«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»
статья на тему

Васильева Любовь Александровна

В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fizkulturno-ozdorovitelnaya_rabota.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Организация физкультурно-оздоровительной  работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе  современного дошкольного образования»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»                                                                                                 

                                                                                                           В.А. Сухомлинский. 

         В настоящее время в нашей стране отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движения, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью.

Приоритетным направлением деятельности ДОУ является физическое развитие детей.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельности выделяется создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада.

Как известно, образовательная деятельность с детьми в закрытых помещениях ДОУ не вызывает у дошкольников столько положительных эмоций, сколько развлекательные и физкультурно-оздоровительные мероприятия на свежем воздухе. Кроме того, традиционная составляющая в режиме дня в ДУ – прогулка – наиболее доступное средство закаливания детского организма, способствующее физическому и умственному развитию. Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 4- 4, 5 ч. Во время прогулки с дошкольниками необходимо проводить игры и физические упражнения. Чтобы время пребывания на свежем воздухе было интересным и максимально полезным для воспитанников, важно рационально использовать прогулочную территорию детского сада.

 На мой взгляд наиболее рациональная система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ может быть  представлена в следующей таблице

Формы работы

Содержание

Условия организации

Утренняя гимнастика

Цель проведения: повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия.

1. Традиционная гимнастика.

2. Гимнастика из набора подвижных игр.

3. Гинастика с речитативом.

4. Оздоровительный бег.

5. Гимнастика на музыкальном материале.

В музыкальном зале. В летний период на свежем воздухе

Ежедневно перед завтраком

Занятия по физической культуре, это основная форма организованного систематического обучения детей физическим упражнениям.

Упражнения подбираются в зависимости от задач, от возраста, физического развития, состояния здоровья детей, физкультурного оборудования. Виды занятий: традиционное, сюжетно-игровое, из набора подвижных игр, тренировочное и др. Используются формы занятий с включением подвижных игр, упражнений с элементами соревнований, пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту, праздники, развлечения.

На воздухе, в музыкальном зале, на физкультурной площадке.

3 раза в неделю в утреннее время

Подвижные игры

Используются различные виды игр.

В группе, на воздухе, на спортивной площадке

ежедневно

Двигательные разминки (физминутки, динамические паузы)

Варианты: Упражнения на развитие, ритмические движения, упражнения на внимание и координацию движений. упражнения на равновесие, гимнастика расслабления, упражнения на формирование правильной осанки.

На воздухе, на игровой площадке, на спортивной площадке

ежедневно

Гимнастика после сна

Используются комплексы гимнастик

В групповой комнате

ежедневно

Закаливающие мероприятия

Система мероприятий с учетом состояния здоровья, физического развития, индивидуальных особенностей детей. Элементы закаливания в повседневной жизни( умывание прохладной водой. мытье ног после прогулки в летнее время, топтание по мокрой,сухой дорожке с использованием массажных дорожек  «Здоровья»

С учетом специфики закаливающего мероприятия

По плану

Индивидуальная работа в режиме дня

Проводится с отдельными детьми или по подгруппам с целью стимулирования двигательной активности, предусматривается оказание помощи детям.

Устанавливается индивидуально

ежедневно

Праздники, досуги, развлечения.

Способствуют закреплению полученных навыков, активизации физиологических процессов в организме под влиянием усиленной двигательной активности в сочетании с эмоциями

В зале, на спортивной площадке

По плану

Для оптимизации системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ проводятся следующие мероприятия:Ежегодно в начале учебного года составляется план оздоровительных занятий на год:

  1. Утренняя гимнастика /ежедневно в течении года/
  2. Гимнастика после сна /ежедневно в течении года/
  3. Дыхательная гимнастика /2 раза в неделю/
  4. Точечный массаж /в период эпидемий ОРЗ/
  5. Воздушные ванны /перед сном, после сна/
  6. Физкультурные занятия /3 раза в неделю/
  7. Проветривание ванны /перед, после сна/
  8. Пальчиковая гимнастика /3 раза в неделю/
  9. Полоскание горла /ежедневно/.
    Травами /1 раз в квартал по 10 дней/
  10. Витаминизация: соки, напитки, сиропы, витамины /ежедневно
  11. Профилактические прививки
  12. Закаливание солнцем, водой /в летний период/
  13. Профилактика плоскостопия /ежедневно/
  14. Профилактика осанки детей /ежедневно/
  15. Физкультминутки /ежедневно/
  16. Подвижные игры /ежедневно/
  17. Прогулки /в теплое время года/
  18. Проводить работу с родителя по профилактике оздоровительных мероприятий в течении года

Для полноценного физического развития детей и удовлетворения их потребностей в движении в ДОУ созданы следующие условия:

  • мини спортивные залы в обоих зданиях оснащенные спортивными комплексами и спортивным инвентарем;
  • разрабатывается спортивная площадка для подвижных и спортивных игр;
  • имеется музыкальный зал;
  • существует кабинет медицинского работника.

Большую часть времени в дошкольном учреждении ребенок находится в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность воспитателя по организации режима детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья. Конечно, хорошо бы, если в детском саду был инструктор по физической культуре, который бы помогал воспитателям, но в нашем ДОУ такого нет, поэтому воспитатели сами подбирают упражнения и занятия по различным вилам физического совершенствования детей. Основными из них являются:

  • подбор упражнений для физкультминуток, для бодрящей гимнастики, для организации игр между занятиями;
  • оборудование физкультурного уголка;
  • организация самостоятельной двигательной активности детей в группе и на прогулке;
  • оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Одним из направлений нашей деятельности воспитание и потребность детей в здоровом образе жизни.

Чтобы привить детям потребность в здоровом образе жизни они должны знать:

  • значение здорового образа жизни;
  • осознавать особенности функционирования организма, правила охраны органов чувств;
  • обслуживать себя, анализировать свои поступки и поступки других детей;
  • взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (жилища, улица) безопасна для жизни;
  • научиться приемам самомассажа;
  • усвоить и понять, какие привычки и почему представляют вред для здоровья. Как правильно вести себя в обществе.

Исходя из вышесказанного следует, что данное направление работы, бесспорно, является одним из наиболее важных и значимых в работе дошкольного учреждения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов ДОУ "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Презентация была представлена музыкальным руководителям детских садов в ходе проведения открытого занятия: "Показ спектакля "Золушка"....

Применение интернет-ресуров в образовательном процессе – одно из приоритетных направлений модернизации образования

Применение интернет-ресуров в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отн...

«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"

Целью театрализованной деятельности является формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. ...

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – ОДНО ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель театрализованной деятельности – формирование художественно-эстетического вкуса детей, развитие творческих способностей, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка....

Одно из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования

Реализация программы психолого-педагогической, логопедической, методической помощи родителям детей, получающих дошкольное образование, в том числе и в семье....

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников как одно из приоритетных направлений образования детей

На сегодняшний день дошкольное образование в России по праву признано начальным звеном в системе непрерывного общего образования.В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного обр...

Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.Становлен...