Откуда берутся страхи у детей? Как с ними справиться?
статья (старшая группа) на тему

Дьячкова Валентина Андреевна

К детским страхам нужно относиться грамотно. Дети всегда чего-то боятся. И чаще всего нам, взрослым, очевидно, что их страхи безосновательны. Но, увы, наша убежденность никак не помогает ребенку перестать бояться. Наоборот, наше непонимание только усиливает его чувство страха. Поэтому очень важно, чтобы взрослые научились относиться к детским страхам грамотно. 

 Бояться – естественно, страх - это естественная эмоция. Причем, одна из сильнейших эмоций. Так устроены все живые существа: страх как защитная функция включается в момент опасности. Другое дело, что не все, воспринимаемое ребенком как опасность, на самом деле опасно. Но это ведь ничего не меняет для ребенка. Потому что вне зависимости от реальности самой опасности, страхи ребенка – реальны. Не зря ведь для каждого возраста характерны свои страхи. Детей до года пугают громкие звуки или долгое отсутствие матери. Ребенок в возрасте от двух до трех лет боится наказаний, боли и врачей, с которыми у него ассоциируется понятие боли, а еще - одиночества и темноты. После трех лет, когда плодотворно развивается воображение ребенка, появляются страхи, рожденные фантазиями или навеянные прочитанными произведениями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл воспитательная работа16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Откуда берутся страхи у детей? Как с ними справиться?

 К детским страхам нужно относиться грамотно. Дети всегда чего-то боятся. И чаще всего нам, взрослым, очевидно, что их страхи безосновательны. Но, увы, наша убежденность никак не помогает ребенку перестать бояться. Наоборот, наше непонимание только усиливает его чувство страха. Поэтому очень важно, чтобы взрослые научились относиться к детским страхам грамотно. 

 Бояться – естественно, страх - это естественная эмоция. Причем, одна из сильнейших эмоций. Так устроены все живые существа: страх как защитная функция включается в момент опасности. Другое дело, что не все, воспринимаемое ребенком как опасность, на самом деле опасно. Но это ведь ничего не меняет для ребенка. Потому что вне зависимости от реальности самой опасности, страхи ребенка – реальны. Не зря ведь для каждого возраста характерны свои страхи. Детей до года пугают громкие звуки или долгое отсутствие матери. Ребенок в возрасте от двух до трех лет боится наказаний, боли и врачей, с которыми у него ассоциируется понятие боли, а еще - одиночества и темноты. После трех лет, когда плодотворно развивается воображение ребенка, появляются страхи, рожденные фантазиями или навеянные прочитанными произведениями.

Чем старше становится ребенок, тем более осознанными становятся и страхи, и в шесть-семь лет ребенок начинается бояться смерти и всего того, что может привести к смерти – грома, грозы, высоты. В принципе, страх выполняет свою полезную функцию самозащиты. Правда, до тех пор, пока не становится паническим, и не парализует сознание, нанося удар по психике ребенка. Главное, чтобы малыш почувствовал в вас помощника, союзника, чтобы не боялся раскрыться. Проговоренный страх - это уже полпути к бесстрашию. Ужасно, конечно, испытывать страх, но ужаснее самого страха - осуждение понимаете его страх, вы тем самым даете ему мощный заряд энергии в борьбе с этим страхом. Если же вы сердитесь и выражаете непонимание, то вы наоборот - сразу отбираете у ребенка столько сил, что только усугубляете его страх.

Откуда берутся страхи? У психически здорового ребенка существует 2 основных вида страха. Навязчивый страх - тот, который появился в результате конкретной ситуации, что произошла с ребенком, а потом уже постоянно провоцировался при возникновении подобных обстоятельств.

Надуманный страх (к слову, самый распространенный) - тот, который не связан ни с какой конкретной ситуацией в жизни ребенка, а вызван некой <идеей фикс>: он что-то где-то услышал, надумал себе, нафантазировал. Типичный надуманный страх - страх темноты. И создается он, как правило, бурным детским воображением, которое способно населить темноту страшными и ужасными существами. А вот, например, боязнь воды может быть как навязчивым страхом, если ребенок когда-то тонул, так и надуманным страхом, если тонуть ему никогда не приходилось. Не беги - упадешь! Как это ни печально, но родители очень часто становятся самыми главными виновниками возникновения у детей страхов, как навязчивых, так и надуманных. Посудите сами. Вам, наверняка, не раз приходилось наблюдать картину, как реагируют матери, когда их ребенок падает. Редко какая мамочка спокойно скажет в такой ситуации: <Ничего страшного, зайка, вставай, с кем не бывает. А куда ты так торопилась?> Чаще всего приходится слышать: <Бедная моя, девочка! Ты ударилась? Тебе больно? Не бегай так больше!> Нетрудно догадаться, что в первом случае мама сделала все, чтобы не вызвать у ребенка страха и отвлечь его от самого факта падения, а во втором - именно благодаря маме в сознании ребенка был закреплен образ <бежала-упала> и создан навязчивый страх. За шаг до страха Все знают, что любую проблему легче предотвратить, чем потом искать из нее выход. Конечно, нельзя сделать так, чтобы ребенок не боялся совсем ничего. И все-таки можно попробовать от некоторых страхов его уберечь. Возьмем в качестве примера самый распространенный страх темноты. Для того чтобы не провоцировать этот страх, нужно, пока ребенок еще не достиг 5-летнего возраста, соблюдать несколько правил:  - укладывать ребенка спать не позже девяти вечера;  - обеспечить ему достаточную двигательную нагрузку в течение дня; - за час перед сном не допускать энергичных активных игр, просмотра насыщенных приключениями мультфильмов не оставлять ребенка пред сном одного в комнате, а наоборот - обязательно побыть с ним рядом, пока он не заснет  - почитать на ночь добрую сказку, спеть колыбельную. Все эти меры помогут ребенку уснуть быстро, сон его будет крепким и здоровым, никакие кошмары его не потревожат. Выпустите чудовище на свободу.  Держать страх в себе и концентрироваться на нем - опасно. Есть много способов выпустить страх наружу. Для начала можно просто поговорить с ребенком. Но не спрашивайте <в лоб>: <Чего ты боишься?> и не пытайтесь тут же убедить ребенка в беспочвенности его страха. Можно попробовать сочинить вместе с ребенком сказку, где главный герой (а не ваш малыш), чего-то боится. Придумайте, что спасет героя от страха. В финале герой обязательно должен стать сильным, смелым и победить страх. И тогда вы не только выясните, в чем причина страха вашего ребенка, а и смоделируете ситуацию счастливого избавления от него.

Сказку с ребенком можно не только сочинять, но и рисовать ее на бумаге. В рисунках тоже обязательно проявится страх. Кроме того, рисование более действенный способ выявления страха, чем словесные истории. К тому же, картинку со страхами можно сжечь, опять-таки моделируя этим победу над страхом. Лесенка для маленьких крольчат Я знаю одну историю, когда мама в очередной раз пыталась объяснить дочке, почему в темноте не страшно. Все приведенные аргументы были уже, казалось бы, достаточно убедительны, и мама ожидала, что дочь сейчас скажет: <Да, ты права, темноты не стоит бояться>. Каково же было ее удивление, когда, выслушав ее, дочь вполне серьезно сказала: <Я не боюсь твоей темноты, я боюсь своей темноты>. В этой фразе есть поразительная детская мудрость, которую игнорируют взрослые. Ребенку нужно перестать бояться именно своей темноты. Своей! Возникшей вне законов логики и здравого смыла взрослых. Поэтому и исчезнуть она может таким же необъяснимо нелогичным своим путем. И чаще всего путь избавления от детских страхов находится в игре. По этому поводу приведу еще одну историю. В свое время она потрясла меня и простотой, и гениальностью одновременно. Маленькая девочка стоит перед движущимся эскалатором в метро, боясь ступить на него, а мама очень убедительно говорит ей: <Идем, не бойся! Смотри все идут! Давай, становись за мной!> Мама пытается стать на эскалатор вместе с дочкой, но девочка вырывается с криками: <Нет, мамочка, не могу, боюсь-боюсь!> Мать уже сильно нервничает: <Мне стыдно за тебя! Я не понимаю, что здесь страшного?>, а девочка в отчаянии рыдает: <Стра-а-ашно!> И тут к ним подошёл пожилой мужчина. Он наклонился к девочке и заговорщицки шепнул ей: <Ты знаешь, что это такое? Это лесенка для маленьких крольчат. Ночью, когда здесь нет людей, крольчата прыгают по ступенькам. Это их любимая игра. А днем они пугаются людей и прячутся в тоннеле. И тогда люди могут покататься на их лесенке. Если, конечно, захотят. Ты хочешь покататься?> Девочка улыбнулась сквозь слезы и неожиданно кивнула: <Хочу!> Она доверчиво взялась за протянутую мужчиной руку, и они вместе поехали вниз по эскалатору. За ними следом поехала потрясенная такой удивительной развязкой мама девочки. Чудо? Наверное. Но произошло оно в жизни. И волшебником был обычный человек. Не забывайте вовремя протянуть своему ребенку руку помощи и сказать: <Не бойся, я с тобой!> Тем самым вы ему поможете становиться бесстрашным. Ведь бесстрашный человек - это не тот, кто ничего не боится, а тот, кто умеет побеждать свои страхи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

От куда берутся страхи у детей и как с ними справлятся?

      Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Ни в к...

Откуда берутся страхи у детей. Игры и упражнения помогающие детям справиться со страхом

СтО причинах возникновения страхов у дошкольников и о коррекции страхов....

Откуда берутся детские страхи?

Что такое детские страхи: повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов – значит помочь нашим...

Откуда берутся детские страхи

Консультация для родителей "Почему нельзя пугать наших деток"...

Откуда берутся детские страхи и как с ними справляться

Семейная психотерапия и детская психология предполагает разнообразные методики по снятию страхов. Расскажем о наиболее эффективных и простых....

Откуда берутся детские страхи и как с ними справляться

Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведанный. Порой малыша пугает то, что кажется взрослому совершенным пустяком. Ни в коем случае нельзя показать р...