Опыт работы «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка по теме

Серик Ирина Валерьевна

Обобщенный опыт работы педагога-психолога ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ppo_moy_sokrashchenn.doc478 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 1 «Сказка»

муниципального образования город Приморско-Ахтарск

Тема опыта:

«Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов

дошкольного образовательного учреждения»

Автор - составитель:

Серик Ирина Валерьевна

педагог – психолог

второй категории


г. Приморско-Ахтарск 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

1. Литературный обзор состояния вопроса.

1.1. История  педагогического   опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»  в  педагогике         ……………………………………………………...4

1.2. История изучения  педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»  в  муниципальном   образовании    и     образовательном   учреждении ………………………………………………………...………………..6

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта…….……………………………………………………………………………9

2. Психолого-педагогический портрет коллектива педагогов, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта……………..…….11

3.Педагогический опыт «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения»

3.1. Описание   основных   методов   и   методик,   используемых   в представляемом  педагогическом  опыте……………………………………........18

3.2. Актуальность педагогического опыта………………………………....19

3.3.Научность в представляемом педагогическом опыте…………………20

3.4.Результативность педагогического опыта ………………………….....22

3.5.Инновационность представляемого педагогического опыта…………24

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта………....24

3.7. Описание   основных   элементов   представляемого   педагогического

опыта………………………………………………………………………………...27

4.Выводы……………………………………………………………………............29

5. Библиографический список…………………………………………...………...30

6. Приложения…………………………….……………………….….……............31

Приложение №1 - Цикл мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ…………………………….32

Приложение №2 - «Оценка уровня коммуникабельности педагога» .............33

Приложение №3 - «Оценка профессиональной направленности личности педагога» …………… ……………………………………………………………..34

Приложение №4 -  «Определение стиля в общении с родителями» ………..36

Приложение №5 -   «Оценка агрессивности» ………………………………...37

Приложение №6 - «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями»...39

     Приложение №7 - «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников» ……………………………………………………………………40

 Приложение №8 - Анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями ………………………………………………………………41

 Приложение №9 - «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ» ……………………………………………………………………43

 Приложение №10 - «Азбука общения» ………………………………………45

 Приложение № 11 - «Развитие социально-психологической продуктивности педагогов»…………………………………………………………………………..48    

Приложение №12 - «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике» ………………………………………………………..55

Приложение №13 - «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя».59

Приложение №14 - Презентация «Профессиональная компетентность педагогов»…………………………………………………………………………..65

Приложение № 15 - Презентация «Конфликты в педагогической практике»……………………………………………………………………………71

Приложение №16 -  «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями»………………………………………………………………………...75

Приложение № 17 - «Личностные качества педагогов»……………………  78

Приложение №18 -  «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников»…………………………………………………………………….82

 Приложение №19 -  «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ»………………………………………………85

 Приложение №20 – Фотоматериалы………………………………………….93

1. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА

1.1. История темы педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» в педагогике.

«Каждому воспитателю крайне важно помнить, какое – благотворное или пагубное – влияние он оказывает, каким образом он служит; дети воспринимают все» (Кащенко В.П.)

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют всё лучшее и проверенное временем, а с другой - ищут и стремятся внедрять новые эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых - достижение реального сотрудничества между детским садом и семьёй.

        Как показывает практика, эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Так, уже коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие родители тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

        Нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй важны и для улучшения отношений между родителями и детьми. Родители учатся любить ребёнка таким, как он есть, безоговорочно. Они имеют возможность увидеть собственного ребёнка в обстановке, отличной от семейной, понаблюдать за его общением со сверстниками и педагогами, открыть в нем новые способности. В совместной деятельности родители и дети учатся понимать друг друга, доверять друг другу, становятся партнёрами.

        Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в  семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнёрами в общем деле воспитания ребёнка.

        Из чего складывается успех общения? Прежде всего, из желания пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнёра, услышать его, признать право другого на иную позицию. Общение будет успешным, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

        Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребёнка, показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников.

        Всё о чём шла речь приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников».

        Что же такое профессиональная компетентность и какого педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?

        Анализ современных требований к организации общения педагога с родителями воспитанников свидетельствует: его компетентность проявляется в способности организовать такое общение, которое характеризуется личностным интересом, педагогическим смыслом и значимостью. Профессиональная компетентность предполагает также прочность ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое овладение знаниями о семье, её воспитательном потенциале, специфике взаимодействия, методах изучения семьи, разнообразии практических способов организации общения.

        В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки, знания, умения и навыки.

Личностные качества и установки (личностный компонент)

  • Готовность к непрерывному профессиональному совершенствованию в области общения с родителями воспитанников.
  • Осознание собственных ошибок и трудностей в организации общения с родителями.
  • Установка на доверительное и безоценочное взаимодействие с

         родителями.

  • Выдержка, тактичность, наблюдательность, уважительность и др.

Знания (содержательный компонент).

  • О семье.
  • О воспитательном потенциале семьи.
  • Об особенностях семейного воспитания.
  • О специфике взаимодействия общественного и семейного воспитания.
  • О методах изучения семьи.
  • О современных формах организации общения.
  • О методах активизации родителей.

Умения и навыки (деятельностный компонент)

  •  Умение преодолевать психологический барьер общения с родителями, осуществлять индивидуальный подход к ним в процессе общения.
  • Владение методами изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Умение прогнозировать результаты развития ребёнка в семье, определять оптимальные пути его развития и т.д.
  • Умение ориентироваться в информации, отбирать необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т.д.
  • Умение конструировать программу деятельности с родителями, отбирать содержание и методы её осуществления, моделировать ход и характер предстоящего общения с родителями и т.д.
  • Умение организовать традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями, осуществлять педагогическое руководство и оказывать им действенную помощь.
  •  Коммуникативные умения и навыки: устанавливать контакт с родителями, понимать их, сопереживать им, проявлять к ним внимание; предвидеть результаты общения, возможные трудности; управлять своим поведением, предупреждать и педагогически грамотно решать конфликтные ситуации.
  •  Проявлять гибкость в общении с родителями; создавать в процессе общения с родителями атмосферу совместного творчества; владеть этикетными нормами речи и поведения; осуществлять индивидуальный подход на основе знания их конкретных особенностей.

       Нарисуем портрет педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения с родителями воспитанников.

  • Обладает устойчивой потребностью в самосовершенствовании в сфере общения с родителями.
  • Признаёт роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их  «помощника».
  • Стремится к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей.
  • Обладает высокой степенью диалогичности в общении с родителями.
  • В общении с родителями проявляет выдержку, внимание, тактичность и другие, профессионально значимые качества.
  • Владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей.
  • Учитывает социальные запросы родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними.
  • Умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные  формы организации общения и методы активизации  родителей.
  • Обладает развитыми коммуникативными навыками.

         Говоря иными словами, педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было содержательным, и, главное, активно действует.

1.2. История изучения темы педагогического опыта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения» в  муниципальном образовании и образовательном учреждении

Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти "ключик" к каждому ребенку, родителю, иметь свою "изюминку", быть интересным для окружающих.

Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса, но и был открыт к общению. Построение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми ФГТ предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов.

В прояснении личностных возможностей и психологических ресурсов, а также развитии коммуникативности воспитателей может оказать помощь педагог-психолог. Его основная задача при этом – способствовать решению профессиональных и личностных проблем, возникающих из-за отсутствия психологических знаний о своем внутреннем "Я", о педагогических возможностях общения с детьми и особенно с родителями.

Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства.

В соответствии с поставленной целью детский педагог – психолог ДОУ выполняет следующие задачи:

  1. Реализовать в работе с детьми возможности развития каждого возраста;
  2. Развивать индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр.
  3. Создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду;
  4. Оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Городским методическим центром на протяжении многих лет ставится задача разработки методов по решению наиболее типичных проблем педагогов в сфере профессиональной компетентности. Как показывает практика работы педагогов-психологов в детских садах, к ним относятся:

  • авторитаризм в общении с родителями;
  • отсутствие согласованности, взаимные претензии;
  • неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями.

        Эти задачи решаются через психолого-педагогическое просвещение педагогов в различных консультациях,  семинарах, семинарах-практикумах.

В настоящее время одна из наиболее актуальных проблем, с которой сталкиваются педагоги–психологи муниципального образования – конфликты в педагогической практике.

Более конкретно эту проблему рассмотрели на методических объединениях в 2010 -2012 годах, на которых представлялись лучшие опыты работы в этом направлении. Был составлен методический материал для педагогов города «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ».  В рекомендации вошел и мой опыт «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ», который распространяется через методические объединения для педагогов-психологов, воспитателей города.

Наше дошкольное учреждение данной проблемой начало активно заниматься с 2009 года. Велся активный поиск эффективных и современных форм работы.  Для воспитателей дошкольного учреждения была подобрана диагностика и комплекс практических упражнений, сформировавшие практикумы и тренинги. Были разработаны практические рекомендации, консультации для воспитателей: «Личностные качества педагогов», «Психолого-педагогические аспекты взаимодействия с родителями в ДОУ», «Способы регулирования конфликтов», «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников».

В 2010 году возникла идея внедрения в практику работы детского сада проекта «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ».  В течение трех лет апробировались различные формы и методы работы с воспитателями и как результат явился обобщенный опыт работы  «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения».  

Цель проекта: формирование коммуникативной компетентности педагогов, мотивации к самосовершенствованию.

Задачи проекта:

  • выявление типологических особенностей личности педагогов;
  • оценка основных элементов коммуникабельности педагогов (способность к эмпатии, общительность, агрессивность, умение разрешать конфликты);
  • формирование способности к адекватной оценке себя в общении с родителями;
  • знакомство педагогов с теоретическими и практическими психологическими положениями в области коммуникативной компетентности;
  • формирование у педагогов способности к проектированию и конструированию эффективного общения с родителями;
  • развитие уверенности в своих силах, повышение самооценки;
  • обучение использованию здоровьесберегающих технологий, развитие эмоциональной устойчивости воспитателя.

Участники:  воспитатели, администрация, педагог-психолог.

Принципы работы по проекту:

  • добровольности;
  • сотрудничества – участники занимают равноправные позиции;
  • конфиденциальности – информация, относящаяся к тому или иному участнику, не обсуждается с другими без его согласия;
  • доверительности – открытость и искренность участников в описании своих чувств, мыслей;
  • диалога – участники находятся в постоянном контакте, обсуждают все возникающие вопросы.

Работа по проекту рассчитана на 2 года.

1.3. Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

В описании педагогического опыта использованы следующие основные понятия и термины:

 Профессиональная компетентность — 1. это способность педагога решать профессиональные проблемы, задачи в условиях профессиональной деятельности. 2. это сумма знаний и умений, которая определяет результативность и эффективность труда, это комбинация личностных и профессиональных качеств.

 Компетенция — это совокупность конкретных профессиональных характеристик.

Помощь психологическая - профессиональная помощь психолога в разрешении психологических проблем, возникающих у детей, родителей и педагогов. Выступает в двух формах - психологического консультирования и психотерапии.

Просвещение - важное направление деятельности практического психолога. Представляет собой совокупность методов, средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей.

Психотерапия (психокоррекция) - направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления (изменения) отклонений и нарушений в психическом развитии.

Психология - наука о закономерностях развития и функционирования пси- хики как особой формы жизнедеятельности.

Социализация  - процесс и результат активного присвоения человеком норм, идеалов, ценностных ориентаций, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения.

Интеллектуально-педагогическая компетентность — умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

Коммуникативная компетентность — значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию, эмпатию, способность конструировать обратную связь.

Информационная компетенция — объем информации педагога о себе, учениках, их родителях, о коллегах;

Регулятивная компетентность — умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

Компетентность – 1. личные возможности должностного лица и его квалификация (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного курса решений или решать вопросы самому, благодаря наличию у него определенных знаний, навыков; 2. уровень образованности личности, который определяется степенью овладения теоретическими средствами познавательной и практической деятельности.

Компетентность общекультурная – уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции.

Компетентность социально-психологическая – это способность индивида вступать в эффективные межличностные взаимодействия в рамках данного социума.

2. Психолого-педагогический портрет коллектива воспитателей, являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта

В формировании представляемого педагогического опыта принимал участие коллектив воспитателей МАДОУ №1 «Сказка» г. Приморско-Ахтарска. Коллектив составляют женщины с различным педагогическим стажем работы. Шесть педагогов – со стажем работы более 20 лет, четыре педагога – более 10 лет. Остальной педагогический состав составляют  женщины не старше 35 лет.

В реализации проекта принимал участие весь коллектив (за исключением педагогов, находящихся в отпуске, на больничном) – в среднем 18 человек.

Для создания психолого-педагогического портрета коллектива целесообразно использовать данные, полученные в результате диагностического исследования профессиональной компетентности педагогов ДОУ. Рассмотрим данные шести разноплановых тестовых методик.

1. Данные о затруднениях педагогов МАДОУ №1 в общении с родителями на основе самооценочной методики «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями) (приложение №6).

Цель: Самоанализ педагогом профессиональных затруднений в общении с родителями воспитанников и определении актуальной для себя тематики консультативной помощи. (Воспитателям выдавался опросник, содержащий 18 суждений).

Полученные результаты:

          Максимальное количество затруднений (44%) педагоги испытывают в умении использовать активные методы и формы общения с родителями. Средний показатель (34%) у группы умений учитывать потребности семьи, мнения и интересы родителей. Минимальное количество затруднений (28%)   коммуникативного характера (гибкость стиля общения, умение сопереживать родителям).

Полученные результаты говорят о первоочередной необходимости пополнения знаний педагогов об активных методах взаимодействия с родителями воспитанников. Необходимо также дополнить знания о способах изучения семьи  и развивать коммуникативные умения педагогов.

         2. Данные тестового опроса воспитателей МАДОУ №1  «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников». (приложение №7)

Цель: Изучить особенности понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров. Самоанализ педагогом собственной готовности к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников.

