Мастер-класс «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ»
статья (младшая группа) по теме

Елена Юрьевна Кобзарева

ЦЕЛЬ:  Представление опыта работы по театрализованной деятельности,

развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

- Расширение знаний  у  педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ, использование в адаптации дошкольников.

- Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Образовательный продукт:

-Мини.  этюды для младших дошкольников.

- Театрализованные игры для младших дошкольников.

- Практический материал для театральной студии в старшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_master-klass.docx27.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ  ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ»

ЦЕЛЬ:  Представление опыта работы по театрализованной деятельности,

развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

- Расширение знаний  у  педагогов о театрализованной деятельности в ДОУ, использование в адаптации дошкольников.

- Повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии творческих способностей детей в театрализованной деятельности.

Образовательный продукт:

-Мини.  этюды для младших дошкольников.

- Театрализованные игры для младших дошкольников.

- Практический материал для театральной студии в старшем дошкольном возрасте.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ  МАСТЕР-КЛАССА

Вводная часть  «Аннотация»

Выступление по теме «Театрализованная деятельность – путь к детскому творчеству и адаптации дошкольников»

Основная часть «Практический материал»

(Мини. этюды, театрализованные игры, материал для театральной студии)

Подведение итогов.

        

 «Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда,

когда она живёт в мире сказок,

творчества, воображения, фантазии,

а без этого он – засушенный цветок»

В.Сухомлинский.

Театр является одним из видов древнего искусства, когда  человек берёт на себя «лицо», образ другого.  С педагогической точки зрения театр для дошкольника – это, прежде всего, эмоционально чувствительное действие, захватывающие ребёнка с первых мгновений, как только он встречается с известными или неизвестными ему персонажами. Одним из приоритетных направлений работы детского садика является театрализованная деятельность.

Театр действует на воображение ребёнка различными средствами:

словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Маленький ребёнок естественен в своём желании жить в мире поэзии,

музыки, красок. Однако традиционные формы работы не могут в полной мере решить проблему развития творческой личности. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его интересы и способности. В соответствии с этим, наряду с общепринятыми традиционными формами работы с детьми очень эффективно использовать студийное развитие по театрализованной деятельности. Такие занятия ценны тем, что объединяют детей по интересам, создают условия для творчества, полноценного развития личности. Основная задача – через поиск новых методических приёмов содействовать развитию художественного вкуса, тренировать память, активировать мышление, развивать воображение и фантазию, совершенствовать речь, формировать чувство коллективизма.

(план работы театрального кружка, практический материал)

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра.  Уже в 2-3 года дети охотно под музыку изображают прыгающих зайчиков, цыплят, бегающих за мамой – курочкой, прячутся под зонтик от музыкального дождика. Они с огромным удовольствием перевоплощаются в котят, мышат, лягушат при этом «мяукают» или «квакают». Все их действия подражательны, имитационные, чрезвычайно насыщены, несущие в себе положительный заряд.  В этом возрасте можно обыграть любую игрушку используя песенку, потешку. Дальше можно перейти к более сложным сюжетам, где дети включаются в диалог. Очень хорошо использовать стихи А.Барто, С.Маршака. Так появляется маленький спектакль – первый в жизни младших дошколят. Дети баюкают куклу, прогоняют собачку или гладят кошку – так начинают сопереживать данному сюжету.

Во второй младшей группе действия игрушек становится более сложным и подчинено заранее обдуманному плану.  Потешки, стихи, сказки обязательно содержат диалог и динамику действий. Дети начинают говорить и двигаться  по - разному. Элементы костюмов  шапочки маски очень привлекают детей.  Всё это побуждает их  активно включаться в  игры – драматизации.  Теневой театр, фланелеграф, пальчиковый театр,  кукольный театр – всё это тоже имеет здесь место и способствует  развитию памяти внимания фантазии.

В средней группе можно привлекать дошколят к изготовлению настольных театров, где воспитатель делает кукол, а дети помогают:

театр из бросового материала, из бумаги, солёного теста. Используя такие сказки «Теремок» «Трое из ларца» «Коза – чёрные глаза» «Времена года»

Можно организовать в группе «Театральный уголок»  Эти игры помогают детям развить свободу движений, чувства, образное мышление, память, внимание, речь, одним словом – обогащение внутреннего мира.

