Игра дошкольника
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Володько Оксана Леонтьевна

Теоретические аспекты игры дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx70.3 КБ

Предварительный просмотр:

     Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая жизнь человека, сопровождающая его от рождения до последних дней, отмечают многие исследователи в области разных наук о человеке (Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Д.Б. Выготский и др.)

     Что такое игра?  Определений содержания понятия «игра», «игровая деятельность» очень много.

     Словарь русского языка слово «игра» определяет как «деятельность, занятие детей,  обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащие для заполнения досуга, для развлечения».

     Что такое «игра» с психолого-педагогической точки зрения? Откроем Российскую педагогическую энциклопедию: «Игра – это один из  видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания».

    Игра рассматривается как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

    С древних пор игра является важнейшей частью жизни человека. Вопрос об историческом происхождении игры,  проливая свет на ее природу, является одним из главных.

     З.Фрейд в своей психоаналитической теории сформулировал взгляды на игру как деятельность обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, внеисторический характер. В той или иной степени его теория оказала влияние на многих психологов  ( К. Коффка, К Левин, Ж.Пиаже и др.). Она  и в настоящее время достаточно широко распространена. По мнению Татьяны Абрамовны Куликовой, несостоятельность таких взглядов подтверждают  сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у живущих в одно время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

     В начале ХХ века у исследователей не было единодушия в решении вопроса о том,  что является первичным в истории человечества: игра или труд. Высказывались предположения, что игра возникла раньше труда.  Впервые с противоположным утверждением, что «игра- это дитя труда» выступил немецкий психолог и философ Вундт В.,  а в дальнейшем эту точку  зрения развил русский философ Г.В. Плеханов в работе «Письма без адреса». Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре находит своё отражение трудовая деятельность людей.  Желание вновь пережить чувства, испытанные в той или иной деятельности от проявленной в труде ловкости, смекалки, силы,  побуждали  первобытного человека к обрядовым играм,  танцам, песням.  Таким образом, Г.В. Плеханов пришел к выводу что игра имеет многовековую историю и возникла в первобытном обществе на основе труда.

     В жизни отдельного человека игра, по мнению Г. В. Плеханова, предшествовала труда. В этом  заключается социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», готовит детей к труду.

    Мысли  Г.В. Плеханова получили развитие в трудах новых поколений ученых, которых волновал вопрос: «Всегда ли существовала игровая деятельность, предваряя в жизни ребенка последующую трудовую деятельность?»

    Д.Б. Эльконин выдвинул гипотезу об историческом возникновении и развитии ролевой игры. Он считал, что на заре существования человечества детской игры не было. В силу примитивности самого труда и необходимых для него орудий дети очень рано начинали принимать участие в работе взрослых (сбор плодов, кореньев, ловля рыбы и т.д.).

     Усложнение орудий труда, переход к охоте, скотоводству, земледелию привели к изменению положения ребенка в обществе: он уже не мог принимать непосредственное участие в работе взрослых, поскольку она требовала знаний, умений, сноровки и т.д. Взрослые стали изготавливать игрушки для упражнения детей в трудовых действиях (лук, копье, аркан, и т.д.). Возникли игры-упражнения, в ходе которых ребенок овладевал необходимыми навыками в использовании орудий труда, так  как игрушки были их моделями ( из маленького лука можно также попасть в цель) .

    Затем, как отмечает Д.Б. Эльконин,  с возникновением различных ремесел, развитием техники и сложных орудий труда игрушки перестали быть моделями последних. Они напоминали орудия труда внешним видом, а не функциями. Другими словами, игрушки стали образами орудий труда. С такими игрушками упражняться в трудовых действиях нельзя, но можно их изображать. Возникает ролевая игра, в которой находит удовлетворение свойственное маленькому ребенку стремление к активному участию в жизни взрослых. Поскольку  такое участие в реальной жизни невозможно, то ребенок в воображаемой ситуации воспроизводит действия, поведение, взаимоотношения взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием  внутренних, врожденных инстинктов, а в результате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая игру в часть культуры общества.

    Таким образом, современные отечественные психолого-педагогические научные представления об игре базируются на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении  в человеческом обществе.

    Исследования психологов  (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.); педагогов (Басова М.Я., Крупской Н.К., Макаренко А.С., Ушинского К.Д.  др.) показали, что игра социальна по своим мотивам, происхождению, содержанию, структуре, функциям.

    Ушинский К.Д. в своей работе  «Человек, как предмет воспитания» определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его  мира». Детские игры, по его мнению, отражают окружающую социальную среду.

     Как показывают исследования А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина,  развитие игры на протяжении дошкольного возраста  происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Таким образом, игра становится средством выделения и моделирования (воссоздания в специально созданных услвоиях) отношений между людьми, а, следовательно, начинает служить  усвоению социального опыта.

     Содержанием возникающих у ребенка игр,  по мнению,  авторов, является отражение окружающей его действительности – профессиональная деятельность взрослых, их взаимоотношения, отношение к детям и т.д. Эльконин Д.Б. писал, что в игре «воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности».

    Игра, отмечают исследователи,  социальна также и по средствам отображения окружающей действительности и по способам осуществления.   Игровая деятельность, как показано В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, Н.А. Коротковой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а  задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий. Осваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие  ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

    Таким образом,  игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. Игра  всегда  выступала предметом пристального внимания педагогов и психологов. Ведущими психологами, теоретиками в области детской игры являются Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. В педагогике теория игры активно рассматривалась К.Д. Ушинским, Р.И. Жуковской, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой,  Т.А. Марковой,  Н.Я. Михайленко, Н.А Коротковой, С.А. Шмаковой и др. Значение и пути развития  разных видов игр рассматривались В.Н. Аванесовой, Н.В. Артемовой, З.М. Богуславской, Н.Я. Михайленко, Е.Н. Радиной,, И. Сорокиной и др.  Значение игры в художественном воситании – Н.А. Ветлугина,  Н.П. Сакулина и др. В зарубежной психологии и педагогике особенности игры раскрывали Э. Берн, Д. Дьюи, Ж. Пиаже,  З. Фрейд,  Э. Фромм,   И. Хейнзорге и др. В их трудах обоснованы различные концепции понимания сущности игры как деятельности, ее роль в онтогенезе личности, в  процессах социализации – усвоении и использовании человеком общественного опыта.

