Проект "Моя семья"
проект (старшая группа) на тему

Буркова Оксана Викторовна

Проект "Моя семья"

Проблема: отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Во время праздника создать атмосферу эмоционального комфорта.

Задачи:

  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада,
  • Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение детского коллектива;

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya.docx52.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Моя семья"

Проблема: отсутствие у детей достаточных знаний о своей семье, отсутствие семейных традиций в семьях воспитанников, неумение родителей строить партнерские, доверительные отношения со своими детьми и педагогами группы.

Цель: Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Во время праздника создать атмосферу эмоционального комфорта.

Задачи:

  • Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада,
  • Воспитание у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью, сплочение детского коллектива;

Оформление.

Шары, выставка семейных фотографий "Дом глазами детей" и рисунков "Мой дом! Моя семья!", плакаты

Предварительная работа: проведение беседы о празднике, разучивание песен, танцев, разучивание стихотворений о семье. Рассматривание семейных фотографий.

Вид, тип проекта: краткосрочный( 2.11.2015-23.11.2015) , творческий

I. Целеполагание

Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги группы,

II. Разработка проекта

Донести до участников проекта важность данной темы.

Создать развивающую среду: подобрать материалы, атрибуты, для игровой, театрализованной деятельности; видеофильмы, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме «Семья».

Вед:         Добрый вечер, дорогие  гости. Мы рады вас видеть на семейном празднике.  И наши дети приготовили праздничный концерт. Встречайте их бурными аплодисментами

Дети заходят в зал под музыку «Я, ты, он, она» и выполняют перестроения.

Вед: Ребята, сегодня замечательный праздник – День Семьи. А что же такое «Семья?».

Реб:Сегодня праздник – «День семьи»,

          Вас дружно поздравляем.

        Вы улыбайтесь от души,

        Сейчас мы выступаем!

Реб:        Семья – это счастье, любовь и удача,

Реб:        Семья – это летом поездки на дачу.

Реб:        Семья – это праздник, семейные даты,

                 Подарки, покупки, приятные траты.

Реб:        Рождение детей первый шаг, первый лепет,

                 Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Реб:        Семья – это труд, друг о друге забота,

                 Семья – это много домашней работы.

Реб:         Семья – это важно!

                 Семья – это сложно!

Все.        Но счастливо жить одному невозможно!

                Исполняется песня «Взрослые и дети»

Вед:         Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Что может быть семьи дороже?

1реб:        Что может быть семьи дороже?

                Теплом встречает отчий дом,

                Здесь ждут тебя всегда с любовью,

                И провожают в путь с добром!

2реб:        Отец и мать, и дети дружно

                Сидят за праздничным столом

                И вместе им совсем не скучно,

                А интересно впятером.

3реб:  Малыш для старших как любимец,

                Родители – во всем мудрей,

                Любимый папа – друг, кормилец,

                А мама ближе всех, родней.

4реб:        Любите! И цените счастье!

                Оно рождается в семье,

                Что может быть ее дороже?

                На этой сказочной земле.

Вед:О своих любимых папе и маме расскажет Настя Н.

Стихотворение "Про любовь".

        Мама на папу глядит, улыбается,

        Папа на маму глядит, улыбается,

        И не страшны им ни дождь, ни вьюга.

        Просто они очень любят друг друга.

        От этой любви и легко, и светло.

        Мне с папой и мамой так повезло!

Вед:О семейных страданиях нам поведают - частушки.

Частушки

1.Мама, папа и братишка

        Вот и вся моя родня

        Ох, спасибо, дорогие

        Что вы есть все у меня.

2.Кто в семье послушный самый,

        Нам скажите прямо.

        Ну, конечно, вам ответим,

        Это - наша мама.

3.Мама смотрит так сердито,

        Ведь я ем без аппетита.

        Будто вот от этой каши

        Все зависит счастье наше.

4.Каждый день в свою копилку

        Я бросаю по рублю.

        Чтоб купить себе братишку,

        Целый год уже коплю.

5.Как же ты сегодня дочка,

        Утром умывалась?

        Щётка, мыло, полотенце-

        Все сухим осталось!

6.За меня не бойся мам,

        Я со стула не свалюсь.

        Ну и что, что я качаюсь,

        Я за чашечку держусь!

7.Оля с мамой поругалась,

        Села на пол и ревет.

        Пусть меня обратно аист

        К себе в клюве унесет.

