«Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности детей 5-6 лет»
учебно-методический материал ( группа) на тему

Оленина Екатерина Александровна

консультация для воспитателей и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_nachal_muzhestvennosti_i_zhenstvennosti.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

«Формирование  представлений об идеалах мужественности и женственности

 детей 5-6 лет»

                                      Подготовил воспитатель старшей группы

                                       Оленина Е.А.

Формирование  представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 5-6 лет

       Половое воспитание детей направлено на формирование у представителей противоположного пола  начал мужественности и женственности. Разработка соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В. Градусовой (полоролевое воспитание мальчиков), Е.В.Кудрявцевой  (полоролевое воспитание девочек), Л.А.Арутюновой,Н.К.Ледовских, выполненных под руководством Т.А.Репиной, других ученых, а так же практическими работниками.

Для формирования представлений о мужественности и женственности широко используется народное творчество и художественная литература. Так, из сказок, былин, к примеру про Илью Муромца и Алешу Поповича, Добрыню, рассказов о защитниках Отечества, в частности о А.В.Суворове  из замечательной книги А.О.Ишимовой «История России для детей» дети узнают о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам,  но  и мальчикам. О мужественных поступках людей в мирное время повествует рассказы и стихи С.Я.Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» и другие.

        С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать, существует мнение, будто волшебные сказки, как «Аленький цветочек», «Царевна-лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового воспитания  для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок – воспитательный шедевр, настоящий гимн творческой  силе любви.

   Работа, проводимая в детском саду, должна  поддерживаться и продолжаться родителями. Очень важно, чтобы отец, старший брат подчеркивали в девочке женское начало, были к ней по-особому внимательны: букет маме в день 8 марта и маленький букетик дочурочке, сестренке. Если сын одевается самостоятельно, то дочери в  его присутствии можно подать пальто или предложить самому это сделать, поухаживать за сестренкой: «Смотри, сын какая красивая девушка растет в нашей семье»

    Во время этических бесед уточняются представления о мужественности и женственности. Беседы могут проводиться индивидуально с ребенком. Вот какой разговор состоялся у известного артиста, режиссера, общественного деятеля Р.А.Быкова со старшим сыном:

Мужчина

                                                             Олегу

Вчера сказал мне папа,

Что я уже мужчина.

Мужчины не боятся

Без мамы оставаться,

Мужчины закаляются

И сами одеваются.

Мужчина – очень гордый-

Он не грубит соседу,

Он две тарелки каши

Съедает за обедом,

Он не боится буки,

Что может вдруг прийти.

Мужчина знает буквы

И счет до десяти.

Но если очень-очень

По маме я тоскую, Мне мама разрешает

Пролить слезу мужскую.

Одну и сразу вытереть,

А то еще польются,

И, чтоб никто не видел,

Сейчас же отвернутся.

А так нельзя мне плакать,

Есть важная причина-

Вчера сказал мне папа,

Что он и я – мужчины.

    Целесообразно  проведение бесед как с мальчиками и девочками отдельно в форме «секретных совещаний», «разговора по душам», так и со всеми детьми вместе, например о ласковых и сильных руках, о красоте и пользе труда народных мастеров и  мастериц, подчеркивая необходимость определенных мужских и женских качеств для того или иного ремесла. Литературная викторина «Добры молодцы и красны девицы» помогает обобщить полученные детьми представления.

     Те же средства и методы, сопровождающиеся рассматриванием иллюстраций и репродукций картин художников, используются позже для развития у детей представлений о счастливых семьях, о добрых взаимоотношениях между родителями, сестрами и братьями, их взаимной помощи.

   Сформировать представления, какими  должны быть мужчины и женщины,  очень важно, но ограничиться этим нельзя. Надо помочь ребенку реализовать их.  Для этого прежде всего используется естественные и создаются проблемные ситуации, близкие к жизненному опыту детей. Воспитатель рассказывает о том, что однажды произошло в соседнем детском саду или там, где он работал раньше, и спрашивает, как в том или ином случае поступили бы мальчики и девочки их группы. Создаются также театрализованные проблемные ситуации, когда  сказочные персонажи – феи, рыцари – демонстрируют несколько моделей поведения, а дети выбирают из них  самую правильную, то есть социально одобряемую. Полоролевые модели поведения детей успешно формируются в сюжетно-ролевых играх. А поскольку эти модели различны у мальчиков и девочек, то и игры их существенно отличаются.

У мальчиков это игры героической тематики: военные, в спасателей, пожарных, вертолетчиков и другие. У девочек большинство игр семейно-бытовой тематики: в «дочки-матери», больницу, детский сад, парикмахерскую и другие.

Дети обоего пола участвуют в играх, отражающих интересную, насыщенную жизнь в семье: «Семья в турпоходе», «Ждем гостей», «Идем в гости». «Родился малыш». Их вовлекают в знакомые нам с детства русские народные игры «Верба-вербочка», «Прялица», «Яша», где мальчики выбирают себе невесту из играющих девочек, иногда целуют её. В русской народной культуре всегда предусматривалось воспитывать у девочек и мальчиков добрые, нежные чувства друг к другу.  С удовольствием дети играют в аналогичные игры, распространенные в культурах других народов.

