Формирование логического мышления у детей старшей и подготовительной групп ( Из опыта работы )
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Полкова Татьяна Николаевна

   Для того, чтобы успешно подготовить детей к обучению в школе, необходимо дать им не столько определенную сумму знаний, сколько научить их последовательно и логически мыслить, догадываться, уметь из большого набора информации выбрать именно то, что необходимо сейчас. Именно такую роль призваны решать логические игры. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование логического мышления у детей старшей и подготовительной групп ( Из опыта работы )

 

   Для того, чтобы успешно подготовить детей к обучению в школе, необходимо дать им не столько определенную сумму знаний, сколько научить их последовательно и логически мыслить, догадываться, уметь из большого набора информации выбрать именно то, что необходимо сейчас. Именно такую роль призваны решать логические игры. В своей работе с помощью этих игр в ребенке формирую такие качества личности, как настойчивость, умение сосредоточиться, логически мыслить, желание достичь цели, смекалки и даже планирования хода наперед. Причем то хорошо, что игры на логическое мышление можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, так и в любое время дня.

   Так утром, ещё до первого НОД ребятам нашей группы предлагается игра «Найди себе друга». Для этого используется любая картинка, разрезается на 4-6 частей.

   Цель игры: Восстановление разрезанной картинки и формирование микрогруппы на день.

Можно себе представить какое количество всевозможных вариантов надо перебрать, чтобы найти «свою» микрогруппу. Но такая игра использовалась нами только на первых порах, в дальнейшем состав микрогруппы становился более устойчивым.

   В данном случае уместна игра «Разведчики». Все дети образуют круг и надо связаться глазами (моргнуть) только одному ребенку, с которым ты пожелал работать в паре. Аналогично данная пара подбирает себе ещё одну пару для образования одной микрогруппы (из 4-х человек). То есть здесь уже полностью инициатива в руках самих детей.

   Особенно часто игры на логическое мышление используются нами в непосредственно образовательной деятельности. Это могут быть различные ребусы, кроссворды, нахождение различий в двух картинках, игры на развитие зрительной памяти.

   Нашим детям нравилось встречаться в НОД со сказочными персонажами: Буратино, Незнайкой, Доктором Айболитом и т.д.

   Причем они появляются не просто так, а непременно приносят с собой какие-либо задания. Так, чтобы Доктору Айболиту пробраться к больным зверям, нужно пройти через лабиринт.

   На первых порах наиболее активны подвижные дети и те, которые уже умеют читать; а таких не мало: задания, которые даются, прочитывают сами (всё равно хоть один читающий да есть в микрогруппе).

С помощью таких игр удавалось сконцентрировать внимание даже самых инертных детей. Вначале они проявляли интерес только к самой игре, как игре, а затем уже начинали с интересом воспринимать сам учебный материал.

   С великим удовольствием дети играли в игры: «Эхо», «Встань по пальцам», «Руки- ноги наоборот», «Найди цифры», «Японская машинка», «Весёлая карусель».

   О последней игре хочется сказать особо. Работая по эксперименту, воспитатель всегда находится в поиске. Что-то сразу себя изживает, а что то становится всем интересным.

По правилам этой игры каждая микрогруппа придумывает как можно больше слов на определенный звук, например «с». Воспитатель не должен акцентировать, что слова должны начинаться с этого звука, а сразу необходимо оговорить, что данный звук должен находиться в любом месте слова.

Ребята за короткое время научились подбирать по 28 слов и более, в минуту. Причем, на следующий день мы уже выбирали слова на другие звуки, и так нам удалось очень быстро пополнить словарный запас ребят, закрепить порядковый счет до 30, и ещё одной особенностью этой игры было – всё делать во вращении, да не повторять ранее сказанного.

   Всеми любимая телеигра «Поле чудес» пришлась по душе и моим ребятам, правда мы её немного упростили, да и с призами было похоже, но удовольствия от игры дети получили много. Капитаны групп устанавливали очередность ответов. На табло выкладывалось слово, состоящее из 3-6 звуков, оговаривалась тематика и ребята угадывали буквы, причем всё обсуждалось сначала у себя в микрогруппе.

   Эта игра проводилась и в свободное от занятий время, к концу года дети играли в неё самостоятельно; я же, как воспитатель только проверяла правильность написания задуманного слова.

Здесь, наверное, уместно сказать, что лишь во втором полугодии мне удалось отказаться от ежеминутной опеки ребят. Чем больше инициативы исходило от ребят, тем увереннее я в них была, можно было только направлять их деятельность, а обобщать учились они сами.

   В непосредственно образовательной деятельности по ФМП мы использовали игры на составление плоскостных изображений предметов,: животных, птиц, домов. Это игры: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Монгольская игра». В начале дети по укрупненным образцам выкладывали фигуры, в последствие учились самостоятельно выдумывать.

