педагогическая статья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха.
статья (старшая группа)

Ларичкина Юлия Валерьевна

Развитие основ нравственно-патриотического воспитания неслышащих дошкольников через укрепление связи поколений в семье, углубление традиций, семейные ценности и приобщение к истории родного города.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут Ларичкина Юлия Валерьевна. Работаю воспитателем  с детьми имеющими нарушение слуха в дошкольном отделении с круглосуточным пребыванием. В своей группе на основе анализа и индивидуальной работы с детьми и их родителями, мы выявили проблему: дети имеют поверхностные знания о своей семье, о родной стране, своем районе, крае, о Родине в целом; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников. Поэтому целью моей работы является Развитие основ нравственно-патриотического воспитания неслышащих дошкольников через укрепление связи поколений в семье, углубление традиций, семейные ценности и приобщение к истории родного города.

 Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Нравственно - патриотическое воспитание с дошкольного возраста – это верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными, его любви к малой родине. 

Свою работу я разделила на три блока. Развитие основ нравственно-патриотического воспитания проходит через укрепление у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Способствовать формированию бережного отношения к родной природе и всему живому; Способствовать развитию толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям.  Приобщение к истории родного города и страны.

 Мы предположили, что процесс нравственно - патриотического воспитания неслышащих детей будет эффективней, если будут использованы игровые, словесные, наглядные методы воспитательной работы, конечно, использование информационно-компьютерных технологий.

Для создания положительной эмоциональной атмосферы и активизации познавательного интереса детей необходимо широко применять игровые приемы в ходе занятий. Каждая тема подкрепляется различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование и т.д.).

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Различные фото истории семьи будят мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными. Тем не менее, многие родители стали непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают  в сборе и пропаганде материалов по родному краю, создают семейное дерево, посещают выставки с детьми.

 Еще немало важной особенностью работы с неслышащими детьми является прием «наглядности». Любая беседа, досуг, занятие должны подкрепляться иллюстрациями, картинками, историческими предметами.

  Большое значение в работе с детьми, имеющими нарушение слуха, имеет словарная работа. Речь глухих детей бедна по словарю. Поэтому  наблюдается заметное снижение словесной памяти. Обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания и длительному сохранению интереса к ней.

  В специально – организованной деятельности , в искусственно созданных ситуациях используются различные формы и методы: творческие игры, в которых дети выполняют роли спасателей и людей, попавших в беду, игры-драматизации «Я мамин помощник». Ежедневные «минутки доброты», включаемые в различные образовательные мероприятия и другие режимные процессы, помогают закреплять проявление нравственных качеств детей.

   Начав свою работу еще в начале года, определила для себя следующие критерии, которые мне, как воспитателю необходимо соблюдать.

  Одним из определяющих факторов нравственно- патриотического воспитания детей является организованная предметно-развивающая среда со специально подобранными материалами, которые помогают приучать к самостоятельным играм . Предметно – развивающая среда в нашей группе представлена: 1. Патриотическим уголком о Москве; 2. Уголком природы нашего края; 3. Библиотекой с адаптированными текстами для неслышащих детей; 4. Дидактическими играми.

 Следующий критерий, который необходимо соблюдать – это, как уже ранее говорилось, привлечение родителей к совместной  деятельности с детьми и с воспитателем. Участие родителей в конкурсной деятельности, проведение совместных досугов, изготовление наглядно – информационного материала.

   Проведение торжественных государственных мероприятий: 23 февраля, День победы, Международный женский день. Проведение досуговых мероприятий: день доброты, день дружбы, день именинника, день Земли, день флага России. Детям очень нравится готовиться к празднику. Например При подготовке празднования Дня защитника Отечества у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники. Спортивный Досуг организовывали совместно с родителями. На празднование Дня победы запланирована акция «Голубь мира», где дети и родители примут активное участие.

  Результативность моей работы заключается в пополнении активного и пассивного словарного запаса детей, они много нового узнали о России, о Москве, о традициях, а главное, что родители уделяли своим детям больше внимания, беседовали с ними дома, ходили на праздники, участвовали в совместных досугах. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения, дети стали более внимательны друг к другу, спокойнее, бережнее.

