Духовно- нравственное и эстетическое воспитание учащихся с нарушением слуха
статья по коррекционной педагогике на тему

Чернова Надежда Викторовна

Статья посвящена одной из важнейших и актуальных тем современной педагогики- духовно- нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное и эстетическое

воспитание учащихся с нарушением слуха

(Из опыта работы по программе внеурочной деятельности «История русского народного костюма»)

Чернова Н.В.

 учитель начальных классов

 ГКОУ СКОШИ №52, 125040, г. Москва, ул. Расковой, д.20а, стр.1.

e-mail: nadya.chernova.1956@inbox.ru

Статья посвящена одой из важнейших и актуальных тем современной педагогики-духовно-нравственному и эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и речи.

Что поможет ребенку с ОВЗ усвоить позитивные моральные качества, духовные ценности, культуру речи и общения?

Осмыслить этот вопрос и найти на него ответ-цель статьи, в которой идет анализ работы по программе внеурочной деятельности по изучению истории русского костюма.     Программа была разработана с целью духовно-нравственного и эстетического воспитания детей на этапе начального курса школы на основе культурного наследия и истории, как части общей культуры страны. Статья предназначена для студентов, родителей, воспитателей и учителей.

Ключевые слова: моральные правила, высшие ценности, эстетическая культура, история страны, духовный уровень ребенка, творческий процесс.

Spiritual and moral education children with hearing impairment

(From the work experience of the program history of the Russian costume).

Chernova. N.V.

Primary school teacher GKOU SKOSHY 52

Moscow, Raskova street, 20a

Chapter devoted one of the most important topics advanced pedagogy, spiritual and moral education of primary age school children witch hearing impairment and deficiency speech.

Witch would help child with disabilities learn moral, positive, spiritual values, speech culture and communication?

Confront issues to find the answer-the purpose of article, which was currently analysis program extramural activities for studying the history of Russian costume. Program was developed to spiritual and moral education during primary school course based on cultural heritage and history, as part of general national culture.

Article is intended for students, teachers, parents, educators and teachers.

Keywords: moral rules, highest values, esthetic culture, history of the country, spiritual level of the child, creative process.

«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества»

Теодор Рузвельт.

 Невозможно представить человеческое общество на каком-то из этапов своего развития без нравственных норм и духовного начала.

 Что же представляет собой нравственность- моральные правила или чувства, мысли, желания людей? Человека принято считать существом духовным, т. е. умеющим определять высшие ценности человеческой жизни и следовать им в своих поступках.

Так что же происходит с нравственностью и духовностью в современном мире с его научно- техническом прогрессом и стремлением людей к успешности в карьере и материальному благополучию, которые все чаще становятся главными критериями удачно прожитой жизни?

Эмоциональная ограниченность, этническая и религиозная нетерпимость, нарастание жестокости и агрессии, и многое другое ограничивают деятельность людей, приводят к безразличию, безнаказанности, безответственности, стрессу. В обществе нарастает моральный кризис. И начало он, возможно, берет уже в детстве, когда у детей проявляются многие негативные стороны поведения и детской неприязни. Дети не умеют воспринимать какие-то общечеловеческие устойчивые нравственные правила и совмещать их с собственным поведением.

Государство, разработав Закон «Об образовании», на первое место поставило «приоритет человеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно- нравственной личности».

В младшем периоде обучения ребенок уже является членом общества, пусть пока классного и школьного, и этот важнейший документ дает педагогу возможность   определить для этой возрастной группы те нравственные нормы поведения (свод правил), по которым учащиеся будут строить отношения между сверстниками, обретут способность анализировать свои и чужие поступки и делать им нравственные определения.

Поэтому проблема духовно- нравственного воспитания и развития становится актуальной,  необходимой и особенно трудной для детей с ОВЗ (с нарушением слуха и речи), т.к. разговор о нравственных понятиях, включающих специальные термины: толерантность, этничность, дискриминация и др., которые  прочно вошли в речь современного человека, в том числе и школьника, особенно трудны для этой категории детей  и приводят к ограниченному лексическому пониманию речи, а, следовательно, не умению осознать окружающий мир и увидеть себя в нем.

В младшем школьном возрасте ребенок приобретает очень много ценных знаний и умений. А ребенок с недостатками слуха еще усваивает словарный запас и грамматику родного языка, создающего русскую речь; культуру речи и общения, которые дают ему возможность воспринимать информацию об окружающем мире, расширять и перерабатывать ее, обеспечивая ребенку связь с реальностью и самим собой. Усвоение родного языка оказывается одновременно и усвоением общечеловеческой культуры, правил поведения.

Культура занимает особое место в воспитании в ребенке духовно –нравственного начала. С раннего детства он впитывает в себя культуру, в которой родился. Со временем незаметно создается когнитивная, т.е. познавательная основа, благодаря которой человек в дальнейшем будет воспринимать и перерабатывать всю поступающую информацию о мире через родную культуру, которая с самого раннего детства определяет психологию ребенка и его поведение в обществе. По мнению американского антрополога М. Мид «…именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе».

Наша школа работает в инновационном режиме во всех направлениях: учебная и внеурочная деятельность, дополнительное образование.

Урок-это рабочее время педагога и учащихся, и его цель-усвоение детьми знаний по школьной программе. А для усвоения ребенком школьных позитивных моральных качеств необходимы новые формы внеклассной деятельности познавательно- духовной направленности и нравственного воспитания.  

Программа внеурочной деятельности по изучению истории русского костюма разрабатывалась с целью духовно –нравственного и эстетического воспитания учащихся на этапе начального курса школы на основе культурного наследия и истории, как части общей культуры страны.

Определяя содержание программы нам было важно ориентироваться на интеллектуальные возможности, интересы и потребности детей возрастной группы 3-4-х классов, т.к. данный сенситивный период благоприятен для реализации и развития личностных положительных особенностей каждого ребенка.

Тема истории русского костюма является достаточно актуальной и интересной, т.к. русский народный костюм входит в сферу традиционной национальной культуры. В его образно-стилистической структуре ярко и емко отразились этноконфессиональные, этнические, художественно- эстетические представления русского народа, его история, система ценностей, уровень духовной и материальной культуры.

Задачи программы:

-учить детей сохранять национальную самобытность;

-учить любить Родину, т.е. ее духовный национальный характер и понимать, что великое русское – велико и для всех народов России и мира;

-формировать у учащихся эмоциональную и нравственно-эстетическую отзывчивость на явления прекрасного в жизни и искусстве прошлого и настоящего;

-воспитывать чувство гордости за свою культуру   и страну;

-воспитывать мотивацию к сохранению старинных традиций в современном мире;

-развивать творческую активность.

Организуя работу по программе, мною были определены личностные, метапредметные, познавательные, универсальные учебно- познавательные действия и формы проведения мероприятий: беседы с использованием презентаций; экскурсии в музеи, на тематические выставки, галереи, конкурсы (школьные, городские); участие во всевозможных выставках по теме программы; организация творческой мастерской по созданию   моделей женского народного костюма и т.д.

Материал программных разделов включал:

1. мотивационную классно-урочную и дополнительную деятельность;

2.  художественно- эстетическую деятельность;

3.  историко-художественную деятельность;

4. коррекционно-коммуникативную и познавательно- интеллектуальную деятельность;

5. творческо-технологическую (практическую) деятельность.

Материал программы разрабатывался с учетом работы с детьми с недостатками слуха и недоразвитием речи и реализации их речевых и человеческих возможностей, а в дальнейшем и способностей к саморазвитию. В первом разделе программы такие учебные предметы как литературное чтение, окружающий мир, ОРКС непосредственно связаны с определенными программными темами, т.к. дополнительное образование способствует реализации целей образовательного процесса и перехода от учебной деятельности к дополнительной и внеурочной. Поэтому разделы по истории России и разделы литературного наследия: былины, жития, сказки, все виды устного народного творчества являются связующим звеном с тематическими беседами и занятиями по программе изучения истории русского народного костюма.

Материал подбирался так, чтобы дети могли понять смысл прочитанного, обобщить сведения и впечатления, перевести все в речевую форму и рефлексию, иллюстрировать и использовать для развития языковых способностей и речевой практики.

 Во втором разделе художественно- исторического направления: изо, музыкально–ритмических занятий, кино-мультипликационных просмотрах учащиеся знакомились с лучшими образцами художественных образов литературных и исторических   героев и личностей, воплощенных в литературе, изобразительном искусстве и современном кинематографе. Благодаря занятиям по этой форме, у детей не только развивается художественный и эстетический вкус, но появляется эмоциональная оценка обычаев, характеров, поступков героев. Дети попадают в мир человеческих отношений, чувств, которые откликаются в его душе красками, звуками, образами.

На каждом занятии учащиеся знакомились с новым речевым материалом, который был направлен на обогащение пассивного и активного словаря новыми (историческими, специфическими) терминами, относящимися к той или иной исторической эпохе, названиям деталей одежды, аксессуаров и т. д.

Особое место в программе занимает экскурсионная деятельность, которая является третьей частью программы. Новая программа Мэра Москвы С. Собянина «Музеи – детям» делает все музеи города доступными. А для детей с недостатками слуха и недоразвитием речи очень важно увидеть предметы русского искусства и культуры, т.к. зрительные образы помогают неслышащему ребенку перейти от зрительного созерцания к словесному описанию. Особенно интересна предложенная С.Собяниным форма - «Урок в музее», который сможет перейти в устойчивый творческий процесс и способствовать развитию мышления и творческой активности, применению информации в повседневной жизни и на уроке, развитию личностных качеств, вербальных навыков.

Дети четвертого года обучения уже не просто созерцают предметы, но и исследуют их в определенном историческом времени, т.к. перед посещением музея, они проводят большую подготовительную работу: читают дополнительную литературу, работают со словарями, определяют речевой материал, прорабатывают варианты тестов, составляют маршрутные листы.

Занятие выстраивается в определенной последовательности:

-формулировка проблемы и темы;

-постановка исследовательских вопросов;

-выдвижение гипотезы;

-составление плана занятия;

-ведение наблюдений;

-планирование информации;

-оформление результатов.

 Четвертая часть программы включает в себя проектную деятельность, викторины, квесты, дидактические игры и др. Занятия проводятся в достаточно традиционных формах. Здесь важным является то, что происходит удовлетворение познавательных потребностей в межличностном общении, т. к. детям предлагаются групповые формы работы, которые имеют преимущества в коммуникативных учебных действиях. Единственное то, что надо правильно организовать групповую работу так, чтобы каждый был вовлечен в работу группы и умел проектировать свою деятельность в зависимости от общего сотрудничества.

Пятый раздел – это творческая (практическая) деятельность детей: кружок «Роспись по дереву, изготовление выкроек деталей одежды, их крой и пошив. Эти практические работы являются как бы подведением итогов работы по программе.

А.П. Чехов писал: «Кто испытал наслаждение творчеством, для того уже все другие наслаждения не существуют». Творчество детей – это естественный компонент их развития, в котором воплощаются их природные способности и появляется возможность справиться с эмоционально-личностными проблемами.

Рисование – это один из любимых видов художественного творчества ребенка. А роспись по дереву вызывает неподдельный интерес детей, тем более, что образцами являются народные промыслы Городецкой, Хохломской, Палехской, Мстёрской росписи. Здесь можно использовать забытое определение одной из потребностей познавательной деятельности человека – любознательности, которая стимулирует его стремление научиться чему-то новому. В работе проявляется и такое качество как самостоятельность, которое является важнейшим их характеристик взрослого человека, а закладывается оно в детстве. Особенно важно развивать это у детей с ограниченными слуховыми возможностями, т.к. зрительная, тактильная информация перерастает в речевую потребность общения. Результатом этой работы явились росписи деревянных изделий: ложек, разделочных досок, пасхальных яиц, матрешек.

Эстетический вкус-это тоже творческое проявление деятельности человека.

Небольшой процент людей от рождения обладает тонким эстетическим вкусом. Но, если в раннем детстве развивать, направлять и поощрять зачатки эстетического вкуса, способности и наклонности, то ребенок научиться откликаться на любые проявления красоты.

В этой работе важно обращать внимание не только на целесообразность трудового процесса, но и на утилитарную пользу труда: без одежды и предметов быта человек не может существовать, а также и на красоту, и эстетику этих предметов. Поэтому в практической части раздела программы много уделялось занятиям по изготовлению элементов женского костюма в традиционной русской технике ручного труда. Не только девочки, но и мальчики с удовольствием учились создавать эскизы, конструировать выкройки, подбирать ткани и аксессуары, кроить и шить одежду ручным способом, т.к. все это входило в сферу женской деятельности. Ведь на Руси уже с малолетства учили девочек прясть, ткать, вязать, шить, вышивать, плести из бисера. Учащиеся создали миниатюрные повседневные и праздничные элементы многослойного женского русского платья: рубаху, юбку- поневу, сарафан, фартук- занавеску, душегрею, женские головные уборы: кичку, кокошник, обрус. Все эти вещи русского наряда существовали, сохранялись и передавались неизменными из поколения в поколение, неся в себе духовный и эмоциональный образ русской женщины.