   Мы учились вписывать числа от 0 до 9 в квадраты, одновременно заучивали стихотворение С. Я. Маршака «Весёлый счет».

При изучении состава числа из двух меньших чисел очень хорошо использовать математическую ёлочку.

Можно взять и игру «Угадай сколько в другой руке?», «Счетное лото», «Вершки и корешки».

   Используя магнитную доску, легко проводить работу по усвоению детьми арифметических действий: сложение, вычитание. Тут берется сначала пример в предметном изображении, затем переводим в цифровое изображение.

   Чтобы разнообразить эту работу, мне нравилось использовать занимательные задачи. Например:

Сидят рыбаки, стерегут поплавки

Рыбак Корней поймал 5 окуней

Рыбак Евсей 4-х карасей.       И другие.

На протяжении учебного года мы работали над укреплением зрительной памяти. Начинали с того, что на доске записывалась в определенной последовательности 2-3 цифры или 2-3 геометрических фигуры. Смотрим на них один раз, я стираю, а дети у себя на листках восстанавливают запись и в пределах своей микрогруппы проводят взаимопроверку. Чтобы лучше запоминалось, рисую на доске огромную восьмерку, надо её с большим размахом описать глазами, аналогично с лежащей восьмеркой, или описать глазами круг по часовой стрелке (против). Это уже проверенный метод и удачно используется в школах крайнего севера во время полярной ночи, когда утомляемость глаз большая.

   Затем цепочка усложняется. Можно придумывать и более сложные задания, но уже не индивидуально, а для целой микрогруппы.

   При рассмотрении темы «Деление целого предмета на части» легко детьми запоминаются понятия: ½, ¼, 2/3, если пользоваться моделью: берется два круга одного диаметра, но разного цвета (желательно контрастного синего, красного). Разрезаются по радиусу и втыкаются один в другой. Получается подвижная модель, но заранее оговаривается какой цвет будет основным. Или можно использовать две гибкие пластинки разного цвета.

   Эти и подобные игры на логическое мышление способствуют развитию у ребенка тех качеств личности, которые необходимы ему в дальнейшем: самостоятельность, настойчивость, стремление довести дело до конца.

   Материал стараться подбирать к занятиям не столько для закрепления, сколько для того, чтобы вызвать у ребенка умственное напряжение, заставить ребенка логически мыслить. Здесь очень важно заинтересовать пассивных детей, когда такой ребенок несколько раз почувствует свой успех, он будет проявлять интерес к логическим играм и вообще почувствует себя уверенно, таким же как все.

   К концу учебного года дети добились определенных успехов. Научились считать в пределах 20, а многие 30. Этому способствовала игра «Японская машинка» или «Цифры разбежались», ведь дежурные не просто пересчитывали всех, а проходило это через названные игры. Научились составлять и решать простейшие арифметические задачи на сложение, вычитание. Причем учились по определенной записи, например: 4+5=9, придумывать условия задачи, при этом столько выдумки проявляли ребята.

Учились раскладывать число на 2 меньших, используя математическую ёлочку, наиболее сообразительные ребята раскладывали числа второго десятка. Завели специальные тетради в клеточку, где решали задачи и примеры, учились красиво и правильно вписывать цифру в клеточку, в линейку — начали с палочек, кружочков и постепенно научились писать строчные буквы (но это делалось в свободное время и только по желанию). Печатными же буквами писали все без исключения. Добились мы этого, играя в игры, где из набора слогов надо составить как можно больше слов.

По эксперименту наша подготовительная группа работала 1 год. Нами пройден материал старшей группы и частично подготовительной (лесенки). Из 20 человек 17 человек читали хорошо, многие бегло, другие буквы знали, но не читали.

   Вообще, используя в работе элементы социо — игровой педагогики, можно добиваться определенных успехов в обучении ребят, где главное не столько научить детей читать и решать задачки, а учить ребят общению, умению решать свои проблемы сообща, уступать друг другу и иметь своё мнение. Это так необходимо сейчас и малышам и взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ)

ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЮТСЯ НАРАБОТКИ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, КОТОРЫЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ ИЛИ, ВОЗМОЖНО, ОНИ НАТОЛКНУТ ВАС НА ЧТО - ТО НОВОЕ)) УДАЧИ!...

Выступление на педагогическом совете на тему "Создание условий для развития логического мышления у детей старшей группы" (Из опыта работы)

Способность логически мыслить позволяет:- понимать происходящее вокруг,- вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности,-делать умозаключения, решать различны...

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста

Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но и служат прекрасным средством воспитания. Они содержат жизненную ситуацию, и дети учатся строить образ, свободно фантазирова...

Занимательные задачи-шутки на развитие логического мышления у детей старшего и подготовительного к школе возраста.

Для развития логического мышления необходимо особенно умело и вовремя использовать детское воображение. Задачи – шутки не только развивают гибкое, нестандартное мышление, но ...

Формирование связной речи у детей старшей и подготовительной группы

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно....