Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
презентация по развитию речи по теме

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat.doc161 КБ

Предварительный просмотр:

Р Е Ф Е Р А Т

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Воспитатель: Тигунова  Татьяна Анатольевна

г. Ступино


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                                3

I. Задачи нравственного воспитания дошкольника                                        4

II. Сказка в системе воспитания дошкольников                                                6

  1. Учет психо-возрастных особенностей
    при ознакомлении со сказкой                                                                        7
  2. Классификация сказок и их воспитательное значение                        9
  3. Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой                                14
  4. Приемы формирования восприятия сказки                                        15

III. Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми                        18

IV. Специфика ознакомления со сказкой дошкольников,

имеющих общее недоразвитие речи                                                        22

V. Использование сказки в работе с родителями                                        24

Заключение                                                                                        26

Литература                                                                                                27

Приложение                                                                                        28


                   “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество –                

                       верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия – это ключик,

                       с помощью, которого можно открыть эти истоки, и они забьют    

                       животворными ключами…”

                                                                                                                 В.А. Сухомлинский

Введение

Все начинается с воспитания в детстве. Дошкольное детство – очень важный период в становлении личности ребенка. Очень важно, чтобы ребенок с детства усвоил суть нравственных понятий и человеческих ценностей. Ребенок формируется как личность, приобретает свойственные ему черты характера, особенности, которые влияют на поведение человека в жизни, у ребенка появляется собственное мировоззрение. Как же он смотрит на этот мир? С улыбкой и любовью или же, как завоеватель и потребитель, которого ничто не интересует кроме собственного “я” и своей выгоды? Ребенок будет взрослеть, и жизнь поставит перед ним отнюдь не легкие проблемы. Останется ли он милосердным, великодушным, человечным? Станет ли помогать бедным, престарелым, родным, друзьям? Отзовется ли по-доброму его душа на нужды и беды общества?

Важную роль в процессе нравственного развития личности на ранних этапах играют семья, детский сад и средства массовой информации.

Родители – первые главные его учителя. Но сейчас время “трудное”. Поэтому дети находятся под сильным влиянием идей материализма, у них искажается представление о мире, в соответствии с которым личная выгода становится выше морали, честности и любви, а это самым пагубным образом сказывается на их духовном развитии.

Какова роль телевидения и средств массовой информации? Велика. Но в настоящее время телевидение и детский сад выступают соперниками в борьбе за время и душу ребенка. Очень часто то, что показывается по телевизору, не соответствует моральным устоям, которым учит воспитатель.

На плечи воспитатель ложится большая задача. Она заключается в том, чтобы развить и воспитать в душе ребенка духовное начало, развить чувства, чтобы он не вырос бездумным равнодушным человеком.

Я считаю, что сказка – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в ней отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем  и горем. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образы литературного языка.


I. Задачи нравственного воспитания дошкольника

Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, окружающим людям.

В этике существуют две основные нравственные категории - добро и зло.

Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.

Развитие дружеских отношений в детском коллективе требует особого внимания воспитателя. Добрые отношения в группе, поддерживаемые педагогом, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закреплению чувства симпатии, расположения к окружающим. Одобрение взрослым добрых проявлений детей и неодобрение негативных позволяют им понять, как нужно поступать (это хорошо), а как нельзя (это плохо). Наша задача воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща, стремление радовать старших хорошими поступками.

В повседневной жизни детей необходимо приучать к вежливому обращению с окружающими: учить обращаться к работникам детского учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу и т.д.

Необходимо постоянно обогащать словарь детей выражениями словесной вежливости («здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д.) Показать значение родного языка в формировании основ нравственности.

Дети нередко спорят, оценивая свои поступки и поступки других. Нужно научить детей оценивать их. Развивать стремление выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

В процессе нравственного воспитания необходимо развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Отношение к людям проявляются и через отношение к вещам. Так, если дети не убирают за собой игрушки, не кладут на место обувь, одежду, значит, за них это должен сделать кто-то другой (воспитатель, родители). Следовательно, вместо заботы о взрослых ребенок доставляет им новые хлопоты. Небрежное отношение к вещам говорит и о том, что ребенок не ценит труд взрослых, и тех, кто сделал эту вещь, и тех, кто купил ее. Поэтому, необходимо воспитывать навыки бережного обращения к вещам, учить использовать их по назначению, ставить на место. Все это необходимо в беседах, в том числе на темы художественных произведений, довести до сознания ребенка.

Девочки и мальчики в старшем дошкольном возрасте предпочитают общаться со сверстниками своего пола. Поэтому необходимо воспитателю скорректировать отношения между девочками и мальчиками. У мальчиков воспитывать внимательное отношение к девочкам: учить подавать им стул, в нужный момент оказывать помощь, не стесняться приглашать девочек на танец и т.д. А вот у девочек воспитывать скромность, учить проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания со стороны мальчиков.

Средств для решения этих задач множество, но я хочу рассмотреть сказку как могучее, действенное средство нравственного воспитания детей.


II. Сказка в системе воспитания дошкольников

Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.

Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…

Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка, - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей. Она является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.


1. Учет психо-возрастных особенностей

при ознакомлении со сказкой

Нравственное воспитание рассматривается в программе как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Мы, воспитатели, призваны обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному дому, краю, городу, поселку, Родине, уважение к людям разных национальностей. В процессе нравственного воспитания у ребенка развиваются гуманные чувства, формируются этические представления, навыки культурного поведения, социально-общественные качества, уважение к взрослым, ответственное отношение к выполнению поручений, умение дружно играть и трудиться, справедливо оценивать свои поступки и поступки других детей.

В решении задач нравственного воспитания мне помогают сказки. В младших группах необходимо учить детей слушать сказки, следить за развитием действия в ней, сопереживать героям произведения. Важно объяснить детям поступки персонажей и последствия этих поступков, повторить наиболее интересные, выразительные отрывки и дать возможность детям договаривать слова и несложные для воспроизведения фразы. Например, после слушания сказок “Колобок”, “Козлятки и волк”, “Петух и лиса” можно предложить детям повторить песенки действующих лиц. Сказки знакомят детей с красочностью и образностью родного языка. Ребенок легко запоминает такие образы, как “козлятушки-ребятушки”, “петушок-золотой гребешок”, “коза-дереза” и др.

В средней группе продолжаем знакомить детей со сказками. В этом возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.

Необходимо фиксировать внимание детей не только на содержание сказки, но и на некоторые особенности литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения).

После рассказывания сказок необходимо учить детей среднего дошкольного возраста отвечать на вопросы, связанные с содержанием.

Очень важно после чтения сказки правильно сформулировать вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действия основных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам.

Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание сказок. В этом возрасте начинаем прививать интерес к чтению больших произведений (по главам): “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могущем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” А.Пушкин; П.Бажов “Серебряное копытце” и др. Необходимо продолжать воспитывать читателя, способного испытывать сострадание к героям, побуждать детей рассказывать о своем восприятии конкретного поступка персонажа, помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев.

Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе продолжаем пополнять литературный багаж сказками.

Когда запас сказок, которые дети  знают и умеют рассказывать, станет достаточно богатым, когда ребенок на элементарном уровне осознает характерные особенности этого жанра (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционность приемов построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка и др.), можно перейти к сочинению сказок. Рассказать детям, что есть не только люди, которые хорошо рассказывают сказки – сказители, но и те, кто сами их сочиняют – сказочники. Дошкольники с удовольствием и активно откликаются на предложение воспитателя стать сказочниками, придумывать свои сказки. Однако умение самостоятельно придумывать связные, законченные сказочные сюжеты формируется не сразу. Нужно учить ребенка приемам сочинения: обдумыванию замысла, образов, логическому развертыванию сюжета, завершению его.

Таким образом, на протяжении всего дошкольного возраста я учу детей слушать, воспринимать и понимать сказку. При использовании сказки я опираюсь на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности.


2. Классификация сказок и их воспитательное значение

В мире огромное множество сказок и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать.

Многие ученые-сказковеды пытались упорядочить огромный и пестрый сказочный материал. Существует множество различных классификаций. Но я пользуюсь традиционной классификацией, которая предполагает три крупных разряда:

  1. сказки о животных;
  2. бытовые сказки;
  3. волшебные сказки.

Особенностью содержания сказки является ее оптимизм - в сказке почти всегда добро побеждает, а зло наказывается. Поэтому общий тон сказки жизнерадостный, бодрый. Характер содержания придает свой оттенок, свой колорит ее общему звучанию. Так, в сказке «Царевна-лягушка» общий жизнерадостный тон сочетается с оттенками некоторой таинственности, восхищения, в то время как в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк» - с оттенками юмора.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка - тянут-потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь когда он вырастет. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

«Курочка Ряба» в народном варианте, хорошо представленном, например, в обработке писателя А.Н. Толстого, несет в себе столь же важную для воспитания мысль. Снесла курочка яичко, бежала мышка, хвостом махнула, яичко упало и разбилось. Стал дед плакать, бабка рыдать, заскрипели ворота, взлетели курицы, двери покосились, рассыпался тын, верх на избе зашатался. А весь переполох - от разбитого яйца. Много шума из ничего! Сказка смеется над пустяшной причиной стольких нелепых последствий.

Дети рано приучаются верно оценивать размеры явлений, дел и поступков и понимать смешную сторону всяких жизненных несоответствий. Веселый и задорный колобок так уверен в себе, что и сам не заметил, как стал хвастуном, которому льстит собственная удачливость, - вот он и попался лисе («Колобок»).

Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью сказок, в том числе о животных. Эти сказки помогают мне показать:

  1. как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  2. как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  3. что зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

В сказке о теремке рассказывается о совместной дружной жизни мухи, комара, мыши, лягушки, зайца, лисы, волка. А потом пришел медведь - «всем пригнетыш» - не стало теремка («Теремок»). В каждой сказке о животных есть мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определять свое место в жизни, усваивать морально-этические нормы поведения в обществе.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Их можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем, - петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. Курица - к коровушке, та просит, чтобы хозяин дал ей свежей травы и пр. В конце концов, курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко»). Ирония сказки понятна ребенку, ему нравится и то, что столько трудных препятствий удалось преодолеть курице, чтобы петушок остался жив. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

В сказках о животных много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки. Его выгнала коза. Петух прогнал козу - радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса...»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся...»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар - пискун», «муха - горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно, чем в сказках о животных. Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это красная девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину).

Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность.

Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. Русская волшебная сказка создала поразительно живой, замысловатый мир. Все в нем необыкновенно: люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи - предметы быта, орудия труда - и те приобретают в сказках чудесные свойства. Топор сам рубит лес; дубинка бьет недругов; мельница мелет зерно; печка разговаривает; яблоня укрывает своими ветвями детей, бегущих от посланных Ягой гусей-лебедей; взмывает в небо ковер-самолет; в маленьком сундучке помещается большой город с жителями, домами и улицами.

Этот сказочный мир будит и развивает воображение ребенка. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.

В особенности трогает ребенка судьба героев, поставленных в близкие и понятные ему обстоятельства. Действие в таких сказках часто совершается в семье. Говорили дочке отец с матерью, чтобы она не ходила со двора, берегла братца, а девочка заигралась-загулялась - и братца унесли гуси-лебеди («Гуси-лебеди»). Братец Иванушка не послушал сестры - напился водицы из козьего копытца и стал козликом («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). Добрая сирота терпит гонения злой мачехи («Хаврошечка», «Морозко»). В развитие действия неизменно вносятся этические мотивировки: несправедливость становится источником страданий и злоключений, благополучные концовки всегда устраняют противоречия нормам справедливости. Волшебная сказка учит ребенка оценивать дела и поступки людей в свете правильных понятий о том, что хорошо и что плохо.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, вместе с тем они не скрывают и то, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но все кончается благополучно благодаря чуду. Воображаемая чудесная победа добра над злом всегда активизирует чувства ребенка. Потребность в справедливости, стремление преодолеть жизненные невзгоды навсегда делаются частью его мироощущения. Это в высшей степени важно для формирования у человека жизненной стойкости и качеств борца за справедливость.

Волшебная сказка приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Сказка захватывает динамикой сюжета. Чем ближе конец, тем острее и напряженнее становятся взаимоотношения персонажей. Очень часто, подведя героя к моменту почти полного достижения цели, сказка допускает резкий поворот события к исходному положению - и вновь он начинает борьбу за торжество справедливости. Такой прием помогает ребенку понять, что для достижения цели необходимо упорство, верность долгу и стремление победить во что бы то ни стало.

Герои сказок всегда остаются верны своим характерам, что бы с ними не случилось. Для ребенка такая особенность сказок очень важна: это та необходимая простота человеческих отношений, которая должна быть освоена прежде, чем он научится понимать сложность дел и поступков людей.

Волшебным сказкам свойственна такая композиционная особенность: троекратное повторение какого-либо эпизода с последующим усилением эффекта. С тремя змеями бьется Иван-царевич, и каждый первый его противник сильнее предыдущего; три трудных задачи задает Морской царь Ивану-царевичу - и каждая новая все труднее и труднее; трижды разгоняет своего верного коня герой с намерением доскочить до верхнего окошка, в котором сидит царевна, и только на третий раз добивается своего.

Прием троекратного повторения имеет особенный смысл в каждом конкретном случае. В сказке о Сивке-бурке трижды повторяющиеся скаканья на коне мимо терема царевны свидетельствуют о необыкновенной трудности в достижении цели. В другой сказке троекратное повторение эпизода имеет уже иной смысл. Трижды ходили дочери подсматривать за Хаврошечкой, и только в третий раз по оплошности она не сохранила тайны. Третий раз оказался роковым. Так, этот последний, третий эпизод оказывается то счастливым, то несчастливым.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Во многих сказках есть персонаж, который помогает положительному герою хранить свои моральные ценности. Чаще всего это мудрый старец. Старец всегда появляется в тот момент, когда герой находится в безнадежном и отчаянном положении, из которого его может спасти только глубокое размышление или удачная мысль. Он помогает герою пройти через трудную ситуацию, в которую тот попал, помогает ему добыть такие сведения, которые пригодятся герою в его странствиях. Старец помогает общаться с животными, особенно с птицами. Он предупреждает о подстерегающих опасностях и снабжает средствами, необходимыми для того, чтобы встретить их во всеоружии.

Старец не только помогает положительному персонажу сохранить свои моральные ценности, но и сам олицетворяет такие моральные качества, как добрая воля и готовность помочь. Он также испытывает нравственные качества других («Мороз Иванович»).

Образ мудрого старца в некоторых сказках принимает особые формы, например животных. В сказках мы снова и снова сталкиваемся с животными -помощниками. Они действуют как люди, разговаривают человеческим языком и обнаруживают проницательность и знание, недоступные человеку («Иван-царевич и серый волк»).

Существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств маленького ребёнка: зареет -нарушение - кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это страшные сказки, или «страшилки». В этих сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), то есть когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи: внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец - с тремя сыновьями, девочка с отцом и мачехой. Поэтому с ними случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.

В страшилках нет добрых помощников, и пощады не бывает, если дети не одумаются, то есть ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка.

Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение.