Всё это побуждает детей, даже неуверенных в себе, импровизировать, подыгрывать в различных ситуациях с куклами, придумывать истории, развивать память. И что самое главное, овладеть навыками общения, преодолевать психологические проблемы. В процессе театрализованных игр обогащается словарный запас, формируется звуковая культура речи, расширяется  интонационный диапазон. Неоценима и воспитательная роль театрализованной деятельности. Дети учатся доброте, чуткости, честности, смелости, формируются понятия добра и зла. Всё это помогает сохранить  и эмоциональное здоровье детей, что немаловажно в наше время.

Нельзя исключить театрализованную деятельность и во время адаптации малышей к новой жизни в детском саду. Ранний возраст имеет  исключительно важное значение  в развитии  способностей: познавательная  активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность, воображение, творческая активность.  Все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и определённого педагогического воздействия. У детей младшего дошкольного возраста при поступлении в детский сад наблюдаются различные негативные проявления, объединяемые понятием: «адаптационный синдром» Малыши часто испытывают негативные эмоции, страх, теряют аппетит, сон, утрачивают усвоенные ранее умения, социальные навыки, угасает познавательная активность, речевая. Чтобы избежать эти негативные эмоции, последствия адаптационного периода, использование театрализованной деятельности является как панацея в этой ситуации. Один из видов театрализованной деятельности это кукольный  театр. Кукла может всё, или почти всё. Она  творит чудеса; веселит, обучает, развивает творчество детей, корректирует их поведение.  Как театр, который начинается «с вешалки», так и день в раздевалки начинается с игры – представления. Это и Петрушка, пришедший в гости и весёлая  Маша  и медведь и т.д.

Занятие, завтрак и обед, прогулка, режимные моменты – везде можно использовать кукол «с живой рукой» Можно изготовить самим куклы например: «кукла Солнечный лучик», «Домовёнок Кузя» и другие . Главное, чтобы куклы были яркие и весёлые. Все эти куклы становятся  в последствии,  мостиком, соединяющим игру с творчеством. Они очень удобны для различных импровизаций, они передают тончайшие нюансы настроения героев, им присуща выразительность жестикуляций.

В дальнейшем дошколята , подрастая начинают сами исполнять элементы увиденного в представлении с куклой. Так начинается театрализованная деятельность детей.  Используя бросовый материал можно организовать театр, дать ему название «Теремок»  «Заюшкина мастерская» и т.д.

Очень помогают в работе с малышами театрализованные игры» Несомненно, ребёнок, привыкающий выражать свои эмоции с помощью театрализованной деятельности, начинает по новому рассматривать своё «Я», своё  собственное поведение,  поведение других. Начинает  активно участвовать в художественном самовыражении. Радость творчества уводит на позицию творческой активности, инициативности, самостоятельности.

Неоценима воспитательная роль театрализованных игр. Эти игры являются средством сохранения эмоционального здоровья детей. И ещё раз повторюсь о важности театрализованных игр при адаптации дошколят.(  «Под грибом»  « Репка». ) Можно использовать театральные этюды: «Маленькая история про медведя»,  «Как заяц стал храбрым»

Подведение итогов: Таким образом, очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, преодолевать страхи. Быть более общительными, коммуникабельными, дружелюбными,  добрыми,  весёлыми и интеллектуальными, а также эрудированными, художественно – литературными, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.  Нашему обществу необходим человек такого качества.

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

«КАК ЗАЯЦ СТАЛ ХРАБРЫМ» (этюд)

ПЕДАГОГ: Жил – был в лесу заяц. Всего он боялся, от всех прятался. Все звери говорили о нём: «Зайчишка – трусишка» Обидно это было ему слышать, но ничего с собой он поделать не мог.  ( звучит музыка, дети  изображают зайчика, свободно выбирают мимику, жесты, движения, которые передают  переживания персонажа.

Ну какой же трусишка

Этот бедный зайчишка! У него каждый звук вызывает испуг….

Вот он в сторону прыг! Там лягушка в этот миг

Завопила: «Ква – ква! Это мчится за мной зверь опаснее льва…

Я несчастная: «Ква!»

