Проект "Мы Вместе"
проект (старшая группа) на тему

Колонтаева Татьяна Николаевна

Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющимся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_my_vmeste_kolontaevoy_t.n.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

«Мы вместе»

Название и адрес учреждения (полностью):

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 116» г. Братск

Тел. (ДОУ)

 №: Факс №:

Контактный телефон 33-31-44

№ (факс) 33-31-44

ФИО автора проекта:

Должность в учреждении:

Колонтаева Татьяна Николаевна

ФИО заведующего учреждения:

Великосельская Тамара Александровна

Участники проекта:

Педагоги подготовительной группы, дети 6-7 лет, родители, бабушки и дедушки, члены клуба ветеранов пос. Энергетик

Длительность проекта

1 год

Обоснование необходимости создания проекта.

События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания.

В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Гражданско-патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, являющимся важнейшим периодом становления человеческой личности. Именно в это время закладываются нравственные основы будущего гражданина.

На нас, педагогов – дошкольного воспитания, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею.

Анализ деятельности по патриотическому воспитанию детей в нашем дошкольном учреждении позволяет выявить ряд проблем:

- в методической литературе по данному вопросу освещаются, лишь отдельные стороны гражданско-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

- педагоги ДОУ знакомят детей с семьей, родным городом, страной, с государственными праздниками, символикой, с народной культурой, используя разные формы организации детей, но

не вовлекают в этот  процесс родителей детей, старшее поколение – бабушек и дедушек, ветеранов ВОВ.  Задачи по патриотическому воспитанию решаются односторонне.

Следует подчеркнуть, что в патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «уважение к старшему поколению».

Поэтому, нами предпринята попытка разработать систему работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию через взаимодействие с семьями воспитанников, старшим поколением, взаимодействием с социумом (клубом ветеранов)  в рамках социально-педагогического проекта «Мы вместе».

Новизна: решаются вопросы преемственности, передачи духовного богатства от старшего поколения к младшему  через внедрение инновационной педагогической технологии проектирования.

Данный проект необходим:

 Воспитанникам ДОУ:

 для формирования позитивного отношения к старшему поколению, ветеранам ВОВ и тыла как к уважаемым и активным членам общества. На фоне делового общения у дошкольников сформируется сфера личностных взаимоотношений. В совместных мероприятиях дети  приобретут опыт взаимоотношений, научатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей.

Педагогам:

для развития творческой инициативы, направленной на взаимодействие с семьями воспитанников и  социальными партнерами во имя решения задачи по патриотическому воспитанию дошкольников.

Старшему поколению:

данный проект даст возможность  почувствовать, что они приносят радость окружающим, передают свой жизненный опыт в  сохранении  этнокультурного наследия родного города, что в итоге способствует становлению межличностного общения  поколений.

Цель проекта:

формировать позитивное отношение дошкольников к пожилым людям, ветеранам ВОВ как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости пожилого человека.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей основы уважительного и заботливого отношения к  пожилым людям , ценностного отношения к опыту предыдущих поколений.
  • Развивать системы продуктивного взаимодействия между  участниками образовательного процесса (педагоги, родители, дети, бабушки и дедушки).
  • Включить в содержание образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста формы работы по ознакомлению с прошлым нашей Родины, знакомство с русскими традициями.
  • Сохранить и развивать взаимопроникновение ценностей национальных культур, гармонизацию связи поколений с целью передачи знаний от старшего поколения к младшему.
  • Воспитывать будущего гражданина родного Отечества через активизацию семьи, старшего поколения  в клубе «Наследие».
  • Зарождать новые традиции в микрорайоне: приглашение ветеранов для проведения цикла  «Встречи с интересными людьми», организацию совместных праздников, поздравление ветеранов на дому.

Участники проекта: педагоги, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), родители, бабушки и дедушки, члены клуба ветеранов пос. Энергетик.

Срок  реализация проекта - один год.

Деятельность проекта направлена на:

- взаимодействие  с детьми;

- взаимодействие с ветеранами ВОВ;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Ресурсное обеспечение проекта:

Программно-методическое обеспечение проекта:

  • Е.А Алябьева, «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками» - М.:ТЦ Сфера, 2003.-128 с.
  • М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, «Программа воспитания и обучения в детском саду». – 6 –издание, исправленное и дополненное. М.: Мозаика  - Синтез, 2009. – 208 с.  
  • В.Ю.Дьяченко, О.В. Гузенко, И.А.Шведова, Г.А. Мирошниченко, «Естествознание. Изобразительное искусство. Художественный труд. Тематическое планирование занятий. – Волгоград: Учитель, 2007. -271 с.  
  • Р.А.Жукова, «Игра как средство развития культурно-нравственных ценностей детей 6-7 лет». Издание 2 – переработанное. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  • М.Б. Зацепина, «Дни воинской славы. Патриотическое  воспитание дошкольников»: Для работы с детьми 5 -7 лет. – М.: Мозаика - Синтез, 2010. – 112 с.
  • В.М. Красько, «Социально – нравственное развитие личности ребенка в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. – Братск: ГОУ ВПО «БрГУ», 2007. – 37 с.
  •  Л.К. Мячина, Л.М. Зотова, О.А. Данилова, «Маленьким детям – Большие права»: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 144 с.
  • М. Ю. Новицкая, «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду». М.: Линка – Пресс, 2003. – 200 с.  
  • В.И. Петрова, Т.Д. Стульник, «Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». – 2 издание, исправленное и дополненное. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 80 с.
  • Е.А. Позднякова, «Гражданское воспитание в ДОУ: планирование, разработки занятий и мероприятий». Волгоград: Учитель, 2008. – 148.
  • Е.К. Ривина, «Знакомим дошкольников с семьей и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2 – 7 лет». – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 128  с.
  • Л.Г.Селихова, «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Интегрированные занятия. Для занятий с детьми старшего дошкольного возраста(5 – 7 лет)». – Мозаика – Синтез, 2008.- 96 с.

Координацию пунктов проекта осуществляют  педагоги подготовительной группы, музыкальный руководитель:

  • Разрабатывают  план мероприятий проекта
  • Определяют конкретные мероприятия проекта
  • Отслеживают результаты работы по проекту

Проект не требует дополнительных бюджетных средств. Затраты на проведение проекта (оформление мини-музея в группе, материал для изготовления сувениров, подарков для ветеранов ВОВ) осуществляются из благотворительных средств родителей.

Основные этапы:

I этап – подготовительный.   Цель:  разработать проект.

Содержание: изучение литературы по данной теме,  сбор и анализ сведений о семьях воспитанников, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, выход на председателя клуба ветеранов пос. Энергетик, разработка мероприятий социально-педагогического проекта по осуществлению преемственности поколений, создание условий для реализации проекта.

II этап – основной.    Цель: реализация проекта в образовательную практику.

Содержание: реализация  запланированных мероприятий, презентация проекта.

III этап – заключительный.  Цель: анализ результатов по реализации социально-педагогического проекта.

Содержание: анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отзывы ветеранов ВОВ, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Ожидаемый результат:

Для педагогов:

Самосовершенствование профессионального мастерства педагогов, включение в новую деятельность и введение ее в практику работы детского сада.

Для детей:

  • Осознание нравственной ценности поступков людей, общественной значимости исторических событий.
  • Проявление устойчивого познавательного интереса к истории своей семьи, детского сада, города, страны, символике нашего государства.
  • Возрождение русских народных традиций через организацию работы клуба «Наследие».
  • Формирование навыков сотрудничества со старшим поколением.

Для  старшего поколения:

  • Осуществление связи поколений.
  • Расширение круга потенциальных партнеров, укрепления морального здоровья пожилых людей, активизация их к жизни общества.
  • Обеспечение активного отдыха людей старшего поколения, посредством организации проведения массовых мероприятий.
  • Мероприятия обеспечат более тесное взаимопонимание, взаимоуважение дедушек и бабушек с их внуками, обеспечат психологический комфорт.

Оценка результатов работы по проекту:

Оценка достижения поставленных  задач осуществляется по следующим направлениям:

  • диагностика уровня усвоения программы  воспитания и обучения детей под ред. М.А. Васильевой по разделу «Окружающий мир»;
  • тестирование  педагогов «Готовность к работе по патриотическому воспитанию»;
  • анкетирование родителей по нравственно-патриотическому воспитанию;
  • отзывы  ветеранов ВоВ

План реализации проекта

Месяц

Мероприятия

Результат

I этап – подготовительный. Цель: разработать проект.

сентябрь

Изучение литературы по данной теме, сбор и анализ сведений о семьях воспитанников, анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, выход на председателя клуба ветеранов пос. Энергетик, разработка мероприятий социально-педагогического проекта по осуществлению преемственности поколений, создание условий для реализации проекта.

Пополнение методической литературы.

Выявление проблем и возможные перспективы их устранения.

Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми, с семьями.

II этап – основной.    Цель: реализация проекта в образовательную практику

Взаимодействие с детьми

Клуб «Наследие»

месяц

Формы работы

сентябрь

октябрь

Тема "Наша Родина – Россия"

Содержание деятельности:

- Рассматривание репродукций с картин о родной природе.

- Чтение стихотворения М. Матусовского "С чего начинается Родина?"

- Объяснение значения пословиц о Родине.

- занятия «Если скажешь слово Родина». «Русское раздолье – это Родина моя»

Рисование на тему "Моя Родина".

Народные игры.

Тема "Наше государство — Российская Федерация"

Содержание деятельности:

- Беседа о государстве — "Российская Федерация".

Занятие на тему «Флаг, герб и гимн Российской Федерации».

Викторина для детей Что я знаю о флаге Российской Федерации»

- Знакомство с различными городами России.

- Знакомство с флагом, гербом и гимном России.

- Оформление на карте Российской федерации мест, где были дети.

Дидактическая игра «Промыслы России».

Давайте познакомимся «Ваша семья, – какая она».

Анкетирование родителей.

Заседание за круглым столом: «Традиции и праздники в Вашей семье».

Консультация на тему: «Семейный маршрут выходного дня - Совместная экскурсия в музей».

Совместная выставка с детьми  «Дары природы».

ноябрь

Тема "Москва – главный город нашей Родины"

Содержание деятельности:

- Рассказ об основании Москвы.

- "Экскурсия по Красной площади" (по иллюстрациям).

-"Экскурсия по Кремлю" (по иллюстрациям).

-"Прогулка по Москве" (видеофильм под песни о Москве).

Конструирование Московского Кремля.

Просмотры презентации «Наша Родина Россия».

Проведение праздника «День государственного флага Российской Федерации».

Тема "Живем в России"

Содержание деятельности

- Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.

-Беседа о русском костюме.

-Беседа на тему «Дружат дети всей земли».

- Работа над понятием "гражданин".

- Слушание песен о Родине.

Встреча  «Наши дедушки и бабушки – строители города Братска».

 Выставка книг о Братске, фотовыставка: «Наш город родной».

декабрь

Тема: "Мой город Братск, в котором я живу"

Содержание деятельности:

- Беседа на тему мой город Братск (достопримечательности по фотографиям).

- Рассказ воспитателя об истории Братска (местоположение, особенности застройки, боевое прошлое).

-Занятие на тему « С Днем рождения город мой  родной».

- Экскурсия по району и городу на "автобусе" (по фотографиям и «иллюстрациям).

- Прослушивание песен о родном городе (в записи).

Изготовление макета района в котором расположен детский сад.

Проведение зимнего спортивного праздника «Мы строим город Братск».

Заседание за круглым столом «Мы строили  - Вам жить» - учим детей - любить, знать и беречь свой город.

Совместная экскурсия в музей;

Просмотр видеофильма «Перекрытие Ангары» и фотографий из архива семьи.

Организация мини-музея:  «Город мой родной»;

Выставка рисунков вместе с детьми «Город, в котором  я живу»

Фотовыставка: «Человек славен трудом».

Составить карту микрорайона «Где я живу».

Изготовление макета микрорайона.

январь

Тема «Братск  прошлого, Братск в Будущем»

- «Азбука Братска от А до Я. Летопись Братска».

 Вечер поэзии « Мой Братск».

- Просмотр фильма «Перекрытие Ангары».

- Просмотр презентации «Мой любимый город Братск»

- Дидактическая игра «Путешествие из прошлого в настоящее родного города».

- Дидактическая игра «Путешествие по родному городу Братску».

Изготовление альбома "Природа моего края".

Встреча  «Что мы знаем о родословной своей семьи» Совместные творческие задания:

Придумать и нарисовать портрет своей семьи;

Герб своей семьи;

Выращивание в каждой семье комнатного растения для группы

февраль

Тема "Сильны и могучи богатыри славной Руси" (ко Дню Защитника Отечества)

Содержание деятельности:

- Рассматривание картины "Богатыри" В. Васнецова.

- Слушание в грамзаписи былин об Илье Муромце, Миките Селяниновиче, Никите Кожемяке.

- Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

-Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов ("Смелость города берет", "Тот герой, кто за Родину горой" и др.).

Оформление альбома «Богатыри земли нашей».

Тема "Наши защитники" (ко Дню Защитника Отечества)

Содержание деятельности:

- Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества.

Беседа «Защитники Отечества»

- «Мой папа, дедушка и прадедушка –Солдат» ( по фотографиям  из домашнего архива).

 - «Мой папа  и дедушка – самый лучший» по фотографиям.

- Просмотр видеофильма, презентации "Защитники Отечества".

-Занятия «Наша армия родная» «Они сражались за Родину».

Изготовление подарков папам и дедушкам

Ждем в гости дедушек и пап, оформление папки-предвижки

 «Защитники  моей семьи»,

 Фотовыставка «Мой дедушка и папа – самый лучший»

Оформление папки-передвижки «Воспитываем гражданина  нашей России».

Совместная экскурсия в музей.

март

Тема "Моя мама"

Содержание деятельности:

- Мама — самое прекрасное слово на земле (обсуждение).

- Рассматривание репродукций с картины ("Мать и дитя").

 - Рассказы детей о своих мамах.

- Чтение стихов и пение песен о маме.

- Занятие «Образ пресвятой Богородицы».

Рассматривание Альбомов «Русские костюмы и детали в женской одежды.

- конкурсно-развлекательная программа «Мама, бабушка и я –не разлучные друзья».

Тема "Очень я люблю маму, бабушку  мою"

Содержание деятельности

- Беседа о мамах, бабушках и их профессиях.

- Составление рассказов на тему "За что я люблю свою маму, бабушку. Как я помогаю ей".

- Пение песен о маме, чтение стихов

Семейные посиделки "Вместе с мамой, бабушкой".

Мы рады Всем. «Поздравляем любимых бабушек и мам»

Рисуем портрет мамочки, бабушки.

Конкурс чтецов «Мамочка, милая мама моя»

Семинар-практикум «Досуг семьи и место ребенка в нем»

апрель

Тема "Моя семья"

Содержание деятельности:

-Работа над понятием "родня". Чтение стихотворения Я. Акима "Моя родня")

-Разгадывание ребуса "7 Я". Работа над понятием "семья".

- Обсуждение рассказа В. Драгунского "На Садовой большое движение".

- Занятие «Моя семья»

- Беседа на тему: «Моя семья».

- Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".

 Интеллектуальная игра «Мой дом»

- Оформление фотоальбома "Моя семья".

- Подбор стихотворений на  тему «Моя семья».

Оформление папки –передвижки «Наша дружная семья»

Встречи в библиотеке с  Ветеранами трудовых подвигов.

Фотовыставка «В нашей семье ветераны труда»

Совместный концерт.

май

Тема "Этот День Победы"

Содержание деятельности:

- Встреча с фронтовиком (прадедушкой или прабабушкой одного из детей группы).

- Беседа о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.

-Просмотр видеофильма.

- Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов.

- Слушание и пение фронтовых песен.

- Игры (соревновательного характера)

-Просмотр презентации  «Герои ВОВ».

- Беседа о детях войны с просмотром презентации «Дети ВОВ»

- Рассказ воспитателя о героях Великой Отечественной войны»

Участие в конкурсе патриотической песни.

Экскурсия к памятнику Б.С. Погодаева по улице героя Б.С.Погодаева.

- Проведение праздника

 « Никто не забыт»

- Посещение ВОВ на дому с поздравлениями.

- Оформление стенда и мини – музея в группе «Эта Великая война 1945 года».

- Поздравление ВОВ в клубе Ветеранов.

Встречи «Эти дни Победы – помнят наши прадеды, помнят наши деды».

Праздник «Никто не забыт».

Выставка детских рисунков «Это было давно»

Оформление папки-передвижки

Совместные экскурсии  и возложение цветов к памятнику Б.С. Погодаева

Презентация проекта:

праздник «Этот день мы ждали долго»

выставка семейного творчества: плакаты, поделки, создание книги «Этих дней не смолкнет слава»

III этап – заключительный.  Цель: анализ результатов по реализации социально-педагогического проекта

июнь

 Анкетирование родителей, диагностическое обследование детей, отзывы ветеранов ВОВ, анализ проведенных мероприятий, выступление на Совете педагогов, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Дальнейшее развитие проекта:

По реализации данного проекта планируем расширить его границы за счет вовлечение в данную деятельность педагогов, детей, семей старших  групп  дошкольного учреждения.

Проект может быть реализован в любом дошкольном учреждении.

«Ребенок должен чувствовать красоту и восторгаться ею, чтобы в его сердце и памяти всегда сохранились образы, в которых воплощается Родина»  

 В.А. Сухомлинский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«По жизни вместе мы с детьми идём, партнёрами друг друга сознаём. Ведь я учусь у них, а дети – у меня и вместе мы большая дошкольная семья».

 Радикальные изменения, происходящие в российском обществе, предъявляют новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Будущие граждане России должны быть не только физически здо...

Вместе с мамой, вместе с папой

Консультативный центр...

Сценарий праздника "Вместе с мамой, вместе с папой я самый сильный!"

Вопросы воспитания здорового ребёнка в нашем детском саду решаются в тесном контакте с родителями, поэтому совместное проведение праздников вошло, как традиционная форма работы. Эти праздники приобщаю...

Развлечение в старшей группе " Вместе с папой, вместе с мамой".

«Вместе с папой – вместе с мамой…» Ведущий         Добро пожаловать, гости дорогие! Веселья вам, да радости желаем. Давно мы вас ждем-поджидаем, Праз...

"Вместе с папой, вместе с мамой"

Конспект совместного физкультурного занятия, для детей младшей группы и их родителей....

Спортивный праздник "Вместе с мамой, вместе с папой"

Данная статья посвящена проведению детского спортивного праздника "Вместе с мамой, вместе с папой", цель которого закрепить навыки выполнения гимнастических упражнений; Потренироваться в пры...