Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Чулкова Елена Николаевна

Типы и виды сказок.

Соответствиие сказки возрасту ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

  1. Введение
  2. Виды и типы сказок
  1. Сказки о животных
  2. Волшебные сказки
  3. Бытовые (сатирические) сказки
  1. Соответствие сказки возрасту ребенка

        3.1 Сказки от двух до пяти

 3.2 Сказки от пяти до семи

        4. Заключение

        5. Разработка мероприятия по теме сказки

        6. Список использованной литературы

  Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем
       по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.
(Алексей Николаевич Толстой)

        Любовь к сказке, интерес к ней возникают в раннем детстве и сопровождают человека на протяжении всей его жизни.  О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов у детей дошкольного возраста написано достаточно много.

Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, который по определению А.Н.Леонтьева является периодом первоначального фактического склада личности. Главное назначение, сказки являются особым фактором развития личности ребёнка.

Через художественные образы сказки устанавливается эмоциональное взаимодействие взрослого и детей, происходит знакомство детей с окружающим миром. Значимость сказки обусловлена уё всесторонним влиянием как на отдельные психические процессы, так и на детскую личность в целом. Сказка вводит ребёнка в определенные воображаемые ситуации и заставляет переживать вместе с героями не только приключения, но и ощутить их чувства.

Восприятие сказки оказывает значимое воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создаёт реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребёнка. Сказка способствует развитию межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир.

 

        По мнению К.Д.Ушинского, "... народные сказки способствуют усвоению тех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при  рассказывании".

        Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе познавательно - исследовательской, изобразительной, музыкальной, игровой деятельности. Особым же вниманием сказка пользуется в коммуникативной деятельности..

        Сказки расширяют словарный запас ребенка, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи, способствуют формированию её эмоциональности, образности.

        Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать и оценивать поступки героев, то в дальнейшем он сможет перенести эту модель в реальную жизнь, исправить определенную жизненную ситуацию.

        Сюжет сказки - благодатная почва для развития когнитивных процессов, воображения, творческой фантазии ребенка. Сказочный сюжет создает проблемную ситуацию, которую ребенок с удовольствием разрешает, так как хочет помочь любимому герою. Использование сказочного сюжета позволяет органично включать в занятия задания по формированию мимики, мелкой моторики, элементы психогимнастики и релаксации, дыхательные и голосовые упражнения. Сказка является неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников, позволяет познакомить их с бытом и культурой русского народа.

        Богатый лексический материал сказок, усвоенные в них грамматические конструкции можно вводить в связную речь, для формирования которой тоже уже будет создана основа в виде сказочного материала, сюжетов былин, народных песен, сказаний. Прививая детям интерес и любовь к народному творчеству, сказкам, педагог одновременно может формировать лексико-грамматические категории и связную речь дошкольников. У детей старшего дошкольного возраста речь достигает достаточно высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает  удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у них вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам и умение контролировать свою речь. Развитие же речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Известно, что дети воспринимают сказку как реальность. Именно поэтому сказка оказывает огромное влияние на нравственное воспитание ребят.

2. Существует самая разнообразная классификация сказок. По тематике и стилистике сказки можно разделить на несколько групп, но как правило выделяют три большие группы:

       1)Сказки о животных

       2)Волшебные сказки

       3)Бытовые(сатирические) сказки

        Сказки о животных.

Маленьких детей очень привлекает мир животных, поэтому им очень нравятся сказки, в которых главные герои звери и птицы. В сказке животные приобретают человеческие черты – думают, говорят, совершают поступки. По существу, такие  образы несут ребенку знания о мире людей, а не животных.

В этом виде сказок нет отчетливого разделения  персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционная черта лисицы – хитрость, поэтому она дурачит других зверей; волк- жаден и глуп; во взаимоотношениях с другими персонажами он непременно попадает впросак. А вот медведь бывает и добрым и злым, но при этом всегда остается недотепой. Но если в такой сказке появляется человек, то он непременно оказывается умнее, сильнее, проворнее и хитрее всех зверей. Разум помогает ему одерживать победу над любым противником.

Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба» обладают особой композицией, когда эпизод цепляется за эпизод, нередко они повторяются с добавлением какой-либо новой подробности. Эти повторения содействуют запоминанию и пониманию.

Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии – того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно. Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, в его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом.

Волшебные сказки.

        Волшебную сказку отличают от других видов сказок оригинальный вымысел и связанные с ним особые формы устного повествования. Ни одна волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства в жизнь человека чуда. Чудесный вымысел лежит в основе волшебно – сказочного сюжета.

Это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Главный герой попадает от в одну, то в другую опасные ситуации, спасает друзей, уничтожает врагов, борется не на жизнь, а на смерть. Опасность представляется особенно сильной и страшной, потому что главные противники его не обычные люди, а представители сверхъестественных тёмных сил: Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный и пр. В распоряжении главного героя оказываются весьма действенные фантастические средства – помощники : ковер – самолет, чудесный клубочек или зеркальце, а то и говорящий зверь ли птица, стремительный конь ли волк.  Одерживая победы над  нечистью, герой как бы подтверждает своё высокое человеческое начало, близость к светлым силам природы. В борьбе он становится еще сильнее и мудрее, приобретает новых друзей и получает неоспоримое право на счастье.

В сказках не бывает непоправимых жизненных бед, но также в них отражено, что реальный мир знает тяжкие людские страдания, но всё кончается благополучно, благодаря чуду.

Волшебная сказка с её стойкой композицией приучает ребенка логически мыслить: события в ней разворачиваются в строгой последовательности. Таким сказкам присуща такая композиционная особенность: посторение какого – либо эпизода с последующим усилением эффекта.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Подбор глаголов ярко передает динамику событий, остроту ситуации. При этом маленький слушатель становится как бы участником происходящего, активно сопереживая героям сказки.

Бытовые (сатирические) сказки.

Такая сказка наиболее близка к реальной жизни. Одобрение или осуждение всегда подается в ней открыто, точно выражается оценка: что безнравственно, что достойно восхищения и т.п.

        Сказка наделена занимательным сюжетом, изобилующим комическими ситуациями. Такая сказка  рассчитана на непрерывность и единство  восприятия. Как правило, речь идет об одном конфликте с весьма ограниченным числом действующих лиц.

Постоянными героями сатирических сказок выступают «простые» бедные люди, которые одерживают верх над «непростым» - богатым или знатным человеком. В отличие от  героев волшебной сказки здесь бедняки достигают торжества справедливости без помощи чудесных помощников, лишь благодаря уму, ловкости, находчивости да ещё удачным обстоятельствам.

В бытовых сказках появляются порой такие абстрактные персонажи, как  Правда и Кривда, Горе –Злосчастье, а порой и персонажи животные. Главное здесь не подбор персонажей, осуждение человеческих пороков и недостатков.

3. выбирая детскую сказку обязательно надо учитывать возрастные, психические особенности развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна. В два года у ребенка уже развита способность удерживать в памяти простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст, когда детям очень нравятся сказки о животных. Дети с удовольствием подражают движениям и звукам, издаваемым сказочными животными, их действиям с различными предметами. Сюжетные обороты, присущие таким сказкам,  помогают маленькому ребенку запомнить сюжет и «освоиться» в нем. Психологи замечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на художественное изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Между  двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме, фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка подготавливается к восприятию волшебных сказок. Однако, именно это  достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок.

Необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет вовремя выявить психологическую проблему малыша и вовремя скорректировать его психическое  развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

        Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конесно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумывать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребенка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощенно понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребенка.

4. Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она всё же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему всё происходит так, а не иначе.

        Для детей не важно, кто герой сказки: человек, животное или дерево. Важно другое: как он себя ведет, каков он – красив и добр или уродлив и зол. Сказка старается научить ребенка оценивать главные качества героя и никогда не прибегает к психологическому усложнению.

В дошкольных учреждениях сказка традиционно используется во всех направлениях воспитательно-образовательной деятельности, создаются условия для введения дошкольников в мир литературы. Дети знакомятся со сказками на специально организованных занятиях, герои сказок вместе с детьми учатся считать, рисовать, познают окружающий мир, поют песни и делают зарядку, а сказочные сюжеты пронизывают ролевые, подвижные игры. Интерес к сказке поддерживается созданием в групповых помещениях специально организованной среды.

        Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит напрямую. Не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны и понятны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности – умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это основа для любой творческой деятельности. В простой детской сказке содержится всё самое нужное, самое главное в жизни, живое, как сама жизнь.

5.Непосредственно образовательная деятельность «Путешествие по  сказкам А.С.Пушкина»

Цель: закрепление представлений о сказках А.С. Пушкина

Задачи:

1. Создать условия для узнавания сказок и сказочных персонажей А.С.Пушкина

2. Развивать память, воображение.

3. Прививать любовь к творчеству поэта.

4. Воспитывать эстетический вкус.

Оборудование:

• Выставка книг:

«Сказка о рыбаке и рыбке»

«Сказка о попе и работнике его Балде»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

«Сказка о царе Салтане»

«Сказка о золотом петушке»

• Иллюстрации с героями сказок

• Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина для оформления

• Зеркало, сундучок с орешками

• Раскраски в подарок

Подготовительная работа:

— Ознакомительный очерк «Город, который носит имя А.С.Пушкина

— «А.С.Пушкин для детей»: параллель между сказками Пушкина и русскими народными, о животных, социально-бытовыми, волшебными; первоначальное понятие – зачин, концовка сказок)

— Чтение сказок А.С.Пушкина, объяснение слов, языка поэта

— Просмотр м/ф по сказкам

— Раскрашивание иллюстраций с персонажами

— Выставка книг со сказками

— Пазлы по сказкам

Ход занятия:

I. Вступление (на книжной полке портрет А.С.Пушкина; книги со сказками поэта).

-Узнали, чей это портрет?

Сегодня мы ещё раз собрались для того, чтобы поговорить о сказках А.С.Пушкина. Ещё в раннем детстве маленькому Саше напевала песни, рассказывала необычные истории и сказки его любимая няня – Арина Родионовна.

В её сказках добрые воевали со злыми, злые были сильными, ловкими, а добрым приходилось трудно, но в конце концов – Добро побеждало Зло.

Став взрослым Пушкин продолжал собирать и записывать народные сказки, а затем и сам создал свои чудесные сказки.

Сказки А.С.Пушкина мы читали, смотрели мультфильмы, раскрашивали иллюстрации. Вам эти сказки понравились и поэтому сегодня мы отправимся в страну, где живут эти сказки.

II. Основная часть.

А) Кот: Мяу! Не пущу, никого не пущу. Я лучше всех знаю сказки, а кто их не знает, того ждут неприятности в этой стране.

Воспит.: Котик, миленький, пусти нас, мы постараемся не попадать в неприятности, ведь мы знакомы со сказками.

Кот: Хорошо, но попасть в эту страну вы сможете, если выполните задание: найти нужную книгу со сказкой по отрывку из этой сказки.

Воспит.: Сначала слушаем отрывок, затем кто-то 1 найдет нужную книгу со сказкой.

(дети слушают отрывки, и находят нужную сказку)

Восп.: Ну что котик, справились мы с заданием?

Кот: Да, хорошо. Пущу вас, но будьте осторожны. И пусть вам все преграды поможет преодолеть Добро. Закрывайте глаза.

(Переносимся)

-Итак, вы очутились в гостях у сказок Пушкина

Кот: Будьте внимательны, вам могут встречаться волшебные предметы.

Б) Восп.: Спасибо, кот ученый. Ой, ребята, а вот и первый предмет. Кому он принадлежит? Какие слова произносила Мачеха-царица?

— Сейчас вы будете узнавать через это волшебное зеркало героев сказок.

