Приобщение детей к русскому народному творчеству.(опыт работы)
консультация ( группа) на тему

Позднякова Елена Юрьевна

Рассказ воспитателя из опыта своей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshchenie_detey_k_russkomu_narodnomu_tvorchestvu.docx14.52 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к русскому народному творчеству

(из опыта работы)

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт?

Я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

В своей работе над этой темой я выдвинула следующие приоритеты.

1. Создание атмосферы национального быта.

Известно. Что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т.п.)

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

В нашем детском саду есть комната сказок. В комнату сказок мы приходим каждую неделю. Рассказывать, сочинять, читать сказки или просто поиграть. В комнате сказок дети чувствуют себя в мире сказочных образов.

Так же освободив детском саду помещение, соорудили в нём «Русскую избу». Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в «Русской избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц в «Русской избе» мы отмечаем именины. На столе - самовар, воздаются почести праздничному караваю. Обязательно в этот день к детям приходят любимые герои русских народных сказок, проводим весёлые подвижные игры, пляски и хороводы. Детей подвожу к пониманию того, что русский праздник – это всегда хлебосольный стол. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ6 «Не красна изба углами – красна пирогами», «Чем богаты – тем и рады», «Какова хозяйка – таков и стол».

В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности.

Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В рождество дети ходили со «звездой» - славили Христа, на Святках поздравляли детей из соседней группы колядкой, встречали и провожали Масленницу, зазывали весну, закликали птиц.

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси – лебеди». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки – всё это делает процесс игры более интересным и содержательным.

В детском саду оборудована изостудия, где имеет множество игрушек и других предметов украшенных городецкой росписью, хохломской росписью, дымковская игрушка, здесь и происходит знакомство детей с этими видами народного творчества. Ребята с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно, лепят, рисуют, лучшими работами оформляем группу.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Предлагаю сценарий посиделок, который очень понравился детям. Посиделки проводились в «Русской избе». Воспитанники с удовольствием наряжались в русские национальные костюмы, готовили угощенье к чаепитию, узнавали про старинные обычаи, рассказывали пословицы, шутки прибаутки, пели частушки, играли в русские народные игры «Петушиный бой», «Перетяни канат», «Жмурки".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...