Для реализации представлений о полоролевом поведении  необходимо также организовать различные виды деятельности, для чего важно сформировать у детей определенные трудовые навыки и умения. При участии и под контролем взрослого мальчиков можно научить:

разрезать плотный картон;

 пользоваться лобзиком при работе с фанерой;

 использовать молоток и гвозди, сколачивая ящик для рассады;

скреплять детали кукольной мебели с помощью специального или шурупов, чинить игрушки,

выполнять посильную им физическую работу.

 Например: при необходимости перенести столы и стульчик из одной комнаты в другую. Для мальчиков старшего дошкольного возраста должно стать привычным, уступить место матери в транспорте, помочь нести сумку с продуктами. И пусть это будет не столь тяжелая ноша, но ребенок должен почувствовать нагрузку. Тогда его труд будет не игрой в помощь, а помощью реальной, а слова матери: «Как я рада, что в семье растет настоящий мужчина» воспримутся сыном как настоящая награда.

    Девочек следует обучать шитью, вязанию, сервировать стол.

 В семье они учатся домашнему труду: пылесосить, мыть посуду, печь пироги.

   Одно и тоже трудовое задание, к примеру, привести участок детского сада в порядок, желательно дифференцировать для мальчиков и девочек, чтобы оно стало привлекательным для тех и других: девочки сгребают опавшие листья, накладывают их на тачку, а мальчик их отвозят и разгружают. Приобщаясь к народным ремеслам девочки, учатся прясть, а мальчики выпиливать резные наличник для окон. Программу детских праздников, вечеров досуга оживляют аттракционы, конкурсы на лучшую хозяйку, умелого помощника.

     Но кроме полученных представлений, приобретаемых навыков и умений у детей должна быть сформирована необходимая мотивация, когда присвоенные эталоны мужского и  женского поведения становятся внутренними регуляторами. Поэтому так важны воздействия взрослого на эмоциональную сферу ребенка, одобрение и положительная оценка его социальноценного полоролевого поведения. Ребенок испытывает большую радость чувство удовлетворения, если его наградят самодельным значком» За доброту и богатырскую силу», «За помощь прекрасному полу» или «За благородный поступок»

 Половое воспитание ориентировано на то, чтобы сегодняшние дети, став взрослыми людьми, смогли создать счастливую гармоничную семью. Одно из важнейших условий реализации столь далекой цели – преодоление разобщенности мальчиков и девочек в дошкольные годы, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу. Для этого организуется интересная для детей обоего пола совместная деятельность (игровая, трудовая, художественная), используются ранее названные средства и методы.

  В повседневной жизни мальчиков и девочек приучают оказывать знаки взаимного внимания, в частности дарить «сувениры» в Международный женский день и День защитника Отечества, обмениваться комплиментами. Представителей сильного пола приучают замечать «проблемы» девочек, предлагать им свою помощь, уступать дорогу, открывать перед ними дверь; девочек – воспринимать внимание с благодарностью; заметив неполадки в костюме своего товарища, пришить недостающую пуговицу, - тогда у «молодых людей» не пропадет желание заботиться о «слабом поле».На музыкальных занятиях в детском саду мальчики и девочки обучаются танцевальному этикету.

Литература:

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. Для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1991
  2. Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты поведения. – СПб.: Питер, 2007
  3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира: Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. СПб., 2001
  4. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  5. Людмила Коломийченко, Любовь Югова Блочно-тематический план реализации «программы полового воспитания детей дошкольного возраста»// «Детский сад от А до Я» научно-методический журнал для педагогов и родителей №1, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Организационно –педагогические условия формирования начал мужественности и женственности у детей дошкольного возраста на основе представлений об идеальных моделях поведения».

Методтческая разработка поможет методистам и педагогам образовательных учреждений дошкольного образования в современных условиях с введением ФГОС ДО увидеть в каждом ребенке его индивидуальные особенн...

Консультация для воспитателей Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы.

Формирование идеалов мужественности и женственности средствами художественной литературы....

Формирование представлений об идеалах мужественности и женственности у детей 5-7 лет

Консультация для родителей и воспитателей направлена на формирование представлений у противоположного пола  начал мужественности и женственности....

Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной литературы

художественная литература оказывает огромное влияние на формирование, развитие и воспитание подрастающего поколения. При воспитании у детей идеалов мужественности и женственности Н.К. Дедовских предла...

ФОРМИРОВАНИЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИДЕАЛАХ МУЖЕСТВЕННОСТИ И ЖЕНСТВЕННОСТИ.

: в статье рассматривается актуальность формирования полоролевых качеств мужественности и женственности у детей дошкольного возраста. Особенности формирования полоролевых предпочтений. Ключевые с...