Сказочники воспроизводят мир во всей его предметной вещественности, в многообразии звуков, в блеске красок. Сказки заполнены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чертами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, море - синее, лебеди - белые, луга - зеленые. Это все густые, глубокие цвета, не полутона. Меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги - пшеничные и так далее. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.


3. Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Литературные викторины провожу как итоговые квартальные занятия или вечерние развлечения.


4. Приемы формирования восприятия сказки

Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

В старших группах выборочное чтение может преподноситься детям игровым путем, в виде загадок, викторин. Можно задать ряд вопросов (Из какой сказки этот отрывок? Из рассказа или сказки этот отрывок? Чем закончилась эта сказка? и другие).

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста.

Использованием драматизации как приема я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением  отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге.

Иллюстрация – рисунок, относящийся к определенной части текста, поясняющий какой-то момент. Она может быть полностью понята, если известно содержание соответствующего отрывка. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.

Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки.

Начиная со старшей группы, детям задают вопросы, направляющие их внимание на средства выразительности в рисунках. Показывая какую-либо иллюстрацию, необходимо вновь обращаться к тексту, повторно прочитать эпизоды, в которых описывается изображенное на рисунках. Таким образом, осуществляется взаимосвязь между восприятием текста и иллюстрации.

С детьми шести-семи лет можно проводить сравнительное рассматривание иллюстраций к одной и той же сказке, выполненных разными художниками.

Детей желательно знакомить и с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.

Иллюстраторы детских книг стремятся давать обложки яркие, выразительные.

Для того чтобы дети заинтересовались обложкой, надо умело приучать детей наблюдать ее.

Возьмем к примеру обложку художника Ю.Васнецова к книге С.Маршака “Теремок”.

Показывая ее детям, я обращаю внимание прежде всего на обложку в целом, а потом на детали: каков узор, как нарисовано заглавие, какие буквы. Дальше я привлекаю внимание к тому, какой интересный сказочный теремок нарисовал художник, кто в этом теремочке живет.

Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.

Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.

В беседах должны преобладать такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.

На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется прослушивание записи в исполнении артиста.

Все вышеперечисленные приемы использую в работе, учитывая возраст детей, индивидуальные особенности и даже их настроение.


III. Сказкотерапия – инновационный метод в работе с детьми

Сказкотерапия – это целенаправленное использование сказок в психологической, психокоррекционной, психотерапевтической работе.

Сказкотерапия

  1. это один из наименее травмоопасных и безболезненных способов психотерапии;
  2. это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем;
  3. это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни, процесс переноса сказочных смыслов в реальность;
  4. это процесс активации ресурсов, потенциала личности;
  5. это процесс объективизации проблемных ситуаций;
  6. это процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Принципы сказкотерепии заключаются в знакомстве ребенка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выходов из различных ситуаций, обмене жизненным опытом. Этот метод развивает творческие способности и умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем дополнительно решать определенные задачи. Например: отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др. Сказка приобщает ребенка и к жизни, и к тысячелетней человеческой культуре. На примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах. Ведь в сказочных ситуациях, при всей их фантастичности, много весьма жизненных, легко распознаваемых ребенком моментов.

Типология сказок в свете сказкотерапии

Художественные сказки – народные и авторские.

Дидактические сказки – это сказки, которые придумывают сами педагоги для создания положительной мотивации к учебному процессу. Эта категория сказок призвана передать в доступной форме дидактический материал, а также учебные задания и инструкции.

Психокоррекционные сказки – это сказки, сочиняемые педагогами и родителями, психологами. В них отражаются проблемы ребенка: эмоциональные и поведенческие затруднения, проблемы во взаимоотношениях, тревоги, обиды, страхи и др.

Психотерапевтические сказки – это сказки, которые в полном смысле лечат душу. За образами этих сказок стоят глубинные механизмы бытия, рассуждения о философских понятиях «любовь», «добро», «гордыня»… Эти сказки сочиняются по проблемам.

