратится к детскому психологу.

Терапевтический эффект спонтанной игры заключается в том, что ребенок может отреагировать те эмоции, которые его беспокоят, осознать частично свои переживания и, конечно, выразить себя в движении. Игра дает отличную возможность ребенку овладеть своим страхом. B игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. B игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага. Играя, легко изобразить образ самого страха.   Из-за больших психологических возможностей игры, ее  привлекательности для ребенка родителям необязательно использовать специальные псикокоррекционные игры.

 

Рисование на тему "Нарисуй свой страх"

Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

 

Расставание

Отпускаем страх. 
 

Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

 

Волк идет»

Звучит веселая музыка, ребенок (дети) изображает резвящегося на полянке зайчика. Вдруг появляется «волк» – музыка умолкает, и зайчик спешит спрятаться в норку (стол, накрытый скатертью или одеялом, свисающим до пола). Волк остается голодным и уходит прочь, а игра повторяется. Постепенно увеличивайте время нахождения зайчика в темной норе.

«Поиски игрушек»

Спрячьте несколько игрушек в темных и освещенных комнатах (например, в комнате, коридоре, ванной, кладовке). Теперь пусть кроха попробует отыскать все игрушки, при этом за игрушки, найденные в темных комнатах, ему начисляется в 2 раза больше баллов. Для усиления соревновательного момента в эту игру лучше играть в небольшой компании деток.

«Сыщики»

В эту игру тоже можно играть группой, а можно и одному. Заранее придумайте несколько игровых заданий для вашего сыщика, которые не будут связаны с его фобиями. В конце концов, их выполнение должно привести его к кладу, «зарытому» в самом темном уголке квартиры.

Используемые источники:

ü «Плохие привычки хороших детей» Москва «Дрофа плюс » ,2007год А.Баркан

ü http://ncuxolog.ru/igry-s-detmi-ispytyvayushhimi-strahi - семейный сайт ncuxolog.ru

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_strahi.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:


Детские страхи

Страх - древний спутник человечества. Страхи бывают разные – объяснимые и иррациональные, оправданные и надуманные, и даже полезные. Но в большинстве своем наши страхи портят нам жизнь.

По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи.

Детские страхи – это глубокие переживания детства, которые могут проявиться потом в более старшем возрасте.

Русский психолог А.И.Захаров отмечает, что страх может развиваться у человека в любом возрасте:

  • от 1 года до 3 лет нередки ночные страхи;
  • на 2-ом году жизни, наиболее часто проявляется страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли (и связанный с этим страх медицинских работников);
  • в 3-5 лет для детей характерны страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 —7 лет ведущим становится страх смерти;
  • от 7 до 11 лет дети больше всего боятся «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

Причины детских страхов: многотравмирующая ситуация, авторитарное поведение родителей, впечатлительность, внушаемость, перенесенный стресс, болезнь. Часто у детей возникают ситуативные страхи из-за неожиданного прикосновения, слишком громкого звука, падения и т.д. 
О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее: 
не засыпает один, не разрешает выключать свет; 

  • часто закрывает уши ладонями; 
  • прячется в угол, за шкаф; 
  • отказывается от участия в подвижных играх; 
  • не отпускает маму от себя; 
  • беспокойно спит, кричит во сне; 
  • часто просится на руки; 
  • не хочет знакомиться и играть с другими детьми; 
  •  отказывается общаться с незнакомыми взрослыми людьми, приходящими в дом; 
  •  категорически отказывается принимать незнакомую пищу.

         Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Как нужно себя вести  с ребенком, который испытывает страх:

  • Первое и самое главное, необходимо выявить причину страха
  • Не высмеивайте страхи своего ребенка, иначе ваш малыш замкнется и останется со своим страхом один на один, не стыдите его и не заставляйте побороть свой страх усилием воли. Не заставляйте его страдать еще и от комплекса вины за свой страх.
  • Ни в коем случае не нужно запугивать  детей
  • Необходимо исключить  телепередачи и  чтение сказок, в которых есть зло .
  • Придумайте с ним сказки, в которых у главного  персонажа  были бы аналогичные страхи. Попробуйте помочь ему вместе с ребенком
  • Важно помнить, что словесные убеждения  неэффективны, поскольку ребенок  еще не может управлять  своим поведением и не владеет собой.
  • Детские страхи можно нарисовать, вылепить из пластилина и даже собрать из конструктора. Можно изобразить, то, что нас пугает на одной стороне листа, а на другой нарисовать то, что поможет нам победить это существо.
  • Постарайтесь  проиграть пугающее малышей событие в специальной ролевой игре, где страшное и пугающие  стало бы веселым и интересным.
  • Не нужно ребенку напоминать о его страхах. А тем   более рассказывать всем о том, чего он боится
  • Не принуждайте ребенка делать то, что он не в силах  сделать.

Ищите свой способ  преодоления страха у Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.

Для борьбы с детскими страхами  можно организовать игры c детьми самостоятельно, без участия психолога. Естественно, только в случае, если речь идет o естественных возрастных страхах. Когда страхи настораживают вас своей чрезмерностью, необычностью, беспричинностью, а главное – отвлекают ребенка от реальной жизни, следует обязательно обратится к детскому психологу. 

Терапевтический эффект спонтанной игры заключается в том, что ребенок может отреагировать те эмоции, которые его беспокоят, осознать частично свои переживания и, конечно, выразить себя в движении. Игра дает отличную возможность ребенку овладеть своим страхом. B игре каждый маленький трусишка способен переживать свой страх заново, как бы понарошку, и таким образом снижать остроту переживания. B игре ничто не мешает ребенку представить, что он смелый и сильный, способный победить любого врага. Играя, легко изобразить образ самого страха.   Из-за больших психологических возможностей игры, ее  привлекательности для ребенка родителям необязательно использовать специальные псикокоррекционные игры.

Рисование на тему "Нарисуй свой страх"

Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

Расставание

Отпускаем страх. 

Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять; «Шар воздушный, улетай, страх с собой забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

Волк идет»

Звучит веселая музыка, ребенок (дети) изображает резвящегося на полянке зайчика. Вдруг появляется «волк» – музыка умолкает, и зайчик спешит спрятаться в норку (стол, накрытый скатертью или одеялом, свисающим до пола). Волк остается голодным и уходит прочь, а игра повторяется. Постепенно увеличивайте время нахождения зайчика в темной норе.

«Поиски игрушек»

Спрячьте несколько игрушек в темных и освещенных комнатах (например, в комнате, коридоре, ванной, кладовке). Теперь пусть кроха попробует отыскать все игрушки, при этом за игрушки, найденные в темных комнатах, ему начисляется в 2 раза больше баллов. Для усиления соревновательного момента в эту игру лучше играть в небольшой компании деток.

«Сыщики»

В эту игру тоже можно играть группой, а можно и одному. Заранее придумайте несколько игровых заданий для вашего сыщика, которые не будут связаны с его фобиями. В конце концов, их выполнение должно привести его к кладу, «зарытому» в самом темном уголке квартиры.

Используемые источники:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕТСКИЕ СТРАХИ. ПРОФИЛАКТИКА СТРАХОВ У РЕБЕНКА.

Ребенок не критичен к страху, он  не имеет возможности справится с ним самостоятельно. Посеольку воспитание характеризуется прежде всего определенными сторонами отношения родителей к детям, то им...

Нарисуй свой страх (коррекция детских страхов).

В статье говориться о детских страхах. причинах и способах борьбы  с ними, описываются игры и игровые упражнения....

«Как преодолеть страхи детей - детские страхи»

Детские страхи встречаются часто. Кто-то боится собак, кто-то темноты. И важно своевременно помочь ребенку. Важно научить его стравляться с боязнью. И для этого написана данная статья. В ней вы ...

Консультация «Причины возникновения детских страхов и тревожности у детей. Методы коррекции детских страхов»

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может...

Консультация для воспитателей Детские страхи: виды, причины, способы борьбы с детскими страхами.

Страх –  это острое эмоциональное специфическое состояние, особая чувствительная реакция, проявляющаяся в опасной ситуации. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже насту...

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами

Детские страхи. Арт-терапия как эффективный метод работы с детскими страхами            Трудно найти человека, который бы никогда не испытывал ст...