                         

                           Особенности детской игры

      Игра -   свободная, самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным, творческим характером и высокой эмоциональной насыщенностью.  

     Игра  как деятельность дошкольников имеет свои особенности:

    1). Свобода и самостоятельность детей в игре – предпринимается по желанию ребенка. В игре ребенок исходит из непосредственных интересов. Потребностей. Игра предпринимается для удовольствия. Мотив игры -  переживание значимых для него сторон действительности (С.Л. Рубинштейн). Свобода и самостоятельность проявляется:

* в выборе игры,  ее содержании, ролей;

* в добровольности объединения с другими детьми;

* в свободе вхождения и выхода из игры.

    Для игры характерна саморегуляция действий, поступков, поведения играющих. Игра регулируется определенными требованиями и правилами. В разных играх правила различны (порядок игровых действий, правила поведения, связанные с ролью,  правила взаимоотношений).

     2). Творческий характер игровой деятельности – игра связана с инициативой, творчеством ребенка в выборе роли, сюжета, игрушек, предметов – заместителей. Активно работает мышление и воображение ребенка в создании игры, игрового образа.

     3). Эмоциональная насыщенность игры – ребенок в игре реально переживает, проживает обыгрываемые события. Ребенок получает удовольствие в игре, снимает напряжение. Передает свои чувства другим, отображает их в разных ролях. В игре переживаются и отрицательные эмоции – обида. Неудовлетворенность, личные негативные переживания, которые тоже важно актуализировать и избавиться от них. Однако, общий заряд игры – положительный.

    4).  Игра не имеет материально выраженного результата, в  отличие от продуктивного вида деятельности (изобразительной, трудовой, музыкальной и др.).  Ценность игры в возможности развития в ней всех возрастных новообразований дошкольников. Она значима как воспитательное, диагностическое, психотерапевтическое, развлекательное средство.

     5).  В игре прослеживается два вида отношений детей:

- игровые отношения, которые  определяются содержанием, правилами игры;

-  реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, выход из конфликта,  установление правил). Они являются основой организации детского общества, что в свою очередь, делает игру формой организации их жизни.

    6).  Наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

    7).  В игре совершаются действия, цели которых значимы для  индивида по их внутреннему содержанию.

     Таким образом, мы выделили общие особенности игры дошкольников как деятельности. В каждом виде игр содержится свой потенциал и специфические черты, которые отличают его от других. Вместе с тем,  общие черты позволяют педагогам и родителям ориентироваться в способах организации и развития игровой деятельности вместе с детьми.

     В педагогической науке игра рассматривается как ведущий вид  деятельности дошкольников ( Н.П. Аникеева, Л.С. Выготский, Я.Л. Коломенский, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.) . Ведущий вид  деятельности определяет главные изменения в психике ребенка и готовит переход его на новую ступень развития.

    Говоря о ведущем виде деятельности, А.Н. Леонтьев отмечает: «Ведущая деятельность – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессов и психологических особенностях личности на данном этапе ее развития».

     Ведущая деятельность проходит определенный путь становления, а не проявляется сразу в развитой форме;  ее  формирование происходит под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.

     Ведущее положение игры в дошкольном возрасте определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности;  в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; она в наибольшей мере способствует психическому развитию.

    Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что в игре находят выражение основные потребности детей: стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, потребность в познании окружающего мира, потребность в активных движениях,  потребность в общении.

    В недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности, такие, как труд, умения. А.С. Макаренко говорил о том, что в игре  формируются качества личности и навыки, необходимые для трудовой деятельности.

     Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец,  Д.Б. Эльконин и др. отмечали, что игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований психики ребенка, его психических процессов (мышления, воображения, памяти и т.п.)

      В педагогической теории особое внимание уделяется изучению игры как средства воспитания дошкольников. Являясь ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста, игра служит важнейшим средством воспитания и развития  детей. Но это происходит лишь при включении игры в организуемый и управляемый педагогический процесс.  

    Руководствуясь требованиями образовательной программы, педагог планирует программное содержание, определяет задачи, действия, т.е. проектирует весь ход игры, не разрушая её своеобразия  и самодеятельного характера.

     По мнению С.А. Козловой, Т.А. Куликовой и др. для игры  должно быть характерно:

- воспитательно- познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений;

- целесообразность, активность, организованность,  творческий характер игровых действий;

- подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих;

- целенаправленное использование игрушек и игровых действий материалов;

- доброжелательность отношений и радостный настрой детей.

Значение игры в воспитании, обучении, развитии дошкольников:

  1.  В игре с детьми педагог воздействует на все стороны  личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического, физического воспитания.
  2. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей об окружающем. Чтобы выполнять в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перенести в игровые действия. Однако игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством взрослых овладевают новыми знаниями.
  3.  В игре у ребенка развиваются потребности в преобразовании окружающей  действительности,  способности к созданию нового. Ребенок соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы (например, кресло – космическая ракета).  Следствием этих процессов является развитие воображения и творчества.

Взяв на себя какую-то роль (врача, шофера), ребенок не просто примеряет к себе профессию и  особенности другой личности: он входит в нее, вживается, проникает в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

     Однако, не всякая игра имеет положительное значение. Н.К. Крупская подчеркивала полярное влияние игры на развитие ребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, полезного обществу.

  1. При правильном, тактичном взаимодействии с детьми в игре (с целью ее развития) , она содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение), упорядочению его интересов, развитию речи.
  2.  Важное значение игра имеет в усвоении правил взаимоотношений, норм поведения в социуме. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение детей, их отношение к жизни, друг к другу.  Организуя совместные  игры, педагог воздействует на коллектив детей и через  коллектив на каждого ребенка. В игре ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняясь правилам, которые устанавливаются в игре. Ребенок приобретает не только игровой опыт, но и опыт самопрезентации,  самоутверждения, коммуникативный опыт.
  3. В играх развиваются творческие способности ребенка. Они проявляются в выстраивании замысла, в разыгрывании ролей, при создании необходимых для игры игрушек-самоделок, элементов костюмов. В игре речь, жесты, мимика ребенка выразительнее, чем в повседневной жизни.
  4. Важнейшим средством воспитания становится игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.
  5. Широко используется игра как средство физического, эстетического, трудового и умственного воспитания.

