Тайны воздуха
план-конспект занятия (младшая группа) на тему

Барамия Виктория Раулевна

Познавательное занятие во второй младшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тайны воздуха

                        Познавательное занятие во второй младшей группе

Цель: формировать у детей представления  о воздухе как природной среде

Задачи:

- показать при   помощи простых опытов, что воздух есть везде, он подвижен, невидим, но может иметь запах;

- дать понятие о том, что чистый воздух нужен для всего живого на земле;

- учить рассуждать, проявлять познавательную активность, высказывать свои суждения и слушать мнения товарищей;

- развивать связную речь (учить находить слова, характеризующие свойства воздуха – невидимый, прозрачный, чистый, тёплый, холодный ) , умение показывать эмоции (грусть и радость), используя их внешние проявления;

- развивать фантазию, любознательность;

- формировать потребность в общении друг с другом;

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

    Оборудование: воздушные шарики, спицы, мелкие игрушки, бумажные ленточки (по количеству детей),  воздушный шарик образно раскрашенный. Полиэтиленовые пакеты (5 шт.), пёрышки, картины «Что очищает воздух», «Что загрязняет воздух», карточки для раскрашивания («Что очищает воздух»).

Воспитатель. Ребята, у нас в группе жарко, душно, даже как – то трудно дышать. А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в группе стало прохладно, появился свежий воздух?

Дети. Нужно открыть окно.

Воспитатель с детьми открывает окно.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, к нам прилетел шарик  Летунчик! Смотрите, какой он красивый и весёлый. Он прилетел к нам в гости не один, а со своими друзьями. А вот с кем он дружит, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Круглые, лёгкие, разноцветные.

Взлетают высоко, и догнать их нелегко!

Дети. Это – шарики!

Воспитатель.  Летунчик и его друзья очень любят играть. А вы хотите с ними поиграть?

Дети отвечают.

Проводятся игры «Кто выше всех подбросит шарик?», «Кто дальше всех бросит шарик?»

Воспитатель (Спрашивает каждого ребёнка). Какого цвета шарик? Шарик лёгкий или тяжёлый? Тебе нравится, как он летает?

Дети отвечают.

А кто из вас, ребята, знает, как называются эти весёлые шарики одним словом?

Дети. Воздушные.

Воспитатель. Кто знает, почему шарики так называются? Что у них внутри?

Дети отвечают.

Правильно, воздух.

Шарик  Летунчик  хочет, чтобы с вами поговорили сегодня о воздухе, и не просто о воздухе, а о его тайнах!

Садись,  Летунчик, внимательно смотри и слушай, о чём мы с ребятами будем говорить.

Знаете,  как говорят про воздух? Глазами не увидишь, руками не возьмёшь, но куда ни пойдёшь, ты везде его найдёшь.

Воздух есть везде, он всегда вокруг нас (Показывает рукой). Вот тут, тут и там, во всей нашей группе.

А почему мы не видим воздух?

Дети отвечают.

Потому что он бесцветный, прозрачный! Послушайте, ребята, а может, мы с вами ошибаемся, может быть нет никакого воздуха? Мы же его не видим!

Давайте всё проверим!

    Опыт 1

Воспитатель. Посмотрите, что у меня в руках?

Дети. Пакет.

Воспитатель. Какой он?

Дети. Прозрачный.

Воспитатель. А в нём есть что-нибудь?

Дети отвечают.

Значит, он пустой.

Сейчас вы возьмёте в руки по одной игрушке и положите их в этот пакет.

Дети выполняют.

Много игрушек поместилось в пакет. Вам их хорошо видно? Давайте потрогаем пакет с игрушками.

Дети трогают.

Вы чувствуете, что в пакете лежат игрушки?

Сейчас я возьму другой такой пакет. Смотрите внимательно, что я сейчас сделаю.

Воспитатель набирает в него воздух и завязывает пакет.

Посмотрите, что у меня получилось. Как вы думаете, внутри этого пакета что-нибудь есть? Наверное, есть, но мы этого не видим. Давайте дотронемся до пакета, какой он?

Дети. Твёрдый, упругий, полный.

Воспитатель. Что же наполняет пакет?

Дети. Воздух.

Воспитатель. Хотите проверить?

     Опыт 2

Воспитатель. Подставьте свои румяные щёчки. А я прокалю пакет иголкой. Вы что-то чувствуете? А именно?

Дети отвечают.

А вы воздух видите?  

Дети отвечают.

Почему?

Дети. Потому что он прозрачный.

Воспитатель. Вот вам и первая тайна воздуха. Действительно, воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать. Ребята, а как вы думаете, воздух может двигаться? Давайте проверим.

      Опыт 3

Воспитатель. Покажите мне свои ладони, а теперь помашите ими перед своим  лицом. Что вы почувствовали?