В) Физкультминутка

Встаньте около своих мест.

Я буду называть персонажей различных сказок, и, если эти герои из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки вверх и тянетесь на носочках, но если они из других сказок, то приседаем. Приготовились.

Чёрт, лиса, братья-богатыри, комар, поп, колобок, Царевна-Лебедь, кот Леопольд, Царь Салтан, сестрица Алёнушка, конёк-горбунок, Чебурашка, месяц, журавль, князь Гвидон, Балда.

Г) -А вот ещё один сказочный предмет. (сундучок) Из какой сказки? Что в нем, давайте проверим? (орешки)

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые…

Ядра – чистый изумруд…

Будем отвечать на вопросы, словно щелкать орешки (значит быстро отвечать)

(Дети выходят по очереди, берут «золотой орешек», воспитатель читает вопрос)

1: С помощью какого предмета одна своенравная царица узнала, красива ли она? (зеркальце)

-Как называется эта сказка? Покажите книгу.

2: Кто исполняет желания одного бедного старика? (золотая рыбка)

3: С кем пришлось тягаться в силе и ловкости одному работнику? (с чертенком)

4: Отчего заснула молодая царевна? (укусила яблоко) Кто принёс ей это яблоко?(Царица – мачеха))

5: Кого подарил Мудрец царю Дадону? (золотого петушка)

6: Как звали жениха из сказки о мертвой Царевне? (Елисей)

7: Кто обманул чертей и наказал попа за жадность? (Балда)

8: Имя няни А.С.Пушкина (Арина Родионовна)

9:Сын царя Салтана, который спас царевну Лебедь? (Гвидон)

-Остались сладкие орешки.Это, ребята, наверное вам за правильные ответы. Мы заберем их с собой!

Д) А здесь ребята нам приготовлено ещё одно задание под названием «Сказочные последовательности»:

1)На фланелеграфе перед вами картинки. Кто изображен? Из какой сказки?

— Назовите в сказочной последовательности, в кого превращался князь Гвидон:

Комар, муха, шмель

2) Перед вами месяц, солнце, ветер. Из какой сказки? Покажите, в какой последовательности царевич Елисей обращался за помощью, чтобы узнать о своей невесте?

3) На экране картинки животных: заяц, коза, слон, лиса, лошадь.

Выберите тех животных, которые помогли Балде из сказки обхитрить чертят.

Е) Физкультминутка

(Муз.отрывок «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»)

Ветер по морю гуляет Руки вверх через стороны

И кораблик подгоняет Махают руками

Он бежит себе в волнах Замок из пальцев

На раздутых парусах Руки вниз

Мимо острова крутого Пальцы расцепляют

Мимо города большого Садятся-встают

Пушки с пристани палят Хлопают

Кораблю пристать велят Топают

III Итог. А наше путешествие по сказкам А.С. Пушкина заканчивается. Я очень рада, что вам сказки нравятся, вы их читаете и, надеюсь, они навсегда останутся в вашем сердце.

Но знакомство с творчеством А.С.Пушкина не заканчивается и мы ещё вернёмся в те места где он жил. А вам, ребята, наверное, есть, что сказать. (дети читают стихи)

Подарок — Раскраски «По сказкам Пушкина»

Спасибо за работу. До новых встреч!!!!

 

Список использованной литературы:

  1. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия
  2. Баронова В.В. Игровые познавательно-речевые занятия на основе сказок
  3. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников с нарушениями слуха.

В статье раскрывается роль народной сказки в воспитании дошкольников с нарушениями слуха и этапы работы над сказкой....

Проект по самообразованию на тема: «Роль сказки в нравственном воспитании дошкольников»

laquo;Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский)...

РОЛЬ СКАЗКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Любая сказка имеет социально - педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит.   Сказка является одним из важнейших нравственно -...

Роль сказки в нравственном воспитании дошкольника

Благодаря сказке ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем. В мир сказки он попадает в самом раннем возрасте. Она помогает ему составить представление о времени, о пространстве. О связи челов...