Развитие разговорной речи на занятиях ИЗО для учащихся с нарушениями слуха.
статья ( группа) на тему

           Развитие разговорной  речи занимает одно из центральных мест в учебном плане глухих учащихся, а также может успешно осуществляться на занятиях ИЗО.

Задачи занятия рисования:

Обучающая: учить глухих детей осваивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивает творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Коррекционная: развивать слуховое восприятие, работать над произношением развития разговорной и диалогической речи.

Воспитательная: формировать у глухих детей положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_doklad_rrr_na_zan_izo.docx18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: Развитие разговорной речи на занятиях

ИЗО для учащихся с нарушениями слуха.

Лапчар Альбина Григорьевна, воспитатель второй квалификационной категории,

ГБОУ РТ «Школа-интернат для детей с нарушением слуха».

           Развитие разговорной  речи занимает одно из центральных мест в учебном плане глухих учащихся, а также может успешно осуществляться на занятиях ИЗО.

           Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный  вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Задачи занятия рисования:

Обучающая: учить глухих детей осваивать коммуникативные языковые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

Развивающая: развивает творческую активность, мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.

Коррекционная: развивать слуховое восприятие, работать над произношением развития разговорной и диалогической речи.

Воспитательная: формировать у глухих детей положительно- эмоциональное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

                       Приемы и методы используемые на занятиях ИЗО.

- Эмоциональный настрой: использование музыкальных произведений (использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств).

- Практические методы: упражнения  

- Словесные методы: рассказы, беседы, художественное слово, педагогическая драматизация.

- Словесные приемы: объяснение, пояснение, педагогическая оценка.

- Наглядные методы и приемы: наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

          Занятия ИЗО имеет четкую структуру. В каждой структуре занятия ведется работа по развитию разговорной речи.

          Один из моих  занятий,  проведенном  во 2-м  классе по теме «Ежик».

 Цели: - учить рисовать ежика поэтапно; учить понимать середину листа; продолжить закреплять умение определять положение листа в зависимости от формы изображаемого предмета; учить рисовать по образцу.

- работать над произношением, над РСВ.

- воспитывать аккуратность, старательность, усидчивость в работе.

        Занятие начинается с определения  типа занятия.

- Какое сейчас занятие будет?

- Будет занятие рисования.

- Почему занятие рисования?

  Должны доказать, почему занятие рисования.

- Потому, что  на столах лежат альбомы, краски, карандаши, резинки.

  Далее следует вопрос:

- Как вы думаете, что мы будем делать на занятии?

- Рисовать.

- Почему?

- Потому что приготовлены альбомы, карандаши, краски.

Определили, что будет занятие рисования, потому что на этом занятии будем рисовать.

- Что будем рисовать?

Не отвечая на заданный вопрос, предлагаю детям прочитать загадку:                                                                                                                                 Под березой иль под елкой

Бродит кто-то весь в иголках.

Загадка отгадывается, и дают точный ответ: еж.

- Будем рисовать ежа.

- Где вы видели ежа? (вспоминали экскурсию в музей, еще они видели по телевизору, в магазине). И при этом на занятиях всегда стараюсь подбирать сюжеты так, опираясь на их жизненный опыт. Далее описываем животных, предметов, уточняем части тела, формы, цвет и т.д.

Для развития разговорной речи использую естественные ситуации.

Например: У одного мальчика не было карандаша. Учу обращаться к соседу или товарищу за помощью, или попросить у учителя.

Во время практической работы развивается не только разговорная речь, но и диалогическая речь. Не только делают инструкции, но и отсчитываются о своих действиях.

Использую пальчиковую гимнастику, элементы мнемотехнологии.  В качестве « физминутки» использую элементы драматизации, имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.

В конце занятия, когда делают выставки работ, воспитываю в детях эстетические чувства и умение оценивать свою работу и работу товарищей. Для этих целей я задаю им такие вопросы.

-Какая  работа тебе понравилась?

- Почему?

-Чья работа лучше?

- Какой рисунок красивый?

Каждое занятие я связываю с другими предметами как «Окружающий  мир», «Математика», «Развитие речи», «Физическая культура».

Вывод: В силу и индивидуальных особенностей детей на занятиях изобразительной деятельности, выявляя творческие способности детей, развиваю разговорную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заочная экскурсия «Это должен знать каждый» для учащихся с нарушениями слуха 1-2 классов.

Заочная экскурсия: «Это должен знать каждый» для учащихся с нарушениями слуха 1-2 классов.Цели: 1)  научить детей соблюдать правило дорожного движения и поведения на улице; 2)  ра...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».

Цель: 1.Обобщать и систематизировать знания детей о зиме.              2. Закреплять умение составлять рассказ о зиме и о...

Духовно- нравственное и эстетическое воспитание учащихся с нарушением слуха

Статья посвящена одной из важнейших и актуальных тем современной педагогики- духовно- нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи....

Практико-значимый проект. «Система экскурсий на реку для развития речи и познавательных способностей детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста»

Наши воспитанники имеют нарушения слуха и круглосуточно находятся на территории детского сада, поэтому у них недостаточные, неполные знания и представления об окружающем мире. Вследствие этого не все ...

Программа по развитию диалогической речи у детей 5-8лет с нарушением слуха.

Дефицит слуховой информации порождает различные отклонения в речевом развитии, которое зависит от многих факторов, таких как степень и сроки снижения слуха, уровень общего психического развития, налич...

Образовательная область "Речевое развитие". Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения.

Развитие разговорной речи и детей младшего дошкольного возраста через театрализованные игры и упражнения....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детей c нарушением слуха «Зимние забавы»....