8.Мама, я сломал часы,

        Дай мне шоколада.

        Ведь добром всегда на зло,

        Отвечать всем надо.

9.Ох, сестренка так кричит,

        Мы всю ночь не спали.

        Что ж инструкцию тебе

        Мама к  ней не дали.

Вед:        А сейчас мы побываем в одной сказочной семье. Пока готовятся наши актеры, проведем Блиц турнир для наших мам.

Блиц турнир для мам

  1. Без чего хлеб не испечь? (Без корки)
  2. Какую воду можно принести в решете? (Замороженную)
  3. На каких полях не растет трава? ( На школьных тетрадях)
  4. Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской)
  5. По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске)
  6. На какое дерево садится ворона после дождя? ( На мокрое)
  7. Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

Блиц турнир для детей

  1. Это когда все вместе - мама, папа, бабушка, дедушка. (Семья)
  2. Самый нежный, самый добрый, самый любимый для всех человек (Мама)
  3. Место, где все мы бываем все вместе. (Дом)
  4. Что такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его всё равно любят. (Ребенок)
  5. Она вяжет всем носки и печет самые замечательные пирожки и булочки (Бабушка)
  6. В них играют все дети. (игрушки)

Сценка "Мешок яблок"

Вед.        Семья - это близкие и родные люди, те кого любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Стихотворение "Папу с мамой берегу"

Реб:Пап жалуется: Что-то утомляюсь от работы...

        Мама тоже: Устаю, на ногах едва стою...

        Я беру у папы веник -

        Я ведь тоже не бездельник,

        После ужина посуду, сам помою, не забуду,-

        Папу с мамой берегу, я же сильный, я смогу!

Вед:         Как хорошо, когда в воскресение собирается вся семья!!!

Стихотворение "Воскресение"

Реб:        Воскресенье - вот везенье!

        Воскресенья так нужны!

        Потому что в воскресенье

        Мама делает блины.

        Папа к чаю чашки моет,

        Вытираем их вдвоем,

        А потом мы всей семьею

        Чай с блинами долго пьем.

         А в окошко льется песня,

        Я и сам запеть готов,

        Хорошо, когда мы вместе,

        Даже если нет блинов.

Вед:        Проходят незаметно выходные дни. Мамы и папы идут на работу, а младшие дети...(В детский сад)

В детском саду дети проводят много времени. Здесь они занимаются, играют, кушают, отдыхают. Значит, и детский сад тоже можно назвать большой и дружной семьей. И сейчас ребята исполнят песню о любимом детском садике.

Песня "Детский сад"

Сценка "Семья" (авторская)

(размещаются атрибуты сюжетно ролевой игры семья: стол, плита, мягкая мебель; шапочки домашних животных)

Реб.        Собирайся народ, кто в семью играть идет.

                Собирайся народ, кто в семью играть идет.

                1,2,3,4,5 - буду мамой я опять.

Реб.        Папы роль возьму друзья,

                Но, а вы моя семья.

Реб.        Дочкой я хочу быть вашей,

                И зовут меня - Наташей.

Реб.        Но, а я ваш старший сын,

                Только здесь я не один.

                Пёс живет у нас в квартире.

                Куплен мною в детском мире.

Реб.        Нет! Щенок я настоящий.

                Буду с вами я играть,

                Стану в цирке выступать.

Реб.        А без кошки, не семья,

                Кошкой Муркой буду я.

Реб.        Все, играть давай начнем!

                Дружно вместе, вшестером.

(Сюжетно ролевая игра продолжается в произвольной форме: мама готовит обед, дети накрывают стол. и т.д… в это время ведущий произносит текст.)

Вед:        Родилась в саду "семья"

                Всем любимая игра.

                И идет за годом год,

                Время движется вперед.

                И мы с вами не заметим,

                Как пройдут десятилетья.

                Дети создадут свою

                Настоящую семью.

                Но, а пока

                Наслаждайтесь, умиляйтесь...

                Это лишь всего игра.

Вед:        Когда рождается ребенок, то маме всегда задают вопрос: "На кого похож малыш?"

Реб:        Говорят, что у меня

                Папы синие глаза

                Мамин весь в веснушках нос

                Деда рыжий цвет волос

                Бабушкина форма губ

                Дяди Леши нижний зуб

                Подбородок с ямкой тети

                (дед признался, что непротив)

                Даже младшая сестра

                Себе уши забрала

                Ужас сдавливает грудь

                Мне оставьте что-нибудь!!!

Игра "Узнай по голосу"        

Проведение: Дети встают в круг, выбирают маму. Она встает в центр круга, ей завязывают глаза и мама старается узнать своего ребенка по голосу.

Родители называют своих детей ласковыми именами.

Каждый родитель дома называет своего ребенка только ему присущем именем. Давайте послушаем, как дома вы называете своих детей. «Назови меня тихо по имени». 

Стихотворение "Письмо матери к сыну"

        Реб:        Любили тебя без особых причин

                За то, что ты - внук,

                За то, что ты - сын,

                За то, что малыш,

                За то, что растешь,

                За то, что на маму и папу похож.

                И эта любовь до конца твоих дней

                Останется тайной опорой твоей

Вед:        Наш праздничный вечер подходит к концу. Мы поздравляем ваши семьи с праздником и желаем, чтобы вы всегда были вместе, жили радостно, счастливо и дружно! И вы, ребята, были дружны в нашей садовской семье.

Песня "Мир похож на цветной луг"

Вед:        С Международным днем семьи

        Вас мы поздравляем!

        И в этот чудесный "День семьи"

        От всей души желаем:

        Для сердца - праздника тепла

        И радости в общении,

        Желаем с близкими всегда

        Быть в лучших отношениях!

Вед:        Берегите свои семьи, заботьтесь друг о друге, любите своих детей и родителей, помогайте родным и близким в беде! Будьте все здоровы и счастливы!        

Самоанализ

Считаю, что с поставленными программными задачами я справилась, у детей сохранялся интерес на протяжении всего проекта, а в частности итогового мероприятия для детей и родителей. Речевая активность соответствовала возрастным особенностям данного возраста. Гости (родители и бабушки, братья и сёстры) были приятно удивлены.

Результат проекта

Для тетей:

•Закрепление знаний детьми информации о своей семье.

•Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

•Проявление заботы и уважения ко всем членам семьи.

Для родителей:

•приобретение знаний о семейных и народных традициях, праздниках;

•укрепление межсемейных и внутрисемейных связи;

•прививали желание хранить и чтить свои семейные традиции;

План реализации проекта

1 этап – подготовительный

  1. составление плана деятельности
  2. сотрудничество с родителями
  3. подбор литературных произведений о семье
  4. подбор музыкальных произведений на  тему семья
  5. подготовка цикла бесед о семье

2 этап – основной, организационно-практический

Работа с родителями:

1.         Информация в родительском уголке.

2.         Индивидуальные и групповые консультации по организации выставки «Я и моя семья» и проведению праздника.

3.         Подготовка презентации «Вместе дружная семья».

4.        Консультация «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

5.         Встречи с интересными людьми: Рассказы родителей о своей профессии.

Работа с детьми:

  1. .Просмотр видеофильма о семье
  2. Беседы на тему «Семья», «Кем работают мои родители».
  3. Разучивание стихов, песен о семье
  4. Изготовление рисунков на тему «Я и моя семья», «Мамин портрет», «Мой дом».
  5. Индивидуальные беседы о семье
  6. Изготовление подарков для мам, приглашений, открыток для членов семьи.
  7. Репетиции
  8. Изготовление рисунков на выставку  

3 этап – заключительный

•        Выставка рисунков «Мой дом-моя семья»

•        Праздник «День семьи»

Все этапы проекта соблюдены, итогом проекта стало мероприятие. Посредством реализации мероприятия этой проектной деятельности были выполнены задачи - заложен фундамент: по воспитанию у ребёнка любви привязанности к семье, близким людям, детскому саду, дому; по созданию эмоционально-благополучной атмосферы дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок чувствует себя желанным и защищённым; для проявления сострадания, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, а также ко всему живому в природе; по созданию предметно-развивающей среды, способствующей нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Родители активно вовлечены в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада. Проектов оформляли в виде фотовыставок, выставок рисунков, мультимедиа презентаций, которые охотно представляли на групповых встречах, семинарах-практикумах, круглых столах, общих родительских собраниях.

Об опыте работы над этим проектом было рассказано на педсовете ДОУ

26.11.2015.

Выступление на педсовете ДОУ

«Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»

Подготовила: Буркова Оксана Викторовна

Руководитель учреждения: Грехова Елена Юрьевна

Выступление на педсовете ДОУ

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию доклад по теме: «Эффективность работы с семьей по формированию позитивной полоролевой идентификации дошкольника»

Для того чтобы подойти к данной теме предварительно мной был разработан проект « Моя семья», в котором чётко прослеживается взаимодействие с родителями, целью которого являлось воспитание у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним. Учили детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание заботиться о близких людях. Формировали у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Во время праздника создали атмосферу эмоционального комфорта.

Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования» (2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система государства должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года») .

Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных, индивидуальных и полоролевых особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, стать настоящим мужчиной и женщиной в будущем. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка определенного пола в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

ДОУ, как и все образовательные учреждения не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей, в том числе и гендерного. Педагог ДОУ – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.

Отношения ДОУ с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии. Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами; воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их. Этому способствуют нетрадиционные формы взаимодействия с семьей, которые мы и используем в своей работе.

В Программе воспитания и обучения детей рекомендуется: «Работники детского сада обязаны систематически и активно распространять педагогические знания, помогать семье, правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт семейного воспитания, развивать преемственные связи между общественным и семейным воспитанием».

Содержание работы с родителями должно охватывать широкий круг вопросов, освещать все стороны развития и воспитания ребенка. Взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время. Все больше педагогов стало задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, начиная уже с дошкольного детства. В дошкольном возрасте у ребенка формируется эмоциональное отношение к жизни, к людям, к себе, как к личности определенного пола и оставляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Современные требования индивидуального подхода к формированию личности определенного пола не могут быть выполнены без учета специфики пола, то есть гендерного подхода. Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. В условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в которых размываются границы между женскими и мужскими социальными ролями, гендерная социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. Стирание гендерных различий приводит к нарушению взаимоотношений полов, традиций гендерной дифференциации.

Учет сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений в области гендерного воспитания детей. Среда ДОУ недостаточно содействует гендерной социализации мальчиков и девочек, недостаточно содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения. (В ДОУ работают одни женщины). Перспективы воспитания начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек все чаще волнуют современное образование. И если проблема воспитания девочек не стоит так остро, то формирование будущих мужчин, становление их физических и личностных качеств, все чаще вызывает тревогу. Как следствие, у детей отсутствуют специфические черты, характерные для пола. В исследованиях психологов отмечается, что мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, стремления к мирному разрешению конфликтов, а девочки нежности, терпимости, женственности. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин.

Ребенок подражает всему: формам поведения, которые являются полезными для окружающих и стереотипам поведения взрослых, относящихся к вредным социальным привычкам (курение, брань, распитие пива). Ребенок вносит их в сюжет игры, подражая увиденному.

Целью гендерного воспитания является создание условий для раскрытия и самореализации способностей мальчиков и девочек, что требует изменения и разработки новых способов, форм и методов.

Основные трудности и проблемы

Преимущественно женский состав педагогов ДОУ лишает мальчиков делового взаимодействия с мужчинами, деформирует их социальный опыт. Мальчики «привыкают» подчиняться женщине. Что приводит либо к робкому, неуверенному, послушному поведению, либо к протестующему «разбойному» поведению, выражаясь в протесте к подчинению, либо обижая девочек. Женщины – педагоги резко ограничивают двигательную активность мальчиков, что противоречит физиологическим потребностям организма ребенка и особенно тяжело переносится мальчиками. Мы рекомендуем родителям записать ребенка в какую-либо спортивную секцию для реализации двигательной активности. На прогулке в ДОУ не ограничиваем двигательную активность детей и проводим «Минутки крика».

Становление позитивной полоролевой идентичности у детей возможно, если учитывать психологические особенности детей разного пола. Важны знания этих особенностей для воспитания мальчиков и девочек и в ДОУ и в семье. Родители тоже знакомятся с этими особенностями.

Зная психологические особенности мальчиков и девочек, закономерности их полоролевого развития можно найти наиболее адекватные способы педагогического взаимодействия с детьми разного пола. Организуя полоразвивающую работу, важно знать уровень полоролевого развития каждого ребенка.

Но мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, необходимо разумно сочетать маскулинные и феминные черты.

На осознание себя с позиции пола и полоролевого поведения влияют культурные и этические традиции социума, которые формируют систему личностных ценностей, мотивацию действий, характер. В этом и проявляется участие родителей. Поведение родителей и другого окружения ребенка закладывает эмоциональную установку и комплекс представлений о стереотипах половых ролей, о «мужском» и «женском» в поведении человека.