  Своим опытом, средствами и методами воспитания нравственно – патриотических качеств у неслышащих детей я готова делиться на Круглых столах, открытых занятиях, консультациях. За прошедшее время мною пополнилась методическая копилка с дидактическими играми по развитию нравственно – патриотического воспитания детей с нарушение слуха. Новизна моего опыта проявляется в комбинации элементов известных методик; в усовершенствовании отдельных сторон педагогического воспитания неслышащих детей.

9  При отборе методов реализация поставленных целей и задач я изучила следующую методическую научную литературу: «Патриотическое воспитание дошкольников» Н. В. Алёшина, «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет» Н. Г. Комратова, «С чего начинается Родина?» Л. А. Кондрыкинская, «Моя страна» В. И. Натарова, «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников» Н. Д. Маханева 


10Методическое обеспечение отражено фотографиями, альбомами и специальной литературой (художественной и справочно - информационной). Весь этот материал обогащает представление детей о малой Родине. Имеются карты, буклеты, схемы, изображение символов России, Алтайского края, города Барнаула. 


11


12Ведущей педагогической идеей является сопровождение детей дошкольного возраста на пути к становлению гражданственности и патриотизма, формирование и развитие компетенций, необходимых для успешной социализации подрастающей личности в условиях малой родины (родного города). 


13 Система и последовательность работы по воспитанию у детей патриотических чувств, представлена следующим образом: 1 блок «Семья и ближайшее окружение» 2 блок «Родной свой край люби и знай! 3 блок «Россия – Родина моя» 

-Использование ИКТ технологий; -Проведение экскурсий; -Посещение социальных институтов рамках преемственных связей; -Организация выставок, концертов, конкурсов, досугов. -Реализация непосредственно-образовательной деятельности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам. 


25 -Проведение экскурсий с участие родителей; -Беседы – консультации; -«Дней открытых дверей» -Организация нетрадиционных форм работы с родителями (клуб «Молодых родителей», «круглый стол») -Привлечение родителей к проектной деятельности по теме; -Участие родителей в конкурсной деятельности в ДОУ; -Проведение праздников и совместных досугов ; -Анкетирование -Наглядно – информационный материал. 


27 Распространяю опыт работы внутри ДОУ, на городском, межрегиональном и всероссийском уровне: -Педсоветы; -Консультации; -Открытые показательные мероприятия для молодых педагогов; -Показательные мероприятия для студентов БГПК 1; -Участие в конкурсной деятельности -разного уровня. 


28 Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических чувств способствовала обогащению знаний дошкольников. Дети узнали много нового о России, о Москве, о традициях, а главное, что родители уделяли своим детям больше внимания, беседовали с ними дома, ходили на праздники, участвовали в совместных досугах. Пополнение активного и пассивного словаря детей, способствовало формированию наглядно- образного мышления детей. В игре и труде между детьми улучшились дружеские взаимоотношения.

 Надеюсь, что полученные в детском саду знания пригодятся ребятам в их дальнейшей жизни. 


29 Данный опыт работы может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение: -Перспективное планирование работы с детьми; -Методическая копилка: конспекты, наглядно- иллюстрационный материал, картотеки, дидактические игры, методические пособия, мультимедийные презентации, литература. 


30 Затруднения в реализации работы по нравственно- патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста возникают со стороны родителей, так как в связи с современной загруженностью они не всегда имеют возможность принять участие в мероприятиях проводимых мною на базе дошкольного учреждения. Как следствие родители не могут в полной мере применять свой опыт и знания в процессе нравственно-патриотического воспитания своих детей. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Статья адресована  родителям. В ней говорится о важности нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте....

Статья "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радост...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий по обследованию детей с нарушениями слуха (соавторство)

Методические рекомендации разработаны для использования руководителями и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий для оптимизации работы по созданию специальных условий для получения обу...

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ(с нарушениями слуха)

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ(с нарушениями слуха) (особенности познавательных процессов,  эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей дошкольного возраста с ...

Статья "Инклюзивное обучение дошкольников с нарушением слуха"

В статье говорится об актуальности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха....

Рукописные книги - эффективное средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников с нарушением зрения.

Использование рукописных книг в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи...