Значение словарной работы в общей системе речевого развития детей.
консультация (подготовительная группа) на тему

Словарная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Значение словарной работы39.5 КБ

Предварительный просмотр:

1 Значение словарной работы в общей системе речевого развития детей

Среди стоящих перед детским садом многих важных задач, решение которых направлено на всестороннее развитие ребенка, значительное место занимает развитие речи. Эта общая задача расчленяется на ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи; обогащение, закрепление и активизация словаря; совершенствование грамматически правильной речи; обучение разговорной речи; развитие связной монологической речи; воспитание интереса к художественному слову, обучение грамоте. По мнению В. И. Яшиной словарная работа в современной методике рассматривается «как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного запаса родного языка.

Слово является важнейшей минимальной лексической единицей, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств, имеет свою фонетическую оболочку и обладает таким неотъемлемым свойством как смысл.

Работа над словом является одной из важных в общей системе работы по развитию речи. Совершенствование речевого общения и познавательное развитие ребенка невозможны без усвоения новых слов, выражающих получаемые им новые знания и представления. Л. В. Щерба считает, что  достаточно богатый и разнообразный словарь – основа развития связной речи, состоящей из правильно составленных предложений. Исходя из единства формы и содержания предложения как грамматической категории, советские лингвисты определяют предложение как слово или группу слов, выражающих относительно законченную мысль и грамматически оформленных .

Овладение словарным составом родного языка является необходимым условием освоения его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи.

Исследования в области развития словаря, совершенствования содержания и методов, направлены, прежде всего, на семантическую сторону лексического развития речи детей и на преодоление узкого понимания задач обогащения словаря. Многие педагоги и психологи (О. С. Ушакова,
К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский) указывают, что очень важно раскрыть перед детьми слово, как смысловую единицу, показать, что оно имеет значение, обозначает какой-то предмет, действие, качество. Дети должны понимать слова «значит», «значение», «смысл», чтобы педагог мог включить их в формулировки занятий. Такая необходимость обусловлена тем, что значение является неотъемлемым свойством слова как единицы языка. При этом лингвисты различают грамматическое значение (принадлежность слова к определенному классу, особенности его изменения) и лексическое значение (соотнесенность слова с соответствующим понятием и место в лексической системе языка, связи слова с другими словами) . Коммуникация обеспечивается не наличием одних только слов в языке, а пониманием ее смысла, значения. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении многих лет. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова отличается существенными чертами. Осознание ребенком смысловой стороны слова проходит длительный путь развития
Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, C. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин,                         Т. Н. Ушакова, А. А. Леонтьев, С. Н. Карпова, Ф. А. Сохин) . Исследователи выделяют две ступени понимания ребенком речевого сообщения окружающих: первая ступень обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим миром), вторая характеризуется включением языкового опыта ребенка в процесс общения. В современных психолингвистических исследованиях проблема изучения семантики детской речи является одной из центральных (А. А. Леонтьев, A. M. Шахнарович,
Е. С. Кубрякова, В. К. Харченко и др.) . Необходимо знакомить ребенка с разными значениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией, способствует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и связывать их по смыслу.

Педагоги (Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, Ю. С. Ляховская), разрабатывающие проблемы, связанные с овладением детьми дошкольного возраста лексикой родного языка, неизменно подчеркивают роль словарной работы в развитии связной речи, так как умение ребенка связно и последовательно излагать свои мысли можно только на основе углубленной лексической работы, которая формирует произвольность речи и сознательное использование необходимых языковых средств\.

Функции речи старшего дошкольника многообразны. Речь используется для установления контактов с окружающим, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли, чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Богатый словарь служит важным источником знаний об окружающем, средством познавательной деятельности. Речь для старшего дошкольника предстает также как особая область объективных отношений, которые он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.

Огромную роль своевременной работы над совершенствованием и упорядоченностью словарного запаса подчеркивали отечественные педагоги
К. Д. Ушинский, Е. М. Тихеева . Они указывали на важность работы над словом, как единицей языка, в частности, над многозначностью слова. Раскрытие смыслового богатства многозначного слова играет большую роль в сформировании точности словоупотребления.