 

Таким образом,  игра является средством всестороннего воспитания и развития детей, тесно связана с другими видами активности в ДОУ. Игра как деятельность дошкольников является ведущей, в которой формируются все новообразования дошкольного детства.  Детская игра имеет свои специфические особенности, которые отличают ее от других видов деятельности дошкольников в ДОУ и вне его.

                         Организация сюжетно-ролевой игры в ДО

      Психолого-педагогические исследования детской игры показывают, что сюжетная  игра, как любая деятельность не возникает у ребенка спонтанно, а передается другими людьми, которые уже владеют ею. Сегодня в педагогической теории и практике всё чаще отмечается, что игра детей в ДО не достигает  должного уровня, а, следовательно, не выполняет присущих ей функций. Игра уходит из жизни дошкольников, ее место занимают познавательная, художественно-эстетическая и другие деятельности. Такой факт является следствием целого ряда причин. Общепринятым стало утверждением: «Необходимо учить детей играть».  Однако, специальных занятий для этого  в режиме дня ДО не предусмотрено (нужно ли?).  Поэтому педагог часто учит играть: задает тему, строит игру,  распределяет роли, развивает сюжет, оценивает действия детей.  Таким образом, самостоятельность, инициатива и творчество детей вытесняются слишком прямым воздействием взрослого. В группе появляется четко подобранный для каждой игры комплект атрибутов,  обыгранный с педагогом  сценарий,  дети воспроизводят, внося лишь небольшие коррективы. Такие игры перестают вызывать интерес детей. Кроме того, педагоги из года в год предлагая детям темы игр, часто не учитывают интересы, детскую культуру ребенка (которая меняется с изменением времени) .

    Жизнь современного ребенка многообразна, наполнена различными впечатлениями, которые ребенок с удовольствием отражает в игре, при  отсутствии слишком  жесткого  руководства со стороны педагога. Многими исследователями детской игры критикуется «ложное», по  их мнению, понятие «коллективный  характер игры», когда все дети должны играть одновременно в одну  игру.  Эту установку на коллективный характер игры важно понимать как добровольное объединение детей в интересной для каждого деятельности. В других ситуациях, индивидуализация педагогического процесса реализуется в соответствии с самостоятельным выбором видов активности детьми в свободное  время.

     Естественнее всего ребенок входит в игру,  втягиваясь в мир играющих детей. Это происходит при вхождении ребенка в разновозрастную группу детей, обладающих разным игровым опытом.  В такой среде ребенок постепенно накапливает собственный игровой опыт -  в плане игровых умений, тем игры и уже сами становятся носителями игры для младших детей. Разновозрастные группы в ДО встречаются редко, дети разного возраста чаще разобщены.  В этом случае педагог должен заменить дошкольнику недостающий разновозрастной коллектив детей,   помочь ребенку овладеть игровыми умениями.

     Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова в этой связи пишут: «Для того, чтобы осуществить адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представление о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, а так же уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов».

     Сюжетная игра схематично строится как цепочка условных действий с предметами; в более сложном виде – цепочка специфических ролевых взаимодействий, а в еще более сложном – последовательность разнообразных событий. Такое усложнение игровой деятельности возможно при наличии у детей соответствующих игровых умений. Следовательно, чем полнее в деятельности ребенка  представлены все способы  построения игры, чем шире репертуар игровых умений, тем более разнообразно может быть предлагаемое детям содержание, тем больше возможностей для детской самореализации.

      В качестве  основного критерия оценки уровня игровой деятельности дошкольников авторы теории считают уровень развития игровых умений, преобладающий способ построения игры,  возможность  комбинировать эти способы (умение ребенка в зависимости от замысла включать в игру условные действия с предметами, ролевые диалоги, комбинировать разные события).

     Целью педагогических воздействий по отношению к игре должна быть не коллективная проработка знаний, а  формирование игровых умений , обеспечивающих самостоятельную творческую игру детей, в которой они реализуют разнообразные содержания, вступают во взаимодействия со  сверстниками в небольших игровых объединениях.

    Н.Я. Михайленко, Н. А . Короткова сформулировали принципы организации  сюжетной игры в ДО. Выделим эти принципы.

       Принципы организации сюжетно –ролевой игры в ДО

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он должен занять позицию «умеющего интересно играть»,  эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя равным, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтоб дети сразу «открывали» и усваивали новый,  более сложный способ ее построения.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом  этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
  4.  На  каждом возрастном этапе педагогический процесс организации  игры должен носить двучастный характер,  включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Следуя методике Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, игра дошкольников становится разнообразной, активной, творческой, развивающейся деятельностью. В этом случае она выполняет все  присущие ей функции и занимает адекватное место в развитии, воспитании и обучении детей, в их жизни.

         Классификация детских игр и структура игровой  деятельности дошкольников

     Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, воздействую на ребенка, используемым приемам, происхождению и т.п. Многообразие детских игр делает сложным их классификацию. Существует множество подходов и оснований классификации.

  1. Ф. Фребель  основу классификации положил принцип дифференцированного влияния  игр:

- на развитие ума – умственные игры;

- на развитие внешних органов чувств – сенсорные игры;

- на развитие движений – моторные игры.

                 2. К. Гросс  рассматривает виды игр по их педагогическому  значению:                  

                      - «игры обычных функций» - подвижные, умственные, сенсорные,  развивающие;

                      - «игры, специальных функций» - игры- упражнения с целью совершенствования инстинктов – семейные игры, игры в охоту, ухаживание.

                  3. Ж.Пиаже раскрывал игру как фактор умственного развития. В структуре игры он выделял упражнения, символ, правила. Все игры он разделил на:

- игры- упражнения или сенсорно-двигательные игры;

- символические (вымышленные игры) ;

- игры с правилами.

                  4. П.Ф. Лесгафт делил игры на две группы:

-имитационные (подражательные);

- самостоятельные творческие игры.

И вторая группа игр – подвижные игры (игры с правилами)

  1. Н.К. Крупская  обозначает:

- игры, придуманные детьми – это творческие игры;

- игры,  придуманные взрослыми – игры с правилами.

Такая классификация является условной, так как в творческих играх тоже есть правила, упорядочивающие игры, определяющие характер ролей и их взаимодействие. В играх с правилами имеет место детское творчество.

