Выступление на педагогическом совете на тему "Создание условий для развития логического мышления у детей старшей группы" (Из опыта работы)
консультация (старшая группа)

Способность логически мыслить позволяет:

  1. - понимать происходящее вокруг,
  2. - вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности,
  3. -делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения,
  4. - доказывать, опровергать словом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное бюджетное учреждение

«Медведевский детский сад №2 «Солнышко»

Создание условий для формирования

логического мышления.

(выступление на педсовете из опыта работы)

Подготовила

воспитатель

Веселова Т.Ю.

2019 год.

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами своим опытом работы по созданию условий для формирования логического мышления в нашей группе.

Немного теории:

Логическое мышление – это процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей.

Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребёнка. В процессе развития логического мышления у ребёнка формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построение причинно-следственных связей. Также развиваются такие качества как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Развивается речь ребёнка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

По моему мнению в нашей группе созданы благоприятные условия для развития логического мышления у детей. Мы развиваем логическое мышление не только на занятиях математикой, но и во время всех режимных моментов  и видах  деятельности, в том числе на занятиях по ознакомлению с природой, окружающим миром. В этом нам помогает картотека проблемных вопросов и ситуаций.

В своей работе я использую:

  1. Беседы и

 обсуждения.

Наши дети умеют не только воспринимать информацию от взрослого, но и высказывать своё мнение, делают простые, доступные их пониманию умозаключения. Например: «Собака охраняет дом, она полезное животное, корова даёт молоко, она тоже полезная – значит, все домашние животные полезные.

  1. Достаточное количество настольно – печатных игр также способствует развитию логического мышления.

«Геометрическое лото», «Что перепутал художник», «Найди, что лишнее», «Подбери пару», «Чей силуэт», «Продолжи узор», «Сделай бусы кукле».

Для мыслительных операций провожу такие игры: «Найди – кА», «Сравни», «Составь фигуру», «Продолжи ряд», «Как исправить ошибку?».

Есть у нас в группе блоки Дьенеша. В процессе игр с ними происходит эффективное развитие интеллектуальных способностей детей.

Помогают нам в развитии логического мышления палочки Кюизенера. С их помощью происходит формирование понятий числа и количества, представлений об их соотношении; закрепление количественного и порядкового счёта, освоение понятия «состав числа», обучение навыкам сложения и вычитания, формирование измерительных умений, закрепление знаний геометрических фигур.

  1. Применяю занимательные задачи, которые способствуют развитию умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, понять, в чём тут хитрость. Сейчас на полках книжных магазинов огромное количество сборников таких задач, рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми.
  2. Очень нравится применять в своей работе загадки о животных, растениях , профессиях, временах года, а так же и так называемые хитрые загадки или загадки с подвохом. Использую загадки в форме -  вечер загадок, в организованной деятельности, в индивидуальной работе.
  3. Применяю лабиринты, как одно из средств развития логического мышления. В уголке математики помещаю несложные лабиринты, для разгадывания которых требуется решить практическую задачу. Например, помочь белке найти своё гнездо, девочке выйти из леса и т. д.
  4. С детьми старшей группы уже пробую решать кроссворды и ребусы.
  5. Дети прошлого выпуска почти в полном составе умели играть в шашки. Процесс игры доставлял им радость, заставлял логически размышлять. Планирую начать работу и с этими детьми.
  6. Применяю использование знаков и пиктограмм. Дети 5 – 6 лет продолжают знакомиться с очень важными знаками, которые будут сопровождать их всю жизнь – цифрами. Изучение цифр – один из первых шагов к абстрактному мышлению, потому что используя их, ребёнок должен не только воспринимать образ предмета но и собрать однородные предметы в группу и обозначить количество предметов в группе определённым знаком, то есть цифрой.

Пиктограммы – упрощённые изображения предметов, передающие их главные, наиболее узнаваемые признаки. Если вести работу с пиктограммами систематически, их можно использовать при заучивании стихов и пересказе.

  1. Использую пособия из серии «Путешествие в мир природы». Дети получают сведения о растительном, животном мире. Учатся классифицировать, сравнивать. Помогают закреплению материала, игры: «Четвёртый лишний», «Игра слов», «Учись сравнивать».
  2. Во время наблюдений, прогулок также использую упражнения на развитие логического мышления. В группе есть картотека  экспериментальной деятельности.
  3. Имеется неплохой материал для конструирования, родители помогли с природным материалом. Конструирование позволяет нам решать не только практические, но и интеллектуальные задачи, причём постепенно они выдвигаются на первый план. Использую в развитии детей плоскостные мозаики, игры типа «Танграм», «Колумбово яйцо». Дети в процессе игр комбинируют разные детали, получают более сложные изображения.
  4. Использую в работе конструирование из бумаги Оригами – бумажная пластика. Оригами развивает логическое мышление, пространственное представление, воображение, память.
  5. Помогают в развитии логического мышления и пальчиковые игры. Они активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. В группе имеется картотека  таких игр.

Успех формирования логического мышления в детском саду зависит и от активных форм работы с родителями. Взаимодействие с родителями осуществляю в разных формах:

  1. Консультации на интересующие родителей темы Такие как: «Развитие логического мышления через дидактические игры», «Логика, как средство развития умственных способностей».
  2. Папки – передвижки «Логические слова», «Логические операции и игры».
  3. Планируются совместные мероприятия, «Вечер загадок». «Поиграй со мной», «Торопись да не ошибись».
  4. Привлечение родителей к сбору интересных головоломок и загадок.

В заключении своего выступления, хочу сказать, что интеллект ребёнка нужно развивать своевременно и систематично, тогда он научится добиваться поставленной цели, будет хорошо учиться, научится логически мыслить и станет уверенным в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами логических игр и упражнений" (обобщение педагогического опыта)

Каким образом построить систему педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников на основе использования логических игр и упражнений? Будет ли данная деятельность име...

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Развитие логического мышления у детей старшей группы посредством игровых занятий

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20296145","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"766","width":"540"}}]]...

Картотека дидактических игр по развитию логического мышления для детей старшей группы

В данную картотеку входят игры на развитие логического мышления для детей старшей группе....

Кружок «Волшебная ладья» - эффективное средство развития логического мышления у детей дошкольного возраста (Из опыта работы воспитателя Чимбеевой В.Б.)

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Игра в шахматы создает условия для формирования таких...