Неделя психического здоровья в детском саду
календарно-тематическое планирование ( группа) на тему

Сидоренко Ольга Борисовна

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

 Цель практической работы с детьми — это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями. Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены  дети, родители и  сотрудники детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Неделя психического здоровья56.12 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя  психического  здоровья.

10 октября ежегодно с 1992 года отмечается всемирный день психического здоровья. Учрежден по инициативе Всемирной федерации психического здоровья при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Входит в перечень всемирных и международных дней, отмечаемых ООН.

Психическое здоровье является неотъемлемой частью и важнейшим компонентом здоровья. В Уставе ВОЗ говорится: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Важным следствием этого определения является то, что психическое здоровье — это не только отсутствие психических расстройств и форм инвалидности. Психическое здоровье — это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. В этом позитивном смысле психическое здоровье является основой благополучия человека и эффективного функционирования сообщества. Уровень психического здоровья человека в каждый данный момент времени определяется многочисленными социальными, психологическими и биологическими факторами.

         Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка, в это время активно формируются системы психических функций: речь, мышление, память.

 Цель практической работы с детьми — это психическое здоровье ребенка, а личное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушение психического здоровья связано, как с соматическими заболеваниями, или дефектами физического развития, так и с неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику ребенка и связанными с социальными условиями.

Признаки психического здоровья:

 -        способность справляется с трудностями в сложных незнакомых ситуациях;

 -        чувство уверенности и доверия

-        формы проявления эмоций и поведения соответствуют и вероятным чувствам ребенка;

 -        достаточный диапазон чувств.

Психологический аспект психического здоровья предполагает внимание:

-        к внутреннему миру ребенка: в его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;

 -        обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающей личности.

         Впервые в нашем детском саду с 5 по 9 октября 2015 года в преддверии Дня психического здоровья была проведена Неделя психического здоровья.

В рамках данной недели проводились мероприятия, акции, в которые были вовлечены  дети, родители и  сотрудники детского сада.

Задачи:

1. Привлечение внимания родителей к профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ.

2. Психологическое просвещение педагогов и родителей.

3. Формирование интереса взрослых к миру ребенка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии.

4. Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

5. Создание положительной эмоциональной атмосферы в детском саду.

6.Мотивирование  родителей на  участие в образовательной деятельности ДОУ.

Предварительная работа:

  • оформление информационных стендов для родителей по проблемам психического здоровья; ежедневной тематике недели;
  • разработка конспектов занятий с детьми и взрослыми;
  • подготовка материала для тематических бесед с детьми;
  • оформление плакатов с «забором, деревом, радугой»;
  • оформление ящиков «Почты доверия»;
  • подготовка анкет для родителей.

В первый день Недели психического  здоровья  родителей, педагогов ждал «Забор психологической разгрузки», где все желающие родители и сотрудники могли оставить свое мнение о работе детского сада. Узнать потребности и желания родителей, их интересы и мнения можно было из предложенной анкеты о работе детского сада. В этот день ребята подготовительной группы  и старшей группы  создавали рисунок  «Мой любимый детский сад». Получилась большая и интересная выставка детских работ. Данный  рисунок проинформировал о степени  психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада. Дети всех групп начали заполнять  «Календарь настроения», где обращали внимание на своё эмоциональное состояние в начале и в конце дня. Календарь заполнялся в течение недели.

Второй день был обозначен как «Уроки доброты». Добрые пожелания сотрудникам детского сада оставляли родители на «Дереве», «выросшим» за нашим «Забором». Пожелания любви, счастья, доброты, удачи, радости, успехов, а большинство – терпения – писались на сердечках.

 В средней, старшей группе, а так же в подготовительной группе педагогами  были проведены ролевые игры «Заколдованное сердце», где дети, преодолевая препятствия,  растапливали «ледяные сердца» заколдованных воспитателей. Дети с большим интересом спасали своего воспитателя от чар злой королевы. Эта  игра помогает выявить положение детей в группе, эмоциональные отношения как в группе, так и в отношении с педагогом. «Эта противная злая королева заколдовала нашу Елену Ивановну!» - рассказывали с негодованием дети.

В средней группе на занятии  дети учились различать чувства радости и грусти и адекватным способом справляться с ними.

В среду в «День комплиментов» проведена психологическая акция «День комплиментов». Каждый сотрудник мог составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече, все дарили друг другу комплименты, в том числе и на физкультурном занятии. Детьми  средней группы изготавливались  цветы, которые потом вручались мамам со словами комплиментов.

На тренинге «Пойми меня» дети учились  толерантному  поведению,  развитию умения различать чувства других, формировать позитивное отношение к своему «Я»,  развивать чувство принадлежности к группе.

Педагоги в этот день разгадывали психологический кроссворд.  Сотрудники детского сада получили возможность принять участие в занятии с элементами тренинга  «Сохраним своё душевное здоровье», где закрепляли позитивные взаимоотношения, взаимопонимания между педагогами; повышали групповую сплоченность; улучшали эмоциональное состояние педагогов.