  1. В Российской педагогической  энциклопедии В.В. Давыдов

Выделяет два основных вида детских игр:

- игры со скрытыми правилами – сюжетно-ролевые игры – правила определяются сюжетом и ролью, имеют скрытый характер;

- игры с открытыми (фиксированными правилами) – правила создаются специально, они готовы и являются обязательной частью игры, задают ее ход (дидактические, подвижные, развивающие, большинство музыкальных, игр-забав, интеллектуальных игр).

    7. И.Я. Михайленко,  Н.А. Короткова в классификацию детских игра включают:

-  сюжетные игры – специфика в условном характере действий;

- игры с правилами – жесткая, формализованная деятельность с четко определенными и обязательными для выполнения правилами. Специфика этих игр – состязательность отношений между участниками, наличие особого результата – выигрыша и победителя, достигшего больших успехов.

Сюжетные игры могут быть индивидуальными и коллективными. Игры с правилами – совместная форма деятельности, предполагающая наличие хотя бы двух человек. Они выделяют три типа игр с правилами: 

- шансовые игры – успех не зависит от усилий играющих;

- игры на физическую компетенцию – успех зависит от развития физических умений, навыков, качеств;

- игры на умственную компетенцию (стратегические игры), где необходимы внимание, память, комбинаторные способности;

- смешанный тип игр, где требуется и физическая и умственная компетентность и присутствует элемент удачи.

8. С.Л. Новосёлова   разделяет 3 класса детских игр:

1 класс -  игры,  возникающие по инициативе детей. Они в свою очередь делятся на сюжетные (сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые,  режиссерские, театрализованные) и игры – экспериментирования (с природными объектами, явлениями, материалами, животными, игрушками и предметами).

2 класс игр -  игры, возникающие по инициативе взрослых: обучающие (автодидактические, предметные, сюжетно-дидактические, подвижные, музыкальные игры, учебно-предметные); досуговые (игры-забавы, развлечения, театральные, праздничные, карнавальные, компьютерные) .

3 класс – игры,  идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные): обрядовые (культовые, семейные,  сезонные); тренинговые (интеллектуальные, адаптивные, сенсомоторные); досуговые (игрища, тихие, забавляющие, развлекающие).

  1. П.Г. Саморукова  делит все детские игры на две большие группы: творческие игры и игры с правилами.

В творческих играх  дети  отражают свои впечатления, свое понимание окружающего мира и отношение к нему. Основной вид творческих игр составляет сюжетно – ролевые игры. В эту группу также входят строительно –конструктивные игры, игры-драматизации, театральные, театрализованные игры, игры-драматизации, режиссерские игры.

    Игры с правилами создаются взрослыми в целях обучения и воспитания. По своему воспитательному воздействию эти игры условно подразделяются на дидактические, в которых прежде всего развиваются умственные способности детей, систематизируются их знания. Дидактические игры делятся на настольно-печатные,  предметные, словесные.  

   Игры подвижные,  в которых совершенствуются различные движения, игры музыкальные , развивающие музыкальные способности, игры-забавы и т.д.  Не смотря на многообразие  авторских классификаций, в них просматриваются общие, объединяющие черты.

    Характер игровой деятельности и представленность видов игр в деятельности дошкольников меняется с возрастом.

    В младшем дошкольном возрасте  для детей актуальны сюжетные игры, имитирующие несложные жизненные ситуации. Правила чаще заключены в самом событии, имеют скрытый  характер. Так же в этом возрасте часто используются игры с предметами – мячом, обручем, актуальны подвижные игры.

    В старшем дошкольном возрасте  детям становятся интересны подвижные игры, игры с правилами, творческие игры (театрализованные,  драматизации, режиссерские игры).

    Характеристика  элементов игровой деятельности

    Игра – вид детской деятельности и как всякая деятельность имеет свою структуру. Ей присущи все компоненты структуры деятельности: мотив, цель, планирование,  средства реализации, игровые действия, результат.

    Краткая характеристика структурных элементов игры.

Мотивация игровой деятельности – обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворением потребностей детей в активности, одобрении, самоутверждении, самореализации.

Цель игры – каждая игра имеет цель. Она конкретна. Осмыслена ребенком (накормить куклу, полететь в космос, найти прячущихся, выложить карточки по цвету и др.) Цели эволюционируют от подражательных к обдуманным, мтивированным.

Планирование игровой деятельности – представляет собой предварительное или протекающее по ходу игры обдумывание ее процессуальной стороны (последовательности действий, разворачивание сюжета, комплект ролей, их соотношение, правила взаимодействия). В полной мере этот компонент проявляется к старшему дошкольному возрасту.

    Для игры дети самостоятельно или с помощью взрослого отбирают игровые средства – игрушки, предметы, материалы, игровая обстановка.

    Игровые действия -  действия, с помощью которых воплощается сюжет игры, выполняются роли. Каждой из ролей присущ свой комплект основных игровых действий. Так, врач слушает,  выписывает лекарства, лечит больного и т.д. в играх с правилами характер и последовательность игровых действий четко  регламентируется правилами, без которых игра не возможна.

    Результат – игры выражается, в отличие  от продуктивных видов деятельности, в положительных эмоциях, удовлетворении основных потребностей ребенка (в активности, положительных эмоциях, одобрении,  защищенности, общении).  При соответствующем воразсту уровне развития игровой деятельности, она имеет воспитательный, обучающий, развивающий эффект и выполняет социальную, коммуникативную, психотерапевтическую, коррекционную, диагностическую, развлекательную функции.

               Игровая деятельность и игрушки в дошкольном    

                                       образовании

     Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.  Она активизирует ребенка, способствует повышению его жизненного тонуса, увдовлетворяет личные интересы и социальные нужды.

     Несмотря на неоценимую роль игры в жизни дошкольников организация игровой деятельности в до требует усовершенствования.  Она так и не заняла подобающего места в жизни детей, что объясняется недооценкой педагогами ее роли в разностороннем развитии дошкольников. Во многих детских садах не создано надлежащей игровой среды, недостаточно внимания уделяется формированию у детей представлений об окружающем мире, их самодеятельным играм. Подчинение игры задачам обучения наносит воспитанникам двойной вред: приводит к изъятию самодеятельных игр из жизни детского сада, снижает познавательную мотивацию, что является основой формирования учебной деятельности. Почти полностью выпала из поля зрения воспитателей важность формирования игровых умений у детей. Иногда время, отведенное на игровую деятельность, используется для учебных занятий, кружков, подготовки к праздниками, утренникам и т.д.

