Этико-эстетическое направление как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.
методическая разработка

Елена Петровна Ильина

В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ - этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.

Становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В содержательном разделе рабочей программы воспитания нашего ДОУ -

  этико-эстетическое направление заявлено как одно из приоритетных направлений воспитательной работы в дошкольной организации.

Цель эстетического воспитания : становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.

Основные задачи этико-эстетического воспитания которые мы поставили в рабочей программе воспитания :

1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;

2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии на внутренний мир человека;

3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;

4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

Средствами эстетического воспитания могут выступать :

 • труд;

• природа;

 • искусство;

 • окружающая среда;

• активная художественная деятельность.

Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия:

  • как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения;
  •  как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами;
  •  как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Этика- философское учение, предметом которого является мораль, а центральной проблемой – Добро и Зло. Этика дает ответ на вопрос как правильно жить. 

Этика – это : Учение о нравственности;

- система правил, осуществляющих контроль и коррекцию поведения людей;

- способ оценки человеческих поступков, их одобрения или осуждения;

«социальный регулятор» поведения и отношений между людьми

Эстетика —философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное, оно тесно связано с нравственным воспитанием человека.

При нравственном воспитании развиваются такие чувства как любовь, уважение, жалость к окружающим, так необходимые для воспитания «полноценного» человека.

Чтобы успешно организовать этико-эстетическое воспитание дошкольника, воспитать такие качества, как вежливость, доброту, милосердие, благородство и т. д. в нашем саду обеспечиваются все необходимые условия:

так создается развивающая среда, которая является важнейшим условием полноценного эстетического воспитания, она окружает ребенка, и прежде всего это здание детского сада. На территории  детского сада находятся участки с ярким оборудованием и зелеными насаждениями, природные уголки с клумбами, где дети не только способны воспринимать и чувствовать прекрасное, но и учатся ухаживать, беречь, оформлять его, учатся создавать ее. Дети осознают, что видя красивые цветы, ими не только можно любоваться, но и ухаживать за ними.

 Эстетика и этика - это два неразрывных понятия и очень важно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте понимание фразы«Чисто не там, где убирают, а чисто там, где не сорят». Например, мы проводим экскурсии по улицам поселка, часто бываем в парке, знакомимся не только с достопримечательностями поселка, но и воспитываем нормы этико-эстетических норм. Придя в парк, когда дети видят не красивые вещи: сорваны цветы, они очень расстраиваются, ведь они осознанно уже понимают, что можно увидеть красоту, даже через совсем крохотный цветочек, но только тогда, когда он живой. Каждый человек хочет жить в красивой и богатом поселке, богатой стране, но одного этого не достаточно. Поэтому в нашем детском саду проводятся акции «Берегите природу»«Эколята»«Первоцвет».

В помещении создана мини-выставка работ детей «Экспозиционный холл», наполнение которого меняется от тематики образовательного события. Так же в рамках образовательного события, например весенние хлопоты, организовываем пленер – рисование на улице. Через создание весеннего пейзажа дети пытаются выразить весенние эмоции, красоту родного края, учатся видеть красоту в каждом кустике, деревце. Такие выставки не только для наших воспитанников, но и для семейного посещения. Они приносят радость и малышам, и членам их семей – братьям и сестрам, родителям, дедушкам и бабушкам. Каждая выставка – это не только возможность полюбоваться прекрасным, но и повод для общения между поколениями, а также – для совместной деятельности педагогов и родителей. Ведь родители с удовольствием втягиваются в процесс организации выставок: предлагают темы, добывают экспонаты, участвуют в оформлении.

 Так как нам нельзя выезжать на реку Архара, лесополосы, водоемы и т. д. И поэтому в работе мы используем ИКТ такие как «Виртуальные экскурсии»(смотрим выставки художников)Привлекаем родителей - наблюдая за прекрасными явлениями природы, родители присылают фото-зарисовки зимних пейзажей, объединяем все в видео ролик. А потом все вместе, просматривая, делимся впечатлениями и вспоминаем, где это было, когда.

Немаловажную роль в этико - эстетическом воспитании детей дошкольного возраста играет музыка - одна из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, т. к. она обладает большой силой эмоционального воздействия. Музыка является самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Мы знакомим детей с музыкой отечественных и зарубежных композиторов-классиков — М. Глинки, П. Чайковского, И. Баха и многих других

 Воспитываем через классическую музыку любовь к прекрасному. В рамках образовательных событий мы используем классическую музыку, которая выражает настроения, чувства, характер людей, рассказывает о животных и птицах, природе. Продолжаем слушать и разыгрывать музыкальные сказки, развлечения, используя лучшие образцы классической музыки.

