"Художественно-эстетическое развитие как средство духовно-нравственного и культурного воспитания дошкольника"
статья по теме

Статья об актуальности прблемы по художественно-эстетическому развитию дошкольника.

Разработка педагогической деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию с акцентом на духовно-нравственное воспитание дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие как средство духовно- нравственного и культурного воспитания дошкольника.»

Актуальность проблемы определяется  тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Составляющей этого процесса становится художественное образование - процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству.

В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей". Это незаменимое средство формирования и духовного мира детей. Оно пробуждает у дошкольников эмоционально-творческое начало и тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.

Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифуют исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.

Система художественно – эстетического воспитания призвана научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности. Для того, чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, она должна быть, прежде всего, единой, объединяющей всю образовательную деятельность, режимные моменты, всю жизнь дошкольника, где каждый вид деятельности имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности дошкольника. Именно дошкольный возраст является важнейшим этапом развития и воспитания личности.

Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребенка

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно-развивающей среды.

Предметно- пространственный мир выполняет, во-первых, информативную функцию, где каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире и становится средством передачи социального опыта, а во-вторых, побуждает ребенка к проявлению собственной активности. Именно предметно- развивающая среда, наполненная различными модулями позволяет ребенку развивать способности, проявлять самостоятельность, гармонично развиваться.

Следующий компонент работы по художественно- эстетическому воспитанию – это организация образовательного процесса.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в трех направлениях:

специально организованное обучение; 

совместная деятельность педагогов и детей; 

самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и музыкальной деятельности( игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность). 

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы: 

  • праздники, 
  • развлечения, 
  • тематические музыкальные вечера, 
  • театральные пятницы 
  • недели творчества,
  • дидактические игры, 
  • выставки детских рисунков и поделок, рисунков совместного творчества взрослых и детей; 
  • групповые и подгрупповые занятия

 

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается – это направление работы занимает важное место в системе работы по художественно- эстетическому воспитанию детей. Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника

Сотрудничество с семьей мы строим по двум направлениям:

* Вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы:

организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми, привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Работа носит целенаправленный, систематический, планомерный характер. 

Таким образом, только содержательная и хорошо организованная работа обеспечивает необходимые условия для организации процесса художественно - эстетического воспитания детей, способствует обогащению жизни ребенка яркими, эмоциональными впечатлениями. 

Содержание педагогической деятельности по духовно-нравственному и эстетическому воспитанию средствами изобразительной деятельности.

СЕНТЯБРЬ

  • Создание предметно-развивающей среды. Рисунки, отражающие летний отдых с родителями, встречи с друзьями. Доброжелательное и заботливое отношение к себе и другим, выставка  рисунков «Лето красное пропело...». Духовно- нравственные чувства: дружба, верность, доброжелательность, отзывчивость, любовь.

ОКТЯБРЬ

  • Организация праздника «Осенины». Рисование «Краски Осени» - воспитание бережного отношения к природе, животному миру. Конкурс рисунков и поделок из различных материалов «Природа и фантазия». Духовно-нравственные чувства: доброжелательность, бережность, взаимопонимание.

НОЯБРЬ

  • Рисование по мотивам сказок. Духовно-нравственные чувства: добрый, злой, хитрый, трусливый, жадный и т.д.  Знакомство с книжной графикой – рисование по мотивам литературных произведений Духовно-нравственные чувства: сопереживание, добросердечность, взаимовыручка.

ДЕКАБРЬ

Подготовка к новогодним праздникам и рождественским: изготовление поздравительных плакатов, рождественских подарков – открыток. рисование Новогодние праздники с Дедом Морозом и сказочными героями. Формирование духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности к нему. Выставка рисунков и поделок из различных материалов, поздравительные плакаты «Зимушка хрустальная». Духовно-нравственные чувства: любовь к традиционным праздникам, ответственность, сопереживание, доброжелательность.

ЯНВАРЬ

Знакомство детей с православными рождественскими праздниками (Рождество, Крещение ) фольклорный праздник «Зимние святки». Рисование зимних пейзажей. Воспитание правильного отношения к природе, умения ценить природу Отражение впечатлений о традиционном христианском празднике. Выставка поделок и рисунков . Духовно-нравственные чувства: семейные ценности, любовь, уважение, добросердечность.

ФЕВРАЛЬ

Консультация для родителей на тему «Нравственное воспитание дошкольников». Презентация «Защитники родины» ,Рисование военной техники, портретов пап. Спортивное развлечение, музыкальное развлечение для пап. Формирование патриотического воспитания, вызвать чувство гордости за свою родину, за близких.». Духовно-нравственные чувства: смелость, честность, отвага, мужественность, героизм.

МАРТ

Развлечение «Масленица». Выставка рисунков «С праздником ВЕСНЫ!», оформление поздравительных плакатов, поделок и рисунков «Милая мамочка». Духовно-нравственные чувства: взаимопонимание, нежность, забота, любовь, взаимоподдержка, радость.

АПРЕЛЬ

Пасхальный сувенир. празднования Пасхи. Интегрированное развлечение, игры-забавы с писанками, хороводы, прибаутки, потешки, рисование яиц. Воспитывать интерес к народному искусству. Духовно-нравственные чувства: прощение, радость, любовь, уважение. Рисование ко Дню космонавтики.  Воспитание чувства гордости за людей, покоривших космос. Выставка рисунков «Все краски «Радуги». Духовно- нравственные чувства: гордость, смелость, честность, отвага, мужественность, ответственность.

МАЙ

Рисование «Наша страна - Россия», «Наша группа».  Привить интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства. Воспитание толерантного отношения к людям, окружающих ребенка, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Выставка детских работ по итогам года «В каждом рисунке капелька солнца». Духовно-нравственные чувства: дружба, верность, чуткость, отзывчивость, доброжелательность, гордость, ответственность, взаимопомощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фотоотчёты о проведении мероприятий по духовно-нравственному и нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Представляю  Вашему  вниманию  презентацию  к  докладу   из  опыта  работы  на  тему: "Духовно-нравственное,  нравственно-патриотическое  во...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Статья. "Музыка как средство духовно-нравственного и гражданско патриотического воспитания дошкольников"

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным средством воспитательного воздействия на ребенка. Подтверждение этому в мудрых словах В.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание ...

Воспитание и развитие личности дошкольника на основе духовно - нравственных ценностей и культурных традиций в МДОУ "Березка " р.п. Новые Бурасы

Воспитание и развитие  личности дошкольника   на основе  духовно-нравственных ценностей и  культурных традиций  ...

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС.

laquo;Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого – с любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь ...