Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ(с нарушениями слуха)
материал

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ(с нарушениями слуха) (особенности познавательных процессов,  эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей детей дошкольного возраста с нарушением слуха)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-ped_harka_detey_s_ovzgluhih.docx15.43 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическая характеристика детей с особыми образовательными потребностями (с нарушением слуха)

Особенности познавательных процессов детей с нарушением слуха

Особенности эмоционально-волевой сферы и личностные особенности детей с нарушением слуха

Внимание

Концентрация внимания поддерживается с помощью зрительных раздражителей; распределение и переключение внимания протекают специфически, так как ребенок не может одновременно воспринимать наглядное пособие и смотреть на педагога.

Объем внимания у детей с нарушением слуха не зависит от наличия или отсутствия тренировки.

Устойчивость и продуктивность внимания управляемы при наличии положительной мотивации. Большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор ребенка с нарушением слуха.

Продуктивность внимания у глухих воспитанников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок.

Нарушение словесного общения частично изолирует ребенка с нарушением слуха от окружающих его говорящих людей, это создает определенные трудности в усвоении социального опыта. Отставание в развитии речи приводит к затруднениям в осознании своих и чужих эмоциональных состояний, это приводит к упрощению межличностных отношений.

 Для детей с нарушением слуха педагог играет значительную роль в формировании межличностных отношений (в формировании оценки окружающими детьми и самооценки) на протяжении длительного времени, вплоть до старших классов в школе.

 У неслышащих и слабослышащих детей необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Это объясняется тем, что с раннего возраста они находятся в зоне положительного оценивания своих достижений со стороны взрослых.

Возможно проявление у ребенка агрессивного поведения, связанное с реальным оцениванием его возможностей со стороны педагога и сверстников. Наблюдается приоритетное общение с педагогом и ограничение взаимодействия со сверстниками.  «Неагрессивная агрессивность» — использование ребенком с нарушением слуха невербальных средств для привлечения внимания собеседника (схватить за руку, постучать по плечу, подойти очень близко, заглядывать в рот сверстнику).

Память

Преобладание образной памяти над словесной.

 Осмысливание и вербализация при запоминании объектов, а также отсроченное воспроизведение у данных детей менее развиты, чем у слышащих.

 Особенности запоминания и воспроизведения наглядного материала в большей степени проявляются у детей с нарушением слуха дошкольного и младшего школьного возраста.

 Удержание в памяти сложного наглядного материала, его мысленное переконструирование вызывает значительно большие трудности.

Дети допускают пропуски и перестановки звуков и слогов; могут смешивать слова, сходные по звукобуквенному составу; иногда искажают звуковой состав слов.

 Большие трудности наблюдаются в точном запоминании слов определенной грамматической формы.

Дети с трудом переносят слово из одной группы и используют его в соответствии со измененным значением в другом сочетании. Наблюдаются трудности запоминания фраз, пропуски в них отдельных слов, нарушающих смысловое значение, что связано с ограниченностью словарного запаса и задержкой развития устной речи данного контингента детей. Стремятся к дословному воспроизведению речевого материала, хотя чаще всего успеха не достигают. Эта особенность наблюдается и в дощкольном, и школьном возрасте (старших классах).

Мышление

При нарушении слуха замедленность и затрудненность в овладении речью сказывается на развитии всех форм мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и понятийного, а также на развитии у них основных мыслительных операций.

 У глухих детей по сравнению со слышащими сверстниками наблюдается замедленность в развитии мыслительных и практических действий. Наглядно-действенное мышление глухого ребенка связано непосредственно с его деятельностью и восприятием, и проявляется в процессе практического манипулирования с объектом, когда ребенок физически разъединяет, складывает, соотносит части воспринимаемого предмета.  Некоторое отставание в решении сложных наглядно-действенных задач по сравнению со слышащими сверстниками у неслышащих детей обусловлено недостаточным уровнем сформированности речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении воспитанников с нарушением речи.

В работе указаны :·        Цель, задачи, основные направления  и формы сопровождения детей с нарушением речи.·        Р...

Программа психолого-педагогического сопровождения родителей детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе вместе"

Авторы-составители: учитель-логопед, педагог-психолог.Авторская программа психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группе "Готовимся к школе в...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

Программа психолого – педагогического сопровождения для детей дошкольного возраста с нарушениями развития

программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии...

Психолого-педагогическая помощь родителям детей с нарушением слуха в ДОУ.

Психолого-педагогическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проблемами слуха родители сталкиваются с множеством проблем, от них требуетс...

Воображение детей дошкольного возраста как психолого-педагогическое явление, характеристика его сущности

В статье раскрывается сущность воображения, особенности развития воображения детей дошкольного возраста...

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО

Характеристика структуры и содержания психолого-педагогического сопровождения социализации детей 6-7 лет в условиях ДОО...