Дети отвечают.

      Опыт 4

Воспитатель. Теперь возьмите разноцветные полоски бумаги и подуйте на них. Что вы видите?

Дети. Полоски бумаги двигаются.

Воспитатель. А сейчас откуда появился воздух?

Дети. Из наших ротиков.

Воспитатель. Вот ещё одна тайна: воздух может двигаться, и находиться он везде, даже внутри нас.

Мы с вами дышим воздухом, а кто ещё дышит им?

Дети отвечают.

Как вы думаете, что было бы, если б воздух исчез?

Дети отвечают.

Запомните! Воздух очень важен для всех жителей Земли.

Хотите узнать следующую тайну воздуха?

Дети отвечают.

   

 Опыт 5

Воспитатель. Представьте, что ваши ручки замёрзли, и вам нужно быстро их согреть. А теперь подышите на ладони, погрейте их. Какой воздух подул на ручки?

Дети. Тёплый.

Воспитатель. А теперь представьте, что у вас на руках ранка, и вам помазали её зелёнкой. Подуйте на ладошку, чтобы было не так больно. А сейчас какой воздух дул на ранку?

Дети. Холодный.

Воспитатель. Значит,  следующая тайна воздуха – он может быть холодным и тёплым, а иногда и горячим!

Ребята, а воздух ещё  может двигать предметы!

     Опыт 6

Воспитатель. Посмотрите, что у меня лежит на подносе.

Дети. Пёрышки.

Воспитатель. Давайте встанем так, чтобы всем было удобно, и подуем на пёрышки. Что с ними произошло? Почему?

Дети отвечают.

А ещё воздух может вместе с ветром надувать паруса, раскачивать деревья, крутить крылья мельницы и т.д.

     Опыт 7

Воспитатель. Посмотрите, что у меня в контейнере.

Дети. Вода.

Воспитатель. Поверхность воды ровная, гладкая. Вот сейчас я подую на воду (дует). Что сейчас у нас получилось?

Дети отвечают.

А где вы видели волны?

Дети. На море.

Воспитатель. Смотрите, у нас в воде, прямо как на море, появился кораблик. Давайте снова подуем, чтобы кораблик смог поплавать (Дуют.)

Вот мы с вами узнали ещё одну тайну воздуха – он двигает предметы  и поднимает на море волны.

Ребята, а как вы думаете, воздух и ветер для нас с вами друзья или враги?

Дети отвечают.

Послушайте сейчас аудиозапись сильного ветра и звон стекла.

Это друг или враг? Почему?

Дети отвечают.

                              Физкультминутка

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сейчас расположиться на ковре. Возьмите каждый себе мягкую подушку, сядьте на неё и представьте, что вы – воздушные шарики.

Сейчас вы не надутые шарики, с грустными лицами. Чтобы не грустили и развеселились, я буду вас надувать! А вы будете потихоньку подниматься, улыбаться и даже подпрыгивать!

    Мой шарик надувной,

    Ты весёлый, озорной!

    Не послушный ты мой!

    Вот и лопнул ты! Ой!!!

    Ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Дети садятся на подушки.

Ребята, посмотрите, как рад  Летунчик , как ему у нас весело. Он очень доволен, что попал именно к нам и узнал много нового и интересного о воздухе.

Давайте мы с вами повторим тайны воздуха.

Дети подходят к мольберту.

Воздух окружает нас повсюду. Воздухом дышат люди, животные и растения. Он может двигаться, может быть тёплым, горячим и холодным. Воздух прозрачный, мы его не видим. А ещё люди могут очищать воздух или, наоборот, загрязнять.

Летунчик, а ты знаешь, чем люди загрязняют воздух? А наши дети знают – это фабрики, заводы, машины  и т.д.

А ещё  они знают, что нужно делать, чтобы воздух был чистым.

Дети. Сажать деревья, цветы.

Воспитатель. Ребята,  Летунчик  прощается с нами  и дарит нам мыльные пузыри, чтобы у нас всегда было хорошее настроение. Вот такое как сейчас!

Дети пускают мыльные пузыри.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Тайны воздуха"

Актуальность применение игровых технологий (игровое проектирование) способствует формированию навыков исследовательской и природоохранной деятельности у дошкольников.Старший дошкольный возраст характе...

мастер-класс для детей "Тайны воздуха"

Конспект мастер-класса для детей средней группы по опытно-эксперементальной деятельности...

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

формирование экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект "Тайны воздуха"

Проект для старших дошкольников...

Конспект открытой НОД по освоению ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Тайны воздуха»

Формирование у детей экологических представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности. Тема: «Тайны воздуха»

Формирование у детей представления о воздухе через понавательно-исследовательскую деятельность. Включсение детей в проведение опытов и экспериментов....