Опыт работы по экологическому воспитанию
статья на тему

Деньщикова Ирина Георгиевна

опыт работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по экологическому воспитанию.

В настоящее время понятие «экология» из сугубо научного превратилось в общественное, наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего прежде всего от разнообразной деятельности людей. Глобальный кризис охватил окружающую среду. Сегодня наш общий дом в опасности. В земле, воде, почве, воздухе обнаруживаются токсичные вещества, от пожаров гибнут леса, под «воздействием» рук человека исчезают ручьи и даже реки, идёт варварское уничтожение  золотого запаса жизни – генофонда редких животных и растений.   

       Остановить опасность, уберечь наш общий Дом от катастрофы стало лейтмотивом моей работы с детьми. Увидев повышенный интерес детей к распространенному и удивительному веществу в природе – воде передо мной встали вопросы:

-Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?

-Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира воды?

-Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?

Исходя из этого, возникла необходимость в организации кружковой работы

Наиболее благоприятным периодом для формирования «экологического сознания» является старший дошкольный возраст. Для детей 6 – 7 лет мною была разработана и внедрена программа кружка по экологическому воспитанию «Волшебница вода», разработанная на основе программы Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа». Цель программы – помочь  ребёнку осознать себя частью природы и пробудить в нём стремление к пониманию, преобразованию и сохранению окружающей среды.

Перед собой поставила следующие задачи:

  • Познакомить детей со свойствами воды, её превращениями, нахождением в живой природе;
  • Формировать элементарные представления о круговороте воды в природе;
  • Способствовать развитию представлений детей о  значении воды в жизни растений, животных и человека;
  • Приобщать к практической природоохранной деятельности, формировать первые навыки рационального природопользования.

Модель работы кружка «Волшебница вода» включала в себя несколько разделов. Всю работу по кружковой деятельности я поделила, условно, на несколько этапов. Это дало возможность выстроить систему в работе, переходя от одного этапа к другому.

На 1-м этапе  я изучила личностные качества детей, их индивидуальные возможности, провела диагностику знаний детей о свойствах воды, и её значении в жизни людей, животных и растений. Изучила литературу по данной теме.

На 2-ом этапе мною создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов со  всеми воспитанниками группы, а также создан мини – музей «Волшебница-вода», оформлен фотоальбом «Отдых на воде», картотека «Элементарные опыты и эксперименты».

На 3 – ем этапе, разработала программу кружка «Волшебница вода», которая  включает в себя:

  • игры
  • экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • познавательные беседы;
  • демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с  детьми
  • долгосрочные наблюдения-эксперименты и самостоятельная экспериментальная деятельность детей.

        Содержание и темы занятий спланированы по блокам:

  • Вода вокруг нас;
  • Куда бежит вода
  • Эта волшебница вода
  • Ходит капелька по кругу
  • Какой бывает вода
  • Что растёт  в воде
  • Кто живёт в реке
  • Вода нужна всем
  • Почему воду нужно беречь
  • Я и река
  • Праздник Волшебницы воды

В каждом блоке содержится от 2 до 9 тем. Блоки можно варьировать.

Реализацию поставленных перед собой задач осуществляла в:

  • непосредственно образовательной  деятельности,
  • во время лабораторных  работ, проводимых детьми,
  • в совместной деятельности воспитателя и детей,
  • игровой и проектно – продуктивной деятельности.

Предпочтение отдавала ведущему виду деятельности - игре: игры -путешествия, игры -эксперименты, игры -экскурсии, также были организованы целевые прогулки, циклические наблюдения, проектная деятельность. Благодаря им целенаправленно формировались и развивались мотивации личности ребенка к познанию.

        Ребёнку-дошкольнику по природе своей присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Познавая, дети стремились не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать, поиграть им.

Одним из эффективных методов познания свойств воды было экспериментирование

В процессе экспериментирования у детей формировались не только интеллектуальные впечатления, но и развивались умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Эксперименты  подбирала самые разнообразные, но самое главное – они  интересные и привлекательные  для моих детей. Это:

  • запланированные эксперименты, которые  требуют от педагога определения  текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования.
  • Случайные эксперименты, которые проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке.
  • Сравнительные эксперименты, позволяющие    научить детей видеть сходства и различия предметов и явлений.
  • Обобщающие эксперименты, проводимые после проведения цикла опытов по изучению разных объектов.

Проведение экспериментов  стало нормой жизни в группе, мы их рассматривали не как развлечения, а как путь ознакомления детей с   миром воды и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.    

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Наряду с работой с детьми продумала и работу с родителями.

Для просвещения родителей проводила консультации, тренинги, практические занятия, распространяла  газеты, памятки, привлекала к созданию фотоальбомов. Большой интерес у родителей вызвали открытые занятия с детьми: «Путешествие капельки»,  «Волшебница вода», конкурс по обогащению экспериментального центра группы.

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты с водой.

Для этого были разработаны советы родителям “Как помочь маленькому исследователю”, и картотека элементарных опытов и экспериментов, которые можно провести дома. Например, “Цветные льдинки” (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время года, если воду заморозить в холодильнике).

На родительском собрании были предложены игры, в которых используются результаты экспериментирования, например “Секретное донесение” (написать письмо молоком на белой бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком, проявив несколькими капельками йода). Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.  

 Они помогали   в оформлении разнообразных коллекций,  экспонатов, которые они собирали во время отпуска на море, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к работе кружка.

От того, насколько увлечён нововведением сам педагог, как грамотно и тактично сможет руководить исследовательской деятельностью дошкольников, будет зависеть успех внедрения эффективных форм и методов работы в практику детского сада. С этой целью была проведена экологическая игра с педагогами «Почти всё о животном мире», а также в целях обобщения опыта работы кружка «Волшебница вода» я  провела для воспитателей открытые занятия: «Какая бывает вода?», «Ходит капелька по кругу».

Вижу  целесообразность распространения своего опыта. Это ставит педагогов на путь мобилизации знаний и умений по проблеме. И мне приятно было узнать, что программа кружка «Волшебница вода» заинтересовала педагогов нашего района, и, я надеюсь, что они успешно её внедряют в своём детском саду.

Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи  дали положительные результаты в работе кружка, о чём свидетельствует положительная динамика усвоения детьми программных задач. На начало работы - 63%, конец - 82%

В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми я руководствуюсь мудрым советом: “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию

Наблюдение - как основа чувственного познания природы...

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников воспитателя Николаевой.Л.А

Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников...

Опыт работы по экологическому воспитанию старших дошкольников

опыт работы по экологии раскрывает одну из возможностей сотрудничества детского сада с природоохранными учреждениями....

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Опыт работы по экологическому воспитанию "Охрана воды"

Описание опыта работы по экологическому воспитанию детей подготовитольной группе. Главная задача заключается в формировании осознанного бережного отношения детей к пресной воде....

Опыт работы по экологическому воспитанию

Моя задача подвести детей к осознанию причинных, временных связей между явлениями природы, между условиями жизни и ростом, развитием и меняющимися потребностями живых организмов, трудом человека и пол...

Опыт работы по экологическому воспитанию «Дидактическая игра –в экологическом воспитании детей»

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с приро...