Модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении воспитанников с нарушением речи.
материал по логопедии по теме
В работе указаны :
· Цель, задачи, основные направления и формы сопровождения детей с нарушением речи.
· Роль учителя-логопеда образовательного учреждения в системе психолого-педагогического сопровождения.
· Перечень логопедических методик диагностики и логопедических программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_psihologo-pedagogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_narusheniem_rechi.docx | 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении воспитанников
с нарушением речи.
- Цель, задачи, основные направления и формы сопровождения детей с нарушением речи.
Цель:
Достижение максимальной грамотности устной речи и профилактика нарушений письменной речи воспитанников, обеспечение условия для их успешной социальной адаптации с учетом личностных особенностей.
Задачи:
- Обследование воспитанников общеразвивающих ДОУ (групп) и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи;
- изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них;
- систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами;
- оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению;
- формирование у педагогического коллектива ЛОУ и родителей
информационной готовности к логопедической работе, помощь
им в организации полноценной речевой среды;
- координация усилий педагогов и родителей, контроль за качеством проведения ими речевой работы с детьми.
Основные направления процесса сопровождения:
- Диагностико-аналитическое
- Коррекционно-развивающее
- Консультативное
- Профилактическое
Формы:
- Индивидуальные занятия. Основная цель – подбор и проведение комплекса упражнений, направленных на устранение специфических нарушений, установление эмоционального контакта и индивидуального подхода с учетом личностных особенностей ребенка.
- Подгрупповые занятия. Основная цель – воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять упражнения в заданном темпе. На занятиях организуется совместная работа, обеспечивающая межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
- Роль учителя-логопеда образовательного учреждения в системе психолого-педагогического сопровождения.
Учитель-логопед ДОУ является координатором коррекционно-речевой работы в условиях ДОУ, организует интегративную деятельность всех участников коррекционно-образовательного процесса, главными субъектами которого являются: ребенок с особыми образовательными потребностями, педагогический коллектив ДОУ, родители ребенка-логопата.
- Методики диагностики, программы
МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
- Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.
Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет ( «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения»)
- Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.
Методика описана в пособии Жуковой Н.С. и др. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».
Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. «Ранняя диагностика умственного развития»
- «Классическая» логопедическая диагностика
Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы.
- Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи.
Автор: Волкова Г.А.
- Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.
- Нейропсихологическая диагностика речи
- Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.
- Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
- Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В., Домнина О.В.
ПРОГРАММЫ
- Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
(для детей подготовительной к школе группы)
Составители: Г.А.Каше, Т.Б. Филичева.
- Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни. Авторы : Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
- Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва 1991.
- Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Москва 2005.
- Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4-7 лет).
Автор Н.В.Нищева.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого- педагогические основы взаимодействия педагогов образовательного учреждения с детьми дошкольного возраста
В презентации представлены формы совместной деятельности педагогов с детьми; раскрыты причины нарушения взаимодействия с детьми; сформулированы критерии самодиагностики профессиональных умений педагог...
Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ....
Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи
. Для маленького ребенка весь мир сконцентрирован в близком взрослом. Сквозь призму общения с ним он воспринимает все на свете. Чтобы мир предстал ему таким, каков он есть, общение должно быть полноце...
Клиническая систематика и психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Программно-методическое обеспечение и содержание коррекционно-развивающей работы с детьми....
«Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»
laquo;Психолого-педагогические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи»...
Положение о о психолого- педагогическом консилиуме муниципального казенного образовательного учреждения «Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района Челябинской области
Положение поможет в правильной организации работы психолого-педагогического консилиума...
Модель психолого-педагогической поддержки социализации развития детей с общим недоразвитием речи
Психолого-педагогическая поддержка социализация развития ребенка с общим недоразвитием речи...