В четверг под названием «Подари себе настроение» родители  и сотрудники отмечали своё настроение в детском саду на «Радуге настроения» и «Калейдоскопе настроения». В этот день дети по группам рисовали и «оживляли Кляксу»: глаза, рот, придумывали имя, дарили ей радостную жизнь. У кого-то  клякса – добрая,  у кого-то грустная, смешная, забавная, драчливая, веселая… Это внутреннее душевное состояние ребёнка.

В средней группе воспитатель с детьми читала сказку «Колобок», где ребятишки придумывали счастливое завершение. Дети младшей группы выражали своё настроение, рисуя ножками. Ребята подготовительной группы выражали своё настроение на бумаги, а затем изготавливали из этой же бумаги бабочек, которые подарили родителям.

В пятницу  девиз «Здесь вам всегда рады».

С понедельника по пятницу работала «Почта доверия», где родители и сотрудники имели возможность высказать свои мнения, предложения, замечания о работе детского сада и мероприятиях «Недели».

Для родителей был организован стенд с различной информацией о том, как сохранить психическое здоровье детей и взрослых, предлагались памятки.

В подготовительной группе проводилось занятие «Моё душевное здоровье, где дети обучались  навыкам взаимодействия, в том числе в парах, адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния, снимали напряжение, улучшали  настроение.

В последний день «Недели » мною  подводились итоги психологического марафона: что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве пожеланий»,  рисунков детей. Все делились своими впечатлениями, полученными результатами. Думаем, что «Неделя…» получилась целостной и законченной, ведь удалось вовлечь всех сотрудников, родителей и детей. Такое мероприятие послужило для меня опытом, позволило увидеть недостатки и положительное в своей работе, изменить стратегию взаимодействия психолога с родителями для большего привлечения их к участию в образовательном процессе детского сада.

  Спасибо родителям и педагогам, которые приняли участие в этом необычном марафоне.

Приложение 1.

План проведения Недели психического здоровья

05.10-09.10.2015.г.

№ п\п

Название и форма мероприятия

Дата проведения

Участники

1.

 «Детский сад – это мы!»

05.10. 2015 г.

1.1

«Забор психологической разгрузки»

- Все желающие родители и сотрудники могут оставить свое мнение о работе детского сада

сотрудники детского сада родители (все группы), заполнение в течение недели

1.2

Анкета «Качество обслуживания в ДОУ»-  Удовлетворяет ли Вас уход, воспитание, обучение детей? Какие формы получения информации для Вас наиболее удобны? и т.д.

родители

1.3

Акция «Почта доверия»

Родители (в течение недели)

1.4

Рисование «Мой любимый детский сад»

воспитанники старшей и подготовительной группы , педагоги

1.5

Календарь настроения

- Дети отмечают свое эмоциональное состояние в календарях настроений, когда они пришли в детский сад и с каким настроением ушли из него вместе с родителями

Дети (в течение недели)

1.6

Тренинг «Пойми меня»

Старшая группа «Малинка» -психолог (согласно расписанию)

1.7

Занятие «Добро»

Подготовительная группа

1.8

Игра-адаптация по социально-коммуникативному развитию «Грусть-радость»

Воспитанники средней группы – психолог (согласно расписанию)

2.

 «Уроки доброты»

06.10.2015 г.

2.1

«Дерево доброты»

- по желанию, родители могут оставлять на «дереве доброты» добрые пожелания сотрудникам детского сада

родители

2.2

Беседа в группах:

«Я желаю своим родителям…».

воспитанники средней, старшей и подготовительной группы

2.3

«Подарок Другу»

- на занятиях дети  делают подарок другу, и  после сна можно подарить малышам средних и младших групп

воспитанники старшей и подготовительной группы

2.4

Игра «Заколдованное сердце»

воспитанники  средней и старшей группы, подготовительная группа , педагоги,  психолог

2.5

Буклеты для родителей

 «Секреты воспитания Вирджинии Сатир»

родители

2.6

Оформление стенда для родителей «10 октября – Всемирный день психического здоровья»

Родители, психолог

3.

 «День комплиментов»

07.10.2015г.

3.1

Психологическая акция

«День комплиментов».

- Каждый сотрудник может составить комплимент себе, и по желанию тайному другу, выразить его родителям, детям, любому сотруднику сада при встрече, дети учатся дарить комплименты на занятиях (в том числе на физкультурном)

воспитанники средней, старшей и подготовительной группы, родители, все сотрудники

3.2

«Самый лучший комплимент для мамы»

Все группы. Средняя группа: комплимент с вручением бумажного цветка, педагоги

3.3

Игра-адаптация «Путешествие в страну красок» - рисуем ножками

Воспитанники второй младшей группы - психолог

3.4

Тренинг «Пойми меня»

воспитанники старшей группы «Пчёлка» - психолог (согласно расписанию)

3.5

Занятие с элементами тренинга для сотрудников «Сохраним своё душевное здоровье»;

Психологический кроссворд.

Сотрудники, психолог

3.6

Консультация  - информационный стенд

«Советы Дороти Нолти», «Семейные конфликты: причины и пути предупреждения. Техника безопасной ссоры»

родители

4.