 Полученные результаты:

Высокую степень принятия диалогичности общения с родителями имеют 11% (2 человека) опрошенных воспитателей. 28% (5 человек) готовы к диалогическому общению с родителями воспитанников на среднем уровне. Подавляющее большинство (61% - 11 человек) опрошенных воспитателей имеют низкий уровень принятия взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

Низкий уровень способности к равноправному сотрудничеству, говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства воспитателей по отношению к  родителям. Учиться объединять усилия для воспитания детей, создавать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий. Стремиться к высокому уровню доверия и информированности.

3. «Оценка профессиональной направленности личности педагога»   (Е.И. Рогов) (приложение №3)

А. «ПЕДАГОГ-КОММУНИКАТОР»

Степень выраженности профессионально важного качества:

ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ.

                     

 Профессионально важные качества: общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность.

Педагог-коммуникатор отличается экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с ребенком, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни.

Б. «ПЕДАГОГ - ОРГАНИЗАТОР»

Степень выраженности профессионально важного качества:

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ.

Профессионально важные качества: требовательность, организованность, сильная воля, энергичность.

Педагог-организатор нередко является лидером не только у детей, но и во всем педагогическом  коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных мероприятий, поэтому результат его воздействий обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины.

                   

В. «ПЕДАГОГ - ПРЕДМЕТНИК»

Степень выраженности профессионально важного качества:

НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ПРОФЕССИЮ.

           

Профессионально важные качества: наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству.

Педагог-предметник – рационалист, твердо уверен в необходимости учения и его значимости в жизни, более характерно воспитание детей средствами обучения.

Г. «ПЕДАГОГ - ИНТЕЛЛИГЕНТ»

Степень выраженности профессионально важного качества:

ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ.

           

Профессионально важные качества: высокий интеллект, общая культура и высокая нравственность.

Педагог-интеллигент  – отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет детям нравственность, духовность, ощущение свободы.

Д. «КОРРЕКТНОСТЬ В ОТНОШЕНИЯХ»

Степень выраженности профессионально важного качества:

АГРЕССИВНОСТЬ.

                   

Профессионально важные качества: корректность в отношениях с коллегами и воспитанниками.

Умеренно агрессивный педагог вполне успешно идет по жизни, поскольку в нем достаточно здорового честолюбия и самоуверенности.

Чрезмерно миролюбивый педагог недостаточно уверен в собственных силах и возможностях, недостаточно решителен.

Излишне агрессивный педагог нередко бывает неуравновешенным и чрезмерно жестким по отношению к другим людям, из-за этого часто испытывает неприязнь коллег и  при малейшей возможности старается отомстить.

5. "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому) (приложение №2) .

6. "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №4).

На основании анализа результатов анкетирования (приложение №8) и комплексного диагностического исследования  уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ были выделены   следующие проблемы:

1) затруднения в использовании активных методов работы с родителями;

2) низкий уровень способности к равноправному сотрудничеству, говорит о необходимости развивать навыки социального партнерства воспитателей по отношению к  родителям;

3) авторитаризм в общении с родителями;

4) отсутствие согласованности, взаимные претензии;

5) неумение педагогов планировать и выстраивать позитивное общение с «трудными» родителями;

6) большинство педагогов владеют методикой анализа собственной деятельности на   недостаточном уровне;

7) требует развития коммуникативная компетентность педагогов.

В соответствии с результатами последующая деятельность психологической службы ДОУ будет направлена на непрерывное повышение уровня профессионального мастерства членов  педагогического коллектива.

3. Педагогический опыт

3.1. Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте.

Для реализации цели и задач проекта использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов; системный анализ изучаемой проблемы; теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике дошкольного воспитания; эмпирические методы исследования — наблюдение (внешнее, включенное, стандартизированное), психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий), анализ документов и продуктов деятельности; психодиагностические (беседа, тесты, опросники);  качественный анализ результатов.

Инновационный поиск в этих условиях предполагает изменение содержания психологической работы с педагогическими кадрами и с семьей. При выборе форм и методов работы с коллективом я, прежде всего, выбирала интерактивные формы организации, которые бы предполагали развитие общения педагогов между собой, умение вести диалог, слышать и слушать собеседника, убеждать его, уважая и учитывая его мнение. Для этого подходили такие формы работы с коллективом, как дискуссии, диспуты, консультации, основанные на диагностике и двухстороннем общении педагогов и, конечно, семинары – практикумы, на которых воспитатели кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать единую позицию. Такие семинары эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и в процесс формирования практических навыков общения педагогов между собой и с родителями.

Формы работы с педагогами в ходе реализации проекта:

  • диагностика;
  • минилекции;
  • консультации;
  • практические задания;
  • ролевые игры;
  • деловые игры;
  • разбор конкретных ситуаций;
  • презентации.