     Чтобы устранить эти недостатки, необходимо позаботиться о целесообразности организации игровой деятельности в до.  При этом  следует помнить, что игра как специфическая деятельность не однородна, каждый ее вид выполняет свою функцию в развитии ребенка.

    Условно выделяют три вида игр:

  1. Игры по инициативе ребенка (творческие).
  2. Игры по инициативе взрослого (с готовыми правилами)- дидактические, подвижные.
  3.  Народные игры (созданные народом)

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типичную группу игр дошкольников. Творческими их называют потому, что дети сами определяют цель, содержание и правила игры, отражая в основном окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

    Значительная часть творческих игр – это сюжетно-ролевые игры «в кого-то» или «в нечто». Дети отображают людей, животных, работу врача, строителя и т.д.  Осознавая,  что игра – не настоящая жизнь, малыши тем временем по-настоящему переживают свои роли, откровенно выявляют свое отношение к жизни, свои чувства, воспринимают игру как важное дело. Насыщенная яркими эмоциональными переживаниями, сюжетно-ролевая игра оставляет в сознании ребенка глубокий след,  который сказывается на его отношении к людям, их труду,  вообще к жизни. К сюжетно-ролевым  играм относятся также игры с элементами труда и художественно-творческой деятельности.

    Разновидность творческой  игровой деятельности – театрализованная деятельность. Она связана с восприятием произведений театрального искусства и воспроизведением в игровой форме приобретенных представлений, впечатлений, чувств. Ключевые понятия театрализованной деятельности: сюжет, сценарий, игра по сюжетам литературного произведения, театрализация, сказка-перевод.

    Театрализованные игры разделяются  в зависимости от их вида и специфического сюжетно-ролевого содержания на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

    В режиссерской игре ребенок, как режиссер и одновременно «голос за кадром» организует театрально-игровое поле, актерами и исполнителями в котором являются куклы. В противном случае актерами, сценаристами, режиссерами выступают  сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль будет играть, что делать.

    Игры-драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность  действий определяют заранее. Такая игра тяжелее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни, поскольку надо хорошо понять  и почувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность развертывания действий, реплики  персонажей). В этом и заключается особое значение игр-драматизаций. – они помогают детям глубже понять идею произведения, почувствовать его художественную целостность, способствуют развитию выразительности речи и движений.

    Еще один вид – конструкторские игры (в литературе их иногда называют конструктивными). Эти творческие игры направляют внимание ребенка на различные виды строительства, способствуют приобретению конструкторских навыков организации и сближению детей,  приобщению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета и желание научиться с ними работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разных видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки), с  которого дети создают разные вещи по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Важно, чтобы педагог помогал воспитанникам осуществить  переход от бесцельного накопления материала к созданию продуманной идеи.

    При всем разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети сами или с помощью взрослого (особенно в играх-драматизациях) выбирая тему игры, развивает ее сюжет, распределяют между собой роли, подбирают нужные игрушки. Всё это должно происходить в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

     Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически тренировать детей в выработке определенных навыков,  они очень важны для физического и умственного  развития, воспитания характера и воли.  Без таких игр в детском саду трудно было бы проводить учебно-воспитательную работу.

Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Многие  из них передаются из поколения в поколение, однако воспитатели, выбирая игру, обязательно должны учитывать требования современности.

    По содержанию и способам  ведения игры с правилами разделяют на две группы: дидактические и подвижные.

    Дидактические игры способствуют, главным образом,  развитию умственных способностей ребенка,  поскольку содержит умственные задачи, именно в решении которых и заключается смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления. Заметим: что дидактическая игра – эффективный метод закрепления знания, она отнюдь не должна превращаться в учебное занятие. Игра захватывает ребенка только в том случае, если дает радость и удовольствие.

    Непременным условием дидактической игры являются правила,  без которых деятельность приобретает  стихийный характер. В хорошо продуманной игре именно правила, а не  воспитатели, управляют поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определенное количество игрового материала, определяют очередность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

     Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, поскольку способствуют их гармоничному развитию, удовлетворяют  потребность  малышей в движении, способствуют  обогащению их двигательного опыта. С детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижных игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры).

     В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребенка, его представления об окружающем мире (действия людей, животных, птиц) которые они воспроизводят движениями, характерными для того, или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребенок учится согласовывать свои действия с действиями других игроков, не капризничать, действовать организованно, как того требуют правила.

    Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижения определенной цели и точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию четкости в выполнении движений, то во время игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения (попадания мячом в цель,  пролезания под  веревкой и т.д.).

    Поскольку игровые упражнения и сюжетные игры применяются во всех группах до, организация и методики их проведения имеют много общего. Оптимальные условия  для достижения положительных результатов в развитии движений дошкольников – сочетание конкретных двигательных задач в форме игровых упражнений и сюжетных игр, во время которых  движения, усвоенные детьми раньше, совершенствуются. По степени физической нагрузки различают движения большой, средней и малой подвижности.

     В подвижных играх, проводимых с дошкольниками, не обязательно определять победителя. По окончании игры педагог оценивает условия и ее ход, выполнения детьми правил, их отношение друг к другу. Только в старших группах постепенно начинают вводить элементы соревнования, сравнивать силы команд и отдельных игроков.

    Важное место в старшем  дошкольном возрасте занимают спортивные игры: городки, настольный теннис, бадминтон, баскетбол,  хоккей, футбол и т.д.

    Народные игры – это игры, которые происходят с древности, они построены с учетом этнических особенностей (хороводы, забавы, игры с народной игрушкой и т.д.). Они – неотъемлемая составляющая жизни ребенка в современном дошкольном учреждении, важный источник усвоения общечеловеческих ценностей. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создавать взрослый.

    В народных играх отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужества и т.п. С этой целью детям предлагают расспросить своих мам, пап, бабушек и дедушек, в какие игры они играли в детстве. Различают индивидуальные. Коллективные, сюжетные, бытовые, театрализованные игры и подвижные игры-забавы.