«Подари себе настроение»

08.10.2015 г.

4.1

«Калейдоскоп настроения»  - сотрудники отмечают своё настроение, с которым они приходят на работу

Сотрудники детского сада

4.2

«Радуга настроения» - родители расписываются на том цвете радуги, с которым они приходят в детский сад в соответствии с значением цвета

Родители

4.3

Творческая работа «Подари настроение взрослым»: дети превращают листок, раскрашенный в цвет настроения в бабочку и дарят её родителям

воспитанники подготовительной группы - психолог

4.4

Чтение сказки «Колобок» с изменением окончания сказки в счастливое её  завершение с помощью детей

воспитанники средней группы – педагоги

4.5

«Оживляем Кляксу»

- раскрашиваем  и оживляем: глаза, рот, придумываем имя, дарим кляксе радостную жизнь

воспитанники старшей группы - педагоги

5.

«Здесь вам всегда рады»

09.10.2015 г.

5.1

Весёлое физкультурное развлечение

воспитанники старших групп  - физинструктор, психолог

Занятие «Моё душевное здоровье»

Подготовительная группа - психолог

5.2

Итоги психологического марафона (что удалось, результаты анкетирования родителей, обсуждение мнений и пожеланий на «Заборе» и «Дереве пожеланий», «Почте доверия»,  рисунков детей). Оформление результатов.

Психолог, педагоги

Итоги недели.

Сведения о количестве детей, родителей,

педагогов, участвующих в Неделе Психологии, её результатах.

с 05.10 по 09.10.2015 г.

Критерии

Количественные показатели

1

Охват участников

 

Сотрудников

«Калейдоскоп»:   уч-ли 26 – 100%

Проводили занятия (педагоги): 8 – 88%

Участие в тренинге (педагогов): 9 – 100%

Воспитанников

     Охвачено 72– 70%

Родителей

     Охвачено 80 – 75 %

2.

Результаты «Календаря настроения»

Преобладающее настроение у детей - положительное

3.

Результаты акции «Радуга настроения» - родители

«Калейдоскоп настроения» - сотрудники

Восторженное – 9%

Радостное – 22%

Приятное – 20%

Спокойное – 39%

Грустное, тревожное, неудовлетворительное – 0%

Преобладает – хорошее

Число участников положительно оценивших эффективность мероприятий недели психологии - Всего охвачено 106 ч -  100%

Пример:

 «Я рада, что проводилась «неделя психического здоровья», очень много полезной наглядной информации. Такие мероприятия всегда заставляют подумать проанализировать, помыслить…»,

«…На мой взгляд, такие недели сближают не только детей и родителей, но и работников детского сада с родителями. цель ведь одна – дать хорошее воспитание нашим детям, чтобы они выросли хорошими детьми и достойно могли войти во взрослую жизнь…»,

«…Спасибо вам за то, что вносите много нового в развитие детей. Занимаетесь различными видами деятельности и обеспечиваете ребёнку нужный личностный рост».

Что мне дала «Неделя психического здоровья».

-видение того, над чем нужно работать;

- желание действовать;

- созидать дальше;

- стимул для личностного и профессионального роста, реализации новых планов.

Список наглядной информации.

  1. «10 заповедей воспитания детей» (Я. Корчак).
  2. Советы Дороти Нолти для родителей.
  3. Рекомендации родителям по сохранению психологического здоровья детей дошкольного возраста.
  4. Секреты воспитания от Вирджинии Сатир.
  5. Семейные ссоры и дети: техника безопасности.
  6. Влияние родительских установок на развитие детей.
  7. Цветотерапия в коррекции психоэмоционального состояния ребенка.
  8. О Всемирном Дне психического здоровья.
  9. Как оставаться в хорошем настроении (притча).
  10. О комплиментах.
  11. Несколько интересных фактов о таком психологическом феномене как смех.
  12. Эфирные масла.

Приложение 2.

Конспект занятия с детьми подготовительной группы

 по теме: «Мое душевное здоровье»

(занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Цель: знакомство детей с понятием «душевное здоровье».

Задачи:

Познакомить детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющими;

Обучение навыкам взаимодействия, сотрудничества;

Обучение адекватным способам выражения своих эмоций, душевного состояния;

Закрепление навыка взаимодействия в парах;

Развитие умения выражать свое отношение к окружающим при помощи слов, жестом, мимики, эмоций;

Создание чувства сплоченности коллектива;

Снятие напряжение, релаксация;

Развитие внимания, образной памяти;

Создание положительного эмоционального настроения.

Материал:

Клубок толстых ниток;

Высокий стул;

Корона на ребенка;

Отрезки толстой веревки (по одному на пару детей);

Листы бумаги, цветные карандаши (по одному набору на пару детей);

Медальки с изображением веселых человечков.

Ход занятия:

Разминка.

Психолог.

«Здравствуйте, ребята. Знаете ли вы, какой сегодня день? (ответы детей). Правильно, сегодня День Здоровья. Вы уже наверняка побеседовали о здоровье человека? Что такое, по-вашему, значит быть здоровым человеком? (ответы детей). Я хочу вам рассказать о том, что кроме физического здоровья есть здоровье душевное. Как вы понимаете это? (ответы детей).

Давайте начнем наше занятие с разминки. Упражнение называется «Клубочек». Я предлагаю вам сесть в круг и, передавая клубок ниток любому ребенку, говорить ему что-нибудь приятное. При этом каждый, кто передает и кому передается клубок, наматывает часть нитки на свой палец».

Психолог показывает, как это нужно делать. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не окажутся связанными нитью.

«Посмотрите, мы все связаны одной нитью. Давайте слегка натянем ее, чтобы почувствовать, что каждый из нас является частью одного целого. Мы с вами – единое целое».

Основная часть.

Психолог.

«Скажите пожалуйста, может ли человек прожить один? Почему вы так думаете? (ответы детей). Правильно, ребята, человеку очень трудно прожить на свете одному: ему будет грустно, тоскливо, одиноко, ему не с кем будет играть, он даже может заболеть. Значит, для того, чтобы быть здоровым, человек нужно жить среди людей, но среди людей непросто сохранить свое здоровье. Бывает ли так, что вы ссоритесь? Почему это происходит? (ответы детей).

  1. Я предлагаю вам выполнить упражнение «Поссорились-помирились». Для этого вам нужно разбиться на пары».

Психолог предлагает каждому ребенку взяться за конец любой веревки (середины находятся в руках у психолога) и потянуть. Те дети, кто взялся за концы одной веревки, образуют пару.

«Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами. Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это произошло? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают). Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте беречь друг друга и не ссориться!

Психолог.

«У каждого человека свой характер. Нам трудно изменить окружающих людей, но такое качество характера как терпение, помогает нам жить среди тех, кто нам нравится и не нравится. Что такое терпение, как вы это понимаете? (ответы детей). Терпимость – это способность принимать себя и окружающих такими, какие они есть. Терпимый человек не делит мир на черное и белое, людей на плохих и хороших. Никто не обязан думать, чувствовать и поступать так, как вы. У всех есть положительные и отрицательные качества. Мы часто замечаем недостатки друг друга. Но умеем ли мы хвалить своих друзей или недругов, находить в них что-то хорошее?».

  1. Упражнение «Горячий стул»: один ребенок садится на стул, ему на голову одевается корона. Ведущий становится сзади для поддержки. Остальные дети по очереди, или кто желает, говорят ребенку, сидящему на стуле, о его достоинствах. В конце упражнения ребенок делится своими ощущениями, чувствами.

Психолог.

«Человек – часть целого общества. И от того, как мы умеем понимать других людей, взаимодействовать с ними, зависит и наше здоровье, и здоровье окружающих. Иногда мы не можем справиться в одиночку с каким-то делом, нам нужно объединиться.

  1. Давайте поиграем в игру, которая называется «Атомы и молекулы». Когда я называю слово «атомы», вы свободно ходите по группе. Как только я скажу «молекулы» и назову какое-то число, и вы должны соединиться в молекулы, состоящий из двух, трех, четырех и т. д. атомов. Например… (психолог определяет, как дети поняли задание)». В конце упражнения важно объединить всю группу.

Психолог.

«Для того, сохранить здоровье и жить дружно в мире людей, нужно научиться договариваться друг с другом».

4.Упражнение  «Сладкая проблема»

Материалы: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью; каждой паре детей — по одной салфетке.

Психолог: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам нужно сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга. Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте...

А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер по доброй воле отдаст его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера...

Подождите, пока все дети примут какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.

А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.

И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.

А теперь давайте обсудим, что у нас получилось. Это хороший вариант сотрудничества. Расскажите, что вы сделали с первым печеньем, что стало со вторым...

Анализ упражнения:

— Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?

— Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?

— Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?

— В этой игре с тобой справедливо обошлись?

— Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы прийти к совместному решению?

— Как ты себя при этом чувствовал?

— Как иначе ты мог бы прийти к единому мнению со своим партнером?

— Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?

Психолог.

 «Нашему здоровью очень часто угрожает неумение контролировать свои эмоции. Мы часто злимся, кричим, суетимся… Хочется ли вам в такие моменты оказаться где-то далеко-далеко, отдохнуть и забыть про неприятности? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться на необычную прогулку. Но для этого нужно удобно лечь на ковер закрыть глаза и расслабиться. (Звучит спокойная музыка).

