Главные вкладки

    Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»
    учебно-методический материал ( группа) на тему

    Тухбатулина Ольга Дмитривна

    «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»                

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  казённое дошкольное   образовательное учреждение детский сад   «Буратино» с. Чунояр общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей.

    Конспект

    Семинар практикум

    «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»

    C:\Users\user\YandexDisk\Загрузки\f5798db5e183.jpg

    Составила и провела:  О.Д. Тухбатулина.

    Инструктор по физической культуре

    с. Чунояр

    2015г

    Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ.

     

    Жизнь в 21 веке ставит перед нами много новых проблем, самой актуальной среди которых является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. 

    Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования является сохранение и укрепление здоровья дошкольников, выбор образовательных технологий, соответствующих возрасту, устраняющих перегрузки детей. 

    В дошкольном учреждении формирование здорового образа жизни – это целая система работы с детьми,  предполагающая различные методы, формы и средства. Формирование основ культуры здорового образа жизни проходит на протяжении всего времени пребывания ребёнка в доу. Режимные моменты, НОД, спортивные соревнования и праздники, досуги. Проекты, акции, являются  также основными формами работы.

    В режиме дня дошкольников рационально используются двигательные и эмоционально-психологические нагрузки: физкультурные минутки, минутки здоровья, элементы релаксации,  двигательные разрядки.

    Педагоги знакомят детей с организмом человека, рассказывают о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека в ходе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром.

    На НОД по экологии дошкольники знакомятся с необходимыми человеку для жизни условиями,  узнают о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды.  В процессе НОД по изобразительной деятельности дети выражают свои представления о здоровом образе жизни, используя полученные ранее знания. Закреплению полученных представлений способствуют  разнообразные тематические досуги.

    На протяжении дня воспитатели обязательно обращают внимание детей на значение для их здоровья проветривания помещения, влажной уборки.

    Форма организации двигательной деятельности гибка  и разнообразна (фронтальные, поточные, подгрупповые, индивидуальные,  в группе, на воздухе).

    Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, так как развитие движений в полной мере не обеспечивает укрепление здоровья. Созданию привычек здорового образа жизни содействуют  закаливающие мероприятия.

    Традиционные средства физической культуры укрепляют здоровье, совершенствуют физические качества, формируют двигательные умения и навыки, однако они не позволяют в полной мере сформировать ценностное отношение к здоровому образу жизни. Поэтому в нашем детском саду внедряются нетрадиционные подходы к формированию здорового образа жизни, применяя в работе здоровьесберегающие технологии:  оздоровительные минутки, самомассаж, точечный массаж, музыкотерапию, сказкатеоапия, оздоровительная ходьба «Терренкур»

     Прогулка - одна из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни дошкольников. Для эффективности закаливания, виды деятельности на прогулке меняются в зависимости от двигательной активности и сезона, с целью  оздоровления дошкольников и увеличения двигательной активности детей на прогулке. Стало хорошей традицией проводить оздоровительную ходьбу («Терренкур») в конце прогулки (со  старшими  группами),

    «Терренкур» – оздоровительно-лечебная ходьба (от франц. terrain – местность и нем. kuhr – лечение), одна из форм ЛФК. Проводится в естественных природных условиях, на свежем воздухе, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности.  Терренкур, или дозированная ходьба – это чередование ходьбы по ровному месту и пересеченной местности по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности с целью регуляции кровообращения. Что помогает укреплять сердце и сосуды,

    Маршруты терренкура разбивают на станции, расположенные через 100 м друг от друга.. Как аэробное физкультурное средство терренкур выделен в отдельную группу физических упражнений. Естественный терренкур лечит не столько дозированной нагрузкой, сколько общением с природой, чистым воздухом, психоэмоциональным комфортом. Именно поэтому мы решили использовать этот способ оздоровления в работе с дошкольниками и разработали собственные маршруты для терренкура. 

    Описание терренкура

    Продолжительность похода: (от 30мин до 1 часа).

    Дети с  инструктором, строятся парами и по команде инструктора начинают идти по маршруту. Инструктор идет с первой парой, определяя темп движения.

    1-я остановка – Время остановки – 5 минут, наблюдение за изменениями в природе.

    2-я остановка –  спортивная площадка. Время – 30 минут. Инструктор организует различные подвижные игры и физкультминутки. 

    3-я остановка – парковая зона  5 минут.

    Темп движения на обратном пути следования по маршруту немного меньше, чем в начале пути. При выборе темпа обязательно учитывается возраст детей.

    Сказкатерапию - "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчеств.  Овладение способами построения собственных движений, развитие двигательного воображения, является основной творческой, осмысленной двигательной культуры.

    Интеграция здоровье сберегающих технологий станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья детей. что способствует получению детьми удовольствия от игры и вызывает эмоциональную отзывчивость.