Так, например при слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «Кукла заболела», дети не только слышат настроение музыки, но и «видят ее», настроение человека (горе девочки, вызывает у ребенка соответствующие эмоциональные переживания, воспитывают бережное отношение к игрушкам. Слушая произведения П. И. Чайковский «Щелкунчик» невозможно не вспомнить красивую нарядную елку, подарки.

Широко используем технические средства обучения и современное мультимедийное оборудование, так в саду мы организовываем просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций, фотографий композиторов и репродукций картин по музыкальным произведениям.

Особо важная роль в эстетическом воспитании принадлежит народной музыке. Поэтому праздники в нашем детском саду проходят по особенному. Ведь самобытность русского народа, должна впитываться ребенком, с самого раннего возраста. Традиционные праздники в народном направлении, например «Осенняя ярмарка»важно все: и украшение зала (расписные платки, рассматривание предметов старины (самовар, печка). Погружаясь в атмосферу старины, дети примеряют на себя роли, знакомятся с бытом русского народа, любуются его особенностями и колоритом. А народные костюмы – это особое значение: есть русские сарафаны, гжельские платья. Участие в праздниках и развлечениях формирует у дошкольников дисциплинированность, культуру поведения. Праздничная атмосфера, красота оформления помещения, костюмов, хорошо подобранный репертуар, красочность выступлений детей - все это важные факторы эстетического воспитания.

В нашем дошкольном учреждении оборудован мини – музей «Русская изба», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами русского народа. Воспитываем уважение к людям различных национальностей и их обычаям. Так 3 ноября провели праздник «День народного единства». Наш детский сад посещают дети таджики, узбеки, русские. На празднике не только дети, но и взрослые знакомились с обычаями, традициями узбекских, таджикских и русских народов.

Мини – музей «Русская изба» стал неотъемлемой частью предметно – развивающей среды нашего детского сада. Это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Отдельно хочется остановиться на работе с родителями. Сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в процессе культурного, межнационального воспитания, мы считаем, должно строиться под девизом «Все друг другу мы нужны».

 В нашем детском саду традиционными стали следующие формы работы с семьей:

1. Проектная деятельность: «Мамина школа»«Папина мастерская», «Если мы едины – то непобедимы»

2. Использование семейных фотогазет в режимных процессах;

3. Выставки совместных поделок;

4. Фотовыставки, конкурсы поделок, фоторепортажи из групп;

5. Семейные праздники в группах, фольклорные развлечения с участием родителей. 

Такая совместная работа сплачивает детей и взрослых, способствует развитию свободного общения между ними. Совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоций ребенка, его социальной восприимчивости. Дети получают знания о близких им людях, интересуются их достижениями, профессиями, учатся выражать свои мысли и чувства. Такие выставки приносят всем чувства радости, удовлетворенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, как одно из приоритетных направлений в системе современного дошкольного образования»

В статье представлен взгляд на создание эффективной системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с современными требованиями....

Одно из приоритетных направлений логопедической работы в рамках модернизации специального образования

Реализация программы психолого-педагогической, логопедической, методической помощи родителям детей, получающих дошкольное образование, в том числе и в семье....

Выступление на РМО, Тема«Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ ( ритмопластика, игротренинги, гимнастика хатха - йоги) как одно из приоритетных направлений сохранения и укрепления здоровья детей»

Поделилась опытом работы на РМО  на тему: " Организация физкультурно - оздоровительной работы в ДОУ( ритмопластика, игротренинг, гимнастика хатха - йога) как одно из приоритетных направлений...

«Патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений в работе педагогов»

Важнейшая составляющая процесса воспитания - формирования и развитие патриотических чувств....

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

АннотацияВ статье рассматривается одно из главных направлений деятельности детского сада - взаимодействие с родителями детей и раскрывается состояние проблемы по этому вопросу. Автором представлены ра...

Презентация: "Развитие мелкой моторики, как одно из приоритетных направлений в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Мы хотим рассказать вам о том, как проходит развитие мелкой моторики рук у детей в наших группах. Полагаясь на установление добрых отношений между детьми, помогая им лучше узнать друг друга и ,способс...