Модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении воспитанников с нарушением речи.
материал по логопедии по теме

 

В работе указаны :

·        Цель, задачи, основные направления  и формы сопровождения детей с нарушением речи.

·        Роль учителя-логопеда образовательного учреждения в системе психолого-педагогического сопровождения.

·        Перечень логопедических методик диагностики и  логопедических программ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении воспитанников

с нарушением речи.

  1. Цель, задачи, основные направления  и формы сопровождения детей с нарушением речи.

Цель:

Достижение максимальной грамотности устной речи и профилактика нарушений письменной речи воспитанников, обеспечение условия для их успешной социальной адаптации с учетом личностных особенностей.

Задачи:

  1. Обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
  2. изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
  3. систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
  4. оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
  5. формирование   у   педагогического   коллектива   ЛОУ   и   родителей

          информационной готовности к логопедической работе, помощь

          им в организации полноценной речевой среды;

  1. координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.

Основные направления процесса сопровождения:

  1. Диагностико-аналитическое
  2. Коррекционно-развивающее
  3. Консультативное
  4. Профилактическое  

Формы:

  1.   Индивидуальные занятия. Основная цель – подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.
  2. Подгрупповые занятия. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе. На занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

  1. Роль учителя-логопеда образовательного учреждения в системе психолого-педагогического сопровождения.

Учитель-логопед ДОУ является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.

  1. Методики диагностики, программы

МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

  1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет ( «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»)

  1. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

Методика описана в пособии Жуковой Н.С. и др. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».

Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития»

  1. «Классическая» логопедическая диагностика

Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы.

  1. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.

Автор: Волкова Г.А. 

  1. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.
  2. Нейропсихологическая диагностика речи
  1. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.
  1. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
  2. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.

ПРОГРАММЫ

  1. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи

(для детей подготовительной к школе группы)

Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева.

  1. Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го         года жизни. Авторы : Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.

  1. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада.    Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва 1991.

  1. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

            Т.Б.Филичева,  Г.В.Чиркина. Москва 2005.

  1. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет).

           Автор Н.В.Нищева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста

В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...

Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи

. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце...

Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....

«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»

laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...

Модель психолого-педагогической поддержки социализации развития детей с общим недоразвитием речи

Психолого-педагогическая поддержка социализация развития ребенка с общим недоразвитием речи...