«Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста»
консультация (младшая группа)

Исатова Эльмира Рафаэлевна

Добрый день, коллеги. Зовут меня Исатова Эльмира Рафаэлевна, я воспитатель второй группы раннего возраста  МАДОУ Детский сад №26.

 

Великий философ, мыслитель Георг Гегель считал, что «Речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместными усилиями родителей и педагога, в окружении которых малыш растёт и развивается».

В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.

Взаимодействие детского сада и семьи являются необходимым условием для полноценного речевого развития ребенка. Для того, чтобы достичь наилучших результатов в работе я организовывала различные формы помощи родителям по речевому развитию детей, создавала условия для привлечения их к участию в образовательном процессе ДОУ.

С приходом ребенка в группу, я стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Я  объясняю родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова.

 

Для более близкого знакомства с семьёй ребенка я провожу  анкетирование (анкета-знакомство).  В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки.

Для решения этой проблемы, я  подготовила:

  • рекомендацию «Какую книгу выбрать малышу?»
  • пересмотреть имеющиеся в доме,  детские  книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.),

 

  • предложила приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с детьми
  • не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации

Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти изменения и родители.

 

В приемной нашей группы я оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей  раннего возраста». Родители получили  рекомендации: книги, которые следует читать детям раннего возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.

 

В течение  учебного года проводим родительские собрания. Одно из собраний было на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада», на котором были рассмотрены следующие вопросы:

 — развитие коммуникативных качеств детей;

— создание речевой среды дома;

— знакомство с речевыми играми; 

 

Еще одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями — театрализованные игры и развлечения. В нашем детском саду мы периодически показываем детям театр, знакомим их с разными сказками, с разными видами театра. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Поэтому я  предлагаю   родителям  и дома показывать театр, окунаться в мир сказок, в мир эмоций.

 

Также в своей работе я активно использую метод проектов, поскольку он обладает огромным развивающим потенциалом, позволяет решать комплекс задач, один из которых – это развитие речи детей. Начав работу по реализации первых проектов с новыми детьми, я отметила с одной стороны интерес родителей, а с другой – возможности использования этой формы работы для развития речи малышей.

 

Вместе с родителями создали  речевой альбом «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом. По результатам этой работы в группе создаются  разные лексические альбомы.

 

Так же совместно с родителями были изготовлены различные дидактические игры по развитию речи.

        

Одной из самых интересных форм совместной деятельности с семьями воспитанников стала групповая стенгазета. Каждый выпуск состоял из семейных фотографий на заданную тему: «Мой домашний питомец», «Моя Семья» «Моя мама — лучше всех» и т. д. Газета стала для ребят ярким стимулом к общению. Например, рассматривая знакомые фотографии ребенок доступным языком пытается рассказать о своей семье. Разглядывая фотографии комментирует («маленький», «красивый»), задает элементарные вопросы («Кто это?»), выражает эмоции.

 

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.

 

Спасибо за внимание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_s_no26_isatova.docx23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №26  «Почемучка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Согласовано:

Методист отдела образования                                               С.Ю. Никонец

Руководитель методического объединения

воспитателей групп раннего возраст                                     М.Г. Васильева

                               

ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

на тему:

«Система работы с родителями по речевому развитию детей раннего возраста»

в рамках городского методического объединения воспитателей групп раннего возраста

Подготовила и провела:

Исатова Эльмира Рафаэлевна,

воспитатель

Согласовано: старший воспитатель

_____________ М.Г.Васильева

Дата проведения:

«11» сентября 2025 г.

2025-2026 учебный год

1 слайд - титульник

Добрый день, коллеги. Зовут меня Исатова Эльмира Рафаэлевна, я воспитатель второй группы раннего возраста  МАДОУ Детский сад №26.

2слайд

Великий философ, мыслитель Георг Гегель считал, что «Речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместными усилиями родителей и педагога, в окружении которых малыш растёт и развивается».

В условиях современного общества, в связи с нехваткой времени, занятостью, родители перекладывают ответственность за развитие ребенка на педагогов. Дети дома мало времени общаются с родителями, редко слушают сказки, все больше играют с игрушками или проводят время у телевизора. Часто родители убеждены, что дети самостоятельно научатся излагать правильно свои мысли и не уделяют внимания речевому общению с ребенком. Общение является одним из важнейших факторов формирования речи в раннем возрасте, поэтому так важно, чтобы ребенок общался с взрослыми не только в детском саду, но и дома со своими родителями.

Взаимодействие детского сада и семьи являются необходимым условием для полноценного речевого развития ребенка. Для того, чтобы достичь наилучших результатов в работе я организовывала различные формы помощи родителям по речевому развитию детей, создавала условия для привлечения их к участию в образовательном процессе ДОУ.

С приходом ребенка в группу, я стараюсь убедить родителей в том, что именно их роль в этом вопросе значима и наши усилия без их помощи будут недостаточны. Я  объясняю родителям, что речевому общению ребенка с взрослым предшествует эмоциональное общение. Именно оно является стержнем и основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка на первых этапах его развития. При эмоциональном общении ребенок сначала заинтересован - собственно взрослым и только им, но когда взрослый привлекает его внимание к какому-либо объекту, ребенок как бы переключает часть этой заинтересованности на предмет или действия другого человека. То есть общение не утрачивает свой эмоциональный характер, а становится средством и обменом эмоциями по поводу того или иного объекта. Именно на этой основе у ребенка развивается понимание речи, причем не только интонационной окрашенности, но и обращенного к нему слова.

Слайд 3

Для более близкого знакомства с семьёй ребенка я провожу  анкетирование (анкета-знакомство).  В одной из анкет мы прочитали, что ребенок не хочет слушать сказки и нет желания листать книги, рассматривать картинки.

Для решения этой проблемы, я  подготовила:

  • рекомендацию «Какую книгу выбрать малышу?»
  • пересмотреть имеющиеся в доме,  детские  книги соответствуют ли они возрасту ребенка (например, «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихи А. Барто «Игрушки» и т.д.),

слайд 4

  • предложила приносить детские книги в группу для совместного чтения и просмотра с детьми
  • не вынуждать ребенка слушать сказку, постараться заинтересовать и вызвать желание для начала рассмотреть яркие иллюстрации

Через некоторое время мы увидели, что ребенок с удовольствием рассматривает детские книжки и внимательно слушает при рассказывании, чтении детских произведений. Отметили эти изменения и родители.

Слайд 5

В приемной нашей группы я оформила информационный стенд по речевому развитию. Первой информацией размещенной на нем стала консультация «Ознакомление с особенностями речевого развития детей  раннего возраста». Родители получили  рекомендации: книги, которые следует читать детям раннего возраста; стихи, пословицы, считалки, скороговорки для заучивания с детьми дома, загадки.

Слайд 6

В течение  учебного года проводим родительские собрания. Одно из собраний было на тему «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада», на котором были рассмотрены следующие вопросы:

 — развитие коммуникативных качеств детей;

— создание речевой среды дома;

— знакомство с речевыми играми;  

Слайд 7

Еще одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями — театрализованные игры и развлечения. В нашем детском саду мы периодически показываем детям театр, знакомим их с разными сказками, с разными видами театра. Театрально-игровая деятельность сочетает большое количество средств и способов развития речевых способностей детей. Поэтому я  предлагаю   родителям  и дома показывать театр, окунаться в мир сказок, в мир эмоций.

Слайд 8

Также в своей работе я активно использую метод проектов, поскольку он обладает огромным развивающим потенциалом, позволяет решать комплекс задач, один из которых – это развитие речи детей. Начав работу по реализации первых проектов с новыми детьми, я отметила с одной стороны интерес родителей, а с другой – возможности использования этой формы работы для развития речи малышей.

Слайд 9

Вместе с родителями создали  речевой альбом «Копилка слов». Данная форма работы с семьей направлена на расширение, закрепление, конкретизации словаря ребенка и объяснения лексического значения слов. Дети с родителями должны подобрать красивые (осенние, сладкие, острые и т. п.) слова, подобрать картинку с интересным предметом. По результатам этой работы в группе создаются  разные лексические альбомы.

Слайд 10

Так же совместно с родителями были изготовлены различные дидактические игры по развитию речи.

         Слайд 11

Одной из самых интересных форм совместной деятельности с семьями воспитанников стала групповая стенгазета. Каждый выпуск состоял из семейных фотографий на заданную тему: «Мой домашний питомец», «Моя Семья» «Моя мама — лучше всех» и т. д. Газета стала для ребят ярким стимулом к общению. Например, рассматривая знакомые фотографии ребенок доступным языком пытается рассказать о своей семье. Разглядывая фотографии комментирует («маленький», «красивый»), задает элементарные вопросы («Кто это?»), выражает эмоции.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение — два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста.

Цель данной стать выявить наиболее интересные формы взаимодействия педагога с родителями по речевому развитию детей раннего возраста....

Консультация для родителей "О речевом развитии детей раннего возраста"

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые ш...

Консультация для родителей "Активизация речевого развития детей раннего возраста в играх с сенсорным материалом"

Консультация для родителей о том, как развивать речь через игры с сенсорном и дедактическим материалом....

Система работы с родителями "Развивающие игры для детей раннего возраста"

Предполагаемая система работы должна способствовать повышению  педагогической компетентности родителей. Эффективно организованное взаимодействие с родителями в ДОУ, как один из методов развития и...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей раннего возраста. Рекомендации родителям»...

Консультация для воспитателей "Система работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста"

Речь - это очень важное достижение человека, оно позволяет общаться людям между собой с помощью слов, звуков и других элементов языка. Цель работы по развитию речи в детском саду - формирование устной...