    Особенно популярны среди детей игры без определенного сюжета, построенные на игровых задачах, которые содержат много познавательного материала (игры «палочка-выручалочка», «Жмурки», «Гуси-лебеди» и др.) В этих играх от ребенка требуется быстрая и правильная реакция.

     Особое место в жизни детей занимает народная игрушка. Её простота, выразительность и целесообразность играют немаловажную роль в умственном, нравственном, эстетическом развитии ребенка. Народную игрушку характеризуют ритмичность форм, декоративность росписи, орнаментальность, яркость, сдержанность в подборе цветов. Это – звонкоголосые свистульки, фигурки животных, людей, птиц, каталки из  разнообразного материала. Подбирая игрушки для детей, следует исходить из того, насколько они отражают национальный колорит, способствуют активности и самодеятельности детей, расширению мировоззрения.

    Для  организации игр важно создать  предметно-игровую среду. Важное требование – развивающий характер и соответствие таким принципам, как реализация ребенком  права на игру (свободный выбор игрушки, темы, сюжета игры, места и времени ее проведения); универсальность предметно-игровой среды, чтобы дети могли вместе с воспитателями готовить и изменять его, трансформировать согласно замыслу игры, и содержания, перспектив развития; системность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры между собой и другими предметами и т.д.

    В состав предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки,  разнообразная игровая атрибутика, игровые материалы. Все эти игровые средства находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, спортивном зале, на площадке. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые средства должны быть безопасными для детей.

     Для проведения игр  создаются игровые ячейки: общий набор различных видов игрушек, драматический (комплекты оборудования, несложные декорации, элементы одежды и костюмы для игр-драматизаций, инсценировок) для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластмассовые, металлические, коробки, колодки, и другие материалы, орудия и вспомогательное оборудование). Все оборудование должно быть удобным и  легко трансформироваться. Дети могут самостоятельно выбирать игру, менять центр, переходя от одной игры к другой.

    Ведущее место в детской игре отводится игрушкам. Они прежде всего должны быть безопасными, интересными, привлекательными, яркими, но простыми. И не только привлекать внимание ребенка, но и пробуждать, активизировать его мышление.

    Все игрушки можно условно разделить на три типа:

  1. Готовые игрушки (автомобили, самолеты, куклы, различные животные и т.п.).
  2.  Полу готовые игрушки (кубики, картинки, конструкторы, строительный материал и т.д.);
  3.  Материалы для создания игрушек (песок, глина, проволока, шпагат, картон, фанера, дерево).

С помощью готовых игрушек детей знакомят с техникой, окружающей средой, создают определенные образы. Играя ими, дети воспроизводят свои впечатления, переживают яркие чувства, активизируют свое воображение, корректируют содержание игр.

    Полу готовые игрушки используются преимущественно с дидактической целью. Манипуляция с ними требуют активации умственной деятельности, для выполнения поставленных педагогом задач: расположить кубики по размеру, в порядке увеличения или уменьшения, подобрать пару к картинке, составить из деталей конструктора какое-то здание и т.п.

Материал для создания игрушек дает большие возможности для развития творческого воображения детей. Так в зависимости от возраста, они строят из песка пароходы, дома, автомобили, из веточек, собранных на прогулке, «разбивают»  в песочнице небольшой садик, лепят посуду, животных из глины. Из обрезков дерева, шпагата, цветной бумаги получается хороший, украшенный флажками автомобиль и т.п.

     Желательно комбинировать все три типа игрушек, ведь это очень расширяет возможности для творчества.

    К особой группе относим театральные игрушки и костюмы для разных персонажей, атрибуты, которые дополняют  созданные образы. Это театрально-игровой материал (игрушки, куклы, плоскостные фигуры, пальчиковые персонажи), элементы костюмов (головные уборы, различные шляпки, воротнички, манжеты и т.д.) В детских садах активно используются персонажи-куклы, декорации, изготовленные воспитателями и детьми самостоятельно.

               Организация игровой деятельности в течение дня

   В течение дня дети могут играть несколько раз: до завтрака (5-40 мин), между завтраком и занятиями (5-7 мин), согласно ФГОС ДО сами занятия также проводятся в форме игровой деятельности, на открытом воздухе (1-1.30 мин), после дневного сна (2—40 мин), перед уходом домой на открытом воздухе (1 ч.- 1.30 мин) или в группе,  если не позволяет погода.

    Игры до завтрака начинаются с приходом ребенка в детский сад, прерываются завтраком и продолжаются до начала занятий. Задача воспитателя в этот период – так рационализировать педагогический процесс, чтобы организовать игру детей в эффективных формах, активно влиять на ее ход и взаимоотношения детей.

    В младшей группе предпочтение отдается играм, в которых дети могли бы наиболее полно удовлетворить свои потребности в игре без сложных личностных взаимоотношений.  Это игры, например, с песком и водой, в которые можно играть в любое время года в комнате или на открытой площадке, несложные строительные игры, во время которых может возникать потребность не только в индивидуальных, но и в совместных действиях, согласовании замыслов. Для указанных игр требуется материал и игрушки, побуждающие детей к движениям. Во второй половине года вступают оформленного характера ролевые игры, которые очень нравятся малышам.

    У воспитанников средней группы опыт игровой деятельности значительно больше, они приносят игрушки из дома, разнообразят и усложняют игры. Дети быстро понимают друг друга, воплощая свой замысел. Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Воспитатель корректирует игру, не нарушая ее, сохраняя ее самостоятельный и творческий характер, непосредственность переживаний, веру ребенка в правдивость того, что происходит.

    Воспитанникам старшей группы предоставляются широкие возможности для игры в ролевые, строительные, дидактические и подвижные игры как индивидуально, так и коллективно.

    Игры детей после завтрака должны согласовываться с характером и содержанием дальнейших занятий. Так, перед  занятием по речи, математике, рисованию уместным будут игры на развитие мышления, внимания, воображения. Иную направленность предоставляем играм, если следующие занятия требуют от детей движений (хореография, физкультура). Следовательно, руководство играми нужно согласовывать с педагогическим процессом. Важно обходить шаблонов. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации.