Тут зайчишка её успокоил, сказав; « Ты не бойся меня, отнесу я тебя, где камыш и вода»

И теперь тот зайчишка никого не боится. Вовсе он не трусишка, оттого веселится.

(Дети пляшут под музыку, изображая зайчишку.)

ЭТЮД « ИСТОРИЯ ПРО МЕДВЕДЯ»

ПЕДАГОГ:

По лесным чащобам рыщет и у речки пищу ищет

Неуклюжий мишка. Мишенька – топтыжка…

(дети изображают неуклюжие движения,  тяжёлые шаги лесного зверя. Всё носит импровизационный  характер)

Хоть и хвастает он силой,

Любит ягоду – малину. Как ребята – малыши,

Лакомится от души!

Посмотри, в глуши лесной мишка пляшет под сосной!

(пляска «медвежат» Дети передают в пляске весёлые движения)

Примечания: Разнообразие образов (весёлый мишка, грустный зайка)

Способствуют развитию воображения и творческих проявлений детей.

 ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

Дети познают окружающий мир больше сердцем,  эмоциями, чувствами, чем разумом . Они с удовольствием примеряют на себя различные роли, они могут подражать  любым персонажам мультфильмов, сказок. Во второй младшей группе можно использовать  театрализованные игры.

КАРТОТЕКА ИГР.

Задачи:

- формирование социальной адаптации (дети учатся слушать сверстников, общаться)

- познание окружающего мира (в процессе игры знакомятся с самыми разными областями знаний)

- развитие речи ( учатся формировать предложения, контролировать силу голоса, интонацию)

- развитие творчества, эстетического вкуса

Содержание:

Театрализованные игры это не только спектакли, это могут быть следующие игры:

- артикуляционные, пальчиковые, пантомимы, декламация  потешек, прибауток. Кукольные спектакли, минипостановки.

Образовательно  - воспитательный  процесс, согласно ФГОС ДО предусматривает проведение всех перечисленных игр:

  1. Артикуляционные игры, способствуют развитию артикуляции, укрепляют мимические мышцы.

Например, игра «ХОМЯЧЁК»

- «Съешь скорее хомячок свежесорваный  стручок» (дети надувают щеки и перекатывают воздух из одной щеки в другую)

 Игра  «СОБАЧКА»

- Детям предлагают высунуть язык как у собачки.

ИГРА «КОТИК»

- Дети имитируют, как котик пьёт молоко.

2.Пальчиковые игры – игры на развитие мелкой моторики.

«Пальчиковый театр», «Теневой театр» В этих театрах можно использовать все знакомые сказки.

3.Пантомимы.

Это жесты и мимика, которые способствуют развитию эмоциональной сферы. Данная деятельность может быть использована и в режимном моменте и на прогулке и на занятиях.

Игра – пантомима «Что кушали?»  «Что делали?» «Что лепили?»

«Где были?»  - мы не скажем, лучше мы покажем. Или наоборот с показом картинок.

4. Декламация,  потешки, прибаутки.

«Лады – лады – ладушки», «Сорока – белобока»

5.Театрализованные спектакли

«Петрушка и музыкальные инструменты», «Возьмём мишку на прогулку»

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Театрализованная деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников"

«Театрализованная деятельность как средство социально – коммуникативного развития дошкольников »....

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство формирования коммуникативных навыков детей с нарушением речи»

Общение – основное условие всестороннего развития личности. У детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) и заикание  коммуникативная функция речи часто бывает нарушена, что обусловлено ...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Мастер – класс  «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Мастер – класс «Театрализованная деятельность старших дошкольников , как средство познания социальных норм»

Цель:  повышение компетентности педагогов в применении театральной деятельности для эффективного воспитания детей дошкольного возраста. «Театрализованная деятельность является неисчерп...

МАСТЕР_КЛАСС: «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ПУТЬ К ДЕТСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ И АДАПТАЦИИ «

ЦЕЛЬ: Представление опыта работы по театрализованной деятельности,развитию творческих способностей детей в театрализованной деятельности.Расширение знаний  у  педагогов о театрализованн...

Мастер - класс «Театрализованная игра как особый вид игровой деятельности»

Мастер - класс  «Театрализованная игра как особый вид игровой деятельности»...

Мастер-класс «Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»

laquo;Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений»...