Вопросы разработки содержания словарной работы изучались в разных аспектах во многих специальных исследованиях (Ю. С. Ляховская,
В. И. Логинова, С. Н. Карпова, Л. А. Колунова, В. В. Гербова, В. И. Яшина и др.) .

Во многих указанных работах достаточно четко освещены вопросы влияния словаря на другие стороны речевого развития ребенка. Вопросы овладения лексикой затрагиваются даже в тех исследованиях, основной задачей которых является рассмотрение синтаксических особенностей речи ребенка. Примером этому может служить работа В. И. Ядэшко, посвященная становлению синтаксической стороны речи у детей четвертого и пятого года жизни. Автор отмечает, что недостаточное «овладение лексикой языка приводит к многочисленным неточностям в речи ребенка как при обозначении отдельных предметов, так и их признаков» .

Роль словарной работы в обучении родному языку была раскрыта
М. М. Кониной. Ею были вычленены главные задачи словарной работы –закрепление и активизация словаря. По этому поводу она писала: «Руководство развитием детского словаря начинается не с обучения детей новым словам и оборотам, а с активизации имеющегося у них словарного запаса, с привлечением систематизации опыта детей»  

Исследования более позднего периода, посвященные словарной работе с дошкольниками, изучали ознакомление ребенка со словом в различных видах деятельности, особенности понимания значения слова детьми разных возрастных групп, освоение дошкольниками обобщающего значения слов, обозначающих понятия. Результаты специальных исследований, посвященных работе над смысловой стороной слова (Е. М. Струнина, А. А. Смага,
Г. Н. Белякова) убедительно доказали, что воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащение связей слова с другими словами развивает не только точность словоупотребления, но и оказывает влияние на связность монологической речи, так как семантика отдельного слова тесно взаимодействует с семантикой всего высказывания .

Таким образом, овладение словарным составом родного языка рассматривается в современной методике как необходимое условие освоения его грамматического строя, воспитания звуковой стороны речи, развития связной речи. Необходимо подчеркнуть, что неотъемлемым свойством слова как единицы языка является его значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человека на протяжении всей жизни, поэтому необходимо знакомить ребенка с различными значениями одного и того же слова для обеспечения семантической точности его использования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, адекватно речевой ситуации способствует развитию умений выбирать языковые средства при построении связного высказывания. То есть, в процессе проведения словарной работы (и решения всего комплекса речевых задач) необходимо сформировать у ребенка такие коммуникативные качества речи, как точность, правильность, выразительность, связность. В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для высказывания лексические средства, наиболее точно выражающие замысел говорящего.

Словесные обозначения предметов усваиваются ребенком в процессе ознакомления с окружающей действительностью, в том числе с живой природой. Словарь детей дошкольного возраста нуждается в количественном росте и в качественном совершенствовании. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности лексического развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей

Данную статью можно использовать в работе с коллегами для выступления на педсовете....

Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей

Данный материал можно использовать в работе воспитателю при подготовке выступления на педсовете....

Мониторинг общего и речевого развития детей группы коррекционной направленности. Разработано в соответствии с ФГОС ДО

Мониторинг разработан в соответствии с ФГОС ДО.наглядно -дидактический материал:1.      Методический комплект Н. В. Нищевой.2.      Пособие по обследо...

Результаты мониторинга общего и речевого развития детей.

Результаты мониторинга общего и речевого развития детей в виде графиков....

МОНИТОРИНГ ОБЩЕГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Презентация предназначена для учителей-логопедов ДОУ. Возможность её использования на родительских собраниях в групппах компенсирующей направленности с нарушением речи....

Современная технология «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки» в системе речевого развития детей среднего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить речевую деятельность. Бусы – это не только элемент украшения...

Консультация для воспитателей "Система работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Речь - это очень важное достижение человека, оно позволяет общаться людям между собой с помощью слов, звуков и других элементов языка. Цель работы по развитию речи в детском саду - формирование устной...