    Игры между занятиями. Для всех групп детей подбирают игры, которые предусматривают незначительное умственное напряжение – с мелкими игрушками, мячом, несложным конструктором. Нет нужды слишком  регламентировать эти игры, но желательно, чтобы они давали ребенку возможность двигаться. В перерывах между занятиями следует избегать игр всей группой. Это утомляет детей. Также неуместным будут новые игры, требующие длительных и сложных объяснений. Переход от игры к занятиям должно происходить спокойно и непринужденно.

     Игры на открытом воздухе. Дети могут продолжать игру, начатую ранее (до занятий или между ними), если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры желательно всячески разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать эти условия, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.

    Организуя игры на открытом воздухе, следует обязательно учитывать такой важный фактор, как сезонность. В холодную погоду они должны давать  достаточную нагрузку, но при этом не предусматривается соблюдение одинакового темпа для всех детей, длительной подготовки, больших усилий, внимания. Игры должны быстро разогревать детей, но без ущерба здоровью. Требования к ним должны быть индивидуализированы, с учетом состояния здоровья каждого воспитанника, погодных условий.

     Младшие школьники достаточно активны, они много двигаются, однако опыт двигательной деятельности у них еще мал и однообразен. Чтобы повысить активность и обогатить движения малышей, следует создавать соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики, кубики, скакалки и др.) Так, весной можно организовать различные перебежки, начиная с простейших («Лошадки», «Кузнечики», «Догони мяч», «Принеси предметы», «Шире шаг» и т.п.); подскоки и прыжки («Прыгни выше», «Коснись мяча», «Поймай бабочку») лазанья и ползания (проползи по доске, скамейке ), игру «Квочка и цыплята». Упражнения с обручем, катание на качелях, езда на велосипеде, игры-забавы (прятки, жмурки, мыльные пузыри и др).

   Более целевыми в этом возрасте становятся игры с песком, строительным материалом, они являются началом конструктивной деятельности. Педагог обязательно учит детей играть, создавать игровую ситуацию, непосредственно общается с воспитанниками, используя методы прямого воздействия. Время имеет место и опосредованное влияние через игрушку, несложную инсценировку и т.д. Малышам этого возраста нравятся сюжетно-ролевые игры на бытовые темы, связанные с повседневной жизнью (например, девочки играют в куклы, мальчики с машинами).

     В средней группе проводят дидактические игры, связанные с движениями. Это игры- загадки, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие. Их целесообразно проводить после бега или другой активной физической нагрузки. Продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр («водители»,  «семья»,  «магазин», железная дорога», «больница», «зоопарк» и др.). Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт воспитателя с детьми как косвенной, так и непосредственный. Хотя умения самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.

    В старшей группе можно предложить дошкольникам перед выходом на площадку договориться, во что и как они будут играть. Это сразу даст направление их деятельности. Некоторые игры (в «моряков», «летчиков», «космонавтов») могут длиться неделями, постепенно развиваясь. Целесообразны игры-драматизации (есть план игры, последовательность действий определены заранее), дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.

    Вмешательство воспитателя должно сводиться к советам, как лучше реализовать задуманную игру. Для этого достаточно попутных замечаний во время сбора на прогулку. Для лучшей самоорганизации желательно, чтобы дети в группе знали несколько игр и умели в них играть. Важен и способ организации детей. Например, они могут выбрать ведущего в игре сами с помощью считалки, или его назначит воспитатель.

    Игры после дневного сна.  Во всех группах проходят в комнате или на открытом воздухе. Комнату, в которой играют дети, желательно отдать полностью в их распоряжение: расположение мебели, игрушек подчиняется игре. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Воспитатель направляет детскую самодеятельность, сам  участвует, знакомит дошкольников с новой игрой. Если они играют в разные виды игр, воспитательные задачи разнообразнее и индивидуализируются.

    Вечером. Можно продолжить строительные и ролевые игры,  созданные на открытом воздухе. У детей накапливается достаточно образов, чтобы играть разные роли, строить сооружения и т.п. Уровень этих игр значительно возрастает, если  воспитатель предложит задачи. Можно проводить с детьми дидактические игры, содержание которых весьма разнообразно. Сочетание дидактических игр с другими видами позволяет достичь значительно успеха всестороннем развитии детей. В настоящее время уместным будут музыкальные игры, в которых воспитателю отводится значительная роль. Это – игры-хороводы с песнями, подвижные игры, игры под музыку, игры-загадки. Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях.

    Немалую роль в жизни ребенка играет игра-труд с использованием продуктов трудовой и художественно-творческой деятельности. Однако, если ставится задача дать еще и определенные навыки (вышивание, склеивание, вырезание и т.д.), это снижает уровень самой игры, а во  многих случаях приводит к ее прекращению. Поэтому для этих игр лучше такая деятельность, навыками которой дети уже обладают.

    Летом, когда детские знания и опыт значительно обогатились, меньше времени тратится на одевание, раздевание, сбор на прогулку, есть возможность полнее удовлетворять потребности в игре.

    Летом в средней и старших группах следует активно внедрять творческие игры с использованием природного материала. Не стоит оставлять без внимания также игры-драматизации,  поскольку дети уже имеют достаточно знаний и опыта для инсценировки знакомых литературных произведений. Старшим дошкольникам можно предложить дидактические игры, которые по содержанию связаны с учебной программой по развитию речи, ознакомлением с окружающим миром, с обучением счету, и тому подобное.

Следует активно внедрять отгадывание загадок, нахождения частей предмета и его составление, проводимых как со всей группой, так и с отдельными детьми. В дождливые дни дети охотно играют в настольные игры (шашки, шахматы, игры-лабиринты, игры с кубиками, и др. )

    Игры-забавы. Достаточно популярны и у старших детей. Но следует вдумчиво отнестись к содержанию этих игр, позаботиться, чтобы они не только развлекали, но и служили педагогическим целям.

   Детям нравятся строительные игры. Поэтому материалы для них всегда должны быть на специально отведенном месте, чтобы дети имели возможность начать различные игры – строительные, сюжетные, которые длятся несколько дней (например, «постройка дома»), который переоборудуется многократно и может превратиться в другое сооружение, куда дети проводят электричество, телефон, возле которой строят баню и т.д.)