Ожидаемые результаты:

  • понимание важности общения, высокой коммуникативности;
  • выявление индивидуальных коммуникативных особенностей педагогов;
  • приобретение коммуникативного опыта: умения ориентироваться в информации и применять приобретенные знания и навыки, преодолевать психологические барьеры во взаимодействии с другими людьми, моделировать процесс эффективного общения;
  • коррекция личностных недостатков, мешающих развитию коммуникабельности и построению позитивного общения с участниками образовательного процесса;
  • овладение техниками саморегуляции эмоционального состояния;
  • улучшение психологического климата в коллективе.

3.2. Актуальность педагогического опыта

Сегодня в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений между ДОУ и семьей. Новизна этих отношений стоит на «сотрудничестве» и «взаимодействии». Главное звено в этом взаимодействии - это личностное общение и взаимодействие в процессе воспитания конкретного ребенка в конкретной семье. Практика показывает, что взаимодействие дошкольного учреждения и семьи нуждается в изменении. Детскому саду и семье нужна большая открытость. Воспитатели должны признать и принять факт партнерских прав родителей на воспитание детей-дошкольников. Необходимо сделать дошкольное учреждение открытой социально-педагогической системой. И ДОУ должно стать на сегодняшний день инициатором тесных контактов с семьей и гарантировать их профессиональный уровень в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

Наблюдения и мой опыт в данном направлении показали, что у педагогов слабо сформирована коммуникативная культура в общении с родителями. Педагоги мало осведомлены о современных формах взаимодействия с семьей. Актуальность моего педагогического опыта состоит в нахождении новых, эффективных путей решения обозначенных проблем. И педагогам и родителям сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности.

 Как показывает опыт, именно работа с родителями связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержание и формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа. Но бывает, что причина трудностей в общении кроется в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их признать, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Вместе с тем, как показал опрос, многие родители хотели бы общаться с педагогами «на равных», прийти к доверительному общению.

 Ведущая роль в организации общения с родителями воспитанников принадлежит воспитателям. Чтобы выстроить его, воспитателю важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Он должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников. Профессиональная компетентность воспитателя предполагает наличие ценностных ориентаций, сформированность профессионально значимых качеств (выдержка, тактичность, наблюдательность, уважение и др.), глубокое владение знаниями о семье, ее воспитательном потенциале, знаниями специфики взаимодействия общественного и семейного воспитания. Воспитатель должен владеть методами изучения семьи, использовать разнообразные практические способы организации общения. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства.

Актуальность  педагогического  опыта  заключается в том,  что  он позволяет  организовать  на  высоком  уровне  коррекционно – развивающую работу с педагогами по повышению их профессиональной компетентности.  Материал,  представленный в данном  опыте, позволяет  развивать у педагогов эмоциональное осознание своих коммуникативных недостатков;  положительный настрой на общение с родителями воспитанников;  повышение уверенности в себе, уменьшение тревожности, агрессивности; а также формировать  навыки продуктивного общения с родителями.

3.3. Научность в представляемом педагогическом опыте

Целевым ориентиром на современном этапе реформирования системы общего, профессионального и дошкольного образования является гуманизация педагогического процесса. Концепция дошкольного воспитания в связи с этим в качестве приоритетных задач дошкольных учреждений определяет следующие: личностное развитие ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, развитие воображения и творческих способностей, формирование способностей детей к сотрудничеству с другими людьми. Эти задачи определены отношением к дошкольному возрасту как к уникальному самоценному периоду развития личности в соответствии с научными взглядами А.В. Запорожца, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Д.Б. Эльконина. Самоценность дошкольного периода развития и его непреходящее значение для всей последующей жизнедеятельности человека учитывают в полной мере программы дошкольного образования.

Решение основных задач, стоящих перед дошкольными учреждениями, новые цели и содержание  программ дошкольного образования ожидают новых взаимоотношений взрослых с детьми, отрицая манипулятивный подход к ребенку, учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с ним.

С позиции гуманной педагогики на всех этапах развития педагогической мысли основными требованиями к профессиональной компетентности педагога-воспитателя выдвигаются следующие положения: наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, Н. Славинецкий, Я.А. Коменский, Ф. Рабле и др.); проявление осведомленности во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другого человека (А.А. Бодалев, Е.Н. Водовозова, П.Ф. Каптерев, Я.Л. Коломинский, Л.М. Кустов, А.Я. Найн, В.Ф. Одоевский, Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, И.Г. Песталоцци, Ж..-Ж. .Руссо и др.); владение педагогическим мастерством и педагогической техникой (Ю.П. Азаров, П.П. Блонский, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, А.С. Макаренко, С.Г. Молчанов, Сократ, З. Элейский и др.); обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями (Б.Р. Борщанская, Ю.Б. Гиппенрейтер, М.Е. Дуранов, А.С. Симонович, Е.Й. Тихеева, Л.К. Шлегер и др.).

Исследуя профессиональную компетентность педагога, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.Г. Семушина, Н.Н. Тулькибаева, А.И. Щербаков и другие указывают на ее составляющие: специальные знания, умения, навыки, значимые личностные свойства и ценностные ориентации. Несмотря на структурный характер профессиональной компетентности педагога, в процессе обучения будущие учителя, воспитатели и в настоящее время во многих учебных заведениях получают только специальные знания; умения и навыки они приобретают самостоятельно, путем проб и ошибок. Исследования последних лет показывают, что у воспитателей, как начинающих, так и со стажем, наблюдается бедность арсенала средств решения педагогических задач, недостаточная сформированность педагогических умений и механизмов понимания другого человека (В.И. Логинова, Г.Г. Петроченко, П.Г. Саморукова и др.).

Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются А.М. Виноградова, И.А. Карпенко, В.А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога — на личностное взаимодействие и партнерское общение с родителями ребенка в условиях сотрудничества. Анализируя основные тенденции изменения дошкольного образования, Р.Б. Стеркина — начальник Г У развития дошкольного воспитания Министерства образования РФ — отмечает, что при начавшихся изменениях в образовательных программах и создаваемой среде развития актуальными остаются вопросы взаимодействия педагогов с родителями.

Как показывают результаты констатирующего эксперимента, это обусловлено следующими явлениями: недостаточными знаниями педагогов в области возрастных особенностей человека; низким профессионализмом в проведении индивидуальной диагностики личности родителя и его эмоциональных состояний; направленностью большинства педагогов на оценочную  модель взаимодействия с родителями.

Методологическую основу педагогического опыта составили гуманистические идеи о воспитании детей с раннего детства, обоснованные в трудах Е.Н. Водовозовой, А.И. Герцена, В.Ф. Одоевского, Н.И. Пирогова Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.; гуманистические философские и психолого-педагогические концепции А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Я.А. Коменского. М. Монтессори, И.Г. Песталоцци, Ж..-Ж. .Руссо, Р. Штейнера и др.; научные взгляды Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, В.А. Петровского и других исследователей о самоценности дошкольного периода развития; социально-психологические и психолого-педагогические концепции о деятельности педагога и критериях ее успешности Н.В. Кузьминой, Л.М. Кустова, А.К. Марковой, А.Я. Найна, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.; теоретические основы тренинга как средства активного обучения и социально - психологического воздействия (Н.Н. Богомолова, Ю.Н. Емельянов, Л.А. Петровская, Н.Ю. Хрящева, К. Левин, К. Роджерс, М. Форвсрг и др.); личностный, деятельностный подходы к исследованию проблемы развития профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания.

3.4. Результативность педагогического опыта

Для определения результативности педагогического опыта было проведено повторное диагностическое исследование:

1. Тестовый опрос воспитателей МАДОУ№1  «Способность к диалогическому (безоценочному) общению с родителями воспитанников» (приложение №7)

Полученные результаты:

         2010 г.                                                                 2013 г.

В 2013 г. высокую степень принятия диалогичности общения с родителями имеют 61% (11 человек) опрошенных воспитателей. 28% (5 человек) готовы к диалогическому общению с родителями воспитанников на среднем уровне.  61% (2 человека) опрошенных воспитателей имеют низкий уровень принятия взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

2. "Оценка уровня коммуникабельности педагога" (по В.Ф. Ряховскому) (приложение №2)

Полученные результаты:

        2010 г.                                                        2013г.

3. "Определение стиля в общении с родителями" (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №4).

Полученные результаты:

         2010 г.                                                        2013г.

-   выраженная ориентированность на авторитарное общение с родителями

- умеренная ориентированность на авторитарное общение с родителями      

 - умеренная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями

 - выраженная ориентированность на личностную модель взаимодействия с родителями

3.5. Инновационность  представляемого педагогического опыта

Научная новизна педагогического опыта заключается в следующем:

1. Определен и обоснован нормативно-диагностический эталон профессиональной компетентности в области общения с родителями воспитанников, который может быть использован в качестве критерия развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области общения в процессе повышения их квалификации.

2. Разработана и проверена методика реализации психолого-педагогического тренинга, обеспечивающая развитие структурных компонентов профессиональной компетентности в области общения с родителями воспитанников.

3 Выделены и охарактеризованы критерии эффективности психолого-педагогического тренинга, ориентированного на развитие профессиональной компетентности в области общения.

4. Показаны возможности более полной диагностической оценки индивидуально-личностных особенностей воспитателей ДОУ, в ходе изучения проблемы коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.

Теоретическая значимость исследования. Полученные в ходе проекта данные расширяют фундаментальные представления о возможностях тренинга как средства активного обучения с целью повышения квалификации педагогов ДОУ и позволяют спроектировать оперативную подготовку специалистов дошкольного образования

Практическая значимость проведенной работы заключается в разработке психолого-педагогического проекта (тематической программы и методики реализации) для педагогов ДОУ с целью развития их профессиональной компетентности в области общения с родителями. Материалы исследования легли в основу практической работы методического объединения по повышению психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ. Материалы педагогического опыта имеют методический уровень практической значимости и могут быть использованы в системе повышения квалификации специалистов дошкольного образования на муниципальном уровне.

3.6. Технологичность представляемого педагогического опыта

Технологичность представленного опыта заключается в том, что подобранный материал предлагает инновационную систему деятельности педагога-психолога, которая обновляет содержание коррекционно – развивающей работы с педагогами,  и является  эффективной  в работе по развитию коммуникативных навыков  в сфере общения с родителями.

Календарь реализации проекта

Этапы

Задачи

Содержание

Предполагаемый результат

1

2

3

4

Первая половина года

Подготовка         

 

Анализ проблемного поля.

Выявление причин сложностей во взаимодействии педагогического коллектива и родителей        

Анкетирование педагогов «Взаимодействие педагогов и роди-телей», изучение ситуации общения в ДОУ (приложение №8)

Подбор методик и приемов диагностики        

Появление у участников проекта четкой позиции: необходимо внести изменения в организацию взаимодействия с родителями.

Диагностичес-кая работа

  • Изучение индивидуальных особенностей педагога, уровня его коммуникабельности.

  • Выявление доминирующего стиля в общении с родителями.

  • Оценка уровня агрессивности педагога.

  • Анализ педагогами своих профессиональных затруднений в общении с родителями.

  • «Оценка уровня коммуникабельности педагога» (по В.Ф. Ряховскому)

(приложение №2)

  • «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (Е.И.Рогов) (приложение №3)
  • «Определение стиля в общении с родите-лями» (опросник

В.Г. Маралова,

В.А.Ситарова) (приложение № 4)

  • «Оценка агрессивности»

(по А. Ассингеру) (приложение №5)

  • «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» (приложение №6)
  • «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников» (приложение № 7)

Определение направлений работы по формированию коммуникатив-ной компетентности педагогов.

Вторая половина первого года и второй год

Обучение педагогов на семинарах, тренингах, консультациях диспутах

  • Повышение коммуникатив-ной компетентности педагогов.

  • Коррекция личностных недостатков.

  • Улучшение психологического климата в коллективе
  • Семинар-практикум «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ» (приложение №9)
  • Тренинг

«Азбука общения» (приложение №10)

  • Деловая игра «Развитие социально-психологической продуктивности педагогов»    

  (приложение №11)

  • Семинар-практикум «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике» (два дня) (приложение №12)
  • Тренинг «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя» (приложение №13)
  • Презентации:
  • «Профессиональная компетентность педагогов» (приложение №14)
  • Презентация «Конфликты в педаго-гической практике» (приложение №15)
  • Консультация

«Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями» (приложение №16)

  • Консультация «Личностные качества педагогов» (приложение №17)
  • Мини-лекция «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников» (приложение №18)
  • Педагогический час «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ» (приложение №19)

Овладение технологией позитивного общения, здоровьесберегающими техниками, приобретение уверенности в своих силах

Конец второго года

Подведение итогов реализации проекта

Анализ эффективности работы по проекту

  • Повторное диагностическое  обследование

  • Повышение продуктивности и эффективности взаимодействия с родителями.
  • Обобщение опыта работы

3.7. Описание основных элементов представляемого

педагогического опыта.

Цикл мониторинга непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ (приложение №1).

     В представленном педагогическом опыте использовались следующие диагностические методики:

1. «Оценка уровня коммуникабельности педагога» (по В.Ф. Ряховскому) (приложение №2)

2. «Оценка профессиональной направленности личности педагога» (Е.И. Рогов) (приложение №3)

     3. «Определение стиля в общении с родителями»

        (опросник В.Г. Маралова, В.А. Ситарова) (приложение №4).

    4. «Оценка агрессивности»  (по А. Ассингеру) (приложение №5).

    5. «Мои «плюсы» и «минусы» в общении с родителями» (приложение №6).

    6.  «Способность к диалогическому общению с родителями воспитанников» (приложение №7)

    7. Анкеты для воспитателей с целью изучения организации общения с родителями (приложение №8)

Для педагогов-психологов  по проблеме повышения психолого-педагогической компетентности  предлагается следующие разработки:

1. Семинары-тренинги, семинары-практикумы, деловые игры:

  • «Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов ДОУ» (приложение №9)
  • «Азбука общения» (приложение №10)
  •  «Развитие социально-психологической продуктивности педагогов»    

           (приложение №11).

  • «Трудный родитель. Приятный родитель. Конфликты в педагогической практике» (два дня) (приложение №12).
  • «Развитие эмоциональной устойчивости воспитателя» (приложение №13)

2. Презентации:

  •  «Профессиональная компетентность педагогов» (приложение №14)
  • «Конфликты в педагогической практике» (приложение №15)

3. Консультации:

  • «Методика контактного взаимодействия воспитателя с родителями» (приложение №16)
  • «Личностные качества педагогов» (приложение №17)
  • «Роль диалога между педагогами и семьями воспитанников» (приложение №18)

4. Педагогический час «Основы психолого-педагогического взаимодействия воспитателей с родителями в ДОУ» (приложение №19)

 

      Фотоматериалы представлены в приложении №20

4. Выводы

Анализ эффективности проведенной работы выявил существенное улучшение психологической атмосферы при взаимодействии педагогов с детьми и родителями. Приобретенный коммуникативный опыт позволяет педагогам активнее, чем раньше, вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, вести продуктивный диалог. Снизилось число конфликтных ситуаций, что, безусловно, влияет на качество и эффективность работы с детьми.

Итоговая оценка состояния педагогов показывает преобладание положительного эмоционального фона, возросший уровень коммуникабельности педагогов, возросший уровень ориентированности на личностную модель взаимодействия с родителями, большую способность к безоценочному общению с родителями воспитанников.

Проведенная работа показала, что психологическая компетентность воспитателей по отношению к воспитанникам, не всегда соответствует этическому кодексу общения педагога.

 Противоречие в области отношений педагога к детям чаще выражается в избирательном отношении педагога к детям. Необходимо также отметить, что нарушения во взаимоотношениях педагогов и детей связаны с нарушениями педагогической рефлексии, под которой понимается способность осознавать воспитателем собственные мотивы педагогической деятельности; умение отличать собственные затруднения и проблемы от затруднений и проблем воспитанников; способность к эмпатии и децентрации; оценка последствий собственных личностных влияний на воспитанников, отсутствие гибкости в адекватной смене психологических позиций при общении педагога с ребенком.    

Поэтому психологическое сопровождение педагогов в решении профессиональных и личностных проблем приобретает другой аспект. Деятельность педагога-психолога будет направлена на решение данной проблемы.

5. Библиографический список

1. Белухин Д.А. “Основы личностно-ориентированной педагогики. Курс лекций” ч.1-2, Воронеж, 1996 г.

2. Баламов М.М., Лукьянова М.И. “Формирование готовности педагога к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения”, Томск, 2001 г.

3. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность / Е.В. Бондаревская // Педагогика. – 1999. – № 3. – С.37-43.

4. Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева.- Волгоград: Учитель, 2011.

5. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов н/Д: Феникс, 1999

6. Лукьянова М.И. “Психолого-педагогическая компетентность педагога” (диагностика и развитие) М: ТЦ Сфера, 2004.

7. Митина Л.М. “Психология профессионального развития педагога”, М: 1998г.

8. Митина Л.М. “Профессиональная деятельность и здоровье педагога” М: Издательский центр “Академия”, 2005 г.

9. Морева Н.А. Тренинг педагогического общения-М.:Просвещение,2003

10. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). – СПб.: Речь, 2010.

11. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М. : Новая школа,1996.

12. Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии АПН СССР - М.: Педагогика, 1983. - С.332,376.

13. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. Кн. 2. – М.: ВЛАДОС, 1998.

14. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – М. : Прогресс, 1990. – С. 293-294.

15. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. “Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания” М: ТЦ Сфера, 2002 г.

16. Фадеева Е.И. “Лабиринты общения: учебно-методическое пособие” М: ЦГЛ, 2003г.

17. Эмоциональные и познавательные характеристики общения. – Ростов на Дону, изд-во РГУ, 1990. – С. 80-90.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения.

Понимание профессиональной компетентности как интегральной характеристики, определяющей готовность педагога решать профессиональные проблемы и типичные задачи, которые возникают в реальных ситуациях п...

Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных учреждений

Сегодня, в связи с введением ФГОС и ФГТ в дошкольное образование, возрастают требования к профессионализму педагогов, работающих в дошкольном образовательном учреждении, развитию у него необходимых ко...

Профессиональная деятельность и профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, первой ступенью непрерывного образования является именно дошкольное. Социальный запрос на уровень и качество дошкольного образования ...

ИТОГОВАЯ РАБОТА на тему «Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения через самообразование»

Одним из основных направлений современного дошкольного учреждения является качественная организация воспитательно-образовательного процесса, повышение профессиональной компетентности педагогов. Руково...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ

Поступление ребенка в дошкольное учреждение сопровождается определенными психологическими трудностями. Это связано с тем, что малыш переходит из знакомой и привычной семейной среды в среду дошко...