Театр- путь к детскому творчеству
статья (старшая группа) на тему

Надежда Анатольевна Каплиева

В статье представлен материал о роли  театрализованной деятельности в развитии личностных качеств дошкольников, проанализированы формы и методы использования театра в режимные моменты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.82 КБ

Предварительный просмотр:

Театр – путь  к детскому творчеству

         Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. В современном обществе, в век информатики, резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Все педагогические установки направлены в первую очередь, на развитие мышления. Актуальной проблемой в наше время стало то, что эмоционально-духовная сущность ребёнка переходит во вторичную ценность. Информатика принесла множество инновационных решений для развития и воспитания ребёнка. Дети быстрее решают логические задачи, но, к сожалению значительно реже восхищаются, удивляются и сопереживают.   Как научить детей понимать чувства другого, фантазировать, выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром? Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, творчество. Всё это может дать ребёнку театр. Именно в театральной деятельности ребёнок связывает художественное творчество и личные переживания. Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдется занятие по вкусу. Мастера по костюмам, по свету, художники и декораторы, режиссеры – вот они чародеи сказочной страны, именуемой театр.

    Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Творчество театрально-игровой деятельности проявляется в трёх направлениях:
- творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
- творчество исполнительское (речевое, двигательное);
- творчество оформительское (декорации, костюмы).

     Полноценное участие детей в  такой игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно, анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Художественная литература формирует представление о прекрасном, учит чувствовать слово, а наслаждаться им необходимо с раннего возраста.

     Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.

Очень важным для ребенка этого возраста является коллективный характер театрализованной деятельности. Участвуя в спектакле, ребёнок обменивается информацией и координацией функций, что способствует созданию общности детей, взаимодействию и сотрудничеству между ними.

Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития.

      Возникновение и развитие внеситуативно-личностной формы общения побуждает детей стремиться к доброжелательному вниманию со стороны взрослых, добиваться взаимопонимания, сотрудничества с ними. Способность ребенка идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.
     Формирование творческой активности детей в процессе театрализованной деятельности: накопление художественно-образных впечатлений через восприятие театрального искусства, активное включение в художественно-игровую деятельность, поиск-интерпретация поведения в роли, создание и оценка детьми продуктов совместного и индивидуального творчества всецело зависит от педагога. Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Необходимо, чтобы воспитатель сам умел не только выразительно читать или рассказывать что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. сам владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений.

       Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.

     Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

     Особую актуальность театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании выступления радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение. 

  Таким образом, театр – это путь к детскому творчеству  и становлению  личности ребенка. Жизнь дошкольников в детском саду обогащается  за счет интеграции  разных видов искусства, которые находят свое  воплощение в театрально-игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ - путь к детскому творчеству.

практикум для воспитателей. родителей и учителей младших классов  "Театрализованные игры" для детей младшего возраста...

"Театрализованные игры- путь к детскому творчеству"

консультация для педагогов. рольтеатрализованных игр в жизни ребёнка....

Мастер-класс «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ»

ЦЕЛЬ:  Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.- Расширение знаний  у  педагогов о театрализов...

МАСТЕР_КЛАСС: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ «

ЦЕЛЬ: Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Расширение знаний  у  педагогов о театрализованн...

Театрализованные игры на музыкальных занятиях – путь к детскому творчеству

Театрализованные игры на музыкальных занятиях – путь к детскому творчеству...

Консультация для родителей «Театрализация- путь к детскому творчеству».

Консультация для родителей «Театрализация- путь к детскому творчеству»....

2023-2024 Памятка для родителей "Театр- путь к детскому творчеству"

Театральные этюды вместе со своими детьми!...