От участия родителей в работе ДОУ выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего – дети. И не только потому, что они узнают, что-то новое о родителях. Важнее другое, – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих мам и пап, бабушек и дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки.

Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда и просто поучится.

Несомненная ценность этого взаимодействия – упрочение связи с семьей, расширение социального опыта детей, инициирование активности и творчества сотрудников детского сада и родителей, что влияет и на рост авторитета дошкольного учреждения.

Используя в своей работе научные идеи выдающихся педагогов и психологов, разработала план работы с семьей, занятия и игры с дошкольниками. Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ведется по 4 направлениям:

1. Информационно-аналитическое.

2. Познавательное.

3. Наглядно-информационное.

4. Досуговое.

1. Информационно-аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами проводилось анкетирование «Социальный паспорт семьи», «Театрализованная деятельность», «Трудовые обязанности в семье», «Изучение правил дорожного движения», «Поощрения и наказания в семье», «Правовая культура родителей», «Какие качества воспитываем у сыновей и дочерей» и другие.

Получив реальную картину, на основе собранных данных были проанализированы особенности, структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выявление лидера и авторитета в семейной структуре, выработали тактику общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

Наблюдая активность участия родителей в мероприятиях группы и ДОУ (собрания, субботники, ремонт, детские праздники, смотры и выставки) выделила такие качественные показатели участия родителей в жизни ДОУ:

- инициативность;

- ответственность;

- отношение к продуктам деятельности детей и продуктам совместной деятельности детей и родителей.

На этой основе выделилось 3 группы родителей:

1. Родители – лидеры (активисты) – которые умеют и с удовольствием участвуют в образовательном процессе, видят ценность любой работы ДОУ, доверяют авторитету педагога, его опыту, знаниям.

2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации, или не желающие отстать от других.

3. Родители – критические наблюдатели – те, кто и сами не хотят ничего делать и критикующие других, живущие по принципу «меня воспитывали так же», «мы выросли без этого».

В связи с этим и подход к родителям стали строить дифференцированный. Убеждение и вовлечение самых стойких наблюдателей в сторону исполнителей и активистов.

2. Познавательное направление

Обогащение родителей знаниями по вопросу воспитания детей. С этой целью использовались различные формы и методы работы:

- групповые и подгрупповые собрания;

- консультации;

- папки-передвижки;

- выставки семейных работ;

- оформление фотовыставок;

- подготовка к совместным мероприятиям с родителями;

- создание предметно-развивающей среды;

- создание развивающей среды на участке ДОУ;

- работа с родительским комитетом и активом родителей

И многое другое.

В результате повысился уровень воспитательной деятельности родителей, что способствовало их творческой инициативе. Все виды работ проводились в интересной форме, чтоб заинтересовать, активизировать и задуматься, сделать выводы. На собраниях создается доверительная атмосфера, доброжелательный тон, родители откровенно говорят о проблемах, (запретных тем нет) и получают компетентные советы и рекомендации. С интересом родители знакомятся с материалом на стендах. К каждому собранию готовится практический материал: детские работы, индивидуальные тетради, Книги, игры, наиболее важные для данного возраста. На каждом собрании и любом мероприятии выражаем благодарность родителям, уделяющим внимание проблемам и развитию своего ребенка и совместно работающим с педагогами группы. Очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им говорятся слова благодарности и вручаются грамоты с комментариями об их талантах:

«Родители – народ прекрасный. Смысл воспитания для них предельно ясен. Ведь только творчество и труд, нам личность в будущем дадут».

«Спасибо вам за труд большой, за все, что сделано с душой! »

Лично мой педагогический опыт как воспитателя составляет 2 год и за это время общения родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в различных ситуациях, обмениваться опытом семейного воспитания.

В период эпидемической ситуации родители поддержали педагогов во всех оздоровительных и закаливающих мероприятиях: приносили лук, чеснок, домашний мед и лимон, для лимонного напитка. Всем детям сделали чесночные бусы, приносили одноразовые платки и полотенца. Благодаря совместным усилиям в группе все время высокая посещаемость и низкая заболеваемость. После открытого занятия по физкультуре многие родители записали детей в спортивные секции (мальчиков, на плаванье, дзюдо; а девочек на танцы.

Я вижу, что воспитательный опыт родителей обогащается и повышается семейный опыт воспитания мальчиков и девочек. Совместные мероприятия сближают нас с родителями и детьми. Благодаря тесному сотрудничеству некоторые семьи сблизились и подружились. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе. У многих родителей «открылись» скрытые таланты, о которых они не подозревали, удивили и себя и других.