  1. Упражнение «Волшебная прогулка»: Мы отправляемся в путешествие на ковре-самолете. Чтобы ковер-самолет мог подняться в воздух, нужно расслабиться. Вы умеете это делать. Закройте глаза. Расслабляем ноги. От кончиков пальцев вверх идет тепло, ноги тяжелые. Согреваются руки. От кончиков пальцев идет вверх по руке тепло. Руки тяжелые и теплые. Расслабляется туловище. Тепло от рук, ног идет к животу, груди, спине. Расслабилось лицо, приоткрылся рот. Отдыхайте. И вот ваш ковер-самолет поднимается медленно вверх. И вы уже летите. И вот вы пролетаете над огромным озером, над ним и над вами кружат чайки. У берега качаются на волнах лодки, вы летите дальше. Над вами в голубом небе бегут облака. Одно облако похоже на пушистого зайчика, другое — на большой ком белой ваты, вот совсем маленькое облако, похожее на белого котеночка. Ковер медленно опускается на землю. Вы в цветущем саду. Вокруг много цветов, они кивают вам своими головками. Вы идете по тропинке сада. Вы вышли на лужайку. Дети играют в мяч. Мяч катится к вашим ногам. Вы поднимаете мяч, высоко подбрасываете его вверх, и мяч летит вверх. Но что это? Вы тоже летите. Летите сами. Без ковра-самолета. Вы раскинули руки. Вы парите как птица. Вот знакомое озеро, чайки приветствуют вас, машут крыльями. Рыбак сидит в лодке. Смотрит на вас, машет вам рукой. Вы летите дальше. Рядом летит пушистый белый котенок-облако. Вот и наш детский сад. Вы медленно опускаетесь. Котенок спешит за вами. И вот вы здесь. Теплый котенок лежит у вас на животе, мурлычет. Слушайте, как он мурлычет. Погладьте его правой рукой нежно. Теперь погладьте его левой рукой. Потянитесь, откройте глаза. Возьмите котенка в руки. Ласково. Сядьте, усадите котенка рядом с собой. Погладьте его по головке. Надеюсь, что прогулка вам понравилась. А теперь возьмите карточку и в ее клеточках нарисуйте то, что вы видели в своем путешествии».

Дети выполняют задание.

  1. «Скажите, ребята, вам нравится, когда у вас плохое настроение? Что вам хочется изменить? А когда хорошее – приятно? (ответы детей). Давайте постараемся продлить хорошее нестроение, сядем в круг и поиграем в игру «Ручеек радости».

Дети берутся за руки. Психолог предлагает им мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, веселый ручеек. Водичка в ручейке чистая, прозрачная, теплая. Ручеек совсем маленький, озорной, он не может долго усидеть на одном месте. Психолог предлагает детям представить, как чистая, прозрачная и теплая водичка течет через руки и переливается друг к другу по кругу. Дети мысленно передают друг другу радость.

Заключительная часть (обратная связь).

Психолог.

«Наше занятие подошло к концу. Что вы поняли, что запомнили из нашей беседы? Хочется ли вам быть здоровыми людьми? Что нужно для того, чтобы сохранить свое душевное здоровье? Что вам понравилось на занятии, что не понравилось?» (ответы детей). Нам всем приятно, когда у нас и у окружающих хорошее настроение. Я тоже хочу подарить вам кусочек радости в память о нашем занятии. И желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение, и чтобы вы внимательно относились друг к другу». Психолог раздает детям медальки с изображением улыбающегося человечка.

Приложение 3.

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ

«Сохраним своё душевное здоровье»

Задачи:

способствовать позитивным взаимоотношениям, взаимопониманию между педагогами;

повысить групповую сплоченность;

снять мышечное и эмоциональное напряжение педагогов;

улучшить эмоциональное состояние педагогов.

Условия проведения:

Приглашаются все желающие педагоги, группа — не более 15 человек. Продолжительность занятия 1-1,5 ч.

Оборудование:

мяч;

листы чистой бумаги;

ручки, карандаши, губка;

заготовленные бланки с лепестками;

макет «сердца группы».

Ход тренинга

Педагог-психолог: Добрый день! Я рада приветствовать вас на нашем тренинге! Это замечательно, что мы смогли с вами встретиться и имеем возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть, узнать о себе и коллегах что-то новое и, самое главное, — выразить друг другу радость встречи.

1.Упражнение №1 «Чего мы ждем от тренинга? Чего опасаемся»

2.Упражнение № 2 «Давайте поздороваемся»

Педагоги по сигналу психолога начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на пути. Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечами;

3 хлопка — здороваемся спинами

Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время игры.

3.Упражнение № 3 « Комплимент»

Педагоги садятся в круг. У педагога-психолога в руках мяч.

Педагог-психолог: Начнем нашу работу с высказывания друг другу добрых комплиментов. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему, высказывая ему свой комплимент. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

4.Конкурс чувствоведов.

Участники делятся на группы. Каждой группе выдаётся листок с несколькими пиктограммами, обозначающими эмоции. Педагоги должны подписать названия эмоций.

5.Упражнение №4 «Танцевально-двигательное» с шариками для пинг-понга.

Разбившись по парам участники тренинга передвигаются под музыку, между ладонями держа шарики для пинг-понга, стараются не уронить их.

6.Упражнение №5 «Я такой же, как ты»

Педагог-психолог: У меня в руках мячик. Тот, кому этот мячик достанется, бросает его любому педагогу и, обратившись по имени, объясняет, почему он такой же: «Я такой же, как ты, потому что…». Тот, кому бросили мячик, выражает согласие или несогласие и бросает мячик следующему.

