Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников с нарушениями слуха.
статья на тему

Родионова Елена Алексеевна
В статье раскрывается роль народной сказки в воспитании дошкольников с нарушениями слуха и этапы работы над сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_skazki_v_nravstvennom_vospitanii_doshkolnikov.docx16.68 КБ

Предварительный просмотр:

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

                 “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское              

                           творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка,

                           фантазия – это ключик, с помощью, которого можно                          

                           открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

                                                                                                   В.А. Сухомлинский

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение.

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах, помимо семьи, играют детский сад и средства массовой информации.

Усвоение нравственных норму дошкольников с нарушениями слуха происходит сложнее чем у их слышащих сверстников. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысл и причины. Маленькие глухие и слабослышащие дети имеют недостаточный опыт общения и не всегда полно понимают нормы и правила поведения в различных ситуациях, не умеют общаться. Бедность их социальных представлений связана с недостаточным житейским опытом, а также невозможностью влиять на них с помощью речи.

На плечи воспитатель ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям. Средств для этого, множество, но я хочу рассмотреть народную сказку как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей.

Сказка обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Сказка, также как и другие произведения устного народного творчества, открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы родного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм языка.

Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с нарушениями слуха. Воспитание необычных детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога.

Особенности восприятия у детей с нарушенным слухом сказки, основываются на активизации сохранных сенсорных систем, таких как зрение, остаточный слух, кинетика, а также включения эмоционального окрашивания поведения и высказывания действий героев.

Для успешного восприятия и понимания сказки,  дошкольниками с нарушением слуха, воспитатели, нашей школы-интерната, используют такие приемы         как:  
         - эмоциональное рассказывание сказки, адаптированной для детей с нарушением слуха;

- уточняются значения незнакомых слов, проводится беседа;

- демонстрация персонажей;

- демонстрация действий персонажей (показ картинок, диафильмов, использование кукольного и настольного театра).

После того как сказка становиться понятна всем детям, мы переносим ее в игру. Выясняем действия персонажей и их последовательность.  Сначала игра проводится в упрощенном варианте. Затем, по мере овладения детьми ролью и действиями с театральными игрушками всеми воспитанниками, в более развернутом и разнообразном.

Постепенно посредством подобного активизирующего влияния воспитатель содействует нахождению детьми новых вариантов решения нравственных игровых проблемных ситуаций, закрепляет новые формы игрового общения через роли и ролевое взаимодействие.

Особое внимание на данном этапе необходимо обращать на связь между настроением персонажей и особенностями вербальной и невербальной выразительности (пантомимика, мимика, сила голоса, темп, интонационное и логическое ударение). Для этого мы используем элементы фонетической ритмики, разыгрывание отдельных сценок, где подчеркиваются особенности ситуации мимикой (например, «покажи, как зайка испугался»).

Изображая, персонаж, ребёнок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего героя. Это, безусловно, влияет на эмоциональное и нравственное развитие ребенка.

После игры воспитатели уточняют впечатления детей; интересуются, какую роль выполнял тот или иной ребенок; что было самым интересным в спектакле; изображают понравившиеся им моменты сюжета или роли. Это общение способствует закреплению чувств и эмоций, которые дошкольники испытывали в процессе игры.
Таким образом, мы вызываем у детей потребность в активном выражении чувств, сопереживании персонажам; стимулируем не только мыслительную деятельность, но и пробуждать воображение, что необходимо для эмоционально-нравственного воспитания.

Погружаясь в сказку, дети могут накопить силы, открыть новые возможности для конструктивного творческого изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурсы, дети переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию.

Свое отношение к сказкам дети выражают в рисунках. Чем интенсивнее эмоциональное воздействие, которое производит на детей сказка, тем интереснее и разнообразнее их рисунки. Мы можем с уверенностью утверждать, о том, что сказки влияют на развитие художественно-творческих способностей дошкольников, а также развитию театрально-игровой деятельности.

При таком подходе у детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Типы и виды сказок.Соответствиие сказки возрасту ребенка....

Проект по самообразованию на тема: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

laquo;Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)...

педагогическая статья. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с нарушением слуха.

Развитие основ нравственно-патриотического воспитания неслышащих дошкольников через укрепление связи поколений в семье, углубление традиций, семейные ценности и приобщение к истории родного города....

РОЛЬ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.   Сказка является одним из важнейших нравственно -...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольника

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. В мир сказки он попадает в самом раннем возрасте. Она помогает ему составить представление о времени, о пространстве. О связи челов...