Гендерное воспитание в системе современного дошкольного образования (опыт работы)
методическая разработка на тему

Компаниец Татьяна Викторовна

Гендерное воспитание и его актуальное отражение в ФГОС современного  дошколного образования. Представлен опыт работы с мальчиками и девочками, перечень игр, напрввленных на решение задач по гендерному воспитанию в условиях детского сада. Тематика и проведение  ряда семинаров-практикумов для педагогов по данной теме. Анкетирование сотрудников по данной проблеме, результаты и выводы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание в системе

                               современного дошкольного образования.

Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность (из опыта работы цикл семинаров - практикумов для педагогов)

Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным расам из-за различного цвета кожи, обусловленного разными условиями проживания, мы принадлежим к разным народам, потому что говорим на разных языках. Несмотря на это, всех нас можно разделить на две большие группы: мужчины и женщины.

Различаемся мы: генетически, анатомически, физиологически.

Мы по-разному ведем себя в социуме. Мы такие разные и несхожие в своих суждениях, поведении, чувствах. Мы по-разному ведем себя в одной и той же ситуации, по-разному воспринимаем окружающий мир.

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна.

Современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагались набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу необходимо, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным и близким. А женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Целью такого подхода является воспитание девочек и мальчиков с учетом психологических особенностей, но одинаково способных к самореализации.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умения прейти на помощь.

Обращение к гендерному аспекту в образовании обосновывается существование ряда проблем:

1.Снижение уровня здоровья мальчиков и девочек

2.Притупление или потеря чувства гендерной принадлежности

3.Повышение неадекватности форм поведения среди молодежи

4.Педагогика по- прежнему остается «бесполой»

5. В педагогике работают в основном женщины

Анализ массовой практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывают гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности вообще детей, а не мальчиков и девочек того или иного возраста.

Сегодня гендерное воспитание является частью образовательной области «Социализация» и отражено в ФГОС к образованию

Половое воспитание - воспитание, основанное на знании физиологических особенностей организма.

Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине и включает в себя:

-ознакомление ребенка с основами половой жизни

-призвано прививать ребенку гигиенические навыки

-знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Существующие свойства и отношения называются гендерными.

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

После многочисленных исследований ученые пришли к выводу, что в настоящее время ориентироваться только на биологический пол нельзя, и ввели использование междисциплинарного термина «гендер» (пол), пол как продукт культуры.

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибкими и уметь использовать разные возможности поведения.

Многочисленными исследованиями социологов, педагогов, психологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, а индивид, черты характера которого строго соответствуют его полу, оказывается мало приспособленным к жизни. Следовательно, основная задача воспитателей формирование андрогенной личности, в которой разумно сочетаются маскулинные и феминные черты. В результате  формируется:        самоуважение

высокая самооценка

способность быть настойчивым

мотивация к достижениям

эффективное исполнение родительской роли

внутреннее ощущение благополучия

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей (начиная с 3-4 лет) осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у воспитателя должна быть сформирована гендерная компетентность, которая позволит им нейтрализовать негативные последствия процесса феминизации дошкольного образования.

Гендерная компетентность педагога предполагает овладение им Организационными

Психолого-педагогическими

Дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей ребенка с акцентом на гендерную идентичность (психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или будущей женщиной

В дошкольном возрасте игра является основным видом детской деятельности, именно в игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности мальчиков и девочек мы уделяем особое внимание на следующее:

-На привлекательность игрового материала ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения

-На достаточность и полноту материалов для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери

-На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для -

 «игр -путешествий», в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения

-Процесс одевания и раздевания кукол и мягких игрушек дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия: «Я-мама, Я-папа»

В старших и подготовительных группах детям были предложены небольшие задания (автор Градусова Л.В. доцент кафедры дошкольной педагогики МаГУ).

Две большие карточки с изображением мужчины и женщины (папы и мамы) и несколько карточек с изображенными предметами (диван, газета, телевизор, гвозди, дрель, продуктовая сумка, молоток, нитки, мясорубка, иголки, меч, шкатулка). Детям было дано задание разложить предметы для папы и мамы. Все предметы хозяйственного обихода дети "отдали" маме, а предметы отдыха папе (телевизор, газету, диван).

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей.

При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с мальчиками и девочками. Роль родителей также очень важна в процессе гендерного воспитания ребенка дошкольного возраста.

Чтобы правильно воспитывать и обучать, надо хорошо познать объект своих педагогических воздействий.

В сентябре месяце 2011 года в нашем учреждении по методике кандидата психологических наук Марины Александровны Панфиловой было проведено диагностическое исследование. Целью которого было - исследование принятия гендера, определение гендерных установок и отношения к гендерному воспитанию педагогов учреждения.

100%                респондентов педагогов учреждения считают, что воспитывать мальчиков и девочек в Д/С необходимо по-разному

95%                респондентов педагогов учреждения нуждаются в дополнительных знаниях для осуществления гендерного воспитания, которое является частью образовательной области "Социализации"

85%                респондентов педагогов учреждения выбрало форму Семинара- практикума для повышения уровня профессионального образования и получения дополнительных знаний по проблеме гендерного воспитания дошкольников.

Таким образом, проанализировав научные источники, литературу поданной проблеме, нами был сделан вывод: содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно. Что по мнению исследователей Т.В.Бендаса, Марутян Н.В., Плисенко, Т.А. Репина - приводит к отсутствию у детей специфических черт, характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности;  девочки-нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов. В дошкольных образовательных учреждениях существует разобщенность между мальчиками и девочками. В возрасте от 3-х до 7-ми лет отмечается 91% избирательных контактов со сверстниками своего пола и только 9% с детьми противоположного пола. Поэтому перед педагогами сегодня встает трудная задача поиска путей, которые способствовали бы дружбе и взаимодействию между девочками и мальчиками и вместе с тем не тормозили бы процесса половой дифференциации детей.