7.Упражнение № 6 «Узнать через прикосновение»

Участники сидят по кругу. Одному из вас нужно выйти в центр круга и закрыть глаза, по желанию кто-то из вас подойдет к стоящему в центре и положит руки ему на плечи, стоящий в центре с закрытыми глазами должен будет по прикосновению постараться описать человека, стоящего за спиной.

8.Рисунок «СЮЖЕТ» (Брейн Шелби).

Цель:  анализировать  свои жизненные цели, состояния, суждения.

Инструкция:

Нарисовать в любой последовательности на одном листке бумаги дом, забор, березу, дуб, мешок, змею, дорогу.

9.Упражнение № 8 «Все мы чем-то похожи».

Педагог-психолог: Разбейтесь, пожалуйста, на группы по 4 или 5 человек. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас есть сестра…», «Любимый цвет каждого из нас — синий» и т. д. У вас пять минут. Победит та группа, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

10.Упражнение №9. «Театр кабуки».

Я предлагаю вам поиграть в одну игру, называется она «Театр кабуки», нам необходимо разделиться на две команды. Разделимся на апельсины и лимоны. Апельсины встанут по правую руку, а лимоны – по левую. В нашем театре существуют следующие герои – принцесса, дракон, самурай. Каждой команде между собой нужно договорится о том, кого они будут одновременно изображать. Дракон может победить принцессу, принцесса может влюбить в себя самурая, а самурай может победить дракона.

Упражнение №10 «Поиск по руке»

Педагог-психолог: Каждый из вас с закрытыми глазами должен найти самую приятную руку!

Гасится свет, все закрывают глаза, ходят и берут друг друга за руки. Через некоторое время свет включается.

Педагоги обсуждают, ожидали ли они увидеть этого человека, кто как действовал, кто старался выбрать приятную руку, кто старался сделать свою руку приятной.

11.Релаксация.

Сядьте, пожалуйста, поудобнее. Закройте глаза… сделайте глубокий вдох…выдох…представьте, что вы находитесь на крыше девятиэтажного дома. Вам высоко, вы подходите к краю крыши, смотрите вниз, немного кружится голова…внизу ходят люди, ездят машины. И вот вы прыгаете с крыши вниз. Вы легко, медленно, медленно, спокойно опускаетесь вниз, паря по воздуху, опускаетесь мимо 9 этажа…8 этажа…7 этажа…6…5….4…3…2…1…и спокойно, плавно опускаетесь на зелёную лужайку…. Делаете глубокий вдох…и выдох. Открываете глаза.

12.Завершение.

Упражнение  «Пожелания».

Пожелания пишутся на листочках, сворачиваются, кладутся в  шляпу, а затем  перемешав, участники вытягивают любое пожелание для себя.

Рефлексия.

Приложение 4.

Как оставаться в хорошем настроении.

Притча.

— Ты такой мудрый.

Ты всегда в хорошем настроении, никогда не злишься. Помоги и мне быть таким. 

Учитель согласился и попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет. 

— Если ты на кого-нибудь разозлишься и затаишь обиду, — сказал учитель, — то возьми этот картофель. С одной его стороны напиши своё имя, с другой имя человека, с которым произошёл конфликт, и положи этот картофель в пакет. 

— И это всё? — недоумённо спросил ученик. 

— Нет, — ответил учитель. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься, добавлять в него картофель. Ученик согласился.

Прошло какое-то время. Пакет ученика пополнился ещё несколькими картошинами и стал уже достаточно тяжёлым. Его очень неудобно было всегда носить с собой. К тому же тот картофель, что он положил в самом начале стал портится. Он покрылся скользким гадким налётом, некоторый пророс, некоторый зацвёл и стал издавать резкий неприятный запах.

Ученик пришёл к учителю и сказал: 

— Это уже невозможно носить с собой. Во-первых пакет слишком тяжёлый, а во-вторых картофель испортился. Предложи что-нибудь другое.

Но учитель ответил: 

-— То же самое, происходит и у тебя в душе. Когда ты, на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжёлый камень. Просто ты это сразу не замечаешь. Потом камней становиться всё больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. И об этом грузе очень легко забыть, ведь он слишком тяжёлый, чтобы носить его постоянно с собой. Я дал тебе возможность понаблюдать весь этот процесс со стороны. Каждый раз, когда ты решишь обидеться или, наоборот, обидеть кого-то, подумай, нужен ли тебе этот камень.

Семейные ссоры и дети: техника безопасности

(памятка для родителей)

В семейных ссорах, даже тех, что заканчиваются примирением, всегда есть пострадавшие – это

дети. Ни одна родительская ссора, свидетелем которой стал ребенок, не проходит бесследно для его психики и эмоционального состояния. Это подтверждают современные исследования. Психолог и доктор философии Университета Нотр-Дам И. Марк Каммингс утверждает, “что на детское эмоциональное состояние больше влияют ссоры родителей, а не отношение ребенка к ним”.

Дети начинают чутко улавливать негативные эмоции примерно с 1 года, а с возрастом реагируют на взаимоотношения отца и матери как эмоциональный счетчик Гейгера. Малыши младше трех лет, для которых родители – это образец поведения во всем, начинают воспринимать ту агрессию, которую наблюдают во время их ссоры, как норму поведения. В результате они транслируют ее в окружающий мир, что выражается в играх и общении с другими детьми.

Дети постарше воспринимают ссору как опасность, как возможность потерять одного из родителей. Семья, в которой происходят постоянные ссоры, перестает быть для них безопасным местом. Нередко реакцией ребенка на ссоры родителей может стать болезнь – тем самым ребенок как бы берет на себя миссию миротворца.

 Не менее болезненно воспринимаются ссоры родителей детьми подросткового возраста. В этот особенно сложный период взросления частые ссоры в семье могут привести к депрессии или агрессии подростка.

 Чтобы ограничить до минимума негативное воздействие родительских ссор, семейные психологи настоятельно рекомендуют придерживаться следующих правил:

Правило 1. Постараться не ссориться вообще. Этот совет предполагает пересмотр родителями своего поведения, выяснения наиболее частой причины ссор и избавления от неё. Совет больше используется теми родителями, которые желают работать над собой и своими отношениями, а также не хотят, чтобы их ребенок получал негатив в семье. Задавшись такой целью, родители могут избавить ребенка от всех вышеописанных проблем и переживаний, а заодно – укрепить семью и свои отношения друг с другом.

 Правило 2. Лучше всего выяснять отношения в отсутствии ребенка. Это поможет избавить его от негативного воздействия ссоры.

Правило 3. Нельзя вовлекать ребенка в конфликт в качестве свидетеля или судьи, задавать ему провокационные вопросы или заставлять принимать сторону одного из родителей.

Правило 4. Дети часто испытывают чувство вины по отношению к ссорящимся родителям, даже если они и не являются причиной ссоры. Поэтому нельзя обвинять ребенка, говорить ему о том, что это из-за него вспыхнула ссора.

 Правило 5. Если ссора все-таки вспыхнула в присутствии ребенка, следует воздерживаться от грубых оценок своего оппонента. Ни в коем случае не нападайте друг на друга с критикой и обвинениями. В таком случае, конфликт будет только расти, как снежный ком. Запрещенный прием – критиковать перед ребенком другого родителя, негативно о нем говорить, настраивать ребенка против него. Такое родительское поведение, когда ребенок является орудием и участником ссоры, жестко ломает детскую психику и наделяет маленького человека массой комплексов и переживаний, которые просто непосильны для детской души.

Правило 6. Нельзя в присутствии ребенка грозить разводом, есть риск, что эти угрозы больше подействуют на неокрепшую детскую душу, чем на партнера. Угрозы друг другу – это табу для конфликтов вообще. Помните, что дети – максималисты, и все ваши слова они принимают на веру, за чистую правду, и их воображение способно разрисовать ваши угрозы до чудовищных размеров, что вызовет стресс у маленького человека. Угрожать друг другу при ребенке или угрожать ребенку – значит, сломать его неокрепшую психику.

Правило 7. Если в семье конфликт пока имеет форму спора, то постарайтесь не развивать его. В споре полагается четко приводить аргументы, называть проблему, говорить откровенно и обязательно – выслушивать другую сторону. Если родители будут владеть искусством ведения споров, то конфликтов в семье не будет, и, естественно, их последствий для ребенка – тоже.

Если ребенок вдруг оказался свидетелем конфликта между родителями, то очень важно — поговорить с ним, спросить, что он ощущает и чувствует.

Ребенку необходимо сказать, что его любят мама и папа, и произошедшая ссора ни в коем случае не разрушит семью, и не изменит родительскую любовь к ребенку.

К сожалению, в пылу семейных ссор родители не задумываются о том, что в данный момент чувствует их ребенок. В то же время, гнетущая эмоциональная атмосфера, когда ссорятся (а порой и дерутся!) два его самых близких и любимых человека, оказывает огромное давление на неокрепшую детскую психику, откладывая огромный отпечаток на всё, что ребенок делает сейчас, и каким он будет в дальнейшем.

Основные модели поведения детей в семейных конфликтах — как ведет себя Ваш ребенок во время конфликтов в семье?

Поведение ребенка при конфликтах, происходящих в семье, во многом зависит от его возраста, темперамента, самооценки, стрессоустойчивости, активности и общительности.