Медитативные сказки рассказываются под специальную музыку, способствующему расслаблению.

Особенности рассказывания сказок

Дети очень любят слушать и рассказывать сказки. Некоторые сказки они готовы слушать несколько раз, каждый раз переживая за героев и воспринимая события сказки, изучая характеры персонажей. Однако, рассказывание сказок как сказкотерапевтический метод имеет свои особенности.

Рассказывание группе или одному человеку новой или известной сказки от третьего лица. Рассказывает взрослый. В этом случае важны актерские умения навыки: «вжиться» в героев сказки и передать их интонации, вовремя делать паузы и смысловые акценты.

Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей.

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, дети придумывают к ней продолжение.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу (например: «В некотором царстве, в некотором государстве…»), следующий ребенок присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и т.д. Этот прием помогает:

  1. развивать произвольную память;
  2. развивать фантазию и воображение;
  3. развивать умение выражать свои мысли;
  4. развивать умение слушать.

Сочинение сказок

Каждый из нас, наверное, хотя бы раз в жизни сочинял разные истории, сказки, байки… Очень сложно ни с того ни с сего просто взять и сочинить сказку: нужна тема, главный герой, мораль – то ради чего можно стараться.

Сначала надо выбрать слово. Это слово может стать либо темой, либо героем нашей сказки. Закрыть глаза и попробовать представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного нами слова. Это начало сказки. А теперь нужно представить, что могло бы нарушить эту картинку. Это будет конфликт нашей сказки.

Если мы проделаем эти шаги, то будет совсем нетрудно связать увиденные нами ситуации и сочинить сказку.

Постановка (разыгрывание) сказки

Многие из нас любят театр. Драматизация хороша сама по себе, а в рамках сказкотерапии, с заложенной победой добра и сказочной атмосферой, она показывает себя, как один из наиболее успешных коррекционных и развивающих приемов.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Сказочная имидж-терапия

В жизни все мы играем различные роли. Смысл сказочной имидж-терапии – мгновенное преображение. Надевая костюм, человек начинает чувствовать себя соответственно выбранному образу и нередко открывает в себе новые способности и творческий потенциал.

Для детей свойственно себя идентифицировать с различными героями. Очень хорошо, если в группе есть множество костюмов и аксессуаров, чтобы ребенок мог завершить свой новый образ. Ведь в сказочном образе из скромной простушки на нас может взглянуть королева, полная самолюбия и коварства; волшебник, который еще не определился – волшебник он или колдун. Или, наоборот, основательный и распланированный своими родителями ребенок с удовольствием превращается в королевского шута.

Сказочное рисование

Все сказки, сказочные герои и сказочные сюжеты можно рисовать. Например: «В какое сказочное существо я бы превратился», «Моя семья в образах сказочных героев», «Дождь в сказочной стране», «Мой маскарадный костюм» и др. Эти рисунки помогают специалистам исследовать внутренний мир ребенка, его отношение к себе и другим, его индивидуальность.

Медитации на сказку

Под музыку рассказывается медитативная сказка, дети находятся в лежачем или сидячем положении, в расслабленном состоянии. Цель – снять напряжение, достигнуть эмоционального равновесия.

Так же во время медитации ребенок может перевоплощаться (в животных, камень, дом, полотенце и т.д.), погружаться в различные стихии (земля, вода, воздух, огонь), изображать растения, выполнять упражнения с зеркалом (мимика).

Условия пространства и времени

Наиболее удобное место для проведения сказкотерапии – отдельное, небольшое по размерам, хорошо освещенное помещение (комната сказки, психологической разгрузки).

Комната должна быть по возможности освобождена от лишней мебели, мягкий палас в центре комнаты, подставка для музыкального центра. Не должно быть лишних предметов, отвлекающих внимание ребят.