3. Наглядно-информационное направление

- Родительские уголки,

- папки с информацией специалистов,

-фотовыставки «На Белгородчине модно вести здоровый образ жизни»;

«Моя мама и бабушка самая красивая, добрая»

«Мой папа и дед был солдатом»

«Мы со спортом дружим»;

- выставки поделок «Семейная игрушка моих родителей»

«Новогодняя игрушка моей семьи»

«Пасхальное яйцо»

«Семейная газета ЗОЖ»

И многое другое

Наглядно-информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично об обязанностях и ответственности родителей, привлечь внимание к проблеме.

4. Досуговое направление

Это направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, но и трудным в организации. Ведь любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Родителями была организована и показана сказка «В гостях у елочки». Родители подготовили для детей сюрприз – праздничное выступление – показ сказки с активизацией детей. Сказка была очень интересна для детей и родителей, ведь артисты в ней – мамы и папы. После сказки дети получили развивающие игры в группу от Деда Мороза и сладкий стол. Это был настоящий праздник для детей и родителей. (Есть видеоматериал) На этом мероприятии присутствовала старший воспитатель ДОУ.

При подготовке к праздничным мероприятиям родители привлекаются к изготовлению атрибутов, подборке и пошиву костюмов, подготовке отдельных номеров. Родители являются участниками утренников как участники. (Папин праздник. Мамин праздник) .

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросе детско-родительских отношений. Очень важная составляющая в этой работе – привлечение пап и дедушек для участия в мероприятиях ДОУ, путем включения их в совместную деятельность, обогащая отношения через эмоциональное общение. Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости»

Праздник в детском саду – радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети. Родители – самые дорогие и близкие люди! Они видят, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ним танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания, гордость друг за друга!

В. А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, труда, времени. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». Поэтому мы решили – пусть такие встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Я поддерживаем тесный контакт и с братьями и сестрами воспитанников, и со старшими членами семей (бабушками, дедушками, что обогащает эмоционально родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями.

Дети любят и ждут семейные праздники, где они учатся взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Коллектив группы мы пытаемся сплотить, создать атмосферу общности интересов: учим мальчиков быть внимательными к девочкам, защищать, опекать их, пользоваться вежливой формой обращения друг к другу, быть доброжелательными; у девочек стараемся развивать нежность, заботливость, эстетический вкус.

Родители являются активными участниками жизни групп. Совместные игры объединяют детей по интересам, учат быть терпеливыми, уступать друг другу, помогать в игре, распределять роли и обязанности.

Цель всей этой работы – укрепление детско-родительских отношений, формирование гендерной идентичности дошкольников. В результате у детей воспитывается внимание к близким, трудолюбие, аккуратность, уважение к труду мужчин и женщин. А это начало патриотического воспитания, ведь любовь к Родине рождается из любви к своей семье.

После бесед с детьми, где дети делились своими тайнами «Я мечтаю ..»

Родители удивились, что их дети, оказывается, мечтают не об игрушках, а об очень реальном счастье семейном. «Мечтаю о братике, сестричке»; «Мечтаю, чтобы папа и мама не ссорились»; «Чтобы мы всегда все были вместе»

Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять разговорам «по-душам» с ребенком, постараться изменить некоторые привычки.

Хотелось бы сказать об одном важном моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, сделав какую-нибудь работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала полезна хотя-бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных измерениях», - писал Ф. Ларошфуко. Это актуально всегда и везде. Не забывайте хвалить своих родителей. Мы делаем это при любом удобном случае и родители, с огромной радостью это принимают (они нуждаются в этом не меньше детей).

В современных условиях детскому саду трудно обойтись без поддержки родителей. Именно благодаря им у нас облагорожен участок, каждый год завозится песок в песочницу, делается ремонт в группе, приобретаются игры и игрушки в группу. Мы, вместе с родителями стремимся, чтобы детям в группе было хорошо, уютно. Родители, получая консультации, советы и дома стараются создать уголки игр для ребенка в зависимости от половых и возрастных отличий.

Любая работа эффективна тогда, когда она правильно организована. Воспитание и развитие ребенка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.

Организация взаимодействия с семьей работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека определенного пола в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Постепенно уходят непонимание и недоверие родителей.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитывать будущих созидателей жизни – мужчин и женщин. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....