    Игры-путешествия, - в которые входят все виды двигательной активности.  Каждая игра имеет  свою цель, сюжет и итог.

    Игровой самомассаж –  является основой оздоровления и закаливания дошкольников. Выполняя его, дети обычно приходят в хорошее настроение.

    Пальчиковая гимнастика - служит основой для развития мелкой моторики, ручной умелости и координации движений рук, оказывает положительное воздействие на мышление, память и фантазию. 

    Креативная - гимнастика представляет собой нестандартные упражнения, творческие игры  и специальные задания. Облегчает процесс запоминания, освоение упражнений, способствует развитию психологических процессов, творчества, а так же  повышает эмоциональный фон настроения и соответствует психологическим особенностям дошкольников использование имитации, подражания,  и образных сравнений. 

    А так же включаю  элементы йоги-терапии и упражнения на растягивание. Я в своей работе с детьми  недавно стала использовать адаптированную йогу. Детям очень нравится и они с увлечением включаются в процесс.

    Когда говорят о йоге, в воображении большинства людей возникает что-то сложное и таинственное. Но на самом деле это не так. Существует адаптированная йога для всех без исключения.

    Что же касается занятий йогой в детском возрасте, для нормального развития тела и психики, следует  начинать с 5-летнего возраста, с выполнения самых простых  упражнений – (Асаны, Тадасана ОСНОВНАЯ ПОЗА ЙОГИ СТОЯ)

     Специалисты в  этой области считают, что йога « всем возрастам покорна».

    Прежде чем приступить к занятиям  йогой, нужно научиться  правильно, дышать. Дыхательные упражнения можно выполнять в любом исходном  положение: лежа, стоя или сидя.

     

                                         Дыхательные упражнения.

    1. Плотно скрестив руки в нижней части грудной клетки, глубоко, но медленно подышать, преодолевая сопротивление стиснутых рук.  
    1. Глубоко вдохнуть, максимально выпячивая живот, поднимая и расширяя грудную клетку. Выдохнуть.
    1. Глубоко вдохнуть, втягивая живот, максимально поднимая и расширяя грудную клетку. На паузе максимально выпятить живот. Выдох.
    1. Глубокий вдох – полный выдох. Присесть на корточки, обхватив колени руками, продолжая выдох, сколько  возможно, Пытаясь как бы выдавить из себя воздух. На паузе выпрямиться во весь рост, втягивая в себя живот, чтобы он как бы присох к спине. Медленно вдохнуть.

    Регулярная  тренировка  с детьми способствует укреплению организма, защищает  их  от вредных воздействий, помогает лучше приспособиться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, а также к физическим  и эмоциональным нагрузкам,  что очень актуально для детей 6- 7лет, которым предстоит идти в школу

     Упражнения (асаны) для занятий  с элементами  йоги.

    1.Поза кролика.

    Стоя на коленях, с выдохом сгибаемся до касания лбом колен. Ладони рук кладем на голени. С вдохом выпрямляемся до  исходного положения.

    2.Поза алмаза.

    Сидя « по – турецкий», руки положить на бедра ладонями  вверх. Находиться  в позе как можно дольше.

    3.Поза кошки.

    Лечь на живот. Не отрывая груди  от коврика, отвести корпус  назад, прогибаясь в позвоночнике и поднимая таз вверх. Задержаться в этой позе несколько секунд. Затем, вновь прогибаясь в позвоночнике, как это делает кошка, и, прижимая грудь к коврику, послать корпус вперед. Вернуться в и. п., поднять верхнюю часть тела вверх и назад. Расслабиться, лечь на живот и отдохнуть.

    4. Поза полу лотоса.

    Сесть, вытянув ноги перед собой. Слегка приподняв правое бедро, положить на него левую ступню, а правую ногу согнуть в коленях  и положить так, чтобы пятка легла на левое бедро и касалась нижней части живота, ладони вверх. В позе  находиться одну минуту.

    5.Поза свечи.

    Лежа на спине, руки вдоль туловища. Сделать медленный вдох и поднять прямые ноги, не сгибая их в коленях. Поднять туловище и положить под ребра ладони рук. Подбородок крепко прижать к груди. Дышать животом.

    6.Поза рыбы.

    В позе алмаза сесть так, чтобы ноги от кончиков пальцев до колен, касались коврика, и на них приходилась вся тяжесть тела. С помощью  локтей, выгибая грудь, опускать туловище назад, пока голова не коснется пола. Ладони сложены на груди пальцами  вверх, дыхание произвольное.

    7.Поза дельфина.

    Стать на колени, положить голову на коврик между ладонями. Выпрямить поочередно ноги в коленях, вытягивая носки и отталкиваясь ногами от пола.

    6.Поза «Озеро».

    Лечь на спину, ноги вместе, руки вдоль тела. Сделать медленный  выдох через нос и втянуть живот, насколько возможно. Образуется впадина. Выдержать максимальную паузу, затем сделать медленный вдох и  вернуться в и. п. Выполняется несколько раз.

    Упражнения – асаны  формируют  у детей  правильную осанку, сохраняют и развивают гибкость и эластичность позвоночника, подвижность суставов. Учат  детей чувствовать свое тело во время движений, развивают умение  быть организованными. Улучшается  самочувствие. Регулярные упражнения воспитывают волю и самообладание.

                                     

     Рекомендации для родителей и воспитателей:

    Приступая к занятиям  дыхательной гимнастикой  и йогой, рекомендуется придерживаться следующих правил:

    • Занятия проводятся на голодный  желудок.
    • Начинать следует с освоения нескольких  более доступных упражнений.
    • Дышать только носом.
    • Повышенных результатов от упражнений можно ожидать лишь при регулярных занятиях.
    • Занятия проводятся на свежем воздухе или в хорошо проветриваемом помещении.
    • Одежда на занятиях не должна стеснять движения.
    • Заниматься нужно с положительным эмоциональным настроем, с  верой в ожидаемый результат.

    Игропластика - основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости.

    Игропластика 

    Поза горы (Тадасана):

    Стоя прямо, пятки и носки соединены вместе, руки опущены. Выпрямить спину, слегка сблизив лопатки и подтянув живот. Вес тела распределяется равномерно на обе ноги. Руки начинают самопроизвольно подниматься вверх. Представить себя в образе горы с прочным основанием и вершиной, далеко уходящей в облак.

    Музыкотерапия - Одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

    Проекты, Акции. Сочетание всех подходов становится, возможно, только при тесном взаимодействии всех педагогов и специалистов ДОУ. Важную роль в решении задач предлагаемой технологии играет семья, которая является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей,  а так же приобщения их к ценностям ЗОЖ. Личный пример взрослых родителей и педагогов: пешеходные прогулки, отказ от вредных привычек; здоровое питание, участие в спортивных соревнованиях,  соблюдение режима дня; двигательная активность и т.д. 

    Высокий уровень реального здоровья воспитанников и воспитание вале логической культуры, т. е. совокупности осознанного отношения к здоровью, умения оберегать и сохранять его обеспечивает вся работа по формированию здорового образа жизни детей. Условия, созданные в  нашем ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы. 

    Релаксация  «Круг здоровья» 

    А сейчас уважаемые педагоги в заключение предлагаем Вам встать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и мысленно пожелать друг другу здоровья.

    Уважаемые педагоги, за активное участие на нашем семинаре мы хотим подарить Вам памятки «Здоровый образ жизни» и «Здоровье всему голова».

    Берегите здоровье друг друга,

    Мы — природы малая часть,

    Вы кому-то ответили грубо –

    Чью-то жизнь сократили на час.

    А. Дементьев

    Спасибо за внимание!

    Библейский список:

    • ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / Т.Л. БОГИНА. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.
    • ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА / М.Д. МАХАНЕВА. – М.: АРКТИ,  1997.
    • СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИКИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА /  Л.В. КОЧЕТКОВА. – М.: МДО, 1999.
    • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ / ПОД РЕД. Т.С. ЯКОВЛЕВОЙ. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА,  2006.
    • РАСТЕМ ЗДОРОВЫМИ / В.А. ДОСКИН, Л.Г. ГОЛУБЕВА. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2002.
    • РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ / В.Т. КУДРЯВЦЕВ, Б.Б. ЕГОРОВ. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

    Интернет ресурсы: nsportal.ru

    Приложение: Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    семинар "Основные компоненты здорового образа жизни"

    Предложеный семинар позволит взгянуть по-новому на вопросы здорового образа жизни....

    Семинар-практикум "Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях ДОУ и семьи"

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ по здоровьесбережению в условиях семьи и ДОУ...

    Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

    Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»               ...

    Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

    Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»-часть2           ...

    Приложение Семинар «Нетрадиционные формы формирования здорового образа жизни в ДОУ»

    Презентация «Нетрадиционные формы формирования  здорового образа жизни в ДОУ»- часть 3         ...

    Родительское собрание в нетрадиционной форме «Здоровый образ жизни и режим как залог успешности ребёнка .»

    Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах по здоровьесбережению ребёнка.формирование потребности в сохранении и укреплении здоровья у всех участников образовательных отнош...

    "Инновационные здоровьесберегающие технологии как средство формированияздорового образа жизни детей с ОВЗ"

    В статье описывается работа по здоровьесбережению в группе компенсирующей направленности....