Сказкотерапию достаточно проводить один раз в неделю. В младшей и средней группах длительность сказкотерапии 15-20 минут. В старшем дошкольном возрасте продолжительность может достигать 25-30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. Эти занятия с использованием сказок, предоставляют ребенку возможность самореализации, проявления своей индивидуальности в разных видах творческой деятельности.


IV. Специфика ознакомления со сказкой дошкольников,

имеющих общее недоразвитие речи

Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, без труда пересказывать сказки, небольшие рассказы, выразительно читать стихи, правильно используя тембр голоса и интонацию, легко воспроизводить многосложные слова. У него должен быть достаточно богатый и разнообразный речевой запас.

Я работаю с детьми, имеющими отклонения от возрастных норм развития речи: они не могут соединить слова во фразы, у них отсутствуют или присутствуют в искаженном виде менее употребляемые слова, обозначающие названия предметов, объектов, действий, их признаки; в их речи иногда отсутствуют предлоги. Они обладают маленьким и бедным словарным запасом.

Детям с ОНР (общее недоразвитие речи) тяжело только потому, что им иногда бывает непонятен смысл текста. Когда произведение большое, ребенок не может вспомнить его начало, так как у таких детей наблюдается нарушение внимания и памяти, нарушение словесно-логического мышления.

Таким образом, специфика моей работы в группе для детей с ОНР определяется:

  1. речевыми недостатками;
  2. неполной сформированностью тесно связанных с речевой деятельностью процессов (внимания, памяти, словесно-логического мышления, пальцевой и артикуляционной моторики);
  3. эмоционально-личностными особенностями таких дошкольников.

Сказка обогащает речь детей, помогает развитию интеллекта, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.

В течение длительного времени, пока связная речь у детей не будет сформирована в достаточной степени, на фронтальных занятиях использую только «простые» виды работ: слушание и разбор сказок, рассматривание иллюстраций, пересказ коротких сказок, ответы на вопросы по содержанию. Вопросы продумываю, так как они должны быть четкими, короткими и понятными для детей.

Нецелесообразно в начале обучения знакомить детей с объемными сказками и требовать их пересказа.

Все виды работ по ознакомлению со сказкой сопровождаю наглядным материалом. Из-за речевых трудностей детей, особенностей их внимания, восприятия и мышления нам приходится готовить большое количество пособий: предметные и сюжетные картинки по сказкам, разнообразные дидактические пособия, наборы игрушек и предметов, так как перед чтением требуется уточнить значение большого количества понятий и слов.

Литературу для занятий и вечернего чтения систематизирую с учетом лексических тем: «Семья», «Домашние животные», «Птицы», «Времена года», «Город» и другие. При таком подходе облегчается планирование занятий, подбор литературы для чтения и в конечном итоге возрастает эффективность работы.

У детей с ОНР нередки личностные проблемы: сниженная самооценка, коммуникативные проблемы, тревожность, агрессивность и пр. Довольно непросто привить им нормы общения в коллективе, без которых полноценное обучение и воспитание невозможно. Сказки мне в этом помогают. Ведь сказки – это уроки нравственности, доброты, честности, ума и иной раз хитроумия.


V. Использование сказки в работе с родителями

Родители самые первые воспитатели ребенка. В каждой нормальной семье, естественно, родители и дети любят друг друга. Но какая эта любовь? Любовь ребенка к родителям может стать эгоистической, если она не одухотворена творением добра. Если для ребенка родители являются только источником радостей, они нужны ему будут только для этого. Надо воспитывать в детском сердце подлинно человеческую любовь. Ведь, чтобы жить в обществе, надо уметь поступиться своими радостями ради благополучия других людей.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Взрослые завоевывают любовь детей своим отношением к труду, своей идейной убежденностью, преданностью. Их поведение служит для ребят наглядным примером. Они начинают подражать старшим, у них возникает желание быть похожим на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Желание быть похожим на педагога, маму, папу, своего товарища особенно сильно в дошкольном возрасте.