     Заканчивается  насыщенный интересными разнообразными играми день. Воспитатель напоминает, что надо навести порядок среди игрушек, все положить на свои места. Уборке можно придать вид игры, при этом воспитатель приучает детей к последовательности, выполнения установленных правил, поддержания порядка. «Где наши рабочие-строители, - спрашивает  воспитатель, - наверное пошли ужинать. – А надо же материалы на место отвезти, чтобы завтра закончить строительство». Услышав  такие слова,  «рабочие» быстро и охотно собирают материалы. «А вы, господин водитель, - спрашивает воспитатель, - куда везете игрушки?» - В шкаф. – Скорее везите, день заканчивается, надо  ставить машину в гараж».

    Взаимосвязь между отдельными видами игр. Содержание творческих игр и игр с правилами – своеобразное отражение окружающей действительности, однако более непосредственное. Цель игры может меняться, отношения между  людьми неустойчивы, условны и не всегда обязательны для каждого.  В отличие от творческих, содержание дидактических  игр всегда известно заранее, а правила игры одинаково обязательны для каждого.  Цель дидактических игр – развитие умственных способностей.

    Общей для обоих видов игр является деятельность детей, благодаря которой дидактические игры приближаются к творческим. Интерес к действию – основной фактор, который захватывает детей. При этом действия качественно различаются. Так, в творческих играх действие стихийное, не связанное с обязательными правилами. Дети сами создают, изменяют,  приспосабливают правила для своих действий, решают, нужны ли они. В дидактических играх игровое действие всегда связано  с заранее установленными правилами. Другое отличие в игровых действиях проявляется в их функциях, творческие игры способствуют общему развитию ребенка, а дидактические – достижению конкретной цели с помощью различных интересных задач.

    Взрослые должны корректировать проведение всех видов игр. В частности, руководство творческими играми заключается в обогащении представлений и впечатлений детей, подборе соответствующих игрушек и материалов,  сохранении непосредственных переживаний детей, развития их инициативы и т.д. Когда воспитатель проводит дидактические игры, он является инициатором, организатором, должен обязательно объяснить правила игры,  следить за ее ходом, а иногда и принимать в ней непосредственное участие.

     Отличие обоих видов игр не исключает  их взаимодействия. В дидактических играх дети учатся разным видам игровой деятельности, соблюдают правила игры. Они как бы проходят школу организованного поведения, справедливых отношений, в значительной мере переносят это в творческие игры. Дидактические игры как метод обучения в детском саду помогают закреплять полученные знания, применять их на практике, перенося обрабатываемый материал в творческие игры и обогащая их содержание. Примером взаимообогащения могут быть дидактические игры «Школа», «Путешествие» и т.п., элементы которых часто встречаются и в творческих играх детей. С другой стороны, непосредственность переживаний, свободное включение ребенка в действие, характерные для творческой игры, легко переносятся в дидактические игры, что делает их оживленными и интересными.

    Несравненно больше взаимосвязаны дидактические и подвижные игры. Они имеют одинаковую структуру. Как  в дидактических, таки и в подвижных играх детям дается задание. Различие между дидактическими и подвижными играми  заключается, главным образом, в смысле: выполняются задачи умственного или физического характера. Общий признак этих игр – заинтересованность детей в ходе и результатах игры.

    Отдельные аспекты планирования игровой деятельности в детском саду. План дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель, должно обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План – это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное – не схема и форма, а содержание.

    Рассмотрим планирование сюжетно-ролевой творческой игры, в которой успешно формируется содержательная игровая деятельность дошкольников и их взаимоотношения. Анализ  планов воспитательной работы показал,  что между игровой деятельностью и содержанием занятий по ознакомлению с окружающей действительностью, наблюдениями (например, на прогулке)  часто нет никакой связи. Но такие наблюдения случайные, непродуманные и малоценные для общего развития ребенка. Также, недостаточная связь между обучением на занятиях, и творческими играми и работой детей.

    Чтобы  правильно организовать руководство играми, воспитатель, изучив игровые интересы и уровень развития творческих игр своих детей, составить перспективный план развития игр в месяц, квартал, полугодие, год, указав темы игр, объем и пути их развития.

    Кроме того, конкретизируя перспективный план, педагог должен составить календарно-тематический планы учебно-воспитательной работы (с учетом возрастных особенностей детей и уровня их развития). Если  у детей возникла интересная и полезная в воспитательном смысле игра, воспитатель должен поддержать детскую инициативу, изменив намеченную им игровую тематику.

    Тематическим планом охватываются те разделы программы, которые способствуют обогащению содержания сюжетно-ролевых и конструированных игр, обеспечивая концентрированную подачу материала с целью поддержания и развития интереса к той или иной игре.  

    Согласно ведущих игровых интересов тематическое планирование должно включать конкретные наблюдения за предметами и явлениями окружающей среды,  экскурсии, подбор художественной литературы, знакомство с произведениями искусства; конструирование, лепку, аппликации и рисование, игрушки и атрибуты для игр (указать, что надо приобрести, что – изготовить с помощью родителей, что вместе с детьми).

     Во время игры может возникнуть потребность в таких атрибутах, которые нельзя было предусмотреть заранее. В таких случаях следует поддержать инициативу детей, помочь изготовить или заменить другими предметами необходимые атрибуты и тем самым поддержать интерес к игре.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аттестационная работа "Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника."

Реферат на тему: ""Современные исследования игры дошкольника. Игра дошкольника.""...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно-ролевые игры дошкольников в этнокультурном воспитании дошкольников.

В данной статье рассмотрена роль сюжетно - ролевых игр в этнокультурном воспитании дошкольников....

Музыкально-дидактические игры дошкольников. Использование музыкально-дидактических игр в самостоятельной деятельности дошкольников.

Роекомендации  для воспитателей, по использованию в развивающей деятельности детей  дошкольников игрового матерьяла по музыкальной  -дидактике.Игры на развитие ритма, памяти,слуха ....

«Психология игры дошкольников: игра – путь детей к познанию мира»

Статья для воспитателей  и психологов детских садовПсихология и педагогика...

круглый стол с родителями дошкольников на тему "Организация самостоятельной игры дошкольника"

quot;Организация самостоятельной игры дошкольника".1. Изначально установить проблему, с которой сталкиваются родители.2.Мозговой штурм с обсуждением проблемных ситуаций,и исходя из положит...

Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37        Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...