Главные вкладки

    Конспект родительского собрания "Речевое развитие старших дошкольников"
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Кузнецова Наталья Владимировна

    Конспект родительского собрания  "Речевое развитие старших дошкольников"

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Конспект

    родительского собрания в старшей группе

    на тему: «Развитие речи старших дошкольников»

    Форма проведения: Игра-путешествие

    Цель: Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.

    Задачи: 

    - Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

    - Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет.

    - Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

    Предварительная работа:

    1. Анкетирование родителей по теме собрания.

    2. Изготовление памятки по развитию речи ребенка 5-6 лет.

    3. Оформление мини - выставки настольно печатных игр по развитию речи.

    4. Подготовка презентация собрания.

    При подготовке данного мероприятия использовалась ИКТ - технология.

    Повестка.

    1. Вступительное слово воспитателя.

    2. Представление презентации: «Связная речь у старших дошкольников».

    3. Знакомство родителей с основными задачами развития речи детей 5-6 лет.

    4. Игра - путешествие по островам «Речевого развития».

    5. Значение «Самомассажа лица» в речевом развитии ребенка.

    6. Мастер-класс (пальчиковые игры в развитии речи детей) «Наши руки не знают скуки».

    7. Подведение итогов.                                                            

    Приглашенные: учитель-логопед: С.Г. Филоненко

    Вступительное слово воспитателя по теме

    Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания.

    Сегодня мы пригласили на родительское собрание учителя-логопеда детского сада Филоненко Светлану Геннадьевну. В ходе нашего мероприятия, у вас могут возникнуть вопросы, которые вы можете записать на листочки и потом обратиться к нам или к Светлане Геннадьевне.

    Итак, тема нашей встречи «Развитие речи старших дошкольников».

    1 часть: «Совсем немного науки»

    Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения.  Разработан и вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

    Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

    Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

    Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

    овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим),

    обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы),

    развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения),

    развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия),

    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, гГлавная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей),  

    развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)

    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

    Основные задачи речевого развития детей 5-6 лет

    Задачи на развитие свободного общения с взрослыми и детьми:

    -Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

    -Развивать умение учитывать в процессе общения настроение, эмоциональное состояние собеседника.

    -Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

    -Расширять представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

    Задачи на развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности:

    -Развивать связную монологическую речь: учить детей составлять повествовательные рассказы по игрушкам, картинам, из личного и коллективного опыта.

    -Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

    -Развивать умение участвовать в коллективных разговорах.

    -Развивать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

    -Развивать умение замечать ошибки в речи сверстников и доброжелательно исправлять их.

    -Воспитывать интерес к языку, желание говорить правильно.

    -Воспитывать интерес к письменным формам речи.

    -Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

    Задачи на практическое овладение нормами речи (освоение речевого этикета):

    -Стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета.

    -Расширять представления детей о культуре речевого общения.

    -Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

    Достижения ребенка к концу учебного года

    • Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания взрослого здоровается и прощается, говорит «спасибо» и «пожалуйста».
    • Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.
    • Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.
    • Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.
    • Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия «слово» и «звук». Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

    Работа по развитию речи ребёнка в дошкольном учреждении осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности; в повседневной жизни.

    И сейчас мы предлагаем вам окунуться в детство и на мгновенье превратиться в детей. Все вы за ранее получили пригласительные билеты в путешествие по островам развития речи. Мы отправляемся на корабле под названием «Детство» в путешествие на острова «развития речи».

    (педагог проводит с родителями упражнение на релаксацию).

    2 часть: Игра - путешествие по островам «Речевого развития»

    1. Остров «Творческий»

    Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей (педагог предлагает родителям ответить на вопросы, подобрать эпитеты к словам).

    Игра «Подберите эпитеты к словам»

    -снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т.д.)

    -родитель (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т.д.)

    -ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т.д.)

    -ребенок (веселый, добрый, радостный и т.д.)

    Игра «Назови предмет»

    Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

    Перебрасывая мяч различными способами, педагог задает вопрос, на который   взрослый, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч капитану корабля. Педагог, в свою очередь, перекидывает мяч следующему родителю, ожидая ответа от него.

    1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр…)

     2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок…)

     3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало…) и т.д.

    2. Остров «Художественное слово» 

    В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснить собственную позицию. Речевое развитие не является обособленным процессом, напротив, развитие фантазии, воображения, формирование произвольной памяти, умение внимательно слушать произведения художественной литературы, сконцентрироваться и ответить на вопросы по тексту - всё это способствует формированию и развитию речи.

    Художественные тексты являются хорошим помощником родителями педагогам в развитии речи ребёнка. Рассказывайте, читайте детям сказки, стихи, рассказы.

    А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сейчас ребята покажут вам, как они обыгрывают сказки в свободной деятельности.

    Показ на слайдах сказки: «Рукавичка».

    А сейчас мы вам предлагаем обыграть знакомую всем сказку: «Теремок».

    Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи.

    Мы предлагаем вам, уважаемые родители, познакомиться с памяткой «Как читать детям». (раздать родителям)

    1.  Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать, ребёнку слушать рассказ или сказку. 

    2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

    3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы. 

    4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации были как можно более реалистичны.

    5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка. 

    6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному. 

    7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней. 

    (Отправляемся на следующий остров)

    3. Остров «Самомассаж»

    Логопед проводит самомассаж лица с родителями.

    (продолжаем путешествие)

    4. Остров « Наши руки не знают скуки» (мастер-класс)

    Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

    Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулирую моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, число, что активизирует речь.

    (педагог предлагает родителям сделать массаж пальцев рук) (Суджок)

    1 этап.- Массаж. Массируя пальцы активизировать работу внутренних органов.

    Большой - отвечает за голову;

    Указательный - желудок;

    Средний - печень;

    Безымянный – почки;

    Мизинец – сердце.

    1) растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.

    2) потереть ладони, похлопать.

    2 этап

    1. Пальчиковая игра «Медведь» (с платком).

    (медленно проталкивать платочек одним пальцем, в кулак)

    Лез медведь в свою берлогу,

    Все бока свои помял,

    Эй, скорее, на подмогу,

    Мишка, кажется, застрял!

    (с силой вытянуть платочек)

    При проведении пальчиковых игр следует помнить о следующих принципах:

    • Перед игрой с ребёнком необходимо обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
    • Выполнять упражнение следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
    • При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
    • Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете, оставит в своём репертуаре, и возвращаться к ним по желанию малыша.
    • Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
    • Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру.
    • Стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

    Практическая часть мастер-класса.

    Предлагаем игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.

    Статические упражнения:

    • «Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза). Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.
    • «Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).
    • «Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).
    • «Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).
    • «Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).
    • Сила тонуса. «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня».

    5. Остров «Игровой» (продолжаем путешествие)

    Словесная игра «Почемучка» (педагог проводит игру с родителями)

    Определить, из каких слов состоят слова: самосвал, пылесос, самолёт, мясорубка, сороконожка, босоножка, соковыжималка, листопад, снегопад, мотокросс.

    А сейчас занимаем свои места на корабле и возвращаемся в детский сад.

    Итог. А сейчас предлагаем Вам вернуться в детский сад, и поделиться своими впечатлениями, нам очень важно услышать Ваше мнение о нашем путешествии, на каком острове вам было тяжелее всего справляться с заданиями. Может у вас возникли вопросы вовремя нашего путешествия, а кто-то хочет поделиться семейным опытом речевого развития своего ребенка?

    Окончание родительского собрания, подведение итогов, рефлексия.

    Очень важно на этом этапе дать родителям высказаться о чувствах и эмоциях, полученных на собрании.

    Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече на парусах нашего корабля (озвучить).

            Звучит музыка, родители проводят оценку данного мероприятия.

    Самодиагностика педагога по рефлексии полученного опыта организации взаимодействия с родителями в рамках родительского собрания.

    Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, родительское собрание «Речевое развитие детей» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.

    Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности что они пришли, значит, тема нашего собрания им небезразлична. Музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

    Родители были вовлечены в путешествие на протяжении всего собрания активно принимали участие, выполняли задания на всех островах, на которых они побывали. Мероприятие готовилось по конкретному плану, каждый этап был заранее продуман, расписан.

    Родители познакомились с задачами речевого развития детей 5-6 лет, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию речевой активности, слухового внимания, провела мастер- класс и пальчиковые игры на развитие мелкой моторики.

     На собрание была приглашена учитель-логопед с целью ознакомить, родителей с некоторыми приемами самомассажа.

    Подводя итоги мероприятия. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование различных форм работы дало определенные результаты. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями повысилась педагогическая грамотность родителей. Теперь они ощущают себя более компетентными, в речевом развитии детей.

    Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание «Речевое развитие ребёнка»

    В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать мысли, э...

    Конспект родительского собрания в старшей группе по теме: "Речевое развитие старших дошкольников"

    Конспектродительского собрания в старшей группена тему:(слайд1) «Развитие речи старших дошкольников»Дата проведения: 10.03.2016г.Время проведения: 17.30Форма проведения: Игра-путешествие....

    Родительское собрание "Речевое развитие младших дошкольников"

    Родительское собрание во второй младшей группе...

    Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника"

    Выступление на родительском собрании "Речевое развитие ребенка - дошкольника"....

    Родительское собрание "Речевое развитие детей в старшем дошкольном возрасте".

    quot;Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду". Е.И.Тихеева...

    Родительский клуб «Творчество в речевом развитии старших дошкольников»

    Одной из форм, позволяющих расширять педагогические знания и  повышать компетентность родителей в области воспитания являются родительские клубы. На данных встречах происходит обучение родителей,...