С учетом выше изложенного, в нашем учреждении для педагогов был запланирован и проведен

Цикл семинаров-практикумов по проблеме гендерное воспитание дошкольников

Задачи:

1.Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения

2. Предложить педагогам практический материал, способствующий гендерному воспитанию дошкольников.

3.Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания дошкольников

4. Познакомить педагогов с особенностями социально-полового воспитания, вызвать интересу педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ с использованием дифференцированного подхода по половому и социальному признаку

5.Вооружить педагогов практическими разработками и письменными рекомендациями педагога-психолога по данной проблеме (н-р: ведения дневника-наблюдения за гендерным воспитанием детей в группе, планирования работы с родителями с учетом возраста детей)

Методы:

-консультирование

-дискуссия

-использование ИКТ

-проблемные ситуации

-блиц-опрос

-мозговой штурм

-распечатка практического материала

-анкетирование (рефлексия)

-обмен идеями, мыслями по данной проблеме (рефлексия)

-разработка конспектов и участие в открытых просмотрах образовательной деятельности по теме гендерное воспитание дошкольников

Семинары-практикумы предполагали теоретическую часть и практическую, а также проведение непосредственно образовательной деятельности педагогами на своих возрастных группах.

На семинарах были освещены следующие вопросы:

-Гендерное воспитание в Д/С и его актуальность в соответствии современных требований ФГОС

-Мальчики и девочки. Психологические отличия.

-Роль игры в жизни дошкольника. Игрушки для мальчиков и девочек.

-Современные требования по созданию игровых уголков для мальчиков и девочек.

-Планирование работы по гендерному воспитанию в соответствии с возрастом.

-Отличие гендерного воспитания и полового воспитания.

-Участники гендерного воспитания и их роль.

-Какими принципами должен руководствоваться взрослый при формировании начал гендерного воспитания

-Роль воспитателя и педагога в процессе формирования гендерной идентичности

-Приемы педагогического воздействия при осуществлении решения задач

гендерного  воспитания

-Планирование работы с семьей по вопросам гендерного воспитания, роль семьи в решении данных задач

-История раздельного обучения и воспитания мальчиков и девочек.

Проведены и использованы следующие формы практических заданий для педагогов:

-Деловая игра. 

Участникам семинара-практикума раздавались листы ватмана и предлагалось стать дизайнерами построения уголков для мальчиков и девочек.

-Составить план-конспект образовательной деятельности по половому признаку для мальчиков и девочек.

-Конкурс по группам

Выстраивание модели образовательного пространства с учетом гендерного воспитания (стаканчики для полоскания рта для мальчиков и девочек разного цвета, полотенца для мальчиков и девочек,украшения на кроватках для мальчиков и девочек, мешки для физкультурной формы различного цвета для мальчиков и девочек)

Оборудование предметно - пространственной развивающей среды в групповом помещении (в группах были созданы центры: для мальчиков и девочек

Центр "Будем говорить правильно"

Центр "Наша библиотека "

Центр "Наша лаборатория"

Центр "Мы играем"

Музыкальный центр, Физкультурный центр

Центр "Играем в театр"

Центр "Учимся строить"

-_Мозговой штурм

-Решение педагогических задач по проблеме

-Решение психологических задач по проблеме

- Педагогическая копилка

-Создание банка игр, игровых ситуаций, упражнений по данной теме

-Творческое задание

-Придумать сказку на тему         "Я будущая мама", "Я будущий папа"

-Отгадывания кроссвордов для мальчиков, для девочек

-Проведение совместных праздников для пап и мальчиков с поздравлениями от девочек, для мам и девочек с поздравлениями от мальчиков

-Спортивные соревнования между командами с участием мальчиков и девочек

-Разработаны конспекты и проведены открытые мероприятия по проблеме гендерного воспитания:

-В старшей группе совместная деятельность педагога с детьми по теме: "Хорошо быть мальчиком. Хорошо быть девочкой", по теме: "Радуга поведения", «Доброта».

-В подготовительной группе совместная деятельность педагога с детьми по теме: "Путешествие в страну мальчиков и девочек", по теме: "Семья глазами детей", «Посиделки» и т.д.

        По результатам проведенных семинаров-практикумов подвели итог через анкетирование:

100% участников семинаров взяли на заметку практический опыт по гендерному воспитанию;

90% участников узнали много нового теоретического материала по проблеме;

85% участников решили в своих группах создать условия для воспитания мальчиков и девочек в соответствии с ФГОС к ООП ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы должны отвечать требованиям современной государственной образовательной политики РФ, при их разработке, безусло...

"Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования". Опыт работы ДОУ.

Технология создания и внедрения в практику работы основной общеобразовательной программы дошкольного образования Опыт работы Технологии создания и внедрения в практику работы основной общеобразовате...

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»

В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями....

Нравственно-патриотическое воспитание в системе современного дошкольного образования . Мастер-класс:"Ангел надежды"

Ангел -это самый светлый ,чистый персонаж,передаваемый всё тепло и добрату своего сердца юдям.Ангелы оберегают наш покой и душу....

Улучшение детско-родительских отношений в системе современного дошкольного образования

Гармоничное формирование детско-родительских отношений является важнейшим фактором формирования личности ребенка. В статье рассматриваются проблемы формирования детско-родительских отношений и возможн...