Научно-технический прогресс повлек существенные изменения в духовно – эмоциональном мире человека, его быте, привычках, художественно –эстетической культуре. Все больше привлекает, в том числе и детей, техническая индустрия развлечений. Интернет, телефономания, игровые приставки и т.д., как магнитом тянут к себе. Это уже тревожит родителей, учителей, общественные организации, все общество. Задача, в частности школы, вернуть детей в реальный мир чувств, эмоций, желаний, основанный на личном человеческом общении. Умение видеть и понимать прекрасное играет важную роль в духовно –нравственном и эстетическом развитии личности и выступает одним из критериев его морального поведения.

Чем выше эстетический и духовный уровень ребенка, тем лучше он будет в дальнейшем ориентироваться в жизненных проблемах: сначала в школьных, коммуникативных, а затем и взрослых.

Российскому обществу как никогда важно осознать и осмыслить не только общие национальные черты личности, но и свою социальную идентичность как члена определенного мирового сообщества.

 Гордость за собственную культуру способствует возникновению уважения к другим народам.

Поиск нравственных ориентиров в технически – информационном мире все чаще будет заставлять людей обращаться к истории и культуре своей страны, искать опору в «вечных ценностях предков»: обрядах. обычаях. праздниках, которые будут фундаментом культуры, духовности и нравственности, патриотизма, как отдельного человека, так и целого народа.

Работа в течение года по программе внеурочной деятельности по изучению истории русского народного женского костюма была направлена на создание условий по воспитанию духовно- нравственных норм, учащихся с ОВЗ (нарушением слуха и недоразвитием речи), их социальной адаптации, развитию индивидуальных способностей, привитию эстетической культуры.

Обобщая результаты этой работы, можно отметить развитие интеллектуального уровня учащихся, их эмоционального состояния, актуального интереса к культуре и истории своей страны.

Работа способствовала формированию   мотивации познавательной и творческой деятельности учащихся, готовности к самообразованию и самооценке своего внутреннего духовного потенциала.

За время работы по программе значительно обогатился словарный запас детей с недостатками слуха речи, выросла потребность в коммуникативном общении и речевой практике, через которые дети учились дружелюбно и уважительно общаться, строить отношения друг с другом и со взрослыми, искать контакта с посторонними людьми.

У детей проявлялись положительные и позитивные эмоции, желания, представления о своих индивидуальных особенностях характера, как положительных, так и отрицательных.

Учащиеся участвовали не только в общешкольных и окружных конкурсах.

Работа по программе изучения истории национального костюма вызвала неподдельный интерес, моральное, творческое удовлетворение как у учащихся и педагогов, так и у родителей.

И хочется закончить словами В.В. Путина «…мы знаем, что в мире все больше людей, поддерживают нашу позицию по защите традиционных ценностей, которые тысячелетиями составляли духовную, нравственную основу каждого народа …»

Список литературы:

  1. Рекомендации участников заседания круглого стола по теме «Духовно-нравственное воспитание в системе образования: состояние, проблемы, перспективы» Комитет Государственной Думы ФС РФ по образовании науки.
  2. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию от 02.12.2016г.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ от 19.12.2014 № 1598

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯМИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРАКТИКИ «Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»

«Музыкальный фольклор как средство духовно – нравственного и эстетического воспитания дошкольников»...

Развитие разговорной речи на занятиях ИЗО для учащихся с нарушениями слуха.

         Развитие разговорной  речи занимает одно из центральных мест в учебном плане глухих учащихся, а также может успешно осуществляться на занятиях ИЗО.Задачи ...

Заочная экскурсия «Это должен знать каждый» для учащихся с нарушениями слуха 1-2 классов.

Заочная экскурсия: «Это должен знать каждый» для учащихся с нарушениями слуха 1-2 классов.Цели: 1)  научить детей соблюдать правило дорожного движения и поведения на улице; 2)  ра...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников с нарушениями слуха.

В статье раскрывается роль народной сказки в воспитании дошкольников с нарушениями слуха и этапы работы над сказкой....

"Художественно-эстетическое развитие как средство духовно-нравственного и культурного воспитания дошкольника"

Статья об актуальности прблемы по художественно-эстетическому развитию дошкольника.Разработка педагогической деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию с акцентом на духовно...

педагогическая статья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха.

Развитие основ нравственно-патриотического воспитания неслышащих дошкольников через укрепление связи поколений в семье, углубление традиций, семейные ценности и приобщение к истории родного города....

«Семейный клуб как форма духовно-нравственного и эстетического воспитания детей в условиях реализации ФГОС ДО»

Опыт работы педагога Бочарниковой И.А. в ДОУ сотрудничества с родителями в целях органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечение всестороннего развития ли...