Статья "Инклюзивное обучение дошкольников с нарушением слуха"
статья по коррекционной педагогике

Хлуднева Ольга Владимировна

В статье говорится об актуальности инклюзивного обучения детей с нарушением слуха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инклюзивное обучение детей с нарушением слуха в речевых группах дошкольных учреждений компенсирующего вида.

С каждым годом в нашей стране увеличивается количество детей с нарушением слуха и становится актуальной проблема инклюзии таких детей в дошкольном образовании. 

ФГОС учитывает индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.  Положения  ФГОС предназначены  обеспечить возможность инклюзии детей в ДОУ и  инклюзивного обучения. Одна из основных задач ФГОС ДО – « Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в том числе эмоционального благополучия)». Инклюзия детей с нарушением слуха в речевые группы дошкольных учреждений компенсирующего вида помогает в дальнейшем адаптироваться в обществе слышащих, а совместное обучение нормально слышащими детьми  оказывается полезным всем дошкольникам группы, т.к. формирует гуманистические чувства у ребят с нормальным слухом. Отличительная черта инклюзивной формы образования и воспитания – учет индивидуальных образовательных потребностей всех детей, не подразделяя их на обычно развивающихся и «особых». Человек с ограниченными возможностями должен быть востребованным в социуме.

Цель обследования логопедом – выявление особенностей речевого развития для решения основной коррекционной задачи: полноценного речевого общения ребенка с нарушением слуха в среде слышащих людей.

Данная категория детей имеет коммуникативные трудности, что  является серьезным препятствием для формирования их социально - жизненной компенсации. Комплексная система психолого-педагогического сопровождения детей с нарушением слуха в общеобразовательном учреждении обеспечивает позитивное развитие личности, более полную реализацию своих способностей. Работа с дошкольниками с нарушениями слуха включает в себя ряд направлений, которые взаимосвязаны между собой: формирование правильного звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков, развитие речевого дыхания, фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений; развитие слогового анализа и синтеза, расширение и обогащение активного словаря.

Сама по себе практика правильного говорения улучшает слух, слуховое внимание.
Улучшению слуховых восприятий речи способствует развитие дифференцировок элементарного слуха. На этой базе постепенно развивается и фонематический слух, что является главной задачей, а следовательно, улучшается речь в целом. Для снижения тугоухости в основном пользуются слуховым и речедвигательным анализаторами, зрительным меньше. В группе тугоухий ребенок должен находиться поближе к воспитателю, чтобы иметь возможность не только лучше слышать, но и видеть его артикуляцию («читать с лица», «с губ»).
Разговаривая с ним, воспитатель должен стоять так, чтобы лицо было видно ребенку. Говорить с ним нужно громко, медленно, четко артикулируя звуки и в свою очередь требуя от него громкой и отчетливой речи, в некоторых случаях и повторения исправленного воспитателем слова. Необходимо повторять сказанное до тех пор, пока ребенок не поймет его. Без этого при сильной тугоухости речь не только не развивается, но часто еще больше ухудшается, особенно если расстройство слуха усиливается.
В процессе обучения необходимо постоянно следить за тем, чтобы ребенок максимально реализовал свои речевые возможности. Способствовать созданию естественных ситуаций  для стимуляции речевого развития. В ежедневной бытовой деятельности происходит постоянное общение ребенка со взрослыми и детьми. Развитие речи непрерывно продолжается во всех режимных моментах, в которых участвуют тугоухие дети, находясь в детском саду.

Речевое развитие  ребят с ограниченными возможностями слуха необходимо стимулировать в процессе овладения различными видами деятельности (в процессе игры, рисования, конструирования), на занятиях, в свободной деятельности и в ходе ознакомления с окружающим миром. На занятиях воспитателя и логопеда ребенок овладевает различным речевым материалом, подчиненным определенной лексической теме. Речевой материал для слуховой тренировки должен быть наиболее употребительным, нужным в общении.

Для развития слуха и слухового внимания полезно проводить такие игры (глаза у детей закрыты):

1. «Где звонили?» Дети указывают место, где звучал колокольчик.
2. «Находка». По усилению и ослаблению звука колокольчика, рожка и т. п. тугоухий отыскивает спрятавшегося товарища или названный скрытый предмет.
3. «Угадай, кто позвонил» (указывают по месту в кружке).
4. «Колокольчик». Дети сидят кружком, один из них ходит вне круга, звонит в колокольчик и затем осторожно кладет его позади кого-либо. Кто первый укажет, за кем лежит колокольчик, тот становится ведущим.
5. «Угадай, что делают» (перелистывают книгу, стучат по столу, стеклу).
6. «Улитка». Ребенок отгадывает говорящего по голосу: «Улитка, улитка, высунь рога, дам тебе я пирога».
7. «Жмурки». Ловят товарища по звуку колокольчика.
8. «Кто умеет слушать?» Дети отгадывают, чем издаются звуки (стук карандаша, звуки разных музыкальных инструментов), или находят издающие звук предметы.
9. «Кто кричал?» Дети по голосу находят игрушки: собаку, котенка и т. п.
10. «Сказка». Хорошо, рассказывая сказку, в соответствующих местах, наиболее интересных, захватывающих детей, ослаблять голос до шепота.
11. «Речевое лото» на развитие фонематического слуха (кот - рот — крот, мяч — мак и т. п.).
12. «Поспешишь — людей насмешишь». Ребенку предлагается указывать разложенные на столе сходные по названию предметы или картинки: «Где Мишка? Где миска? Где трава? Где дрова?» В случае ошибки воспитатель указывает и называет картинки (вот трава, трава, а это дрова, дрова, дрова).
13. «Слушай — не зевай». Дети слушают рассказ, сказку и, услышав заранее указанное слово, или встают, или повторяют его. Полезны пение, музыка (восприятие и исполнение), слушание детских радиопередач.
Таким образом, в результате систематической работы наблюдается развитие слухового восприятия и активизация использования остаточного слуха детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Теоретические основы проблемы готовности к школьному обучению детей с нарушением слуха

Данные педагогических и психофизиологических наук, в частности таких, как детская и педагогическая психология, психофизиология дошкольного возраста, являются основой построения программного содержания...

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха

Готовность к школьному обучению по развитию речи дошкольников с нарушениями слуха...

Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи».

Разработанный мной "Комплекс занятий для 1, 2, 3 года обучения детей с нарушением слуха по теме «Овощи» будет интересен педагогам при подготовки к НОД по ознакомлению с окружающим миром....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в группе 3 года обучения дошкольников с нарушением слуха.

Конспект НОД по теме "Части тела"  , "Игрушки"  для детей с нарушением слуха, позволит вашим вопитаникам в игровой форме выучить и закрепить   части тела человека , ...

Обучение речи дошкольников с нарушением слуха

Обучение воспроизведения услышанного в различном темпе с соблюдением ритма и интонации. Различение речи на основе её слушания.В материале изложены различные методы и приемы в работе с детьми с нарушен...