Но, конечно, нежное, доброе отношение к ребенку совсем не означает отсутствия требовательности. Только разумное сочетание любви и требовательности дает желаемые результаты: у детей возрастает стремление вести себя лучше, добиваться успехов во всех делах, появляется уверенность в своих силах и возможностях.

На развитие у ребенка нравственных качеств оказывают влияние одновременно семья, детский сад, окружающая действительность.

Задача детского сада - помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. Воспитатели должны помочь семье в литературном развитии ребенка, в формировании у малыша читательского вкуса.

Мы информируем родителей о том, какие сказки входят в круг чтения детей каждой возрастной группы. Информацию представляем в уголке для родителей в виде списков литературных произведений с указанием, что будет читаться на занятиях и что рекомендуется для домашнего чтения.

В уголке для родителей помещаем советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях, под такими рубриками: «Личная библиотека вашего ребенка», «Сказка в жизни ребенка», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения»; «Книги и театр», «Народные сказки», «Читаем и играем», «Рисуем сказку» и др.

Мы проводим индивидуальные консультации и беседы с родителями на конкретные, важные для той или иной семьи темы (как приобщить ребенка к слушанию книг, какие литературные места можно показать детям в выходной день, как использовать сказку для развития связной речи и др.).

Очень полезны подготовленные совместно с родителями досуги для детей на литературные темы («Там, на неведомых дорожках» - по произведениям А.С.Пушкина, «Радость» - по произведениям К.И.Чуковского, «Путешествие в страну сказки» по произведениям А.С. Пушкина, Х.Кр. Андерсена, Братьев Гримм, Ш. Перро). Костюмы героев выполняем вместе с родителями, также вместе украшаем группу.

Опыт проведения праздников по сказкам показывает, что на этих досугах царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества взрослых и детей. Желание делать друг для друга хорошее, радовать окружающих помогает детям и родителям объединиться в еще более тесный круг, наладить тот контакт, которого иногда не хватает в их отношениях. Обычно после таких праздников дети и родители не торопятся расходиться, каждому хочется высказать свое впечатление, поделиться радостью от своего выступления, вспомнить то, что больше всего понравилось и запомнилось. Вместе с родителями устраиваем выставки работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Зимние сказки», «Цветные сказки».

Особая роль принадлежит родительскому собранию — наиболее ёмкой форме педагогического просвещения родителей. Здесь обсуждаем наиболее важные вопросы детского чтения, родители делятся собственным опытом чтения книг в семье, рассматриваем рисунки, отражающие впечатления ребенка от прочитанного.

Таким образом, всю работу по развитию у дошкольников нравственных качеств средствами сказки провожу совместно с родителями: сообщаю им о достижениях и проблемах детей, беседую с ними об индивидуальных особенностях каждого ребенка, выявляя происхождение тормозящих развитие факторов, обучая самих родителей приемам и методам нравственного воспитания в семье.


Заключение

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.

Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Забавность сказок повышает интерес к ним.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок всех народов мира.

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.


Литература

  1. Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977 г.
  2. Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996 г.
  3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003 г.
  4. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С., Москва “Мозаика-Синтез”, 2006 г.
  5. Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000 г.
  6. Бородиг А.М., Методика развития речи детей. Москва “Просвещение”, 1981 г.
  7. Бобкова Т.И.,  Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008 г.
  8. Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006 г.

Приложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Типы и виды сказок.Соответствиие сказки возрасту ребенка....

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников с нарушениями слуха.

В статье раскрывается роль народной сказки в воспитании дошкольников с нарушениями слуха и этапы работы над сказкой....

Проект по самообразованию на тема: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

laquo;Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)...

РОЛЬ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.   Сказка является одним из важнейших нравственно -...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольника

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. В мир сказки он попадает в самом раннем возрасте. Она помогает ему составить представление о времени, о пространстве. О связи челов...


 

Комментарии

Шкурина Елена Валерьевна

Замечательный реферат, очень интересный и полезный в работе с детьми.