Психолого-педагогические подготовка ребенка к школе
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

 Именно в дошкольный период формируются

предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о

количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное

развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания,

мышления. Уровень развития психических функций есть лишь

предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется

тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки

    По мнению А.А.   Люблинской  показателями психологической готовности ребёнка к школьному обучению являются:

- общее физическое развитие ребенка;

- владение достаточным объёмом знаний;

- овладение навыками, умением слушать речь;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические подготовка ребенка к школе

.

 Именно в дошкольный период формируются

предпосылки для обучения в школе: представления о числе, о

количестве, природе и обществе, в этот период происходит интенсивное

развитие психических функций: восприятия, памяти, внимания,

мышления. Уровень развития психических функций есть лишь

предпосылка для школьного обучения. Его успешность определяется

тем, как построен учебный процесс с опорой на эти предпосылки

    По мнению А.А.   Люблинской  показателями психологической готовности ребёнка к школьному обучению являются:

- общее физическое развитие ребенка;

- владение достаточным объёмом знаний;

- овладение навыками, умением слушать речь;

-        владение связной, грамматически и фонетически правильной речью,

умение    понимать прямо обращенную   речь другого. Самостоятельно

строить предложения для выражения своих мыслей;

-развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев;

- подготовка к  совместной     работе.   Умение слушать  и     не перебивать другого;

- сформулированность   желания   учиться. Интерес   к   знаниям, радость   от узнавания нового.

  1.Мотивационная готовность:

-потребность в знаниях, умениях;

-потребность в общении;

-наличие    адекватной    самооценки    и    умеренно    высокого    уровня притязаний.

2. Интеллектуально-познавательная готовность. Развитость основных психических прогрессов:

-воспитания;

-памяти;

-воображения;

-мышления;

-речи;

-творческой деятельности.

3. Развитость   практической     деятельности   ребёнка   с   материальными предметами:

-анализировать заданные образцы действий;

-оценивать   полученный     продукт   и   соотносить   его   с   заданным образцом;

-выполнение деятельности методом проб и ошибок;

-наличие или отсутствие самоконтроля деятельности;

-копирование  действий взрослого.

    В.А. Крутецкий считает, что психологическая готовность дошкольников к обучению в школе состоит из объективной и субъективной готовности.

      Объективная     готовность - это    обладание    уровнем    психического развития (внимание, память, речь, умственные операции).

     Субъективная    готовность - это   желание   учиться   и   готовность   к новым формам     взаимоотношения ребенка со взрослыми.

    B.C. Мухина подробно рассматривает основные направления психологической готовности к школе. Она выделяет следующие аспекты готовности:

1. «Желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность, учиться».

2. «Достаточный уровень волевого развития ребенка. ... Соподчинение мотивов, которое дает ребенку возможность управлять своим поведением ...»

3. Относительная произвольность познавательной деятельности.

4. « ... уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности ребенка».

5. «... качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем. Общественные мотивы поведения, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками» .

    1. Общее развитие: развитие памяти, внимания, интеллекта (запас знаний и представлений, умение действовать в уме и т. д.).

2. Умение правильно управлять собой, длительное время сосредоточиваться на неинтересном, умение делать то, что надо, хотя совсем не хочется.

3. Мотивы, побуждающие к учению, то есть действительная и глубокая мотивация, способная побудить к знаниям, несмотря на трудности

Умение ребенка ориентироваться на систему правил в работе; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу и др. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, особенности самоконтроля. Готовность к школьному обучению понимается как уровень морфофункционального и психического развития ребенка, при котором систематическое обучение не приводит к ухудшению состояния здоровья, срывам социально-психологической адаптации и снижению успешности обучения. Авторы выделяют общую и специальную готовность к школе. Общая готовность включает физиологическую, физическую и психологическую готовность. К числу компонентов психологической готовности авторы относят интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную (в том числе мотивационную), социально-психологическую (коммуникативную) готовность.

Особое место занимает овладение дошкольником некоторыми специальными знаниями и навыками, относящимися к собственно школьным - грамотой, счетом, решением арифметических задач.

     Под психологической готовностью дошкольников к обучению в

школе, понимаются не отдельные знания и умения, а их определённый

набор, в котором должны присутствовать все основные элементы,

определяющие структуру готовности.

     В этом плане активная позиция дошкольного учреждения в работе с семьей, дифференцированное влияние на родителей обеспечивает не только повышение педагогического потенциала семьи, но и имеет прямое воздействие на изменение уровня подготовки детей к обучению в школе.

Литература:

1.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок в школе. – М.: Знание, 1994. – 192 с.

2.. Венгер А.Л., Бугрименко Е.А. Готов ли шестилетний ребенок к школе? // Начальная школа, 1988. - №6. – С.7-12.

3. Венгер А.Л., Гинзбург М.Р. Методические рекомендации по наблюдению за психическим развитием учащихся подготовительных классов и подготовительных групп детских садов. – М.: АПН СССР, 1983.

4. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений/Авт.-сост.: Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б.Зуйкова. – 3-е изд., испр.и доп. – М.:АРКТИ, 2005.- 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам организациии пихолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Речь идет о задачах, формах и принципах организации сотрудни...

Психолого-педагогические условия готовности ребенка к школе

Консультация для родителей будущих первоклассников...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Психолого-педагогические критерии готовности ребенка к школе.

Психолого-педагогические  критерии готовности ребенка к школе.    Основные психолого-педагогические критерии -  это...

Рабочая программа индивидуального психолого - педагогического сопровождения подготовки ребенка дошкольного возраста в замещающую семью "На пороге новой жизни"

Программа разработана на основе алгоритма работы по подготовке ребенка в замещающую семью ОСГБУСОССЗН "ОСРЦдН" с целью адаптации к изменившимся жизненным обстоятельствам воспитанника дошколь...