Психологи выделили основные модели поведения детей в семейных конфликтах:

  • Ребенок-буфер.
    Этот ребенок неосознанно или сознательно пытается сгладить все острые углы или примирить родителей. Все переживания, которые он испытывает, рано или поздно выливаются в его болезни, являющиеся условно-желательными, потому что отвлекают всех от продолжения ссоры. Очень часто у такого ребенка развивается серьезное заболевание – бронхиальная астма, экзема, или целая череда простудных заболеваний. Часты также нарушения неврологического плана – беспокойный сон и трудности с засыпанием, ночные кошмары, энурез, заикание, нервные тики или синдром навязчивых движений.
    Если Ваш ребенок
     часто болеет или у него наблюдаются какие-либо нарушения здоровья – проанализируйте ситуацию в семье. Может быть, Вы найдете корень всех его недомоганий в частых ссорах и, конечно, постараетесь его свести на нет, ради здоровья любимого малыша.
  • Ребенок встает на сторону более слабого родителя.
    Такой ребенок старается защитить более слабого родителя в семейных конфликтах, вставая на его сторону и полностью бойкотируя другого родителя.
    Если Ваша семья часто переживает ссоры и конфликты, а такое поведение типично для Вашего ребенка, в дальнейшем это 
    послужит причиной стойких неудач в личной жизни и формированию неправильного образа своей взрослой роли.
  • Ребенок уходит в себя.
    Такой ребенок принимает нейтральную позицию в семейных конфликтах, стараясь не принимать в них участие. Он может внутренне очень переживать свою неспособность уладить данные конфликты, но внешне никак не проявлять эмоций, становясь отдаленным от близких людей, дистанцируясь всё больше и больше от семьи, уходя в свое одиночество и не пуская во внутренний мир никого. Такой малыш очень
    тяжело будет адаптироваться в любом детском коллективе, а потом – в социуме, частыми его спутниками будут депрессия, неуверенность в себе, страхи, пониженная самооценка. В подростковом возрасте такие дети становятся неэмоциональными и замкнутыми, и часто находят утешение в том, что запрещено – курении, выпивке, наркотиках, уходах из дома и т.д.

Бытует мнение, что на ребенка негативно влияют только те конфликты в семье, которые произошли при нем.

Но психологи обращают внимание родителей на тот факт, что дети способны глубоко переживать даже скрытые конфликты между родителями, которые не выливаются во внешнюю ссору или обвинения друг друга, но надолго поселяют в семье отчужденность и холод в отношениях.

Такая «холодная война» способна исподволь разрушать психику ребенка, порождая те же самые проблемы, о которых мы говорили выше.

Последствия конфликтов в семье для будущей взрослой жизни ребенка

  1. Дети, часто переживавшие конфликты в родительской семье, в своей взрослой жизни имеют внутриличностный конфликт и заниженную самооценку, при любых стрессовых ситуациях часто испытывают депрессию и неуверенность в себе, у них часто развиваются неврозы.
  2. У ребенка из конфликтной семьи формируются специфические черты характера, мешающие его социализации во взрослой жизни: замкнутость, агрессивность, безразличие, жестокость по отношению к окружающим, полное безразличие.
  3. Во время переживания семейных конфликтов у ребенка  формируется сценарий поведения в его собственной семье. То есть, такой ребенок зачастую берет родительскую семью за образец, который применит в своей собственной семье, и конфликты в ней будут также частым явлением.
  4. У ребенка формируется негативная картина мира, и это значительно ухудшает качество его собственной взрослой жизни в будущем. Такой человек не будет верить никому, он будет очень тяжел в общении, полон пессимизма и цинизма.
  5. Дети из семей, переживающих частые конфликты, могут стать очень озлобленными, агрессивными, жестокими во взрослой жизни. Такие дети не понимают чужой боли, и у многих из них есть тяга причинять боль другим. Ребенок может попросту тянуться к противозаконным сторонам жизни, преступать закон, совершать противоправные жестокие поступки, часто – немотивированные, в отношении других людей.

Быть родителем – это великое искусство, которому учатся на протяжении всей жизни. Родители должны найти возможность конструктивного решения всех возникающих споров между ними, и ни в коем случае не привлекать к ним ребенка.

Если Вы любите своего ребенка, то, в первую очередь, будете заботиться о его душевном комфорте и благополучии, а свои амбиции усмирите, не позволяя им перерасти в противостояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя психологического здоровья в детском саду-здоровьесберегающие технологии

План проведения "Недели психологического здоровь"я в ГБОУ СОШ №1010...

Проект: "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!" - неделя здоровья в детском саду с 12-16 мая 2014 года

Вашему вниманию предлагаю проект:  Неделя здоровья в детском саду "Да здравствует здоровье, спорт и улыбка!"...

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОПОСРЕДОВАННОЙ ПАМЯТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО САДА

Результаты экспериментальных исследований по гендерным особенностям развития опосредованной памяти старших дошкольников и предложения по разработке программы...

Неделя здоровья в детском саду. Подготовительная к школе группа. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "НЕДЕЛЯ ЗДОРОВЬЯ"

Цель: сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. Удовлетворить потребность детей в двигательной активности....

Конспект утреннего сбора по проекту «Неделя Нескучного Здоровья в детском саду »

Цель: создание  условий для положительной мотивации к изучению темы проекта....

Проект «Неделя Нескучного Здоровья в детском саду».

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе воспитания и обучения в дошкольных образовательных учреждениях – одна из актуальных задач современной педагогики. Достичь необходимого уро...

Психологический проект "Неделя психологического здоровья в детском саду"

Неделя психологии — это не просто набор мероприятий, передающих психологические знания воспитателям и родителям. Это интерактивная форма взаимодействия, позволяющая решать следующие задачи:- Сох...